Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл человеческой истории




Искусство как форма познания

Высшей формой познания вообще и самопознания Абсолюта согласно Шеллингу оказывается искусство. Используя общедоступные образы и символы, искусство непосредственно приобщает к Абсолютному, что делает этот вид познания более универсальным и общедоступным, чем философия. По словам Шеллинга, философия быстрее может достичь высот истины, но к этой горной вершине доберется лишь кусочек челове­чества (т.е. очень ограниченная часть людей).
В искусстве же недоступная для здравого смысла интеллектуальная интуиция становится объ­ективной, открытой любому сознанию.

Интеллектуальная интуиция для Шеллинга – это высшая форма познания в философии, позволяющая непосредственно проникнуть умом в сущность истины. Две другие формы познания – разум (синтетическая) и рассудок (аналитическая) – представляют, соответственно, вторую и третью ступени в иерархии познавательных способностей. Придайте философии объективность (универсальность) –
и она перестанет быть философией, поднявшись до искусства. Отнимите у ис­кусства объективность – и вы получите философию.

Шеллинг видел смысл истории в победе добра над злом, в движении от состояния несвободы, когда сознание помрачено злом, к господству добра, к царству Бога на земле. Поскольку Бог не только источник жизни, но и личность, а все живое имеет историю, то Шеллинг утверждает саморазвитие Бога. Последнее происходит в вечности,
но проявляется во времени – от первичного состояния невыявлен-ности Бога к Откровению.

«Богреальная сущность, не имеющая ничего до и вне себя... – писал Шеллинг, – Бог создает Сам Себя, и, если это так, то тем более верно, что Он не завершен, иначе не было бы необходимости самотворения».

Таким образом, в философии Шеллинга мы встречаем творческое оправдание человека, который своим свободным творчеством и познавательными усилиями продолжает Божественное творение, обеспечивая, в частности, и самопознание Бога.

Идеи Шеллинга плодотворно повлияли на философию Гегеля, что проявилось в учениях:

- об изначальном единстве Духа и Природы;

- о взаимодействии противоположных сил как источнике развития;

- о саморазвитии Абсолюта;

- об осознании свободы как смысле человеческой истории.

Не менее плодотворное и сильное влияние оказала философия Шеллинга и на русскую религиозную философию Х1Х-ХХ вв. Русским философам Шеллинг импонировал больше Гегеля, в том числе и в силу более живой трактовки Абсолюта и Его связи с человеком. Если у Гегеля все изначально предопределено наводящим ужас бессердечным, леденящим Мировым Разумом, то у Шеллинга история − динамический процесс, «замешанный» на свободе и иррациональной воле. Философия Гегеля всеобъясняющая, а философия Шеллинга − судьбоносная, т.к. она возлагает на человека ответственность за судьбу не только человечества, но и Природы, и самого Бога. Это чувство ответственности за мир и импонировало больше всего русским философам, т.к. тогда сама философия в их глазах приобретала жизненность – воспитательную и мировоззренческую ценность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.