Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скрытность




Принципы и методы управления воинскими формированиями, частями (подразделениями). Требования к управлению

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ВОИНСКИМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ

Рис.2.3. Основные задачи управления повседневной деятельностью воинских формирований


•доведение задач по планам производственно–хозяйственной деятельности до подчиненных;

•подготовка воинских формирований к выполнению задач по предназначению и непосредственное руководство ими;

•воспитательная работа, воинская и трудовая дисциплина, правопорядок и законность, всестороннее обеспечение;

•организация контроля и оказание помощи подчинённым начальникам (командирам) в выполнении поставленных задач.

В управлении воинскими формированиями, как специфической сфере военного управления, управленческая деятельность связана с реализацией властных полномочий, предоставленных государством.

В управлении воинскими формированиями в основном реализуются все функции процесса управления, рассмотренные выше, но их практическое осуществление имеет свои особенности для каждого специфического органа управления.

 

 

Под принципами управления воинскими формированиями следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы военного управления.

Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления в управленческой деятельности. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму управления воинскими формированиями.

Принципы управления воинскими формированиями представляют собой результат обобщения объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом деятельности начальников (командиров), органов военного управления (штабов) и других органов управления воинскими формированиями.

Следовательно, принципы управления воинскими формированиями - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы и закономерности управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы войны; законы вооруженной борьбы; законы и закономерности управления; принципы управления; принципы военного управления; принципы управления воинскими формированиями. При этом важное различие между принципами и методами управления воинскими формированиями состоит в том, что принципы не выбирают - им следуют.

С учетом специфики видов управления принципы управления можно разделить на блоки:

общие (общесистемные) принципы;

организационно-технологические принципы;

специфические (частные) принципы.

Отметим, что принципы первого блока раскрывают содержательную и общецелевую направленность управления, второго блока - его организационную и технологическую стороны, принципы третьего блока касаются, главным образом, непосредственного руководства деятельностью людей, участников управленческого процесса.

Ранее, в главе первой § 1.2.1., были рассмотрены подробно общие (общесистемные) и организационно – технологические принципы.

Более подробно остановимся на принципах управления воинскими формированиями. Принципы управления воинскими формированиями, в общей системе принципов, квалифицируются как специфические (частные) принципы управления, которыми руководствуются в целенаправленной деятельности (Рис. 2.4).

Специфическими (частными) принципами управления воинскими формированиямиявляются:

принцип единоначалия распорядительной власти;

принцип централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

принцип твердости и настойчивости в проведении принятых решений (планов) в жизнь;

принцип оперативного и гибкого реагирования на изменение обстановки;

принцип личной ответственности заключается в сознательном соблюдении начальниками морально-этических норм и исключают достижение целей любыми способами.

Принцип единоначалия заключается в предоставлении начальнику (командиру) всей полноты единоличной распорядительной власти и возложении персональной ответственности за принятие и реализацию решения, состояние и результаты действий подчиненных ему воинских формирований.

Принцип централизации управления с предоставлением подчинённым инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач. Вруководстве воинскими формированиями в целом и в управлении при решении ими задач по предназначению требуется более жесткая централизация, чем в невоенных сферах управления. Это необходимо для того, чтобы обеспечить вышестоящей инстанции возможность направить все усилия подчиненных воинских формирований на достижение поставленной цели, подчинить их действия единому замыслу и плану.


 

Рис 2.4. Специфические (частные) принципы управления воинскими формированиями


Централизованное управление позволяет начальнику (командиру) в короткие сроки и наилучшим образом координировать действия воинских формирований при Спецстрое России. Оно позволяет наиболее эффективно применять структурные подразделения и строительную технику, быстро переносить усилия с одного направления на другое, контролировать действия всех воинских формирований, используя территориальный принцип, при необходимости брать управление любым воинским формированием на себя.

Одновременно сочетание централизации и децентрализации управления воинскими формированиями заключается в предоставлении подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач. Она выражается в заблаговременном распределении функций, прав и ответственности между уровнями и звеньями управления.

Принцип твердости и настойчивости в проведении принятых решений (планов) в жизнь заключается в проявлении начальниками (командирами) волевых качеств, направленных на обеспечение личной устойчивости от внешних и внутренних воздействий, и умении неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, доводить до конца принятые решения и планы, готовности приложить все усилия, чтобы подчинить свои действия и действия воинских формирований достижению поставленной цели.

Принцип оперативного и гибкого реагирования на изменение обстановки заключается в обеспечении начальниками (командирами), другими органами управления своевременности принятия (уточнения) решений и постановки задач подчиненным органам управления и воинским формированиям.

