Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственного и военного управления




Понятие система управления как ветвь государственной власти включает в себя систему и структуру субъектов государственно-управленческой деятельности, их функции и полномочия, подчиненность друг другу и взаимосвязи, порядок создания и кадрового обеспечения, формы и методы их работы и другие элементы, характеризующие механизм управления (исполнительной власти).

Организационная структура управления - структура субъекта управления (системы военной организации), отражающая взаимодействие между его элементами. Она может быть линейной, функциональной, функционально - линейной, программно-целевой, матричной.

В теории военного управления получают широкое распространение такие термины, как «власть», «авторитет», «организация», «руководство», «ответственность» и т.д.

Система* - это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Система военного управления имеет сложную структуру с большим количеством составных элементов и подсистем, между которыми существуют определенные связи и зависимости, влияющие как на построение системы и её подсистем, так и на принципы их формирования.

Линейная структура управления – это такой тип, при котором только управляющий орган ставит задачи управляемому объекту, контролирует его действия, т.е. все функции управления в этом случае сосредоточены в одних руках. Такое управление воинскими формированиями характерно для небольших воинских коллективов (экипаж, отделение, команда, взвод).

При линейной структуре управления в полной мере осуществляется принцип единоначалия, начальник (командир) несёт полную ответственность за результаты работы подчинённых ему подразделений.

 

* Система -множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. 1990.

При правильных действиях начальника (командира) подчинённые не могут получать противоречивые и не увязанные между собой задачи и распоряжения.

Однако при линейной структуре управления каждый начальник (командир) должен обладать разносторонними знаниями, необходимыми для эффективного управления подчинёнными. Эта задача становится всё труднее по мере увеличения количества объектов управления и специфических особенностей каждого из них.

Функциональная структура управления предполагает руководство объектами управления по отдельным сферам, вопросам.

Функциональная структура управления позволяет привлекать к руководству специалистов в определённых областях с целью более компетентного решения вопросов, разгрузить и упростить работу руководителей более высокого уровня. Функциональное управление в определённой степени нарушает принцип единоначалия, так как исполнитель получает указания сразу от нескольких руководителей (начальников, командиров).

Чаще всего в управлении повседневной деятельностью используется линейно-функциональная структура управления, когда с чётким субординационным подчинением объекта субъекту существует и функциональное управление. При такой структуре управления при начальнике создаётся орган управления, группа заместителей с подчинёнными им начальниками служб.

Должностные лица, заместители начальника, начальники служб, будучи специалистами компетентными в конкретной области, являются помощниками начальника (командира), контролируют выполнение подчинёнными определённой функции и готовят предложения для принятия начальником (командиром) решения в своей сфере повседневной деятельности.

Субъект управления - управляющая подсистема, звено, элемент в системе управления, воздействующий на другие элементы субъекта управления; в зависимости от целей управления может рассматриваться и как объект для вышестоящего звена в иерархии управления.

Объект управления - управляемая подсистема (функциональные процессы, ресурсы, социальные организации, люди), воспринимающая воздействие со стороны субъекта управления (системы управления, органа управления, руководителя).

Уровень управления - контур управления, объединяющий звенья управления в управленческую структуру и обладающий определенной самостоятельностью.

Звено управления - это функционально обособленный элемент (орган управления) системы управления, в качестве которого может выступать структурное подразделение или отдельный специалист.

Ступень управления - это совокупность звеньев управления, относящихся к одному уровню.

Эффективность управления - результативность управления, характеризующаяся степенью использования и отдачи от ресурсов, предназначенных для достижения цели.

Регулирование - функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.

Анализ - функция управления, предназначенная для изучения, систематизации, обобщения и оценки достигнутых результатов.

Иерархическая система - это организация, где основное средство воздействия на людей представляет собой отношение власти и подчинения путем влияния сверху с помощью принуждения, контроля за исполнением.

Организация - объединение людей, совместно реализующих определенную программу или цель и действующих на основе установленных правил (формальных и неформальных).

Под системой органов исполнительной власти (государственного управления) понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. В систему входят:

•правительство - исполнительный высший орган государственной власти РФ;

•федеральные органы исполнительной власти;

•территориальные (межтерриториальные) органы федеральных органов исполнительной власти;

•органы исполнительной власти субъектов РФ.

Орган государственного управления (исполнительной власти) - это организация; которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство в одной из отраслей экономической, социально-культурной или административно-политической сферы жизни общества.

Органы государственного управления (исполнительной власти) осуществляют процесс управления, включающий выработку и принятие решения, организацию его исполнения, контроль за исполнением и подведение итогов.

Обычно выделяют три структурных уровня внутри организационной единицы государственного управления: институциональный, административный и технологический.

Институциональный уровень - это высший уровень государственной организации. Он является пограничным между государственным и политическим управлением.

На этом уровне определяются задачи и общая политика государственной организации и, тем самым, он представляет основной канал влияния существующей политической системы на деятельность конкретных государственных учреждений.

Административный (средний) уровень организации - сфера функционального управления, где направление деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты, представленные функциями процесса управления ( планирование, организация, руководство, координация, контроль).

Органы управления, действующие на этом уровне, обязаны точно реагировать на требования институционального уровня и уметь отвечать конкретным запросам должностных лиц, определяющих политические задачи государственным организациям.

