Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2 2 страница. Можно предположить, что эти же законы распространяются и на труд в сфере культуры: спрос на него выше




Можно предположить, что эти же законы распространяются и на труд в сфере культуры: спрос на него выше, когда ставки заработной платы ниже, и наоборот, рост оплаты труда стимулирует его предложение. Правда, считается, что кривая предложения имеет восходящий характер при относительно низком уровне заработной платы. Если же она продолжает расти, то достигается такая точка, после которой работники предпочитают свободное время увеличению личного дохода. В этом случае кривая будет иметь загибающийся характер. Учитывая достаточно низкий уровень заработной платы в сфере культуры, этот случай рассматривать не будем и обратимся к анализу классического равновесия на рынке труда (рис. 8.1).

 

Рис.8.1 Классическая модель равновесия на рынке труда

 

На приведенном рисунке показаны кривая спроса D и предложения S. Точка их пересечения A является точкой равновесия, в которой цена предложения совпадает с ценой спроса РА, или, иначе, ставка заработной платы и, соответственно, предельные издержки на труд равны его предельному продукту в денежном выражении. При любой ставке заработной платы, превышающей равновесную, величина предложения рабочей силы будет больше величины спроса, т. е. возникает избыток этого товара. И наоборот, при ставке ниже равновесной появляется дефицит рабочей силы. В обоих случаях несоответствие спроса и предложения ведет к изменениям цены труда. В конечном счете она устанавливается на уровне, при котором решения продавцов о продаже и решения покупателей о покупке рабочей силы взаимно согласуются. В точке равновесия цена предложения равна цене спроса, которая обуславливает и равновесный уровень занятости QA. До этой точки (на отрезке OQA) каждой организации выгодно нанимать работников. Когда же их численность превосходит уровень QА, затраты на трудовые ресурсы превышают доходы от них, что ведет к неэффективному использованию рабочей силы и неоправданной убыточности.

На приведенном рисунке, однако, показана лишь классическая модель равновесия, где все потребности в труде сводятся к агрегату потребностей покупателей рабочей силы. На практике же мы имеем дело с рынком, который погружен в среду экономической социодинамики. В этих общих условиях многие товары кроме индивидуальной имеют еще и социальную полезность. Именно к таким особым товарам относится труд в сфере культуры. Наряду с трудом в сфере науки, образования, иных отраслях социального сектора труд в рамках культурной деятельности является источником нематериальных форм национального богатства. Создавая художественные ценности, он удовлетворяет потребности общества как такового в нравственном и интеллектуальном развитии человека, развивая тем самым производственные потенции человека — его общую культуру, способности, знания, навыки, опыт.

Социальной полезностью обладает и параллельный товар на рынке труда - рабочие места. Их наличие обеспечивает людям, владеющим соответствующими специальностями, занятость и доходы, а значит - самостоятельность, нормальные условия жизнедеятельности, уверенность в завтрашнем дне. Потребности такого рода являются базовыми для любого общества и применительно к любым его профессиональным группам. Удовлетворение потребностей людей в рабочих местах обеспечивает нормальное развитие потребительского рынка и всей экономики страны, гарантирует обществу спокойствие и ограждает его от социальных катаклизмов.

В соответствии с концепцией экономической социодинамики наличие социальной полезности товаров на Рынке труда обуславливает деятельность еще одного участника рыночных сделок - государства, которое воздействует на формирующееся равновесие. Последнее складывается здесь тогда, когда оплачена не только индивидуальная полезность товаров на рынке труда для работников и работодателей, но и социальная полезность, связанная с реализацией потребностей общества в создании и сохранении рабочих мест в сфере культуры, поддержании определенного уровня занятости соответствующих специалистов, удовлетворении материальных, социальных и духовных потребностей работников и их семей на протяжении всей жизни, включая и нетрудоспособный возраст.

Государство на рынке труда. Границы и меру участия государства на рынках смешанных благ, обладающих индивидуальной и социальной полезностями, определяет их соотношение. Известно, что предельная социальная полезность факторов производства имеет базовый характер и начинает замещать предельную индивидуальную полезность с момента возникновения самого государства. Это относится к земле, любому виду живого труда, к деньгам и всем иным формам капитала. Но живой труд, или, точнее говоря, рабочая сила, — это специфический товар, который существует в самом работнике, неотделим от него. Это сдвигает соотношение полезностей в пользу социальной, а значит, и усиливает необходимость активного участия государства на пространстве трудовых отношений.

