Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика Фихте




· С точки зрения Фихте, худшее из золбездей­ствие, инерция, от чего происходят низость и лицемерие. Хандра и бездействие оставляют человека на уровне вещи, природы, «не-Я», следовательно, в определенном смысле, это отрицание сущности и самой судьбы человека.

· Человек реализует свое моральное призвание в полной мере, лишь вступая в связь с другими людьми. Именно для того чтобы стать человеком в полном смысле слова, он нуждается в других. Так дедуцируется множественность эмпирических «я» из деятельного абсолютного «Я», иначе человек не способен реализоваться.

· Множественность людей влечет за собой множественность идеа­лов и, стало быть, конфликт между ними. В этом конфликте побеж­дает лучший, даже если он видимым образом побежден. Ведь в божественном мире нравственного порядка на высоте лучший в моральном отношении.

· Ученый наделен особой миссией. Не только продвижение зна­ния – главная из его забот, но и долг быть лучшим из лучших в моральном смысле, ведь его деятельность должна способствовать прогрессу человечества.

· Множественность людей предполагает также возникновение «права» и «государства». Поскольку человек – часть «общества» и свободное существо, наряду с другими такими же свободными существами, то он обязан ограничить свою свободу, признавая свободу других. Иначе говоря, рамки моей свободы ограничены правом других на собственную свободу. Так рождается право.

Фундаментальное право состоит в признании свободы каждого человека в той мере, в какой это позволяет общество свободных людей.

Второе право не менее важно: право собственности. Каждый может и должен жить плодами своего труда. Государство, рожденное путем общественного договора, должно га­рантировать недееспособным существование, а дееспособным – работу, а также препятствовать паразитическому образу жизни.

Фихте считал, что лишь немецкая нация может достичь таких целей. Идею пангерманизма мы находим недвусмысленно выражен­ной в «Рассуждениях о немецкой нации».

Философия природы (натурфилософия) у Фихте – это не равноправная часть философии, наряду с наукоучением, а часть самого наукоучения, не имеющая смысла без последнего. Природа для Фихте (как впоследствии и для Гегеля) лишена собственной динамики и жизни, она выступает как «готовая и завершенная», ибо живет по законам деятельности интеллигенции (духа, «Я»), а законы эти суть законы свободы.

Для Фихте, как и для Канта, природа предстает как объект естествознания, а естествознание Нового времени рассматривает ее как сферу действия механической закономерности. П.П. Гайденко пишет: «Кант совершенно справедливо подчеркнул, что организм является предельным понятием для естествознания Нового времени, – и действительно, с точки зрения физики Ньютона или Декарта организм постижим лишь настолько, насколько его можно свести к механизму».[15]

В активную полемику с Фихте по вопросам трактовки природы вступил Шеллинг, предлагая своему оппоненту «выйти за пределы я». Но Фихте опасается спинозизма (пантеизма) и остается на почве трансцендентального идеализма, который, по мнению Шеллинга, имеет дело не с подлинной природой, а с абстракцией, мертвой и лишенной собственной самостоятельной реальности.

Недостатки и парадоксы субъективного идеализма Фихте были по-своему преодолены в философии Шеллинга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.