Принцип личной ответственности начальников (командиров) за принимаемые решения, применение подчиненных воинских формирований и результаты выполнения ими поставленных задач заключается в сознательном соблюденииначальниками (командирами) морально-этических норм, которые не противоречат принятым человеческим ценностям и исключают достижение целей любыми способами и средствами, в осуществлении ими контроля в различных формах за выполнением принятых норм и правил подчиненными органами управления и воинскими формированиями.

Принципы управления позволяют формировать систему методов управления и выбирать каждый метод в отдельности. Однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Принципы управления воинскими формированиями должны:

•основываться на законах управления;

•соответствовать целям управления воинскими формированиями и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

•учитывать время и уровень осуществления процесса управления;

•в необходимых случаях иметь правовое оформление, закрепленное в руководящих документах по управлению воинскими формированиями.

Система принципов управления изменяется в процессе развития науки и искусства управления. Тем не менее, основные принципы управления остаются неизменными, так как выражают общие требования к управлению. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах применения воинских формирований могут и должны быть различными.

Реализация рассмотренных выше принципов управления воинскими формированиямиосуществляется применением различных методов управления, которые не следует путать с методами работы.

Метод управления воинскими формированиями - это совокупность приемов и способов воздействия на воинские формирования для достижения поставленных целей.

Слово метод греческого происхождения ( methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели.

Через методы управления воинскими формированиями реализуется основное содержание управленческой деятельности.

По сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей управления, выступают как методы управления. Решая ту или иную задачу управления, методы служат целям практического управления, предоставляя в распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся обстановку. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное воздействие. В практике управления воинскими формированиями, как правило, одновременно применяются различные методы и их сочетание (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма.

Совокупность методов управления воинскими формированиями можно разделить на следующие группы (рис. 2.5):

организационно-административные методы, основанные на прямых директивных указаниях;

экономические методы, обусловленные экономическими стимулами;

социально-психологические методы, применяемые с целью повышения активности оперативного состава;

 


 

Рис.2.5. Методы управления повседневной деятельностью воинскими формированиями

 

 


Совокупность способов и приемов организационного распорядительного воздействия, направленных на обеспечение непрерывности и ритмичности действия воинских формирований, составляет содержание организационно-административных методов управления воинскими формированиями.

Организационно-административные методы служат эффективным средством предупреждения стихийности и самотёка в управленческой деятельности, способствуют рациональному использованию средств управления и времени на выработку управляющего воздействия. В основе применения организационно-административных методов лежат принципы: единоначалия, централизации управления, иерархичности и системности и др. Поэтому они базируются на власти, жесткой дисциплине исполнения и ответственности за выполнение поставленных задач.

По способам и приемам воздействия на объекты управления организационно-административные методы отличаются:

•во-первых, директивным характером;

•во-вторых, сравнительно жестким регламентированием деятельности подчиненных, перед которыми не только ставятся задачи и определяется содержание работы, но также предопределяются средства и способы решения поставленных задач.

В целом в организационно-административных методах реализуется одна из важнейших функций управления - функция организации.

В общем виде система организационно-административных методов представлена как совокупность двух равнозначных элементов:

•воздействие на структуру управления воинскими формированиями;

•воздействие на процесс управления.

Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

•прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся обстановку;

•установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия,

•разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно - административному воздействию;

•контроль за деятельностью органов управления и воинских формирований.

Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления воинскими формированиямиявляется распорядительность и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий органов управления и войск для выполнения поставленных перед ними задач.

Административные методы управления по характеру воздействия принято делить на две группы:

• приемы, способы и средства длительного воздействия;

• средства краткосрочного распорядительного воздействия.

Значительная часть административных методов первой группы связана с созданием или совершенствованием структуры управления воинскими формированиями. Это методы организационного воздействия. Одной из форм организационного воздействия является организационное регламентирование при помощи административных актов длительного воздействия, имеющих властную силу.

Например, к ним относятся: положение об органе военного управления, наставления, методические рекомендации, правила, инструкции и др. Такие административные акты жестко регламентируют направление, содержание и порядок взаимодействия всех структурных подразделений органов военного управления.

Другой, более гибкой формой организационного воздействия является нормирование. Оперативные нормативы управленческой деятельности и времени на разработку определенных документов по управлению воинскими формированиями применяются в качестве средства организационного воздействия по отношению к различным сторонам деятельности структурных подразделений органов военного управления и отдельных специалистов, которые в силу объективных причин не могут быть жестко регламентированы. Они устанавливают не однозначные требования, а границы определенных процессов. Такая особенность нормативов предопределяет применение специфических форм контроля за их соблюдением и особых методов оценки деятельности оперативного состава органов военного управления. В этих случаях учитывается не только сам факт выполнения нормативов, но и степень их выполнения или соблюдения.