Труд в сфере культуры — еще более специфический товар. В контексте наших рассуждений обратим внимание на затруднительность, а часто и невозможность перелива труда между отдельными рынками. Это связано с тем, что выбор места работы в территориальном и профессиональном плане здесь крайне ограничен. Узкая специализация работников делает практически невозможным перераспределение трудовых ресурсов между разными видами культурной деятельности (например, музеями и клубами, библиотеками и концертными организациями, театрами и цирками), внутри них (между музыкальными и драматическими театрами, филармонической и эстрадной деятельностью, литературными музеями и музеями прикладного искусства и пр.) и даже в рамках одного коллектива (например, в симфоническом оркестре между разными инструментальными группами). Но и там, где переход не связан со сменой специализации, коллективный характер труда, требования, предъявляемые к работнику с точки зрения творческих, научных, мировоззренческих позиций коллектива, накладывают дополнительные ограничения на его мобильность.

Особенности труда в сфере культуры обуславливают и другие ограничения его мобильности. Так, высокая квалификация и узкая специализация работников снижают возможности их перехода в другие профессии. Перечень последних, как правило, невелик: административная работа в учреждениях культуры, преподавание в специальных учебных заведениях, работа в самодеятельных творческих коллективах и кружках. А возможности перемещения рабочей силы в другие отрасли (и наоборот) в рамках своей профессии также ограничены. Ведь соответствующие профессии есть лишь в немногих смежных подотраслях, таких как шоу-бизнес, кино, телевидение и радио.

Обратим внимание еще на одно обстоятельство, обуславливающее специфику экономического равновесия на рынке творческого труда. На самом деле речь идет о сложной структуре множества рынков. Напомним, что вся совокупность работников состоит из неконкурирующих между собой групп или единичных товаров, удовлетворяющих соответствующие потребности покупателей. Подчеркнем здесь, что предложение каждого единичного товара и спрос на него представляют собой отдельные рынки труда с разной степенью сбалансированности. На одних рынках мы имеем дело с дефицитом рабочей силы и элементами монополии продавцов, на других - с ее избытком и элементами монополии покупателей. В том и в другом случае снижаются возможности конкуренции и смещается точка равновесия.

Таким образом, можно утверждать, что сущность труда как смешанного блага и специфика труда создателей культурных ценностей обуславливают самую высокую активность государства на рынке труда в сфере культуры. Желая реализовать свои специфические интересы, в данном случае выраженные в наиболее важных стратегических целях культурной политики, государство устанавливает особые правила для использования труда и рабочих мест в сфере культуры. При этом оно обменивает имеющиеся в его распоряжении бюджетные средства на их социальную полезность товаров рынка труда. Учитывая это, вернемся к проблеме Равновесия, добавляя в классическую модель еще одного Участника - государство. Рассмотрим в связи с этим следующий график (рис. 8.2)

 

Рис. 8.2 Равновесие на рынке труда с учетом государства

 

На приведенном рисунке кроме кривой агрегированного спроса индивидуальных покупателей рабочей силы (фирм, предприятий) D1 появилась кривая, отражающая интересы государства на рынке труда DS.. Последняя показывает зависимость уровня цены P, которую готово платить государство за каждую дополнительную единицу вводимого фактора производства, в данном случае — труда. Суммируя эти две кривые (метод вертикального суммирования), мы получаем кривую совокупного спроса, учитывающего интересы индивидуальных покупателей рабочей силы и государства. В этом случае равновесие Линдаля реализуется в точке L, где пересекаются кривая предложения S и кривая совокупного спроса D. В этой точке и агрегированный индивидуальный покупатель рабочей силы и государство потребляют одинаковое количество блага QL. по цене PL, равной сумме персонифицированных цен Р1 и PS. При этом первый субъект предъявляет спрос на рабочую силу в объеме P1QL, а второй - в объеме PSQL. Иначе говоря, в точке равновесия выполняется равенство S(QL)=P1QL+PSQL. Цена, оплачиваемая государством PS, соответствует предельной социальной полезности рабочей силы Q и отражает ту часть бюджетных ресурсов государства (в том числе налоговых доходов), которая расходуется на реализацию социального интереса DS/.

