Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наукоучение




Как философ Фихте родился благодаря творческому влиянию философии Канта. Сам Фихте восторгался «Критикой практического разума», говоря, что она перевернула его мировоззрение и дала лекарство от многих разочарований. «Теперь я твердо верю в свободу человека, ясно вижу, что, лишь принимая ее, возможны долг, добродетель, вообще мораль...», – писал он.

Однако для Фихте очевидно также, что слово Канта далеко не последнее, ибо, указав на истину, он не доказал ее. Незавершённое Кантом Фихте берет на себя: превратить философию в науку, вытекающую из высшего первопринципа, – это и есть его знаменитое «Наукоучение».

Гениальность и новизна мысли Фихте заключалась в трансфор­мации «мыслящего Я» Канта в «чистое Я», творящее и себя, и внешнюю реальность.

Фихте не раз подчеркивал свою приверженность кантианству, однако Кант вряд ли признал бы его «Наукоучение», и неспроста: фихтеанский принцип «Я», из которого выводится реальность, ста­новился основанием идеализма. Именно такую задачу и ставил себе Фихте – обоснование идеализма. Свой идеализм Фихте противопоставил бесперспективности натурализма и материализма, которые, моего мнению, не способны объяснить ни природу свободного нравственного чувства, ни творческую деятельность интеллекта.

В предисловии к «Наукоучению» читаем: «Разум... со­гласно идеализму, сам по себе активен и абсолютен, не пассивен, ибо он – первое и высшее начало, ему ничто не предшествует... Для идеализма разум есть действие, и ничто иное... все прочее выводимо».

Фихте считают предтечей диалектики, ибо он использует в
«Наукоучении» антитетический метод (от слова «антитезис»), посредством которого рассматривает отношения «Я» и «не-Я». Первое основоположение «Наукоучения» являет собой тезис: «Я», поскольку оно абсолютно, не полагается чем-то другим, оно полагает самое себя. Во втором и третьем основоположениях Фихте утверждает Абсолютное разумное «Я» (некий прототип кантовского трансцендентального субъекта) не только основанием наших эмпирических (т.е. ограниченных, зависящих от конкретных социально-исторических условий) индивидуальных «я» (субъективных актов познания и восприятия), но и всех явлений в мире.

Таким образом, все возникающее в сознании и в природе возникает из неделимой духовной деятельности абсолютного «Я». Но в опыте и познании мы имеем дело с объектами, отличными от нас и воздействующими на нас. Как с точки зрения идеализма объяснить тот факт, что субъект отличает от себя объект, что он чувствует его воздействие? Фихте пытается решить эту проблему, используя кантианскую «силу воображения», изобретательно преобразуя ее. У Канта продук­тивное воображение априорно и связывало чувственный опыт с категориями рассудка.
У Фихте же сила воображения творит объекты – бессознательно производя то, что впоследствии становится материей нашего познания.

Продуктивное воображение дает как бы сырой материал («не-Я», по Фихте), который познающее сознание обрабатывает поэтапно через ощущение, чувственное созерцание и рассуждение. Если здравый смысл убеждает в реальности внешнего мира, что вещи в нем существуют и без нашего вмешательства, то в фихтеанской трактовке все исходит от «Я». Наше сознаниеподлинный творец реальности.

«Вещь-в-себе», таким образом, вообще не существует. Все, возникающее в сознании, возникает из неделимой духовной деятельности человека. Отсюда следует ряд важных этических следствий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.