Другим, более гибким методом организационного воздействия, определяющим содержание и характер деятельности оперативного состава органов управления на сравнительно длительный период времени, является организационно-методическое инструктирование.

Среди административных актов длительного воздействия, регламентирующих деятельность оперативного состава, особое место занимают положения о конкретном структурном подразделении органа военного управления, а также должностные инструкции.

Краткосрочное распорядительское воздействие на органы управления дополняют методы организационного и планового воздействия. Оно осуществляется через единичные административные распоряжения - приказы, указания, директивы.

Методы административного воздействия бывают успешными только при соблюдении определенных условий, а именно при:

•рациональном сочетании принципа централизации и децентрализации, организационного планирования, распределения полномочий между уровнями управления подчинёнными структурами и воинскими формированиями;

•рациональном сочетании административных актов длительного воздействия и оперативных распоряжений;

•повышении степени обоснованности административных
распоряжений и оперативности в их реализации.

Таким образом, методы управления являются важнейшим средством реализации законов и принципов управления воинскими формированиями. Все их многообразие является эффективным только тогда, когда органы военного управления, штабы и другие органы управления воинскими формированиями на основе системного анализа используют ту их совокупность, которая необходима в конкретно сложившейся оперативной обстановке.

К управлению воинскими формированиями на всех уровнях предъявляются следующие требования (Рис.2.6):

устойчивость;

•непрерывность;

•оперативность;

Устойчивость управления воинскими формированиями - способность системы управления сохранять необходимый уровень работоспособности органов управления и поддерживать намеченный режим ее функционирования в условиях воздействия противника (террористов) и внезапных изменений обстановки.

Устойчивость управления воинскими формированиями достигается: правильным уяснением задачи, поставленной начальником; настойчивым проведением в жизнь принятых решений; созданием, своевременным развертыванием пунктов управления и поддержанием их в высокой боевой готовности, умелой организацией работы на них оперативного состава и боевых расчетов; поддержанием устойчивой связи с вышестоящими органами управления, подчиненными и взаимодействующими воинскими формированиямии частями; умелым расположением пунктов управления и организацией их всестороннего обеспечения.

Непрерывность управления воинскими формированиями - способность органов военного управления в любой необходимый момент времени оказывать управляющее воздействие на подчиненные органы управления и воинские формирования.

Непрерывность управления достигается: своевременным сбором данных, постоянным знанием и всесторонней оценкой реально складывающейся обстановки; своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчиненным; комплексным использованием технических

 


Рис.2.6.Требования, предъявляемые к управлению воинскими формированиями

 


средств управления и связи, а также средств автоматизации; своевременным перемещением пунктов управления; быстрой передачей (при необходимости) управления с одного пункта управления на другой и восстановление нарушенного управления.

Оперативность управления воинскими формированиями заключается в своевременности принятия решений и постановки задач органам управления и воинским формированиям адекватно складывающейся обстановке.

Оперативность управления воинскими формированиями достигается: осуществлением цикла управления в сроки, позволяющие подчиненным производить необходимую подготовку и выполнять поставленные им задачи; быстрым реагированием на изменения обстановки; своевременным влиянием на действия воинских формирований в интересах выполнения поставленных задач.

Скрытность управления воинскими формированиями - способность скрыть от противника планируемые и выполняемые мероприятия по поддержанию боевой и мобилизационной готовности органов управления и воинских формирований в ходе выполнения задач по предназначению; оказывать противодействие противнику в добывании информации, вводить его в заблуждение и сохранять в тайне сведения о положении, составе и состоянии системы управления.

Скрытность управления воинскими формированиями достигается: скрытым размещением и перемещением пунктов управления; использованием, для постановки задач подчиненным, метода личного общения; применением средств скрытой связи; техническими и организационными мерами защиты информации на объектах вычислительной техники и при использовании других технических средств передачи и обработки информации; строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи и АСУ, установленных режимов их работы и мер радиомаскировки; ограничением круга лиц, имеющих право пользоваться средствами связи и АСУ, используемых для управления; ограничением использования для управления воинскими формированиями каналов открытой связи; максимальным ограничением круга лиц, привлекаемых к разработке планируемых, служебных (боевых) документов; правильной организацией секретной работы, обеспечением надежной сохранности документов; своевременным выявлением возможных каналов утечки секретной информации и их закрытием.

Таковы основные требования к управлению воинскими формированиями. Таким образом, для реализации целенаправленного воздействия на воинские формирования для выполнения поставленных им задач используются рационально - распределенные и взаимосвязанные во времени и пространстве функции, методы, принципы управления при строгом соблюдении предъявляемых к нему требований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.