Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы и принципы управления




Теория управления выявляет объективные законы и закономерности функционирования и развития системы управления, т.е. существенные, необходимые, устойчивые связи, обуславливающие характер, качество, результативность воздействия на ее развитие. Это законы и закономерности, принципы и методы построения управленческих отношений, осуществления управленческой деятельности, пути реализации функций управления и др.

В соответствии с этим законы и закономерности управления можно разделить на две группы.

Первая группа - законы и закономерности функционирования и развития субъекта управления.

Вторая группа – законы и закономерности, определяющие существенные связи между субъектом и объектом управления.

Содержание первой группы законов и закономерностей определяется тем, что управление - это специфический вид деятельности полномочных, ответственных, наделенных властью и правами органов управления и должностных лиц, который заключается в оказании управленческого воздействия на процессы протекающие в объекте управления, с целью приведения их в соответствие с законами развития, решаемыми задачами либо требованиями конкретных обстоятельств.

Субъект управления имеет, как правило, сложную организационную структуру, представляет собой совокупность организационно оформленных органов управления, соединенных соответствующими связями, управленческими отношениями. Данные отношения детерминируются (взаимодействуют) своими закономерностями, проявляющимися в совместной деятельности отдельных управленческих групп, в процессе управления. Закономерности определяют характер и содержание управленческой деятельности, их соответствие или несоответствие определенным целям. На основе этих закономерностей формируется организационная структура субъекта управления, осуществляется распределение управленческих функций, прав, обязанностей и ответственности между группами и органами управления.

К таким относятся законы и закономерности:

•взаимного воздействия особых интересов субъектов управления;

• единства и независимости этих интересов;

•направленности ответственности субъекта управления.

Выработка и реализация управленческих решений представляет собой процесс, содержание и структура которого определяется спецификой осуществляющих его субъектов управленческой деятельности.

Отношения между этапами (функциями) управленческого процесса, включенными в него должностными лицами и органами управления, распределение между ними функций по реализации отдельных этапов имеют свои объективные основания, которые определяются закономерностями:

•управленческого цикла;

•непротиворечивости функций субъекта управления;

•соответствия прав и обязанностей и др.

Существенные связи, составляющие вторую группу законов и закономерностей управления, вытекают из характера воздействия субъекта управления на объект. Упорядоченное изменение системы, явления, процесса предполагает задание цели и достижение определенного результата.

Управление - всегда целенаправленный процесс, особый вид целеполагающей деятельности.

Цель становится руководством к действию и получает свое организационное оформление, фиксируется в решениях и планах. Выявление совокупности законов и закономерностей функционирования и развития (применения) целей организации, формирования соответствующих управленческих отношений входит в предмет теории управления.

Раскрывая объективное содержание целей организации ее элементов и звеньев различных видов и уровней, последовательность и темпы их реализации, управление тем самым задает направленность движения объекта. Законы целеполагания выявляют соответствие ближайших и долгосрочных, тактических, оперативных и стратегических целей.

Закономерности, определяющие общие отношения между объектом и субъектом управления (управленческие отношения в широком смысле), их диалектика играют важную роль в теории управления. Эти закономерности формируют характер взаимодействия субъекта и объекта управления, связи между ними, способность этих связей обеспечить эффективное достижение целей организации. К ним относятся:

•соответствие интересов субъекта управления интересам объекта управления, т.е. действия первого должны быть адекватными законам развития и применения второго;

•целостность воздействия субъекта на объект;

•реализация общих интересов через особые;

•соответствие между уровнем развития объекта и субъекта управления, их количественно-качественными свойствами;

•соответствие носителей и выразителей интересов объекта управления.

Теория управления воинскими формированиями - это составная часть военной науки, изучающая законы управления воинскими формированиями, функционирование, развитие и структуру органов военного управления, способы их деятельности.

На ее основе формулируются принципы военного управления, разрабатываются организация (функции, структура, организационные формы) и методы управления воинскими формированиями; осуществляются упорядочение информационных процессов, оптимизация военного управления, научная организация управленческого труда; определяются возможности и конкретные пути применения математических методов и использования средств автоматизации и механизации при управлении воинскими формированиями.

Как показывает практика, эффективность управления зависит от того, насколько структура системы управления организация и методы управленческой деятельности начальников (командиров), органов военного управления (штабов) соответствуют объективно действующим в сфере военного управления законам.

На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формируются принципы управления, которые реализуются в конкретных правилах и рекомендациях.

Законы управления, объективно действующие в сфере военного управления, выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.

На данном уровне развития теории выделяют следующие законы военного управления (Рис.1.5.):

1) Закон зависимости организационных форм и методов управления от структуры Вооруженных Сил, материально-технической базы и условий управления;

2) Закон единства организационно-методологических основ на всех уровнях управления;

3) Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;

4) Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих сил;

5) Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления войсками (воинскими формированиями);

6) Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;

7) Закон зависимости, эффективности решения задач управления, объема используемой информации и др.

Из законов и закономерностей управления вытекает ряд принципов деятельности субъекта управления, требований к нему по организации своих действий. Посредством реализации принципов образуются прямые и обратные связи в системах управления. Их содержание и организация применения включается в предмет теории управления.

В принципах управления раскрываются подходы к построению, выбору способов, форм и методов осуществления воздействия, характера взаимодействия субъекта и объекта управления.

Законы действуют независимо от воли и желания руководителя. Он должен считаться с ними. Принципы же, основанные на законах, напротив, сознательно применяются человеком в зависимости от конкретной ситуации. В формулировке принципов находит выражение не только требование законов, но и те цели и задачи, которым подчинена управленческая деятельность.

Например, взаимосвязь законов войны и принципов военного искусства удачно выразил видный военачальник времен Гражданской войны С.И. Гусев. Он писал: «То, что в «рассмотрении» является законом, то в действии становится правилом. Что в науке закон, то в искусстве - правило».

Задача теории управления в том и состоит, чтобы, анализируя опыт, отбросить все случайное, наносное, выделить закономерное, часто повторяющееся и на этой основе выработать рекомендации, правила, принципы, пригодные для управления. Основные категории теории управления показаны на рис. 1.6.

Принципы управления (от лат. « principum ») - это исходные, фундаментальные положения, ориентиры, проверенные теорией и практикой.

Термин «принцип» в Словаре русского языка трактуется как «основное правило, руководящее положение, установка для какой-либо деятельности» (Т. 3. М.: Изд-во «Русский язык». 1983. С. 428.).

Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

Принципы управления - призваны предостеречь руководителя от опрометчивости в управленческой деятельности, обязывают учитывать накопленный веками опыт управления, выявленные наукой управления закономерности и тенденции в развитии практики управления. Знание и умелое применение принципов управления придают руководителю целеустремленности, уверенности в действиях. Чем полнее учитываются их требования, тем, как правило, оптимальнее, дальновиднее принимаемые решения.

Принципы имеют двоякую значимость для теории и практики управления. С одной стороны, они являются основой систематизации научных знаний и логического построения теории управления, отражающих соответствующий уровень ее развития, а с другой - это путеводные маяки, руководящие рекомендации, придерживаясь которых руководитель находит верный путь к достижению поставленной цели в сложной ситуации (оперативной обстановке).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.