Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 10.1




10.2

10.1

9.3

Проблемы правового обеспечения культурной деятельности. Многие положения, регулирующие отношения в сфере культуры, нуждаются в пересмотре в силу следующих причин:

q значительный нормативный массив был принят до введения в действие основополагающих законодательных актов, в результате чего отдельные положения вошли в противоречие с Конституцией, кодексами и иными законами;

q некоторые нормы морально устарели, не отражают актуальных реалий, не отвечают современным нуждам, не регулируют вновь возникшие отношения;

q в результате правоприменительной практики были выявлены дефекты и пробелы как в специальном, так и в общем законодательстве;

q взятые Россией за последние годы международные обязательства должны найти отражение во внутреннем законодательстве.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в сотрудничестве с соответствующим Комитетом Государственной думы инициирует корректировку законодательства о культуре последующим направлениям.

1. Определение статуса творческого работника не только в связи с его основной деятельностью, но и его положение как члена общества с точки зрения социального, трудового, пенсионного, налогового законодательства, введение системы льгот и преимуществ в целях создания условий для реализации конституционной свободы творчества. Попытки создать некий универсальный документ не были поддержаны президентом Российской Федерации, поэтому предполагается разработка так называемых точечных изменений в целом ряде законодательных и иных нормативных актов. Другим полюсом внимания законодателя должен стать вопрос об ответственности художника перед обществом за результаты его творческого труда.

2. Создание условий для развития меценатства и благотворительной деятельности. Благодаря новой налоговой политике этот элемент гражданского общества практически исчез. Поэтому необходимо законодательное закрепление системы стимулов для лиц, готовых участвовать в мероприятиях по сохранению, поддержке и развитию отечественной культуры, причем основной акцент может быть перенесен из налоговой сферы в иные области.

3. Развитие рынка культурных благ, предполагающее введение новых организационно-правовых форм для организаций культуры (в том числе в целях оптимизации бюджетной сферы), уточнение роли государства в формировании и проведении культурной политики.

4. Защита прав потребителей культурных благ, обеспечение их интересов с точки зрения защиты нравственности, установление своеобразных «стандартов» при оказании услуг в сфере культуры. Кроме того, необходимо ввести в орбиту государственного регулирования организацию культурного досуга населения, включить культурные блага в так называемую потребительскую корзину различных социально-демографических слоев.

5. Корректировка законодательства о результатах интеллектуальной деятельности, в том числе в связи с возможным присоединением России к Всемирной торговой организации, в связи с обязательствами по гармонизации законодательства, взятыми в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и европейскими сообществами и государства ми-участниками, а также в связи с появлением новых способов использования произведений (в первую очередь в киберпространстве) и новых разновидностей результатов творческой деятельности.

Таким образом, правовое обеспечение культуры по-прежнему находится если не в стадии становления, то в состоянии постоянной модернизации.


 

Глава 10

Структура отрасли и субъекты культурной деятельности

 

Понятие «культура» многозначно. В самом общем смысле этого слова оно означает любые проявления созидательной деятельности человека. Энциклопедический словарь определяет термин «культура» как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях... в более узком смысле — сфера духовной жизни людей»1. Когда термин «культура» употребляется, например, в таких комбинациях, как «министерство культуры», «экономика культуры», «законодательство о культуре», то подразумевается как раз этот «более узкий смысл». Следует признать, что определение «сфера духовной жизни» дает в свою очередь также широкое поле для различных толкований. Поэтому необходимо найти дополнительные дефиниции для интересующего нас понятия.

 

Виды культурной деятельности. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» не дает толкования термина «культура». Но косвенная его характеристика здесь все-таки содержится:

q выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

q художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

q художественные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

q самодеятельное (любительское) художественное творчество;

q музейное дело и коллекционирование; Ш книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

q эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

q научные исследования культуры;

q международные культурные обмены; л производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для создания, распространения и освоения культурных ценностей;

q иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности2.

Последний пункт оставляет перечень открытым. И это разумно, поскольку многообразие проявлений культуры в реальной жизни не терпит однозначных замкнутых схем.

Закон определяет и термин «культурные ценности» как «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты, говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историческо-культурном отношении территории и объекты»3. В том же законе определено, что культурная деятельность - это «деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей»4.

Таким образом, законодатель, не давая в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» прямо-° определения термина «культура», тем не менее достаточно ясно обозначил границы его смыслового использования.

