Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иммануил Кант




 

Иммануил Кант родился в 1724 г. в семье шорника (седельщика). Его имя «Иммануил» переводится с еврейского языка как «с нами Бог». Оно было дано ему родителями в честь святого Эммануила. Почти всю свою жизнь Кант провел в г. Кёнигсберге. Здесь он окончил гимназию Фридрихс-Коллегиум и поступил в университет, но из-за смерти отца был вынужден оставить учёбу. С 1747 по 1754 гг. Кант зарабатывал на жизнь репетиторством, жить ему приходилось за пределами города. В 1755 г. Кант защитил диссертацию («Об огне») и получил степень магистра. Он вернулся в Кенигсбергский университет, но уже в качестве преподавателя, и жил в Кёнигсберге, занимаясь философией и преподаванием до конца жизни. В 1804 г. Кант умер. Похоронен он у северной стены Кафедрального собора в Кёнигсберге. Над его могилой современники возвели часовню, что говорит о проявлении уважения к личности Канта и значимости его фигуры.

Главным лозунгом Канта-философа стала фраза: «Имей мужество пользоваться собственным умом».

В творчестве Канта выделяют два периода: ранний (докритический) (1747-1770 гг.) и критический период (примерно с 1781 до 1790 гг.).

В раннем, докритическом, периоде творчества Кант разрабатывает вопросы естествознания и философии природы. Он пишет работы: «О причине землетрясений», «Теория ветров», «Мысли об истинной оценке живых сил», «Всеобщая естественная история и теория неба» (является самой известной).

Кант считает, что Солнечная система произошла из газо-пылевой туманности. Фактически он предвосхитил теорию Лапласа на 40 лет. Позже ее назовут «теорией Канта-Лапласа». Солнечная система имеет свою историю, она возникла из огромного разреженного облака частиц материи и затем сформировалась по определенным объективным законам механического движения. Таким образом, Кант стал основоположником эволюционной теории происхождения Солнечной системы.

Кант также исследовал значение приливов, обоснованно считая, что приливы зависят от фаз Луны и замедляют вращение Земли. Ему же принадлежит идея естественного происхождения человеческих рас и идея классификации животных в зависимости от возможного порядка их происхождения. На этом этапе своего творческого пути Кант выступает скорее как ученый-естествоиспытатель, а не философ.

Критический период творчества Канта посвящен преимущественно проблемам философии. Цель философского исследования Канта в этот период, по его словам, состояла в решении четырех главных вопросов: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я смею надеяться?», «Что такое человек?». Основу критического периода составили «три критики»: «Критика чистого разума»(1781
и 1787 гг.), в которой рассматриваются гносеологические (познавательные) проблемы, «Критика практического разума» (1788 г.), посвященная этике, и «Критика способности суждения» (1790 г.), рассматривающая в основном вопросы эстетики.

«Критику чистого разума» Кант писал 12 лет. Изданная в 1781 г., она первоначально была не понята читателями. Поэтому в 1783 г. Кант печатает краткое изложение своего труда «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука», а в 1787 г. переиздает и саму «Критику», внеся в нее существенные уточнения.

Основной вопрос «Критики чистого разума»: «Каковы границы и условия человеческого познания?». С точки зрения Канта, существуют две познавательных способности: рассудок и чувственность. Кант желает примирить рационализм и эмпиризм, т.к. ни чувственные созерцания, ни понятия рассудка, взятые по отдельности, не дают, по его мнению, всеобщего и необходимого знания, которое, без сомнения, существует в виде законов в естествознании и математике. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты, поэтому необходим синтез чувственного созерцания с категориями рассудка. Высшим условием этого синтеза является единство нашего сознания («трансцендентальное единство апперцепции» в терминологии Канта), или единство нашего познающего «Я». Оно априорно и формально, т.е. не зависит от содержания опыта. Другим условием синтеза чувственности и рассудка является «продуктивная сила воображения», которая дает нам априорные (существующие в нашем сознании до и вне всякого опыта) схемы соединения ощущений с формами нашего ума.

