Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовой ресурс




У


 

Т.Г. Киселева, 10.Д. Кра сильников. Социально-культурная деятельность

аль но-культур ной сферы в зависимости от их экономического ста­туса;

1.Объекты социально-культурной сферы государственного,
федерального значения (театры, музеи, парки, заповедники,
творческие коллективы и др.), являющиеся общенациональ­
ным культурным достоянием. Эти объекты пользуются фи­
нансовой поддержкой не только государства, но и негосу­
дарственных - коммерческих и общественных - организа­
ций и имеют потенциальную и реальную возможность пре­
доставлять услуги высокой стоимости, в том числе в валюте.

2.Объекты социально-культурной сферы регионального (му­
ниципального) подчинения, находящиеся на полном или
почти полном бюджетном финансировании. Для них харак­
терны слабая материально-техническая база, неустойчивое
хозяйственно-экономическое положение, формальное суще­
ствование расчетного счета в банке, а нередко и его отсутст­
вие. Инертность и консерватизм современной кадровой по­
литики ведут к нестабильности и текучести кадров.

3.Учреждения и организации, требующие больших инвести­
ций в свои проекты и программы со стороны различных ре-
сур содержателей (муниципальных органов, спонсоров, до­
норов, меценатов и др.), ориентированных на внедрение ин­
новационных технологий в социально-культурной сфере.
Для этих учреждений характерна свобода выбора видов со­
циально-культурной деятельности, финансирования, исполь­
зования различных форм собственности, которая обеспечи­
вает возможности безболезненного вхождения в рынок.

4.Отраслевые учреждения и организации, находящиеся на
полной или почти полной самоокупаемости. Для них харак­
терна абсолютная самостоятельность в выборе видов дея­
тельности и досугового обслуживания посетителей, активная
хозяйственная позиция и инвестирование своего дальней­
шего развития, а также внешних проектов и программ.

Социально-экономический статус каждого из отраслевых объек­тов культуры, образования, искусства, спорта, досуга является, по суще­ству, результатом взаимного пересечения и взаимопроникновения не­скольких характерных параметров. Каждый из них расширяет наши


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

представления о данном объекте как о специфическом социально-куль­турном институте современного региона - поселка или города.

В зависимости от назначения и характера использования ре­сурсной базы все социально-культурные институты подразделя­ются на: многопрофильные, обеспечивающие одновременное раз­витие различных направлений социокультурной, просветитель­ской и досуговой деятельности; однопрофильные, обеспечиваю­щие разнообразие деятельности на основе какого-либо одного конкретного направления, вида, жанра или формы культуры, до­суга, искусства, спорта и т.д.; прокатные (посреднические), пре­доставляющие свою базу для проведения различных мероприятий культурного и общественно-политического назначения, подготов­ленных любыми, в том числе и негосударственными, субъектами социально-культурной деятельности

Программно-целевой принцип финансового и материально-технического обеспечения социокультурной деятельности предпо­лагает целевое использование ресурсной базы социально-культур­ных институтов.

Основная (профильная) деятельность социально-культурных институтов предполагает производство и распространение куль­турного продукта, образовательных, досуговых и других услуг ли­бо с использованием своей ресурсной базы, либо с помощью при­влечения дополнительных ресурсов. В содержание основной дея­тельности входят:

а) собственная (штатная) деятельность. Она направлена на
фиксированное производство конечного продукта (услуг); финан­
сируется из бюджета преимущественно через госзаказ органами
местного самоуправления разных уровней,

б) создание условий для развития самодеятельной и инициа­
тивной, индивидуальной и коллективной социокультурной, досу­
говой деятельности населения и отдельных граждан. В этих целях
предоставляются необходимое время и средства обеспечения
(прокат) для проведения мероприятий другими юридическими и
отдельными физическими лицами, а также осуществляется кон­
сультационная и методическая помощь;

в) собственная предпринимательская, частная, кооперативная
(нештатная, конъюнктурная), не связанная определенной номенк­
латурой деятельность, Она направлена на производство на платной


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность

основе культурного продукта, сервисных (информационных, по­среднических, обеспечивающих и др.) услуг в соответствии с по­требностями и запросами населения. Она осуществляется также на основе социально-творческого заказа государственных и иных ор­ганизаций или частных лиц, ориентированных на культурную, просветительскую и досуговую деятельность, а также любых дру­гих имеющих юридический статус организаций.

Неосновная, непрофильная для социально-культурных инсти­тутов коммерческая деятельность выходит за рамки сферы куль­туры, образования, досуга. Это торгово-закупочная деятельность, производство товаров народного потреблеьля, предоставление транспортных услуг, а также иные виды коммерческой деятельно­сти, не противоречащие законодательству Российской Федерации. К неосновной, непрофильной деятельности предъявляется ряд требований. В первую очередь она должна быть технологически совместима с основной деятельностью. Она не должна наносить материального ущерба социально-культурному институту и про­тиворечить морально-этическим нормам и правилам, принятым в обществе.