Культурная деятельность в совокупности носит глобальный характер. Объектом этой деятельности, наряду с па мятниками истории и культуры, другими материальными культурными ценностями, является практически каждый человек. В свою очередь, субъекты культурной — это, во-первых, организации (обычно - юридические лица), осуществляющие действия, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей и благ, во-вторых, люди (физические лица), работающие в этих организациях, или «свободные художники» (писатели, композиторы, художники и др.). Последние могут быть связаны трудовым договором с той или иной организацией. Созданные в подобных случаях произведения законодательство об авторских правах называет «служебными произведениями»5.

К субъектам культурной деятельности следует отнести также Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, являющиеся в соответствии с Гражданским кодексом субъектами гражданского права. Какие же организации осуществляют культурную деятельность? Вернемся к приведенному ранее из «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» перечню видов культурной деятельности и сопоставим его с наиболее типичными видами соответствующих организаций (табл. 10.1).

 


Таблица 10.1. Культурная деятельность и виды организаций

 

Виды культурной деятельности Виды организаций
Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры Специализированные организации по охране памятников истории и культуры музеи-заповедники, специализированные реставрационные организации
Художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства Театры, концертные организации, цирки, киностудии, кинотеатры, выставочные залы, изостудии, художественно оформительские организации, архитектурные мастерские; творческие союзы общества, ассоциации, гильдии и другие общественные организации, объединяющие создателей, исполнителей, интерпретаторов произведений искусства
Музейное дело и коллекционирование Музеи, архивы, ассоциации (союзы) музеев, архивов, общественные объединения работников музеев, архивов; частные коллекционеры культурных ценностей (физические и юридические лица) и их объединения
Книгоиздание и библиотечное дело, архивное дело Издательства, библиотеки, библиотечные системы, архивы; объединения издателей, библиотечных работников, архивистов
Международные культурные обмены Министерство иностранных дел РФ, Министерство культуры и средств массовой информации РФ, Российские отделения международных организаций (например: ЮНЕСКО, Международного института театра), множество других организаций, координирующих и осуществляющих международные культурные контакты
Производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для создания, распространения и освоения культурных ценностей Предприятия соответствующего профиля
Иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности и блага Организации телевидения и радиовещания, фильмотеки, фонотеки, ботанические сады, парки культуры и отдыха, зоопарки и др.
Художественные народные промыслы и ремесла, народная культура   Предприятия (артели) народных художественных промыслов и ремесел, народные (фольклорные) коллективы
Самодеятельное (любительское) художественное творчество Дворцы, дома культуры, клубы, другие досуговые организации
Эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области Образовательные учреждения общего, профессионального и дополнительного образования
Научные исследования в области культуры Научно-исследовательские институты и центры, вузы культуры и искусства

Круг организаций – субъектов культурной деятельности – косвенно определен еще одним официальным документом – Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)6. Необходимо отметить, что этот документ, следующий за Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе, отвел сфере культуры не слишком почетное место. Она помещена в подразделе «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» раздела «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг«.

К видам культурной деятельности ОКВЭД отнес следующие:

q производство, прокат и показ фильмов; деятельность в области радиовещания и телевидения;

q создание произведений искусства; реставрация произведений искусства (картин и т. п.);

q деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений;

q деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе;

q деятельность концертных и театральных залов, агентств по продаже билетов, студий звукозаписи;

q деятельность цирков, ярмарок и парков с аттракционами, танцплощадок, дискотек, школ танцев;

q деятельность библиотек всех видов, читальных залов, залов для прослушивания, просмотровых залов, лекториев, планетариев, государственных архивов;

q деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества и т. п.;

q деятельность музеев всех видов, включая исторические дома-музеи, музеи на открытом воздухе и т. п.;

q деятельность по охране исторических мест и зданий; деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.

Перечень по ОКВЭД принципиально не отличается от списка видов деятельности и организаций, приведенных в таблице 10.1. Однако некоторые различия следует отметить. В указанной таблице в отличие от ОКВЭД к видам организаций, ведущих культурную деятельность, отнесены различные творческие союзы и другие общественные организации, объединяющие создателей, исполнителей, интерпретаторов произведений искусства, а также образовательные учреждения, научно-исследовательские институты. Творческие союзы и общества изначально создавались как субъекты культурной деятельности, но по статусу — это общественные объединения. Поэтому классификатор и содержит их в соответствующем разделе.

В другом разделе ОКВЭД оказались и образовательные учреждения, являющиеся активными участниками культурной деятельности, основная цель которых состоит в подготовке и повышении квалификации специалистов для различных областей культуры и искусства. Среди них высшие и средние специальные учебные заведения сферы театрального, хореографического, изобразительного искусства, консерватории и музыкальные училища, вузы и училища культуры, подготавливающие специалистов в области музейной и библиотечной работы, руководителей самодеятельных коллективов и др., а также институты повышения квалификации работников культуры.

