Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 10.3




10.4

10.3

Потенциал культуры и его территориальная структура. Россия - страна с богатейшими культурными традициями, обладающая огромным количеством памятников культуры и истории. Она имеет развитые библиотечную и музейную системы. Известны во всем мире достижения России в области музыкального исполнительства, хореографии, драматического искусства.

В системе Министерства культуры Российской Федерации в 2000 г. действовали 518 государственных и муниципальных театров13, за предшествовавшие 10 лет их число выросло на 35,6%. Причем 47 театров появились в городах, население которых ранее было лишено возможности общения с театральным искусством. Театрами обладают все республики (исключение составляла Чеченская Республика, где в 2000 г. в силу известных причин не функционировала ни одна из организаций культуры и искусства), края, области. Есть театры и в двух из десяти автономных округах (Коми-Пермяцком и Ханты-Мансийском). Наибольшее по регионам количество театров в двух городах федерального значения: Москве - 80 (рост за Ю лет на 70,2%) и С.-Петербурге - 35 (рост в 2 раза). Самый распространенный вид театрального искусства в России - это драма.

Драматических театров в стране в 2002 г. насчитывалось 291. К ним еще надо добавить 52 театра, именуемых по принятой классификации театрами юного зрителя. Это же драматические театры, но ориентирующие свой репертуар в основном на детскую и юношескую аудиторию. 92 российских театра кукол тоже ориентированы главным образом на детскую аудиторию, хотя в этом виде искусства есть и спектакли высочайшего уровня, предназначенные взрослых. Рост числа театров наблюдался по всем видам. Исключение составляли театры музыкальной комедии, число которых в последние годы регулярно убывало. При этом общее число музыкальных театров (71 единица, в том числе 61 театр оперы и балета и 10 - музыкальной комедии) также имело устойчивую тенденцию к росту. Происходило это по той причине, что новые театры оперы и балета создавались в некоторых случаях на базе театров музыкальной комедии. Число работников, занятых в театрах системы Министерства культуры Российской Федерации, превышало 68 тыс. человек, из них художественный и артистический персонал составлял менее половины - 29 тыс. человек.

Потенциал государственных и муниципальных театров дополняется множеством негосударственных театров. Но если сеть государственных и муниципальных театров за редчайшим исключением представлена репертуарными театрами с постоянными труппами, то в негосударственном секторе превалирует так называемая антреприза. Эти театры обычно используют в своих спектаклях артистов, постоянное место работы которых - государственные или муниципальные театры. Поэтому негосударственный сектор театрального дела дает артистам, режиссерам, сценографам дополнительные возможности для творческой работы, получения дополнительных доходов, но практически не увеличивает количества рабочих мест для творческого персонала.

Существенно выросло за десятилетие число государственных и муниципальных концертных организаций и самостоятельных музыкальных коллективов. К 2000 г. оно составило 264 единицы при росте на 72,5%. Названные организации и коллективы тоже представлены практически во всех регионах, за исключением пяти автономных округов. Первенство по их числу держат Москва (43), Санкт-Петербург (18) и Московская область (11). В составе концертных организаций действуют симфонические оркестры (61), камерные оркестры и ансамбли (125), оркестры народных инструментов (57) и духовые оркестры (20), народные хоры (18) и множество других филармонических коллективов (421).

Обратим внимание на тот факт, что рост числа государственных и муниципальных театральных и концертных организаций сопровождался сокращением объема их предложения — количества спектаклей и концертов. Общее число спектаклей российских театров, составлявшее в 1990 г. 139,2 тыс., упало к 1997 г. до 106,5 тыс., правда, затем постепенно увеличивалось, достигнув 115,9 тыс. к 2000 г. (83,2% к уровню 1990 г.). Значительно большее падение отмечалось в объемах концертной деятельности: от 225,9 тыс. концертов в 1990 г. до 142,6 тыс. в 2000 г. Иначе говоря, их количество сократилось в 2,7 раза.

Подобное явление, когда рост числа театров и концертных организаций сопровождался сокращением совокупного объема их деятельности, имеет несколько причин. Во-первых, в прошлом эти организации зачастую получали непомерные государственные задания по количеству спектаклей и концертов, входившие в противоречие с содержанием творческого процесса. Обретя хозяйственную свободу, театры и концертные организации естественным образом оптимизировали режимы своей деятельности.

