Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочери легкомысленных, не способных ни в чем себе отказать и не добившихся успеха отцов часто стараются компенсировать их неудачи, стремясь ради них стать успешными. 4 страница




она не знает, какая она на самом деле, ибо она всегда была зави

сима от мужчин. Она понимает, что для того чтобы себя понять,

ей нужно остаться одной, научиться формировать свою систему

ценностей и выражать собственное мнение, а не повторять чужие

взгляды или поддерживать общественное мнение. И она принима

ет окончательное решение - покинуть мужа и детей и начать

жизнь с чистого листа.

35 Henrik Ibsen, A Doll’ House, p. 66-67.

62 Глава 3

Хотя решение Норы может показаться слишком радикаль

ным (в особенности потому, что Ибсен написал эту драму в 1879

году), даже в наше время женщины нередко ощущают необходи

мость оставить свою семью и полагаться только на себя. По мое

му ощущению, самое важное для женщины - понять смысл та

ких поступков, т.е. осознать, что ей недостаточно существовать,

лишь исполняя желания мужа и служа экраном для его проек

ций, и также ей нужно осознать, кто она на самом деле. Пред

ставьте≫ какой гнев может охватить женщину, когда она испыта

ет потрясение от увиденного: по существу, ее жизнь не принад

лежит ей, а подчиняется руководству сверху, как движения кук

ловода определяют движения марионетки. В данном случае одна

из ее главных задач - избежать безудержного гнева и ожесточен

ного и мстительного отыгрывания своей обиды. Вполне может

быть, что отец женщины, ее муж и вообще мужчины через свои

проекции сформировали столь неадекватное отношение к феми-

нинности. Однако реакция на такие проекции в форме осужде

ния и упрека лишь продлевает проекцию пассивности и зависи

мости. Более того, вполне возможно, что женщине приходится

иметь дело со своим Теневым аспектом, ибо очень часто за по

кладистой женой скрывается сильная женщина, которая испод

воль манипулирует мужем, как это делала Нора. Тогда задача

с остоит в том, чтобы начать формировать свою систему ценнос

тей и взгляд на жизнь и, сознательно признав свою власть, ис

пользовать ее открыто и творчески.

Одной женщине, прожившей первую половину своей жизни

в роли ≪куколки-милашки≫, приснился сон, в котором она увиде

ла целый ряд одинаковых кукол мужского пола. Эти куклы были

одеты в совершенно одинаковые костюмы, и она могла выбрать из

них кого пожелает. Этот сон помог ей осознать, что в той же мере,

в какой она была куклой для мужчин, не имея собственной иден

тичности, а потому подстраиваясь к мужским фантазиям в отно

шении нее, - в той же мере и мужчины для нее были такими же

≪куклами≫. Ее отношение к ним было таким же обезличенным,

как их отношение к ней. Это было типичным для ее первого бра

ка и повторяло паттерн, существовавший в ее отношениях с от

цом, властным финансовым магнатом. Во второй половине жизни

она решила развивать свои способности и встретила мужчину,

оценившего по достоинству и ее личностное развитие, и красоту,

и привлекательность.

Вечная девушка 63

^ 2. Д ев уш каи з с те кл а

Другой разновидностью паттерна пуэллы является женщина

слабая, стыдливая, отрешенная от жизни и часто живущая в мире

своих фантазий. Это очень хорошо показано в драме Теннесси

Уильямса ≪Стеклянный зверинец≫. Главная героиня пьесы,

Лора - дочь типичного пуэра. Ее отец, очаровательная и романти

ческая фигура, давно бросил семью, и с тех пор о нем ничего не из

вестно. Повествователь пьесы, брат Лоры, рассказывает об их

отце, показывая на слишком увеличенную фотографию красиво

улыбающегося мужчины, висящую над каминной полкой; это на

водит на мысль, что отец продолжает на них оказывать огромное

бессознательное влияние:

Это наш отец, который давно как оставил нас. Он был телефонис

том, влюбившимся в междугородние расстояния; он бросил свою

работу в телефонной компании и уехал из города в поисках фанта

стических приключений... Последний раз мы слышали о нем, когда

он прислал красивую открытку из Мазатлана, Тихоокеанского по

бережья Мексики, с двумя словами: ≪Привет - пока!≫ и без обрат

ного адреса.36

Мать Лоры, которая все время работает, изображая из себя

мученицу и проявляя неудовлетворенность исчезновением пуэ

ра - отца-мужа, живет в своем мире фантазий, связанных с про

шлым, и проецирует на дочь свои желания. Она хочет, чтобы ее

дочь была ≪симпатичной западней≫, каковой была она перед тем,

как вышла замуж* Однако Лора совершенно не похожа на мать,

хотя тоже пребывает в мире своих фантазий. Ее мир - оставши

еся от отца старые граммофонные пластинки и стеклянный зве

ринец с крошечными стеклянными зверюшками, которым она

сама постоянно выдумывает жизнь. Ее любимый зверь - стек

лянный единорог, фантастическая однорогая лошадь, - был од

ним из первых в ее коллекции. Именно стеклянный зверинец и

заезженные граммофонные записи ее отца и составляют тот мир,

36 Tennessee Williams, The Glass Menagerie (New York: New Direction Books,

1970), p. 23. (В рус. переводе: Юджин О’Нил. Пьесы. Теннесси Уильямс. Пьесы

/ Пер. А. Завалий. - М.: Радуга, 1985.)

64 Глава 3

и котором она живет, в противоположность миру ее матери, ори

ентированному на внешний успех, материальное и общественное

благополучие.

Изящные стеклянные фигурки символизируют хрупкость и

отчужденность от жизни, а музыка и старые граммофонные плас

тинки остаются ностальгическим напоминанием об эмоциональ

ном присутствии отца, хотя физически он отсутствует. Лора к

тому же имеет физический недостаток: одна нога у нее слегка ко

роче другой, и она вынуждена носить ортопедический ботинок. Ее

физический дефект символизирует психологическую неполноцен

ность, характерную для обстановки в ее семье. Эта психологиче

ская неполноценность проявляется в крайней стеснительности

Лоры и в отсутствии у нее уверенности в себе, которые домини

руют настолько, что она не смогла закончить ни среднюю школу,

ни бизнес-курсы, куда посылала ее мать.

Положение Лоры нельзя назвать совсем особым, хотя в ка

ких-то деталях оно может отличаться от положения большинства

женщин, которые проживают свою жизнь в фантазии: возможно, с

≪духовным возлюбленным≫, а возможно - с мистической мечтой,

не обладая способностью вступить в реальный мир и в отношения

с мужчинами, оказавшись в заточении на стеклянной горе. Но

Лора счастлива. Подобно Прекрасному Принцу Спящей Красави

цы, некий молодой человек, не входящий в круг ее семьи, пусть

только на один вечер, проникает в ее мир. По настоянию матери

брат Лоры приглашает к ним на обед своего друга, молодого чело

века, который еще в старших классах вызывал у Лоры восхищение

и которого она считала героем. Это искренний и дружелюбный

парень; у него сформировалось такое отношение к жизни, которое

не сформировалось у ее отца и не могло сформироваться у ее бра

та, ибо брату тоже не хватает внутренней свободы. Когда Джим

приходит к ним па ужин, Лора поначалу очень стесняется и ощу

щает такую слабость, что не может выйти к столу. Но позже Джи

му удается побеседовать с ней и проникнуть в се мир. Лора очень

стесняется, но обаяние и душевное тепло, исходящее от молодого

человека, заставляют ее оттаять, и тогда она рассказывает ему о

стеклянном зверинце и показывает единорога. Джим понимает,

что причина ее застенчивости - неуверенность в себе. Он убежда

ет ее поверить в себя, перестать преувеличивать свой физический

недостаток, признать себя самой лучшей и говорит, что она очень

красивая. Открыв ей часть своего внутреннего мира, он приглашаВечная

девушка 65

ет ее на танец. Сначала она отказывается, объясняя, что не умеет

танцевать, но потом его поддержка побуждает ее попробовать.