Определенный спад бюджетного финансирования отрасли не устраивал и не устраивает работников культуры и искусства, кото­рые продолжают требовать увеличения объемов финансирования, обвиняя государственные власти в недооценке роли культуры в общественном развитии. Между тем, чем громче раздаются голоса «о необходимости возрождения культуры России)), тем больше понимания того, что «уровень культуры» является определяющей компонентой социально-экономической системы всей страны.

Известно, что многие учреждения в большей или меньшей степени имеют возможность зарабатывать средства, продавая свой творческий продукт населению. Это подтверждает и статистика

Однако экономическая система в стране постепенно приобре­тает новый облик, оставляя без работы всех, кто не сумел адапти­роваться к требованиям рынка (включая работников культуры). В отрасли культуры преобразования происходят наиболее сложно. Во-первых, не все учреждения культуры получили продеклариро­ванную экономическую и юридическую свободу от опеки органов культуры. Во-вторых, хозяйственный механизм этой сферы при­шел в очевидное противоречие с Гражданским кодексом России и


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

финансовым устройством государства. В-третьих, далеко не все руководители оказались психологически готовы к использованию в полной мере своих потенциальных возможностей для реализа­ции собственных финансовых проектов на легальной основе, Это значит, что еще длительное время сфера культуры будет жить в условиях жесткого финансового цейтнота, а потому необходимо искать другие способы решения проблемы ресурсного обеспече­ния учреждений социально-культурной сферы

Возможны два принципиально разных направления такого поиска,

Первое - увеличить бюджетные возможности за счет прироста валюты баланса. Как достичь? - Поднять ставки налогов или вве­сти новые налоги на хозяйствующих субъектах Повысить дело­вую активность учреждений и их вклад в общую массу прибыли.

Второе - предполагает развитие и использование коммерче­ского потенциала культуры для решения собственных экономиче­ских проблем сферы культуры как подсистемы общественного разделения труда и частичного участия в решении экономических проблем государства.

Социально-культурная сфера, обладая собственным ресурс­ным потенциалом, вынуждена постоянно искать оптимальное со­четание различных способов финансирования - начиная с бюд­жетной модели и кончая моделью, основанной на рыночных принципах.

Принципы партнерства и смешанных форм финансирования предопределили уже сегодня многоканальность государственной поддержки и широкую диверсификацию источников финансиро­вания культуры, государственное стимулирование бюджетной са­мостоятельности территориальных властей и собственно самих учреждений и организаций культуры, а также привлечения средств частных спонсоров и меценатов,

Существует ряд резервов, которые могут быть с успехом ис­пользованы: федеральный и региональные бюджеты, которые поддер­живают сферу культуры и искусства и реализуются по нескольким кана­лам: в форме прямого финансирования; при помощи системы низовых бюджетов; на основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня; через независимые посреднические структуры; с использованием смешанного государственно-частного финансирования.


 

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильник ов. Социально-культурная деятельность

В США и ряде стран Запада широко используется опыт фи­нансирования учреждений и организаций культуры с помощью специальных целевых трансферов («бюджетной линии»), обеспе­чивающих национальные программы развития и модернизации сферы культуры и искусства, а также грантов, предоставляемых как организациям, так и отдельным работникам культуры (инди­видуальные гранты), обеспечивающих «экономическую безопас­ность» духовного творчества. При этом такая система индивиду­альных грантов включает в себя: бессрочные почетные гранты вы­дающимся деятелям искусства и культуры; гранты в форме гаран­тированного дохода выдающимся деятелям культуры и искусства; гранты молодым ученым и молодым писателям, артистам и т.д.

Система грантов, содержащая условия встречного финанси­рования, способна существенно улучшить финансовое положение учреждений и организаций социально-культурной сферы. Из­вестна практика выделения целевых грантов учреждениям и орга­низациям на содействие в адаптации к инновационной деятельно­сти (Великобритания), целевых грантов на финансирование сферы образования и культуры (Дания); специальных грантов из цен­тральных и территориальных бюджетов на реализацию программ регионального развития, профессионального обучения, переподго­товки кадров, реконструкции культурной инфраструктуры, на финансирование инвестиционных проектов (Франция, Нидер­ланды), а также заключения в ряде европейских стран ежегодных трехсторонних контрактов между центром, регионом и террито­рией в целях улучшения финансирования отрасли культуры.

Нередко финансирование развития различных видов народ­ного творчества и фольклора, национальных библиотек, парков и музеев производится на основе межведомственного соглашения, в котором участвуют бюджеты министерств юстиции, обороны, сельского хозяйства, образования и других отраслей. В государст­венном финансировании объектов культуры активно использу­ются внебюджетные фонды, формирование которых оправдыва­ется «особыми потребностями» и «национальными интересами» из средств поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов (страны Европы, США),

На принципах совместного партнерства государство и корпо­ративные спонсоры участвуют в субсидировании различных по


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная Оеятельность

масштабам социально-культурных акций - фестивалей, выставок, ярмарок, юбилейных праздников и других мероприятий при усло­вии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Подобная практика получила широкое распространение среди областей и республик - субъектов Российской Федерации,

Сущность понятия нормативно-правового поля, или правового пространства, состоит в наличии совокупности действующих норма­тивных и правовых документов, охраняющих, закрепляющих и регу­лирующих права граждан на участие в процессах социально-культур­ной деятельности на федеральном, региональном (субъектно-федера-тивном) и муниципальном, местном уровнях.