Что же это за «формы ума»? Во всяком знании, по Канту, помимо чувственных компонентов (ощущений), есть еще и универсальные (свойственные любому познающему и воспринимающему сознанию) априорные (доопытные) формы, которые привносятся сознанием субъекта. Благодаря им субъект активно конструирует знание, а не только пассивно его отражает.

Кант исходит из того, что внешний мир существует независимо от сознания людей как «вещь-в-себе». Он непознаваем, но он «является» человеку (посредством ощущений), и то, что мы познаем в мире, это есть только «явления» (феномены) «вещей-в-себе» нашему сознанию. Иными словами, внешний мир и все, что в нем есть, мы можем познавать лишь сквозь призму нашего сознания благодаря одинаковым у всех людей априорным формам. Эти априорные формы и надо изучать – в этом согласно Канту и заключается главная задача философии. Ставить же вопрос, откуда взялись априорные формы в нашем сознании, – бессмысленно, ибо ответить на него невозможно. Они есть как факт.

Кант, таким образом, сильно сузил область философского анализа, ограничив его познанием априорных форм сознания. Такую философию он назвал трансцендентальной – она не занимается познанием вещей и объектов мира, но лишь познанием самого процесса познания.

Кант выделяет следующие априорные формы познания:

· Априорные формы чувственного созерцания: пространство (форма внешнего созерцания) и время (форма внутреннего созерцания). Это не некие объективные формы существования материи
(как, например, в популярной тогда ньютоновской философии природы), а формы, присущие чувственному восприятию людей. Именно потому, что эти априорные формы одинаково организуют наши хаотические ощущения, мы и имеем дело с упорядоченным миром явлений. Благодаря одинаковым у всех априорным формам созерцания (пространству и времени) возможно необходимое и всеобщее знание в математике (геометрия и арифметика).

· Априорные категории рассудка: количество, качество, отношение, возможность, действительность, необходимость.

Благодаря категориям рассудка, накладываемым в суждении на чувственный материал, возможно необходимое и всеобщее знание в естествознании − знание о законах природы, причинных связях, взаимодействии сил и т.д.

В результате, по Канту, получается, что не природа открывает человеку законы своего существования, а человек исходя из специфического устройства своего сознания диктует универсальные законы природе.

Но познающий человек не удовлетворяется миром чувственного опыта и хочет проникнуть в сверхчувственные основы мироздания, ответить на вопросы о свободе воли, бессмертии души и бытии Бога. В этом направлении его влечет разум – наша способность мыслить безусловное и беспредельное. Поскольку наш чувственный опыт ограничен и не распространяется на идеи разума, постольку никакие суждения рассудка об этих идеях нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Рассудок, таким образом, не может ответить на вопросы: конечен или бесконечен мир? Делим мир до бесконечности или неделим? Есть в нем свобода или господствует необходимость? Есть ли у мира последняя, абсолютно необходимая безусловная причина (Бог), или ее нет? На все эти вопросы у рассудка найдутся аргументы ответить и положительно, и отрицательно, что является явным противоречием в мышлении. То есть когда разум выходит за пределы чувственного опыта, он создает противоречивые идеи – антиномии чистого разума. Этими противоречиями разум демонстрирует свои границы, свидетельствуя о необходимости уступить место практическому разуму.

В «Критике практического разума», а также в «Основах метафизики нравственности» Кант излагает свое этическое учение.

В этике Кант связывает мораль не со счастьем, а с долгом и совестью. Моральные поступки отдельного человека могут противоречить аморальной практике поведения общества. Моральные понятия и моральный закон так же, как и априорные формы познания, находятся a priori в разуме. Если бы разум всегда направлял волю, то все наши действия были бы безупречными. Но человек свободен, а потому может следовать или не следовать велениям разумного долга. Однако, как оказывается далее, свобода, по Канту, заключается именно в решении подчинять нашу волю разуму, потакание же и следование своим страстям – это не свобода, ибо воля такого человека обусловлена (обстоятельствами, телесными желаниями, предрассудками), а отнюдь не автономна.