Не относит к сфере культуры ОКВЭД и научные учреждения, исследующие эту сферу. С точки зрения «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» в круг субъектов культурной деятельности безусловно включаются те научные организации, которые специально созданы для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области культуры. В качестве примера можно назвать такие известные научные организации, как Государственный институт искусствознания, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, Российский институт истории искусств. Российский институт культурологии.

Еще один официальный документ, косвенно определяющий состав сферы культуры, - Государственный бюджет Российской Федерации. Этот документ принципиально важен в контексте рассмотрения особенностей экономики культуры в России. Ежегодно в стране принимается федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год. И в нем приводится распределение ассигнований из федерального бюджета по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации. Анализ 15 раздела этой классификации «Культура, искусство и кинематография» дает основания с точки зрения государственного бюджета отнести к интересующей нас сфере:

· дворцы и дома культуры, другие учреждения клубного типа;

· музеи и постоянные выставки;

· библиотеки;

· театры, концертные организации и другие организации исполнительских искусств; Я цирковые организации; ';: архивы;

· кинематографию;

· содержание особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

· мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой «Культура России (2001-2005 годы)»;

· прочие учреждения и мероприятия в области культуры и искусства7.

Следует заметить, что последний список короче двух предыдущих, сформированных на основании «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Все учебные заведения, в том числе и находящиеся в системе Министерства культуры и средств массовой информации Российской Федерации, финансируются отдельно, по 14 разделу функциональной бюджетной классификации - «Образование». Государственная поддержка государственных телерадиокомпаний, издательств, средств массовой информации осуществляется по 16 разделу - «Средства массовой информации», а научные исследования в области культуры финансируются по б разделу - «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». Проведение выставок за рубежом, как и некоторые другие виды международного культурного сотрудничества, поддерживается бюджетом в рамках раздела 3 - «Международная деятельность».

 

Структура управления и органы культуры. Должно ли государство управлять культурой? И что значит «управлять культурой»? Подобные вопросы не имеют однозначного ответа. Все зависит от политического и экономического уклада государства и от принятой им государственной политики в области культуры.

В современном мире даже демократические государства с развитой рыночной экономикой по-разному относятся к регулированию культурной деятельности. Если в США практически нет государственных организаций культуры, а государственная поддержка этой сферы осуществляется исключительно косвенными способами, то, например, во Франции организации государственного сектора, находящиеся в ведении Министерства культуры этой страны, весьма многочисленны, и распространена практика прямой государственной поддержки культурной деятельности. Тоталитарное государство обычно осуществляет всеобъемлющий контроль сферы культуры. Это подтверждается семидесятилетней практикой функционирования системы управления культурой в Советском Союзе, где культура и искусство относились к идеологическим инструментам, призванным пропагандировать и проводить в жизнь коммунистические идеалы. Указанное обстоятельство определяло главные характеристики этой системы: жесткая централизация в вопросах создания, материального обеспечения, финансирования, оперативного руководства и оценки деятельности организаций культуры, многоступенчатая цензура их художественно-творческой деятельности, назначение на руководящие должности любого уровня в основном членов КПСС, ограниченная хозяйственная самостоятельность организаций.

Реализовывались эти установки системой государственного управления культурой, во главе которой было Министерство культуры СССР, находившееся в подчинении Совета Министров СССР. Следующий уровень пирамиды составляли министерства культуры союзных республик, находившиеся в двойном подчинении. Так, Министерство культуры РСФСР подчинялось одновременно Совету Министров РСФСР и Министерству культуры СССР. Принцип двойного подчинения распространялся и на последующие уровни пирамиды: министерства культуры автономных республик и управления культуры краев и областей в РСФСР подчинялись своим советам министров или исполкомам и одновременно Министерству культуры РСФСР. И так далее - вплоть до районных отделов культуры. Необходимо напомнить также о чрезвычайно важном для того времени обстоятельстве: над государственной системой стояла параллельная партийная пирамида - от первичной партийной организации практически на каждом предприятии, в каждом учреждении до Центрального комитета КПСС и его Политбюро.