При создании федеральных и региональных программ и по­ложений, направленных на эффективное применедис полномочий субъектов Российской Федерации в последовательном решении социально-культурных проблем, необходимо использовать сле­дующие нормативно-правовые документы: Конституцию Россий­ской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, за­коны РФ «Об образовании» (1991), «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995), «Об общественных объединениях» (1995), «О предпринимательской деятельности» (1995), «О неком­мерческих организациях» (1995), «О национально-культурной ав­тономии» (1996)и др.

Основополагающими документами, регулирующими в рос­сийском законодательстве социальные права человека, являются Федеральные законы от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2.08.1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Конституция провозглашает Российскую Федерацию соци­альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедос­тупность и бесплатность образования в государственных и муниципаль-


 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

ных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, националь­ности, отношения к религии и тд.

Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста статьей 44 Конституции - каждый имеет право на участие в куль­турной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, прдусматривается создание льготных уатовий для занятий физкультурой инвалидов, среди которых немало лиц пожилого возраста

Вовлечению в активную досуговую деятельность многих со­циально незащищенных категорий населения, в частности пожи­лых людей, способствуют «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992).

Основами законодательства Российской Федерации о куль­туре (№ 3612 -1 от 9 октября 1992 года, в ред. Федерального за­кона от 23. 06. 99 № 115 - ФЗ) провозглашена неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность (ст. 8), при­оритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп (ст. 9), право каждого человека на все виды творческой деятельности, свободный выбор нравственных, эстети­ческих и других ценностей, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельно­сти, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации об образовании (ст., ст. 10, 11, 12,13,14),

В соответствии со статьей 8 данного законодательного акта, культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального проис­хождения, языка, политических и религиозных учреждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и др обстоятельств. Согласно статье 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям,


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и др.

Открыты для доступа граждан пожилого возраста в соответствии со ст. 35 Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции.

Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет Федеральный закон «Об основах туристической деятельно­сти в Российской Федерации». Пожилые люди, как и все граждане Рос­сийской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передви­жения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, про­фессиональных, спортивных, религиозных или иных целях.

Лицам старшего возраста, согласно Федеральному закону «О биб­лиотечном деле», доступны фонды библиотек, что позволяет им приоб­щаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную информацию. В арсенале норм данного закона есть наиболее важная для социальной поддержки пожилых людей ст.8. Она установата существен­ную привилегию для пожилых людей: ((Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступ­ных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ»

На разрешение первоочередных проблем социальной под­держки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов (Гражданский кодекс Рос­сийской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объе­динениях»,)) «О благотворительной деятельности и благотвори­тельных организациях», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе военнослужащих» и др.).

В перечисленных нормативно-правовых документах законо­дательно закреплены богатство и многообразие форм обществен­ных связей, явлений и социальных функций, которые характери­зуют современную социально-культурную деятельность.

Принципиальным является вопрос и о правовой, законода­тельной базе социально-культурных движений и инициатив. Зако­нодательные акты о культуре, как уже подготовленные, так и на-


 

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

годящиеся в стадии разработки, призваны защитить культуру, и в частности социально-культурную сферу, от политического мани­пулирования ею, от экономических потрясений в условиях пере­хода к рынку, от национальной замкнутости,

Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-культур­ной деятельности приоритетное место принадлежит таким катего­риям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общест­венно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения народов, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому граж­данину, социальная защита деятелей культуры всех категорий -как профессионалов, так и любителей

В законодательном закреплении постоянно нуждаются многие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы - основной инструмент поддержки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей, статус профессиональ­ного творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, творческих организаций, политических партий и движений в области культуры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местничество, ведомственность, бюрократизм, коррупцию, криминал - барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной деятельности.

В качестве примера правовой защиты детей и детских обще­ственных объединений можно привести Конвенцию о правах ре­бенка (принята ООН в 1989 г.).

Имеет большое значение реализация статей Конвенции в про­цессе осуществления гражданских функций детско-юношеских социокультурных объединений. Факт создания объединения {реа­лизация статьи 15 Конвенции), реализация гражданских прав и свобод, записанных в Конвенции о правах ребенка и включающих право на имя и гражданство (ст.7), право на сохранение индивиду­альности (ст. 8), на свободу выражения своего мнения (ст. 13), доступа к соответствующей информации (ст. 17), на свободу мыс­ли, совести и религии (ст. 14), свободу ассоциаций и мирных соб­раний (ст. 15), защиты личной жизни (ст. 16), право не подвер-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деят ельность

гаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или уни­жающим достоинство видам обращения или наказания (ст. 37а), -серьезное достижение ООН.

Знание законодательных и других видов нормативно-право­вой документации (договоров, технических заданий на выполне­ние заказа, актов и др.) в своей профессиональной деятельности, умение использовать их в процессе осуществления культурной политики, социально-культурных проектов и программ в регионе - важное требование к специалистам современной социально-культурной сферы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.