Танцуя, они нечаянно столкнули со стола единорога, тот упал, и

от него отбился рог: теперь он стал почти как обыкновенная стек

лянная лошадка. Лора могла бы еще больше отстраниться от Джи

ма и всего, что он персонифицирует. Но где-то в глубине души

ощущая, что единорог умер и никак не вписывается в реальность,

она мирится с тем, что случилось, и даже говорит, что единорогу

≪сделали операцию: ему удалили рог, чтобы он не чувствовал себя

этаким чудаком≫, и на прощание дарит Джим}' эту стеклянную ло

шадку. Хотя оказывается, что у Джима уже есть невеста и скоро

свадьба, тем не менее ощущение Лоры, связанное с тем, что ее по

нимает душевно развитый, внимательный мужчина, позволяет ей

сделать шаг вперед в ее собственном индивидуальном развитии.

Ибо она только что танцевала с другим человеком, подарила ему

единорога, - и то и другое означало сделать шаг к настоящей жиз

ни, попытаться совершить реальный поступок. В случае Лоры

трансформация происходит благодаря воздействию маскулинно

сти, которого до сих пор она не ощущала. Но вместе с тем эта

трансформация побуждает Лору к ответной реакции - пойти па

риск, чтобы вступить в доверительные отношения с мужчиной.

В отличие от предыдущего паттерна, характеризовавшегося

слишком мощной проекцией отца на дочь, а также необходимос

тью избавления женщины от проекций отца и мужа, данный пат

терн связан с отсутствием отца. Ибо у Лоры не было никакой свя

зи с маскулинностью, со стороны отца на нее не было никакого

активного и сознательного влияния и, соответственно, у нее не

была сформирована и связь с внешним миром. Конечно, мать что-

то пыталась сделать своими силами, но она тоже жила в мире фан

тазий и по существу совсем не понимала дочь. В отсутствие каких

бы то ни было маскулинных проекций или отношений с мужчи

нами Лора создала свой собственный мир, жизнь в фантазии, ко

торая компенсировала ее полное отчуждение от внешнего мира.

Такой паттерн проживают многие женщины, но, как правило, мы

ничего об этом не знаем, так как они держат это в тайне. Но когда

мир их фантазий рушится при столкновении с реальностью, они

часто приходят на терапию.

Один из способов скрыться от реального, внешнего мира -

уйти в мир книг, особенно в мир поэзии и фантастики. Одна из

моих клиенток так и поступила, и в детстве у нее действительно

66 Глава 3

был стеклянный зверинец. Она выросла без отца, семья была

очень бедной, ей приходилось экономить каждый цент, чтобы по

купать книги, а также фигурки для своей коллекции. В детстве у

нее была любимая книга, которая называлась ≪Хайди≫37: история

о сироте, которую отправили жить в Альпы к циничному отшель-

нику-деду. Но Хайди была незаурядным ребенком; ее открытость,

непосредственность и душевное тепло возродили жизнь и любовь

и у ее деда, и у обессиленной болезнью девочки, с которой она

оказалась рядом. Хайди была частью женской идентичности моей

клиентки, той ее частью, которая не могла развиться в детстве, но

которая, наконец, проявилась, как только она смогла почувство

вать уверенность в себе. В конечном счете она рискнула сама на

писать книгу и таким образом выставить себя на суд окружающих.

Затем она решила прочитать курс лекций и рассказать о много

численных фантазиях ≪девушки из стекла≫, которая боится пока

заться слабой и испытывает страх перед аудиторией* Каждая про

читанная лекция была для нее травматичной, однако она пошла на

риск и таким образом смогла установить связь между внутренним

миром и внешним, когда поделилась своим особым видением с

другими.