Во-вторых, сокращение объемов деятельности происходило и по причинам, не зависящим от организаций культуры, вопреки воле их руководителей. Например, изменившиеся с 1992 г. цены на транспортные и гостиничные услуги затруднили, а в ряде случаев сделали невозможными гастроли для многих театральных и концертных коллективов. А гастрольные спектакли и концерты составляли существенную часть в общем объеме предложения на рынке театрально-концертных услуг. К тому же концертные организации потеряли ряд своих лучших эстрадных коллективов, постепенно перебравшихся в негосударственный сектор, в шоу-бизнес.

По мере развертывания процесса приватизации прекратилась также практика заказа билетов на концерты и спектакли за счет фондов материального поощрения предприятий или за счет профсоюзных средств. С другой стороны, сократились объемы государственного субсидирования. Платежеспособность населения в свою очередь тоже резко понизилась. С экономической точки зрения в каких-то случаях стало выгоднее не играть спектакли и не давать концерты. Все это в совокупности приводило к снижению их количества, хотя и на фоне роста числа театров и концертных организаций.

Иначе обстоит дело в кинематографе. Здесь сокращение числа киноустановок с платным показом (кинотеатров, клубов и т. п.) началось уже в 1970-е гг. Число их в 1970 г. составляло 96,7 тыс., а уже к 1990 г. упало до 77,2 тыс. В каждомпятилетии сокращение составляло от 4 до 8,5%. Уже тогда, при советской власти, которая продолжала считать кино важнейшим из искусств, кинотеатры проигрывали дуэль на рынке киноуслуг телевидению. Приведем и здесь пример, основанный на статистических данных.

Последнее десятилетие XX в. характеризовалось обвальным сокращением количества киноустановок, число которых к 2000 г. составило 18 тыс., что в 4,3 раза меньше, чем в 1990 г. и в 5,4 раза меньше, чем в 1970 г. При этом предложение многократно превышало спрос, что привело к закрытию многих кинотеатров в городах и клубных киноустановок на селе. Оставшиеся требовали переоборудования и повышения качества обслуживания зрителей. Параллельно сокращался и объем отечественного кинопроизводства. Если в 1993 г. в России еще было произведено 137 полнометражных фильмов, то в 1994 г. почти в 2 раза меньше — 74. Это снижение продолжалось до 1996 г., когда была достигнута точка минимума — 30 отечественных фильмов. В 1997г. кинопроизводство ожило (56 фильмов), но, к сожалению, не надолго. Грянул экономический кризис 1998 г., и кривая кинопроизводства опять поползла вниз (46 фильмов в 1998 г., 27 - в 1999 г.). В 2000 г. опять проявилась тенденция к росту (50 фильмов), хотя до показателей 1993 г. тогда было еще далеко.

Для преодоления кризиса российского кинематографа большое значение приобретает его техническое перевооружение. Это относится и к фильмопроизводству, и к кинопоказу. Тенденции в этом направлении уже проявляются, правда, пока в основном в столице. Полностью переоборудованный «Мосфильм» обладает теперь самыми современными технологиями. Начиная с 1995 г. ведется модернизация кинотеатров страны, более 60 из них уже оснащены современной киноаппаратурой, в том числе звуковоспроизводящей системой «Долби». И как свидетельствует опыт московских кинотеатров, такая модернизация приводит к резкому увеличению посещаемости.

Сеть государственных музеев как системы Министерства культуры, так и других ведомств, охватывает все без исключения субъекты Российской Федерации. Лидер по числу музеев (включая филиалы) - Московская область. Здесь в 2000 г. действовал 81 музей, не считая ведомственных, при среднегодовой посещаемости в расчете на один музей — 30 848 посещений. На втором месте — с 66 музеями и средним числом посещений б 812 — Республика Башкортостан. Действовавшие в том же году 52 музея С.-Петербурга посетило в среднем на один музей 274 048 человек, а в 49 московских музеях средняя посещаемость составила 232 910 посещений. Приведенные данные дают представление о том, насколько разнородны по посещаемости музеи разных регионов.

В течение десятилетия (1990-2000 гг.) сеть музеев росла как по России в целом (с 1 315 до 2 046 музеев), так и по абсолютному большинству субъектов федерации. Сокращение музейной сети в эти годы зафиксировано лишь в Республике Калмыкия (с 10 до 5), Курганской области (с 10 до 9), Новгородской области (с 9 до 8), Таймырском автономном округе (с 2 до 1) и в Еврейской автономной области (с 3 до 2). В нескольких регионах - Республике Бурятия, Калининградской и Пензенской областях, Агинском Бурятском и Эвенкийском автономных округах — количество музеев осталось на прежнем уровне. Все остальные регионы увеличили количество музеев.