Закон долга, названный немецким мыслителем «категорическим императивом», требует, чтобы каждый индивид – независимо от содержания его действий – поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех[14]. Суть категоричности императива (морального закона) в его безусловном характере: долг при любых обстоятельствах необходимо предпочесть склонности. Так Кант подчеркивает неустранимость разрыва между сущим (ежедневное телесное и социальное бытие человека) и должным. Моральный закон в этической философии Канта является формальным, т.к. не предписывает того, чего именно человек должен желать или делать, а предписывает, как он должен желать или делать что-либо. Нужно действовать не для достижения некоего возможного счастья, а только из чистого долга, ведь счастье очень неопределенно (мнение о счастье может несколько раз меняться в течение жизни даже у одного человека). Правда, Кант все же далек от формализма, в котором его иногда упрекали. Напротив, он подтверждает право человека на удовлетворение своих чувственных склонностей, т.е. на счастье. Но человек должен быть достоин счастья, а достоинство состоит лишь в моральном поведении. Счастье же − это награда за добродетель. Однако в нашем мире непосредственная связь между добродетелью и счастьем отсутствует. Поэтому мы должны допускать существование Бога, который в посмертной жизни и согласует одно с другим, т.е. награждает праведников и карает злодеев. Так Кант выводит бытие Бога и бессмертие души. Допущение это не равносильно для Канта их теоретическому доказательству. Более того, Кант утверждает, что отсутствие достоверного знания в этих вопросах, взамен которого у человека есть только вера или надежда, позволяет спасти бескорыстность долга и свободу личности. Знание о Боге, если б оно было возможно, принуждало бы человека вести себя определенным образом, его поступки были бы «легальными», но не моральными. Исчезла бы свобода, возможная лишь в ситуации фундаментальной неопределенности. Но моральность и свобода являются основой человеческой личности, составляющей, по Канту, высшую ценность бытия.

В «Критике способности суждения» Кант пытался разрешить противоречия своей системы – «вещей в себе» и явлений, природы и свободы, разума теоретического и разума практического. По мысли Канта, дуализм природы и свободы имеет не безусловный характер, т.к. в нашем разуме существует необходимая потребность мыслить природу так, как если бы в ней было возможно осуществление целей по законам свободы. Это необходимость не теоретического познания, но особой – «рефлектирующей способности суждения», которой человек пользуется не только в познании природы, но и в творчестве. Третья «Критика» поэтому посвящена Кантом учению о целесообразности в природе и эстетике (учению о прекрасном и сущности художественного творчества). Рефлектирующая способность суждения рассматривает все разнообразие частных законов природы (и частных произведений искусства) как подчиненное целесообразному единству. Но источник этого единства – не человеческий рассудок, поэтому целесообразность не есть понятие теоретического разума.

Вопросам государственного устройства и политическим проблемам посвящена работа «О вечном мире» (1795). Здесь Кант осуждает войну, провозглашая свободное объединение государств на основе договора (федерация свободных государств) с установлением международного правительства. Каждое из государств в таком равноправном объединении может ожидать своей безопасности не столько от своих военных сил, сколько от великого союза народов. Это дает надежду человечеству на установление вечного мира.

Государства должны иметь республиканскую форму правления, что означает разделение законодательной (принадлежащей объединенной воле народа), исполнительной (принадлежащей монарху) и судебной (принадлежащей судье) властей. Кант отвергал демократию, так как народ, по его мнению, навязывает волю большинства, что нарушает принцип свободы и приводит к деспотизму. Необходимо уничтожить все формы личной зависимости, провозгласить личную свободу и равенство всех перед законом.

Философия Канта несмотря на темноту языка и схоластичность его терминологии сразу вызвала много откликов и содержательных возражений. Она послужила толчком к разнообразным философским дискуссиям вокруг роли субъекта в познании, познаваемости мира, статуса «вещей-в-себе», природы научных теорий и законов, сущности свободы и т.д. Например, Якоби обратил внимание на двусмысленность Канта в трактовке понятия «вещи самой по себе», ведь, с одной стороны, Кант утверждал её непознаваемость, а с другой − утверждал, что эти непознаваемые «вещи сами по себе» будто бы воздействуют на наши чувства, т.е. высказывал все же какие-то содержательные суждения о непознаваемом. Это и другие замечания Якоби, сделанные в 1787 г., оказали большое влияние на дальнейшее развитие немецкой философии, а идеи Канта получили широкое распространение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.