Еще одним паттерном пуэллы является женщина, ≪парящая

в вышине≫. Такая пуэлла живет импульсивно, она свободна как

ветер и неуправляема, как бурный поток. Она кажется спонтанной

и свободной, ведет бурную и захватывающую ее жизнь, следуя

сиюминутной прихоти и сложившейся ситуации. Взмывая в заоб

лачные выси, она живет в пространстве возможностей* Ее стиль

37 Имеется в виду повесть ≪Хайди≫ (Heidi) известной швейцарской дет

ской писательницы Йоханны Спири (Johanna Spyri, 1827-1901), которая была

впервые опубликована в 1880 г. и с тех пор множество раз издавалась и пере

ведена на разные языки. О девочке с Альп было снято несколько фильмов и

мультсериал. (Йохашта Спири. Хайди. - М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005.

В другом переводе: Йоханна Спири. Волшебная долина. - М.: ACT: Астрель,

2001.) - П ри ме ч. р ед

38 Таким прозвищем нарекает героиню романа ≪Шпиоика в доме любви≫

Анаис Нин, о котором подробно рассказывается ниже, один из возлюбленных,

представляя ее своей подруге. - П ри ме ч. р ед

П ар ящ аявв ыш ин е: «Д он наХ уа на38

Вечная девушка 67

жизни также можно назвать нарением в эфире: словно но волшеб

ству, она появляется и исчезает подобно облачку, которое, внезап

но появившись, тает в тот же миг. Живущая вне времени, такая

≪ошалевшая≫ нуэлла обычно не признает границ, пределов, суще

ствующего порядка, телесных и временных ограничений. Ее жизнь

ничем не управляется и открыта для синхроничности. У таких

женщин часто бывает развита интуиция и имеется склонность к

мистицизму, они артистичны, легко отдаются полетам воображе

ния и существуют на грани бессознательного и ее архетипической

области. Эти черты у них являются общими с застенчивыми и

хрупкими пуэллами, однако в отличие от них они вовсе не явля

ются боязливыми и замкнутыми и не скрываются от мира. Скорее

они взмывают вверх и безрассудно парят в разреженном про

странстве, зачастую стремясь испытать смертельную дрожь от

ощущения возникающей опасности.

Анаис Нин, сама дочь нуэра, прекрасно описала этот стиль

жизни в своем романе ≪Шпионка в доме любви≫. Как следует из

названия книги, главная героиня романа, Сабина, ведет жизнь

своеобразной шпионки* Неискренняя и не готовая связать себя

никакими обязательствами, она вынуждена постоянно прятаться

и быть всегда настороже, чтобы не выдать себя и, следовательно,

свою ложь. С бешеной скоростью, как в калейдоскопе, в ее жизни

мелькают и мельтешат разные люди и истории. Сабина вышла за

муж за мужчину верного и склонного к постоянству, который ве

дет себя как отец и нужен ей в качестве опоры. Однако ее чувства

к нему скорее ≪подходили девчонке, убегающей из дома, чтобы

поиграть во что-то запретное≫. Сабина не могла выдержать тягот

повседневной жизни и выражала протест против них. Остепенить

ся и успокоиться для Сабины означало заточить себя в тюрьму.

Ограничения, определенность, домашняя обстановка, различные

обязательства - все это, но ее ощущению, сковывает ее, лишает ее

движения и всякой надежды на перемены. Она говорит о себе: ≪Я

хочу невозможного, я хочу все время летать, я разрушаю обыкно

венную жизнь, я бегу навстречу опасностям любви...≫30

Светилом, покровительствующим Сабине, и ее путеводной

планетой является не солнце, а луна. Сфера ее жизни - это ноч39

Anais Nin, ЛSpy in the House of Love (Chicago: The Swallow Press, 1959),

p. 91. (В рус. переводе: Нин А. Шпионка в доме любви / / Нин А. Города души /

[Пер. с англ. Л. Володарской]. - М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2003.)

68 Глава 3

ной мир и область бессознательного. В шестнадцать лет она при

нимала лунные ванны, и не только потому, что все остальные при

нимали солнечные, но и потому, что услышала, будто они опасны.

Она вела себя как луна, освещенная лишь с одной стороны, и пус

калась во все тяжкие, впутываясь в любовные истории, избегая

ограничений в своем устремлении в бесконечность и действуя

словно во сне. Возбужденная лунным светом, Сабина представля

ла себе, что постигает лунную жизнь ≪без дома, без детей, без по

стоянных любовников, ничем себя не связывая≫. Она стремилась

именно к такому идеалу.