Экономическая природа цены труда. Оценка социальной полезности труда в сфере культуры происходит априори, еще до процесса производства продукта, независимо от степени общественного признания результатов труда коллективов и их отдельных членов. В данном случае в качестве цены выступает или гарантированный минимум заработной платы, обязательный для организаций всех видов собственности, или тарифы и оклады в государственном секторе. Они в той или иной форме гарантированы государством.

Уровень тарифной заработной платы во многом обусловлен материальным богатством страны. В каждый данный момент времени возможности удовлетворения общественной потребности в творческом труде и его результатах ограничены финансовыми ресурсами государства. Но не только их наличие определяет цену, которую платит общество за потребляемый им полезный эффект труда в культуре. Не менее важную роль играет распределение ресурсов, которое, в свою очередь, зависит от потребностей общества в культурных благах и его целевых установок на этот счет.

Одним словом, оценка полезности труда в сфере культуры является отражением не только меры богатства государства, но и его культурной политики. В области труда она проявляется в централизованном регулировании уровня заработной платы посредством общегосударственной системы тарификации и нормирования труда, которая в разные исторические периоды может быть более или менее жесткой, а также в установлении гарантированного минимального уровня заработной платы на основе таких показателей, как минимальная и средняя «корзина потребления» и прожиточный минимум.

Увеличение минимальной ставки заработной платы приводит, в частности, к повышению издержек организаций и, как следствие, к уменьшению размера прибыли или увеличению убытков. В результате сокращаются налоговые поступления в бюджет государства от коммерческих предприятий и растут дотации некоммерческим организациям. Поддерживая доходы экономически слабых, государево стремится к социальной стабильности общества и платит за это потерей части своих бюджетных средств. Уменьшение доходов предпринимателей также «обменивается» на социальный эффект, но присваиваемый ими уже не как индивидуальными субъектами рынка, а как членами соответствующей социальной группы и общества в целом. Потери государственного бюджета при регулировании уровня оплаты труда являются одной из форм оплаты социальной полезности рабочей силы в сфере культуры.

Оценка полезности творческого труда со стороны конкретных организаций культуры происходит, как мы уже говорили, и до и после процесса производства. При этом априорная оценка в некоторой степени отражается в тарифной части заработной платы. Конечно, она является прежде всего объектом воздействия государства. Но и работодатель, присваивая разряды конкретным работникам, определяя их тарифы и оклады, также влияет на тарифную заработную плату. Та ее часть, которая превышает гарантированный минимум, является объектом совместного управления государства и организаций культуры.

Апостериорная оценка количества и качества труда отражается, главным образом, в надтарифной части заработной платы. Уровень последней зависит от результатов работы творческого коллектива, доходов, которые он получает, и от того, какую их часть может направить на оплату труда, а также от результатов работы самого работника. В отличие от государства организации культуры вступают в распределительные отношения с каждым работником. Их роль в вопросах распределения своих доходов и дифференциации дополнительной оплаты труда зависит от политической и экономической системы управления, принятой в стране. Но при любой системе регулирующая роль государства распространяется и на надтарифную часть заработной платы если не прямым, то косвенным образом — через финансовую, налоговую и ценовую политику.

Активная роль государства на рынке труда не ограничивается участием в формировании уровня заработной платы. Социальная составляющая цены труда была бы неполной без затрат государства, связанных с пенсионным обеспечением и другими формами социальной защиты. Эти затраты могут осуществлять и организации (предприятия, фирмы), и государство. При этом государство законодательно устанавливает уровень обязательных отчислений в фонды социального и медицинского страхования и пенсионный фонд, определяет величину и условия выплат из этих фондов и порядок пользования социальными льготами.

Оплата социальной полезности рабочих мест (социальная составляющая цены) осуществляется в разных формах. Так, выделяя соответствующие финансовые средства организациям культуры, государство оплачивает не только социальную полезность результатов производства, хранения, распространения и потребления культурных благ, но и социальную полезность рабочих мест, связанных с деятельностью этих организаций. Кроме того, бюджетные ассигнования, направленные на создание рабочих мест, программы по занятости (содержание служб занятости, выплата пособий по безработице и т. п.), являются дополнительными издержками государства или, по его требованию, организаций культуры, обусловленными реализацией интересов общества в этой области.