Наибольший абсолютный прирост зафиксирован статистикой в республике Башкортостан — 42 единицы, при относительном росте в 2,8 раза, в Московской области - соответственно 42 единицы, в 2,1 раза и Республике Саха (Якутия) - 41 единица, в 2,2 раза. Наибольший относительный рост сети музеев отмечен в Карачаево-Черкесской Республике (с 1 до 8) и в Республике Хакасия (с 1 до 6). Кроме того, еще 7 регионов увеличили количество музеев более чем в 3 раза (Мурманская и Омская области. Корякский, Ненецкий, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) и 8 регионов — более чем в 2 раза (Удмуртская Республика, республики Татарстан и Тыва, Ивановская, Пермская, Самарская, Сахалинская и Свердловская области).

Разнообразна сеть российских музеев по видам. Из 2047 государственных и муниципальных музеев всех ведомств, действовавших в России в 2000 г., 44,4% - это краеведческие музеи, 22,7% - исторические и археологические, 14,7% - художественные, 8,3% - специализированные отраслевые, 7,5% - музеи комплексного профиля 2,4% - естественнонаучные и научно-технические музеи. Следует отметить, что, как и в театрах, рост сети музеев сопровождался совокупным снижением их посещаемости. За период 1990-2000 гг. совокупная посещаемость музеев Министерства культуры Российской Федерации упала с 99 461 до 68 216 посещений, т.е. на 31,4%. Причины подобного явления схожи с теми, которые ранее были указаны для театров и концертных организаций. При этом в те же годы росла выставочная активность музеев. Общее число выставок выросло в 2,3 раза, в том числе «выездных», т.е. проводимых вне музея, — в 1,6 раза. 339 выставок было проведено в 2000 г. российскими музеями за рубежом. Из них 226 выставок провели крупнейшие музеи федерального ведения (Эрмитаж, Русский музей, Центральный музей Великой Отечественной войны, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и др.).

В музеях системы Министерства культуры занято более 50 тыс. человек, из них 16 тыс. составляют научные работники и экскурсоводы. Объем музейных фондов - свыше 57 млн. экспонатов, что в среднем на один музей составляет более 28 тыс.

В отличие от музеев, библиотеки России в последнем десятилетии XX в. часть своей сети потеряли. Она сократилась на 17,7% и составила в 2000 г. 51224 библиотеки всех ведомств государственного и муниципального секторов. Библиотечная сеть сократилась по всем регионам России, за исключением Республики Тыва, которая сохранила на протяжении этих лет все 180 своих библиотек.

Первое место по относительному сокращению числа библиотек держит Магаданская область (снижение на 71,4%). На втором и третьем местах - Москва (61,8%) и Камчатская область (54,1%). С.-Петербург в этом списке занимает четвертую строчку (49,1%). В 28 регионах России потери библиотечной сети превысили 20%, в 10 из них -30%. Сокращение числа библиотек в регионах сопровождалось примерно пропорциональной потерей числа пользователей. Правда, эта пропорция выдерживается не по всем регионам. Так, например. Республика Татарстан, на 8,3% сократившая библиотечную сеть, имеет значительно большие относительные потери в числе пользователей -20%. И наоборот: Республика Калмыкия, на 9,1% сократившая сеть, число пользователей сохранила практически без потерь. В Москве, как уже было сказано ранее, сеть сократилась на 61,8%, а число пользователей - только на 29,3%. Необходимо отметить, что сокращение сети происходило преимущественно за счет ведомственных библиотек.

В системе Министерства культуры Российской Федерации потери библиотечной сети тоже есть, но они не кажутся столь катастрофичными. В целом по России они составили 2,8%. В 21 регионе сеть библиотек системы Министерства культуры не сократилась и даже выросла. В числе таких регионов Москва, имеющая самые большие потери в сети ведомственных библиотек. В 32 регионах, несмотря на некоторое сокращение числа библиотек системы Министерства культуры, число пользователей увеличилось. К таким регионам относится и С.-Петербург, где число библиотек снизилось на 4 единицы (с 194 до 190), а число пользователей выросло на 137,1 тыс. (с 914,3 до 1 051,4 тыс. человек). В библиотеках всех ведомств в 2000 г. было занято более 170 тыс. человек, из них 123,6 тыс. человек — библиотечные работники.