Чтобы вести свободную жизнь, полную опасностей и при

ключений, Сабина обманывает мужа, говоря ему, что работает ак

трисой и постоянно ездит на гастроли. Во многом она действи

тельно походила на актрису, каждый день создавая себе новое

≪лицо≫ и подбирая новый наряд, чтобы встретить новый день и

нового любовника. Но в отличие от профессиональной актрисы,

она никогда не выходила из роли, ибо мужчины принимали ее

игру за чистую монету и могли бы прийти в ярость, если бы узна

ли всю правду и поняли, что их одурачили. Для Сабины это была

бесконечная игра без малейшей передышки, и при этом не было

подлинной Сабины, к которой она могла бы вернуться.

Сабина осознает, что ее отец как бы поселился внутри нее,

ведя се путем фемининного Дон Жуана. Как и Сабина, отец ис

пользовал верность матери и надежный семейный очаг в качестве

опоры, от которой он мог оттолкнуться в погоне за многочислен

ными любовными приключениями. Она спрашивает себя:

Сама Сабина стремится теперь к своим ритуалам наслаждения или

в ней говорит ее отец? Неужели его кровь толкает ее на поиски

любви, диктует интриги, ведь Сабина неразрывно связана с отцом

узами родства и ей никогда не оторваться от него, чтобы узнать, где

Сабина и где отец, чью роль она взяла себе в результате алхимичес

ких свойств любви.

Где Сабина?40

Вопрос ≪Где Сабина?≫ звучит в ее сознании все более и бо

лее настойчиво. Ее начинают мучить стыд, чувство вины и трево-

10 Ibid., р. 109.

Вечная девушка 69

га, она начинает осознавать, что ≪ее любовные муки напоминают

муки наркоманов, алкоголиков, игроков. Те же неодолимые по

рыв, беспокойство, навязчивое желание и пустота, следующая за

уступкой желанию, отвращение, горечь, пустота и опять навязчи

вое желание...≫. Зависимостью Сабины является любовь, но по су

ществу психологический механизм здесь такой же, как у любой

другой зависимости. Она чувствует расщепление, слабость и отча

яние в самой глубине себя. ≪Она глядела на небесную арку над

своей головой, и не видела в ней ни защиты, ни церковного свода,

ни последнего прибежища; небо было бескрайним пространством,

к которому она не могла прильнуть≫. Рыдая, Сабина просит кого-

нибудь взять ее и держать, чтобы ей не бежать больше от мужчи

ны к мужчине, от любовника к любовнику, разбрасывая и разру

шая себя.

Однажды глубокой ночью, дойдя до полного отчаяния, она

набрала случайный номер и попросила о помощи совершенно по

стороннего человека. Мужчина, который ответил, сказал, что он

детектор лжи, в нем воплотилась для Сабины ее внутренняя воз

можность понять, в чем она обманывает сама себя, и достичь бо

лее высокого осознания и ответственности. Детектор лжи стал ее

постоянным оппонентом, он спросил, о чем бы ей хотелось откро

венно поговорить, и ответил, что, скорее всего, она сама к себе от

носится суровее, чем профессиональные судьи. Сабина попроси

ла детектор лжи освободить ее от чувства вины, из-за которого она

страдает: чувство вины и лишения свободы было парадоксальным

образом связано со стремлением к безграничности. Но он ответил,

что освободить себя может только она сама и что свобода насту

пит лишь тогда, когда она сама будет способна любить. Слушая ее

сбивчивые оправдания, что она любила, то есть любила своих мно

гочисленных любовников, он заметил, что она влюблялась лишь в

свои проекции, как, например, в участников крестовых походов,

отправлявшихся на священные войны, в очаровательных принцев,

в Дон Жуанов или в судей, продолжавших играть роль ее родите

лей. Вместо того чтобы относиться к мужчинам как к индивиду

альностям и видеть в них то, что они представляют собой в реаль

ности, она нарядила их в костюмы, соответствующие различным

мифам, которые она хотела прожить.