Зарплата, пенсии, социальные льготы, ассигнования из бюджета на программы занятости и т. п. являются отражением оценки товаров на рынке труда обществом и самостоятельными субъектами хозяйствования и должны решать две противоположные задачи: обеспечивать социально-экономическую защищенность работников общественно признанных профессий и стимулировать их эффективную работу.

Специфика рынка капитала (основных фондов). Повторим: в рамках культурной деятельности можно определить несколько сфер, в которых рыночный механизм имеет свою специфику. Одной из них является рынок капитала, в частности основных фондов организаций культуры. Объектами предложения на этом рынке являются здания и сооружения, приспособленные для использования театральными, концертными или цирковыми коллективами, музеями и библиотеками и т. п., а также необходимое для их деятельности оборудование.

Оснащение организаций культуры основными фондами имеет свои особенности. Чаще всего при инвестициях в основные фонды издержки производства культурных благ либо просто возрастают, либо снижаются явно медленнее, чем увеличивается стоимость фондов. Это связано с тем, что развитие материально-технической базы указанных организаций осуществляется, главным образом, за счет расширения и совершенствования пассивной части основных фондов - зданий и сооружений.

С другой стороны, рост фондовооруженности, хотя и не заменяет труд в этой сфере (и даже может привести к Увеличению обслуживающего персонала для эксплуатации сложной техники), но способствует повышению эффективности его использования за счет расширения возможностей воздействия на потребителя. Все это означает, что рост издержек производства культурных благ, связанный с инвестициями в основные фонды организаций культуры, обуславливает, как правило, повышение качества продуктов культуры.

Заметим здесь, что стандартный рыночный механизм требует, как известно, наличия достаточно большого числа однородных товаров. Между тем в рассматриваемой сфере данное условие кажется невыполнимым. Например, театрально-концертные, музейные здания и цирки, как правило, уникальны, существуют в небольшом количестве, функционируют в ограниченном пространстве. И чаще всего организации культуры соседнего населенного пункта не могут вступить в конкуренцию и участвовать в формировании спроса и предложения. В некоторой степени это может относиться и к оборудованию, изготовленному специально для конкретного театрального, концертного или циркового здания, музея либо библиотеки.

Все это обуславливает неоднородность рынка. Дефицит основных фондов в одном населенном пункте может существовать одновременно с их избытком в другом. Во многом это определяется сложившейся сетью существующих организаций культуры, но в то же время ситуация может изменяться и в соответствии с существующим спросом со стороны отдельных творческих коллективов. Отсутствие таковых в определенный момент времени приводит к избытку предложения на рынке основных фондов и вызывает падение их цены (в первую очередь, понижается арендная плата, которая более мобильно реагирует на изменение ситуации на рынке, чем цена продажи). И наоборот, дефицит основных фондов приводит к возникновению монополии владельцев, которые получают возможность взвинчивать цены на собственность, находящуюся в их управлении*.

Субъектами экономических отношений (продавцами и покупателями) на этом специфическом рынке выступают: государство в лице федеральных и региональных органов культуры, общественные организации, предприятия, частные лица и сами организации культуры, вне зависимости от их организационно-правового статуса. Причем процесс купли-продажи может осуществляться в самых различных формах. Это может быть непосредственно продажа и переход прав собственности в другие руки, это может быть аренда помещений на различных условиях, а также аренда с правом выкупа — лизинг и т. п.

Для того чтобы можно было легче понять, из чего складывается и как формируется цена основных фондов на рынке капитала, целесообразно рассмотреть своего рода цикл их функционирования, включающий в себя:

- создание основных фондов (строительство зданий и сооружений, производство соответствующего оборудования);

- текущую эксплуатацию основных фондов;

- капитальный ремонт, восстановление и реставрацию основных фондов.

 

Участниками первой стадии цикла являются специализированные строительные организации и предприятия материально-технического снабжения, изготовляющие оборудование для организаций культуры. Заказчиком этих работ может быть общество в лице государственных, общественных и других организаций или частное лицо. На этом этапе стоимость фондов определяется суммой затрат на их строительство или производство, которая, в свою очередь, кроме издержек производства, также зависит от платежеспособного спроса на основные фонды со стороны заказчиков и предложения строительно-монтажных организаций, предприятий специализированной промышленности.