Подобные процессы в 1990-2000 гг. происходили и в сети клубных учреждений. Здесь сокращение сети определялось тоже закрытием в первую очередь ведомственных клубов, дворцов и домов культуры. Их сеть сократилась на 84,8%. В то же время в системе Министерства культуры сокращение сети значительно менее катастрофично (6,3%). К 2000 г. в стране действовало 54 836 культурно-досуговых учреждений, из них 52 279 - в системе Министерства культуры, а 2 557 - ведомственных. Учреждения системы Министерства культуры имеют суммарную коммерческую вместимость 9,3 млн. мест, дают работу более чем 295 тыс. человек.

Таким образом, можно констатировать, что в 1990-х гг. сфера культуры переживала сложные времена. Будучи защищенной от приватизации во всех своих отраслях, кроме кинематографии, она в значительной степени сохранила свой потенциал, а в чем-то его даже и приумножила. На сфере культуры сказались глубокие изменения, происходившие в экономике страны. Приватизация в производственном секторе привела к потере ведомственной сети в музейном и библиотечном деле, в культурно-досуговой сфере и др. Резкое изменение масштабов цен, низкая покупательная способность основной части населения страны, существенное сокращение государственного финансирования организаций культуры, почти полное отсутствие механизмов косвенной экономической поддержки со стороны государства, низкий уровень заработной платы, поддерживаемый в большинстве государственных и муниципальных организаций культуры, и ряд других негативных факторов поставили в том десятилетии сферу культуры на грань выживания.

В начале нового века, на фоне общего экономического роста, культура получила надежду на переход от ситуации выживания к стабильному развитию. Как будут развиваться эти процессы, зависит от того, какую культурную политику будут проводить федеральные и региональные власти, как будут относиться к культуре нарождающиеся структуры местного самоуправления.

 

Виды организаций культуры и их правовой статус. В начале этой главы приведена таблица 10.1, в которой сопоставлены виды культурной деятельности и виды организаций. Заметим, что в данной таблице представлены не только организации культуры. Например: Министерство иностранных дел координирует вопросы участия нашей страны в международном культурном сотрудничестве; любая средняя школа занимается эстетическим воспитанием детей. Тем самым и Министерство иностранных дел, и общеобразовательная школа занимаются определенными видами культурной деятельности. Но ни Министерство иностранных дел, ни средняя школа не являются организациями культуры.

Под организациями культуры обычно понимают организации, для которых культурная деятельность является основной. Такие организации есть в государственном секторе (государственные и муниципальные организации культуры) и в частном (негосударственные организации культуры). Отличаются они друг от друга формой собственности. Конституция Российской Федерации (ст. 8) определяет наличие в России частной, муниципальной, государственной и иных форм собственности. В свою очередь государственная собственность разделяется на собственность Российской Федерации и собственность субъектов федерации. Напомним, что в России 89 субъектов федерации, и каждый из них имеет обособленную государственную собственность.

Кроме того, Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 50, п. 1) различает коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли. Целями некоммерческих организаций является выполнение определенной миссии, ради которой они создаются, а прибыль не служит мотивом их деятельности. Это отнюдь не означает запрет на ее получение некоммерческой организацией. Большинство таких организаций ведут хозяйственную деятельность, имеют доходы, и превышение доходов над расходами (наличие прибыли) - вполне реальная ситуация. Но, в отличие от коммерческих организаций, полученная прибыль здесь является лишь «непланируемым» результатом и не распределяется между участниками.

Основные цели деятельности некоммерческой организации, ее миссия связываются с достижением «социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей...»14. Каждая некоммерческая организация имеет учредительные документы (устав, учредительный договор или положение; далее - устав), в которых фиксируются предмет и цели ее деятельности. Эти обстоятельства отличают некоммерческие организации культуры от других тем, что зафиксированные в их уставе предмет и цели деятельности относятся к сфере культуры. Строго говоря, информация об этом содержится и в наименовании некоммерческой организации культуры. Но об этом скажем несколько позднее.