Сабина может начать изменяться, если, как бы ни было это

тяжело, признается в том, что своим поведением она обманывала

себя и других. До сих пор она пыталась избавиться от чувства

70 Глава 3

вины и находила оправдание отсутствию обязательств перед дру

гими людьми, не желая признать свои ограничения. Ей придется

научиться осознать существующую в природе неразрывную связь

движения и постоянства. И в конечном счете это осознание к ней

придет, когда она будет слушать квартеты Бетховена - музыку,

которая заставляла ее плакать.

Сложность этого типа пуэллы заключается в том, что женщи

на пытается жить, используя абсолютно все возможности, игнори

руя реальные ограничения в жизни для себя и других людей. Что

ей необходимо сделать, так это принять границы и связать себя

обязательствами по отношению к кому-то. Разрешить парадокс

возможно соединением невозможного и достижимого через гармо

нию, что мы слышим в прекрасной музыке Бетховена, особенно в

его квартетах, выражающих трансцендентность. Единственный

путь трансформации для пуэллы - реализовать себя в каких-либо

областях искусства. Так, например, сама Анаис Нин41 посредством

литературного творчества преобразовала свой характер пуэллы с

ее инстинктами, влечениями и интуицией в форму художествен

ного произведения, таким образом соединив мечты и реальность.

Недавно мне позвонила молодая, энергичная женщина и по

просила записать ее на прием. На мой вопрос, что побудило ее на

чать терапию, она ответила, что влюбилась в мужчину, который

тоже ее любит, но он сказал, что, пока она ≪не успокоится≫ и не

поймет, что ей нужно в жизни, он не может увидеть в ней реаль

ного партнера. Ее цель заключалась в том, чтобы определиться, а

не растрачивать себя в разных отношениях, как это было до сих

пор. Ее паттерн заключался в метаниях от одного мужчины к дру

гому, и она оценивала свою значимость и привлекательность ко

личеством мужчин, с которыми переспала, и гордилась, что они

были самых разных национальностей. В девятнадцатилетнем воз

расте на ее счету было уже не менее тридцати мужчин из самых

разных стран. Она была склонна совершать необдуманные поступ

ки и зачастую просто теряла голову, когда замечала иностранца,

даже если просто встречала его на улице. Когда я просила ее на

писать содержание ее сновидений и принести их мне, как прави41

Анаис Нин (1903-1977) - американская и французская писательни

ца испанского происхождения, известная эротическими романами и дневником,

который вела более 60 лет. Страстно увлекалась юнгианским анализом, была

близко знакома с писателем Генри Миллером, снялась в нескольких фильмах. -

П ри ме ч. р ед

Вечная девушка 71

ло, она об этом забывала или делала записи на старых счетах, ту

алетной бумаге или чем-то, что просто попадалось ей под руку.

Что касается воспитания, то ее мать хотела, чтобы она была ≪дев

ственницей≫, а эмоционального влияния отца ей не досталось во

обще. Сначала она была любимицей своей матери, ≪хорошей де

вочкой≫, но затем взбунтовалась и стала проживать ту сторону

материнской личности, которую она не признавала. Однажды ей

приснилось, что она французский пудель, мамин любимец, и что

мать дала ему лечебный корм, в котором была отрава, и когда она

его проглотила, ее вырвало. Психологически именно так она и по

ступала. Она хотела быть любимицей матери, но ее тошнило от

обращения с ней как с ≪девственницей≫. В результате она стала

полной противоположностью девственницы и спала со всеми под

ряд. Отношения с отцом не были настолько близкими, чтобы он

мог дать ей ощущение ценности ее фемининности. Спасение этой

женщины заключалось в том, что она, взбунтовавшись против сво

ей матери, воспарила ввысь и стала жить легкой жизнью, но вме

сте с тем легкая жизнь не позволяла ей вступить в близкие отно

шения с мужчиной, которого она полюбила.