Поскольку законы этого рынка идентичны законам рынка в реальном секторе экономики, будем считать цену производства известной величиной, с которой основные фонды попадают на собственный рынок. Цена на этом рынке формируется уже с учетом будущих доходов организации культуры и величины их эксплуатационных расходов, необходимых для содержания зданий и оборудования. Кроме того, на эту цену оказывают влияние величина спроса, т. е. наличие организаций культуры или отдельных коллективов, нуждающихся в помещении, а также платежеспособность указанных производителей культурных благ.

Эти показатели зависят от множества факторов, основные из которых можно сгруппировать следующим образом. Первая группа факторов достаточно стабильна и поддается измерению. В нее входят:

- количественные характеристики (общая площадь здания, коммерческая вместимость зрительного зала, площади экспозиционных помещений и т. п.);

- качественные характеристики помещений, оборудования и вспомогательных служб, стоимость их эксплуатации;

- территориальное положение здания, численность и состав жителей населенного пункта и т. д. (т. е. характеристики потенциального зрительского спроса).

Вторая группа факторов (условия аренды и кредитования, состав и величина налогов, страхование и т. п.) достаточно изменчива, причем по разным причинам экономического или политического характера. Гораздо более сложной для измерения является третья группа факторов, отражающая социальную значимость, социальную полезность культурной деятельности, осуществляемой именно данной организацией в это время и в этом месте. Указанный фактор может стать решающим и обусловить, например, безвозмездную передачу основных фондов в пользование или даже в собственность какой-либо организации культуры. В целом же величина спроса зависит от таких факторов, как наличие организаций культуры, имеющих потребность в помещении; наличие у них источников финансирования или собственных финансовых средств; соответствие их деятельности социальным задачам общества, что обуславливает поддержку государства.

Вторая стадия цикла может показаться выходящей за рамки рынка основных фондов, т. к. факт купли-продажи уже свершился, фонды получили свою цену, и то, что происходит с ними потом, уже не представляется важным. На самом же деле процесс купли-продажи на этом этапе не кончается. Одной из особенностей основных фондов организаций культуры является то, что они регулярно сдаются в аренду, и на разных условиях, постоянно оставаясь, таким образом, на рынке. В некотором смысле меняющийся показатель арендной платы может рассматриваться как оценка спроса на эти фонды.

Кроме того, именно производство и потребление конечного продукта — соответствующих культурных благ - играет существенную роль в формировании спроса и предложения и установления, в конечном счете, рыночного равновесия. Так, будущие доходы организаций культуры главным образом зависят от посещаемости спектаклей, концертов, представлений или музейных экспозиций. Этот фактор оказывает влияние на величину спроса и одновременно определяет платежеспособность самой организации культуры. С другой стороны, производимые культурные блага в очень большой степени определяют социальную полезность результатов деятельности данной организации культуры, а значит, величину ее поддержки со стороны государства.

При этом особенности культурных благ обуславливают и специфику экономического равновесия на рынке основных фондов. Дело в том, что необходимость творческого поиска, а следовательно и право на неуспех у зрителей, являются законом существования искусства и, в свою очередь, приводят к неполной заполняемости зрительного зала (что в определенных рамках является нормальным). А это означает возможность дисбаланса между предложением и спросом (если за единицу продукта принимать место в зрительном зале). К такому же результату приводит и необходимость в помещениях, оборудовании, не используемых в данный момент (в связи с особенностями репертуара, сезонностью работы и т. д.).

Последняя стадия цикла - капитальный ремонт и восстановление основных фондов, которые позволяют им вновь возвращаться на рынок с прежней или даже возросшей стоимостью. При создании ремонтного фонда необходимо:

- решить, каковы источники создания ремонтного фонда (амортизация, целевые дотации, субсидии других организаций, собственные отчисления и т. д.);

- выбрать методы исчисления собственных средств, направляемых в ремонтный фонд;

- определить направления использования ремонтного фонда (капитальный ремонт, восстановление, реставрация);

- решить проблемы собственности вновь созданных фондов.