Перемены в нашей стране, начало которым было сложено во второй половине 1980-х гг., в корне изменили ситуацию. Сначала потеряла свою монополию, а затем прекратила существование КПСС. Соответственно были ликвидированы первичные партийные организации КПСС, деятельность любых партий на предприятиях, в учреждениях выла законодательно запрещена. Была сломана вертикаль управления в сфере культуры, которая в прошлые времена обеспечивала жесткую централизацию. В новых условиях решение об открытии новых организаций культуры принимается на месте без всякого согласования в каких-либо центральных органах власти; сняты ограничения по финансированию организаций из различных источников; появилась свобода в вопросах ценообразования; ликвидирована цензура; организации культуры и искусства получили полную свободу в творчестве и т. п. Можно утверждать, что в последнее десятилетие XX в. культура в России функционировала в условиях формирующегося демократического правового государства.

При этом под правовым понимается такое государство, где права граждан определяются не решениями того или иного чиновника, не постановлениями правящей партии или назначенного ею правительства, а законами, принятыми демократически избранным парламентом или всенародным референдумом и неукоснительно исполняемыми всеми звеньями государственной власти и гражданами. Это относится и к культуре - в правовом государстве политика в сфере управления культурой определяется законодательством.

Следует напомнить, что Россия по государственному устройству - федерация, объединяющая 89 государственных образований, называемых субъектами федерации. Все они - республики, края, области, национальные округа, автономная область и два города федерального значения (Москва и С.-Петербург) - поименованы в статье 65 Конституции Российской Федерации. Здесь же, в статьях 12, 130-133 определены функции местного самоуправления. Конституция определила также полномочия федерации в сфере культуры. В соответствии со статьей 71 (п. е) в ведении Российской Федерации находится «установление основ федеральной политики и федеральные программы в области... культурного... развития Российской Федерации». Кроме того, статьей 72 Конституции определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся охрана памятников истории и культуры, а также общие вопросы культуры.

Реализуя эти конституционные полномочия, высший законодательный орган Российской Федерации — Федеральное собрание Российской Федерации (состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы) принимает влияющие на культуру федеральные законы.

Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, издает соответствующие указы, а правительство Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти - постановления. Среди этих нормативно-правовых актов, как было показано в предыдущей главе, есть специализированные, предназначенные для регулирования отношений в сфере культуры или ее отдельных отраслях, а также важнейшие акты общего характера, регулирующие среди прочих и сферу культуры.

Некоторые органы исполнительной власти Российской Федерации в соответствии с российским законодательством вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории России. Среди них в первую очередь надо назвать Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли, составляющие основу так называемого экономического блока в системе федеральных органов исполнительной власти, а также Министерство здравоохранения и социального развития, принимающее нормативные правовые акты в области труда и заработной платы, оказывающие существенное влияние на сферу культуры. В целом же достаточно сложно найти среди федеральных министерств и ведомств те, которые не имеют отношения к вопросам управления сферой культуры. Приведем несколько примеров из современной российской практики.

Влияние на культуру федеральных органов управления. Указом президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральным органам исполнительной власти предписаны новые функции. В соответствии с ними, например, Федеральная служба государственной статистики регулярно собирает, упорядочивает, анализирует статистические данные, характеризующие сферу культуры. Министерство образования и науки обеспечивает подготовку кадров для всех отраслей, включая культуру и искусство. Даже такие, казалось бы, далекие от сферы культуры силовые ведомства, как Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, имеют в своем ведении организации исполнительских искусств, клубные и музейные учреждения и таким образом соучаствуют в управлении сферой культуры.

 

Описывая систему управления, обратимся к федеральному органу исполнительной власти, созданному специально для регулирования различных аспектов функционирования сферы культуры. Таким органом является Министерство культуры и средств массовых коммуникаций Российской Федерации, созданное в 2004 г.8 и принявшее на себя основные функции существовавших до этого Министерства культуры, Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Федеральной архивной службы России.

Такие преобразования федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами культуры, в 1990-2000 гг. претерпевал неоднократно. Менялись и названия: Министерство культуры, Министерство культуры и туризма, опять Министерство культуры. Но основная сфера деятельности и функции оставались по сути неизменными.

Вновь созданное в 2004 г. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по сравнению со своим предшественником получило более широкое поле деятельности. В его ведение были переданы вопросы, находившиеся прежде в компетенции различных федеральных органов исполнительной власти. Новое министерство получило сферу деятельности не только бывшего Министерства культуры, но и Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Федеральной архивной службы России.

Укрупнение министерств, осуществленное в процессе правительственной реформы 2004 г., фактически повысило их статус. При этом в структуре федеральных органов исполнительной власти появилось дополнительное звено: федеральные службы и федеральные агентства. В ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации находятся Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Федеральное архивное агентство и Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Министерство культуры и массовых коммуникаций осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений. К его правомочиям отнесена разработка и внесение в правительство Российской Федерации проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере ведения министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств.