Следующий тип пуэллы - женщина, которая, стыдясь своего

отца, становится отверженной обществом или же сама бунтует

против него. Такая женщина может идентифицироваться с отцом

и быть очень привязана к нему, поэтому, когда его отвергает об

щество, она сама отвергает общество. Или же может случиться

так, что сначала она отвергает отца, но тогда из бессознательного

появляется Теневая часть его личности, и она все равно прожива

ет этот паттерн. При таком положении в семье мать часто прини

мает на себя лицемерную роль судьи, осуждающего ≪плохого

отца≫. Если в поведении дочери проявляются некоторые черты,

похожие на черты родного отца, часто мать осуждает и наказыва

ет ее, пугая, что она тем самым может разделить его печальную

судьбу. Когда дочь перестает следовать ≪доброму совету≫ матери

(чаще всего в таком случае у нее формируется паттерн ≪амазон

ки≫), она может взбунтоваться и повторять отцовский паттерн,

отыгрывая его саморазрушающее поведение.

Н ик че мн ая 72 Глава 3

Этот паттерн многократно описал Достоевский, раскрывая

его на примере женских персонажей в своих произведениях; при

этом отцы этих женщин страдали той или иной зависимостью. На

мой взгляд, внутри каждой пуэллы такого типа часто находится

≪человек из подполья≫ - подобно герою Достоевского, который

цинично отказывается и от возможности принять помощь, и от

возможности изменить себя и общество, которое его отвергло. Та

кие женщины зачастую ведут инертную, пассивную жизнь; быва

ет, что они попадают в плен алкогольной или наркотической зави

симости, занимаются проституцией или вступают в зависимые

любовные отношения. Или может случиться так, что они выходят

замуж за человека, похожего на отца, и растрачивают себя, нахо

дясь в депрессии и занимаясь мазохизмом вследствие своей нере

ализованное™в жизни и в межличностных отношениях. В чем-то

похожие на Персефону, эти женщины оказываются во мраке под

земного царства Гадеса и продолжают там оставаться, по существу

не обладая ни силой Эго, ни развитым Анимусом, которые могли

бы им помочь оттуда выбраться.

Артур Миллер42 описал жизненный паттерн этого типа пуэл

лы в своей пьесе ≪После грехопадения≫, в которой прототипом

главной героини Мэгги отчасти является его бывшая жена Мэри

лин Монро. Сначала Мэгги очаровала Квентина, главного героя,

как невинная, сексуально раскрепощенная, откровенно беззащит

ная и к тому же обожающая его женщина. Когда Квентин впервые

встречает Мэгги, он видит, что она очень чувствительна к ухажи

ваниям мужчин и совершенно не разбирается, кто может причи

нить ей боль или оказаться опасным. К тому же она считает Квен

тина чуть ли не божеством и ощущает собственную значимость

благодаря той ценности, которой она обладает в его глазах. Мэгги

также не испытала в детстве позитивного влияния отца, так как

отец бросил семью, когда она была еще младенцем, и даже отрицал,

что он ее отец. Поэтому она выросла без отца. Ее мать, стыдясь

такого положения, стала придерживаться высоких моральных

принципов и чуждалась дочери. Как только появился Квентин,

Мэгги спроецировала на него могущество своего спасителя, но вы

яснилось, что он не смог противостоять этой проекции. Однако

это могущество оказалось тесно связанным с ответственностью за

42 Артур Ашер Миллер (1915-2005) - американский драматург и прозаик.

С 1956 по 1961 г. был женат на актрисе Мэрилин Монро. - П ри ме ч. п ер

Вечная девушка 73

ее жизнь, которую она тоже возложила на Квентина. Втайне Мэг

ги верила, что она ничего не стоит, и даже называлась ≪мисс Ник

то≫, когда регистрировалась в отелях. Она говорила:

Я могла регистрироваться в отеле как мисс Никто... Ни - ≪к-т-о≫ -

как совсем ничто. Я поступила так однажды, потому что никак не

могла запомнить фальшивое имя, поэтому я просто не думала ≪ни о




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.213 сек.