В материальном производстве амортизационный фонд формируется из отчислений от реализации созданной продукции. В данной же сфере доходы организаций культуры представляют собой сумму доходов от продажи культурных услуг населению и бюджетных ассигнований, выделяемых государством. Поэтому и равновесие на этом специфическом рынке формируется при участии государства, которое в обмен на социальную полезность культурных благ выделяет субсидии для покрытия части издержек организаций культуры и, в частности, для создания их амортизационного фонда. Еще до недавнего времени это происходило в виде освобождения указанных организаций от амортизационных отчислений и выделения этих средств из государственного бюджета целевым назначением*.

По существующему положению государство не имеет обязательств перед организациями культуры по выделению средств на реновацию основных фондов, а также на их капитальный ремонт. Следовательно, нет с его стороны и гарантий, что по истечении срока функционирования тех или иных фондов они будут обновлены. Однако с изменением условий хозяйствования участие государства в формировании амортизационного фонда может осуществляться и в других формах, например, посредством включения амортизационных средств в сумму бюджетных ассигнований и т. п. При этом необходимо учесть, что здания, в которых расположены организации культуры, очень часто являются памятниками культуры и потому не имеют срока службы. Следовательно, необходим особый механизм получения средств, который гарантировал бы сохранение для общества этих памятников.

Потребительский спрос в рассматриваемой сфере можно разделить на ряд видов, связанных с арендой помещения на одно выступление того или иного сценического коллектива, с арендой на небольшой период (до нескольких месяцев), с длительной арендой здания (возможно, лизинг), с продажей помещения и оборудования.

При этом у каждого вида потребления основных фондов есть свои особенности. Так, для отдельного выступления предложение обычно шире, чем для всех остальных видов аренды. В этом случае владелец фондов, как правило, берет на себя все эксплуатационные расходы, что подразумевает их компенсацию при установлении размера арендной платы. Рыночный сегмент потребителей, аудитория такого выступления обычно известна заранее, что облегчает определение суммы будущих доходов. Спрос на этот вид аренды отличается мобильностью и может быть достаточно массовым.

Для гастрольных выступлений помещение заранее снимается на определенный срок. При этом арендующая сторона может принимать на себя некоторые обязательства по эксплуатации зданий и оборудования (но амортизацию фондов оплачивает принимающая сторона). Аудитория будущих спектаклей, концертов или представлений менее прогнозируема, а потому величина предполагаемого дохода от деятельности является менее определенной. В целом этот рынок уже предыдущего. Удельный доход принимающей стороны может быть ниже, чем в предыдущем случае, однако он гарантирован на некоторый период. Можно предположить, что арендная плата в данном случае будет также несколько ниже.

Принципиально другая ситуация складывается при аренде здания для длительной работы в данном городе. На арендатора перекладываются все обязанности по эксплуатации, ремонту и восстановлению здания и оборудования. Получать доход он может, сдавая это помещение на короткий срок другим коллективам (например, во время собственных гастролей). В данном случае несколько меняется и вид государственной поддержки. С помощью системы налоговых льгот, целевых дотаций и т. п. государство помогает содержать основные фонды организаций культуры. В этом случае в ставке арендной платы фактор экономической заинтересованности участвует меньше, чем в предыдущих вариантах. Социальный фактор действует сильнее и в условиях дефицита производства культурных благ. При насыщении же рынка соответствующими благами ситуация меняется, и общество уменьшает свое влияние на цену аренды основных фондов.

Формирование цены при продаже основных фондов в собственность юридическим и физическим лицам зависит от тех же факторов, что и аренда помещения на длительный срок. Важную роль здесь играет износ здания и оборудования, срок функционирования фондов, потребности в ремонте, восстановлении и реставрации. При этом государство определяет условия передачи основных фондов в собственность. Устанавливая определенные ограничения на процессы приватизации, оно регулирует и сам характер рыночного оборота средств культурного производства.

Заметим здесь, что платежеспособность спроса на основные фонды зависит как от потребительского спроса на культурные блага, так и от средств, выделяемых государством на поддержку культурной деятельности. Кредитная политика, налоговые льготы, целевые бюджетные ассигнования могут способствовать тому, что основные фонды будут приобретаться или сниматься в аренду самими организациями культуры. При этом для всех видов аренды и продажи основных фондов необходимо определить, какие факторы становятся решающими при установлении соответствующей цены, каким образом государственная поддержка может способствовать установлению равновесия или изменять его, стимулируя продавцов или покупателей на соответствующем рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.