На основании Конституции, федеральных законов, актов президента и правительства Министерство культуры и массовых коммуникаций вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты, связанные со сферой его деятельности. Перечень таких актов содержится в Положении о Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Эти акты касаются кинематографии и музейного дела, телерадиовещания и распространения зарубежных печатных изданий, архивов и режима хранения перемещенных культурных ценностей, а также других вопросов сферы деятельности министерства и подведомственных ему федеральной службы и агентств. К правомочиям Министерства отнесены также: проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ в сфере культуры; обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной культурной политики и др.

Определив правомочия министерства и механизмы их реализации, Положение о Министерстве культуры и массовых коммуникаций фиксирует ряд действий и функций, которые министерство осуществлять не вправе. Например, оно не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений прямо предусмотрена Конституцией, федеральным законодательством, актами президента и правительства.

Министерство не вправе также осуществлять функции по контролю и надзору, поскольку эти функции принадлежат подведомственной ему Федеральной службе по над-3°РУ за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Аналогично обстоит дело и с функцией управления государственным имуществом, которая принадлежит подведомственным министерству агентствам.

Как и Министерство, они вправе проводить конкурсы и заключать государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд соответствующей сферы деятельности. Они осуществляют полномочия собственника в отношении федерального имущества в соответствующей сфере деятельности, в том числе переданного подведомственным агентству федеральным государственным предприятиям и учреждениям. Агентства осуществляют экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий, утверждают экономические показатели их деятельности, проводят в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса. Эти и подобные функции и полномочия свойственны в новой системе органов федеральной исполнительной власти любому федеральному агентству. Причем каждое из агентств имеет свои специфические полномочия в соответствующей сфере деятельности.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии9 организует: проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия и в некоторых иных предусмотренных Положением случаях; сохранение и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в федеральной собственности библиотечных фондов и фильмофонда; хранение исходных материалов национальных фильмов; создание сводного каталога библиотек Российской Федерации и др.

Кроме того, оно осуществляет: ведение государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации, Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и т. п.; реализацию от имени Российской Федерации прав и обязанностей в отношении музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, принимает решения о включении в его состав и исключении из него музейных предметов и коллекций; реализацию от имени Российской Федерации преимущественного права покупки музейных предметов и коллекций, включенных в состав негосударственной части

Музейного фонда Российской Федерации; выдачу прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории, и др.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям10 организует проведение измерений аудитории электронных средств массовой информации и анализ тиражей печатных средств массовой информации; осуществляет комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий, проведение сценарных конкурсов по созданию социально значимых телерадиопрограмм, телевизионных и мультипликационных фильмов; подготавливает предложения по техническим мероприятиям, направленным на развитие средств массовых коммуникаций и распространение средств массовой информации; ведет единые общероссийские реестры средств массовой информации; принимает решения об управлении находящимся в федеральной собственности фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов).

Федеральное архивное агентство11 организует информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе архивных документов; организует работу по подготовке документальных публикаций, а также документальных экспозиций и справочников; обеспечивает экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы Российской Федерации, и документов, временно вывезенных, после их возвращения и др.; ведет государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации; осуществляет согласование списков источников комплектования федеральных государственных архивов; принимает меры по обеспечению преимущественного права Российской Федерации на покупку архивных Документов, находящихся в частной собственности, в случае их аукционной или комиссионной продажи и др.

Таким образом, в новой системе федеральных органов исполнительной власти Министерство культуры и Массовых коммуникаций — стратегический орган управления, доминанта деятельности которого связана с определением государственной политики в сфере культуры, направленной на сохранение исторического и культурного наследия, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. А подведомственные ему агентства реализуют эту политику, распоряжаясь федеральной собственностью в своей сфере, имея в своем ведении федеральные государственные предприятия и учреждения.

Министерство культуры и массовых коммуникаций и подведомственные ему федеральные агентства осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также творческими союзами и другими общественными объединениями. При этом наибольшее количество государственных организаций культуры находится в региональном ведении, т.е. в ведении республик, краев, областей, других субъектов федерации. Конституцией Российской Федерации (ст. 73) определено, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

В каждом субъекте федерации есть представительные и исполнительные органы государственной власти. Представительные органы субъектов федерации*, по сути, - региональные парламенты, принимающие в пределах своей компетенции региональные законы. При этом региональные законы не должны противоречить федеральным, а если такое противоречие образуется, то действующим признается соответствующее положение федерального закона. Региональные парламенты часто принимают нормативные правовые акты, основываясь на федеральных законах. Приведем конкретные примеры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.