Технологический уровень - уровень непосредственного выполнения конкретных функциональных задач государственной организации.

Основу обороны страны составляет военная организация государства. Военная организация государства, будучи сложным (по элементарному составу и связям) и многогранным (по функциям) общественным явлением, придает государственному управлению в области обороны (военному управлению) также свойство системности. Без этого свойства военное управление не может состояться.

Только системность военного управления может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность и эффективность.

Для управления военной организацией государства создается система военного управления как совокупность подсистем по сферам жизнедеятельности военной организации.

Системный подход к изучению военного управления позволяет осмыслить его как функционирование сложных систем, среди которых:

система управляющая – Верховный Главнокомандующий, Министерство Обороны и Генеральный Штаб Вооружённых Сил РФ, Федеральное агентство специального строительства, другие агентства и органы военного управления различного уровня;

система управляемая - военная организация в целом и ее компоненты, подверженные управляющему воздействию органов военного управления как объекты управления на различных уровнях.

Организационно - функциональная структура военного управления представляет собой определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный состав системообразующих элементов (структурных частей):

•Верховное Главное Командование;

•высшие (центральные) органы военного управления;

•органы военного управления различного уровня;

•органы управления других войск, воинских формирований и органов;

•органы управления промышленного и научного комплексов страны, предназначенных для обеспечения задач военной безопасности, обеспечивающие функционирование органов управления подсистемы управления в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационном взаимодействии и соподчиненности.

Объекты управления сведены в группы объектов: военная организация в целом; объединения, соединения и воинские части Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; учреждения и предприятия; функциональные подсистемы военной организации.

В единой системе военного управления в основу построения управляющей системы и ее важнейшей составляющей - органов военного управления должны быть положены так называемые системотехнические принципы их создания и функционирования. Сущность этих принципов, которые должен знать каждый руководитель, состоит в:

•системности построения органов военного управления, выражающейся в установлении таких связей между структурными подразделениями (элементами), которые обеспечивают им целостность при взаимодействии с другими органами военного и государственного управления в военном строительстве, организации обороны страны и стратегическом развертывании вооруженных сил и других войск (воинских формирований);

 

•преемственности (историзме) - новая система органов управления должна аккумулировать в себе все то лучшее, что было апробировано на практике обеспечения обороны страны;

•способности к развитию с учетом перспектив совершенствования военной организации, возможности гибкого изменения функций, состава и структуры органов военного управления без снижения эффективности их функционирования;

•постепенности их реорганизации без нарушения текущей жизнедеятельности военной организации;

•структурной достаточности элементов системы;

•обеспечении максимальной эффективности деятельности вооружённых сил (воинских формирований) при ограниченной стоимости системы органов управления;

•широком применении типовых (унифицированных) элементов АСУВ, программного обеспечения, единой базы исходных данных и нормативно-правовых документов;

• совместимости информационных оболочек систем органов военного и государственного управления;

•автоматизации процессов обработки информации, обеспечивающей повышение качества (обоснованности) и оперативности принимаемых решений.

Структура органов военного управления должна обеспечивать:

•соответствие структуры и численности управляющей системы объекту управления (составу и характеру действий войск (сил), объему и сложности задач управления);

•строгое разграничение функций органов управления на каждом уровне иерархии на основе ранжирования задач управления;

•функциональную однородность задач каждым отдельным органом управления;

•исключение дублирования ответственности и параллелизма в исполнении одних и тех же видов работ, обеспечение взаимозаменяемости отдельных органов (их подразделений) в целях поддержания непрерывности управления войсками (силами);

•ответственность основного исполнителя за качество и своевременность выполнения любой функции управления (он организует работу всех соисполнителей);

•соответствие организационно-штатной структуры и численности органов военного управления распределению функций в органах государственного управления, которым они подчиняются в каком-либо отношении или с которыми взаимодействуют по определенному кругу вопросов. Это вытекает из того, что деятельность системы военного управления, являющейся частью общегосударственной, не должна противоречить общей логике функционирования последней;

•высокую готовность системы управления Вооружёнными Силами к выполнению боевых задач, опережение темпов развертывания по сравнению с группировками войск (сил).

Поэтому организационно-штатные структуры органов военного управления в мирное и военное время должны максимально совпадать.

Военная организация представляет собой сознательное координируемое государственное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общегосударственной цели - гарантированной обороны страны.

В начале третьего тысячелетия перспективные проблемы развития управления имеют особое значение для России, где происходят крупномасштабные, глубинные процессы преодоления управленческого кризиса.

Многообразный опыт, накопленный науками об управлении, свидетельствует о том, что без постижения теории управления сегодня нельзя обрести способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать выполнение задач и функций, обучать руководителей и специалистов военного дела и добиваться эффективных результатов их деятельности.

Именно это и характеризует назначение управления, его качество и эффективность, его воздействие на объекты управления с разным уровнем подготовки, опытом и квалификацией.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Краткая история теорий, школ, подходов науки управления, касающейся управленческой работы.

2. Общие функции процесса управления.

3. Важнейшие положения теории управления.

4. Законы и принципы управления.

5. Дать определения государственного и военного управления.


Глава 2. Основные положения теории управления повседневной деятельностью воинских формирований




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.