Сложнее обстоит дело с коммерческими организациями. Если коммерческая организация среди всего остального занимается и культурной деятельностью, это не дает оснований относить ее к организациям культуры. Например, фирма, производящая напитки, может взять на себя финансовую поддержку симфонического оркестра. Или туристическая фирма среди прочих дел объявит специальные туры с целью посещения театральных премьер Москвы и С.-Петербурга. Обе эти фирмы можно по указанным обстоятельствам признать участниками, субъектами культурной деятельности, но это не дает оснований считать их организациями культуры. В отличие от некоммерческих организаций, коммерческие, как правило, не обязаны в своих уставах указывать предмет и цели деятельности (кроме основной — получения прибыли). Поэтому коммерческая организация может быть признана организацией культуры, если ее учредители (участники) зафиксировали в ее уставе в качестве основного предмета деятельности тот или иной вид культурной деятельности.

Коммерческие и некоммерческие организации культуры функционируют в различных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством (табл. 10.2).

Как видно из приведенной ниже таблицы, круг организационно-правовых форм государственных и муниципальных организаций весьма ограничен. И связано это с тем, что государственная и муниципальная собственность имеет особый статус. Эти виды собственности альтернативны частной собственности.

Государственная и муниципальная собственность однозначно определена как собственность, соответственно, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Переход собственности из государственной или муниципальной в частную принято называть приватизацией. Частная собственность — это собственность либо физических, либо юридических лиц.

Большинство организаций являются юридическими лицами. Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 48 дает следующее определение юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».

Таблица 10.2. Организационно-правовые формы

коммерческих и некоммерческих организаций15

 

Учредитель Коммерческие организации Некоммерческие организации
Государство (муниципалитет) Государственные (муниципальные) унитарные предприятия Государственные (муниципальные) учреждения. Государственные корпорации
Юридические, Физические лица Товарищества: - полное товарищество; - товарищество на вере. Хозяйственные общества: - общество с ограниченной ответственностью (ООО) и с дополнительной ответственностью; - открытое акционерное общество (ОАО); - закрытое акционерное общество (ЗАО). Производственные кооперативы (артели)   Общественные и религиозные организации (объединения). Фонды (в том числе Благотворительные фонды, общественные фонды). Некоммерческие партнерства (НП). Учреждения, (в том числе общественные учреждения). Автономные некоммерческие организации (АНО). Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы)

 

Юридические лица в большинстве случаев являются собственниками. Это означает, например, что при создании общества с ограниченной ответственностью учредители (участники) этого общества передают ему в той или иной форме имущество, теряя при этом на него право собственности. Имущество становится собственностью созданного общества с ограниченной ответственностью. Учредители (участники) этого общества в порядке, предусмотренном законодательством и уставом, участвуют в управлении этим обществом, имеют право на определенную часть прибыли от его деятельности (дивиденды). Но, повторим, правом собственности на имущество, как переданное обществу при его организации, так и приобретенное им в результате хозяйственной деятельности, обладает юридическое лицо - в данном случае общество с ограниченной ответственностью.

Это правило распространяется на все юридические лица - как коммерческие, так и некоммерческие организации, за двумя исключениями. Законодатель выделил два вида организаций: государственные (муниципальные) унитарные предприятия и учреждения, которые в отличие от всех других организаций - юридических лиц не являются собственниками (ГК РФ, ст. 213, п. 3).

Какова же логика этого законодательного решения? Представим себе, что государственное унитарное предприятие наряду с другими юридическими лицами было бы признано собственником имущества, переданного ему при организации и приобретенного в процессе хозяйственной деятельности. Тогда его имущество потеряло бы статус государственной собственности, поскольку собственность юридического лица - это частная собственность*. Государство, создавая коммерческую организацию - унитарное предприятие, регистрирует его в установленном порядке как юридическое лицо, предоставляет ему тем самым предусмотренную законодательством и уставом самостоятельность. Но право собственности при этом сохраняет за собой. Поэтому имущество унитарного предприятия остается государственным (муниципальным), а юридическое лицо владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом на праве хозяйственного ведения (ГК РФ, ст. 294, 295). Право хозяйственного ведения имуществом имеет ряд существенных ограничений по сравнению с правом собственности.

В подобном же положении находятся государственные (муниципальные) учреждения. Являясь юридическими лицами, эти некоммерческие организации, в отличие от всех других, не обладают правами собственника**, а распоряжаются имуществом на праве оперативного управления (ГК РФ, ст. 296, 298). Такой режим распоряжения собственностью ставит учреждение в еще большую зависимость от собственника, чем право хозяйственного ведения, применяемое для унитарных предприятий. Гражданский кодекс предполагает возможность в определенных случаях создавать на праве оперативного управления федеральной собственностью и унитарные предприятия. В этом случае их называют федеральными казенными предприятиями (ГК РФ, ст. 115).

Организации культуры действуют сегодня в России в самых разнообразных организационно-правовых формах. Среди организаций культуры можно встретить производственные кооперативы (артели) и хозяйственные общества, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, фонды и общественные объединения. Однако следует признать, что наиболее распространенная форма организаций культуры в сегодняшней России - государственное (муниципальное) учреждение. Для того чтобы понять причины этого, заглянем в недавнюю историю.

 

Формирование сети учреждений культуры. В дореформенные времена в нашей стране превалировала государственная форма собственности. Абсолютное большинство организаций культуры существовали именно в этой форме, т. е. были государственными. Законодательство Советского Союза не различало коммерческие и некоммерческие организации. Хотя среди организаций культуры были учреждения, полностью финансируемые государством, а также так называемые планово-убыточные предприятия, имевшие собственные доходы и получавшие финансирование в виде государственных дотаций. Другими словами, за редчайшим исключением организации культуры в Советском Союзе финансировались государством. В 1990-х гг. значительная часть государственной собственности в стране была приватизирована. Но этот процесс в малой степени задел сферу культуры. Частично это определялось ограничениями приватизации в этой сфере, предусмотренными законодательством. Но главное — это отсутствие заинтересованности инвесторов в приватизации объекта, который не сулит коммерческой выгоды, а наоборот - чаще всего требует регулярных финансовых вливаний. Благодаря этим обстоятельствам Россия унаследовала у РСФСР практически полностью сохранившуюся сеть государственных учреждений культуры*. Более того, за годы реформ, как было показано в предыдущем параграфе, эта сеть заметно выросла.

 

Статус учреждения определен статьей 120 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации: «Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Следует заметить, что, употребляя формулировку «созданная собственником», законодатель подчеркивает указанное ранее обстоятельство: учреждение не является собственником, по сути, оно со всем своим имуществом остается в собственности того, кто его создал. Этим же вызвано то обстоятельство, что учреждение отвечает по своим обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную, т. е. дополнительную, ответственность несет собственник (ГК РФ, ст. 120, п. 2).

С принятием в 1998 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации в оборот было введено понятие «бюджетное учреждение». К бюджетным учреждениям по смыслу статьи 161 этого закона относятся все государственные и муниципальные учреждения. При этом определено, что они финансируются «из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов»16.

Организационно-правовая форма юридического лица фиксируется в его учредительных документах. «Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного Договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, Может действовать на основании общего положения об организациях данного вида» (ГК РФ, ст. 52, п. 1). Учредительный договор — это договор, который заключают между собой учредители (участники), создающие организацию*. Если учредитель один, необходимость в учредительном договоре отпадает.

Наиболее распространенная среди организаций культуры форма учредительного документа - устав. Гражданский кодекс Российской Федерации определил, что в «учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным» (ГК РФ, ст. 52, п. 2).

Особые требования предъявляет Гражданский кодекс к наименованиям некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Их наименования по общему для всех юридических лиц правилу должны содержать указание на соответствующую организационно-правовую форму. Но, кроме того, в отличие от других коммерческих организаций, наименования унитарных предприятий и любых некоммерческих организаций должны содержать указание на характер их деятельности (ГК РФ, ст. 54, п. 1). Указанные требования гражданского законодательства на практике приводят иногда к длинным тавтологическим наименованиям учреждений сферы культуры. Например: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова».

Для того чтобы юридически оформить создание организации культуры любой организационно-правовой формы, необходимо произвести следующие действия: подготовить и утвердить в порядке, предусмотренном для этой организационно-правовой формы, учредительные документы; зарегистрировать организацию в уполномоченном государственном органе. Зарегистрированная организация вносится в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента организация считается созданной, т. е. начинает пользоваться всеми правами юридического лица, как, впрочем, и нести соответствующую ответственность.

 

 

1. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М.:Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2003. С. 381.

2. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» № 3613-1 от 9 октября 1992 г., ст. 4.

3. Там же. Ст. 3, ч. 3.

4. Там же. Ст. 3, ч. 2.

5. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежны хправах» № 5352-1 от 9 июля 1993 г., ст. 14.

6.Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1): Издание официальное. М.: Минэкономразвития России и Госстандарт России, 2001.

7. См., например: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год» № 176-ФЗ от 24 декабря 2002 г., Приложение 21«Распределение ассигнований из федерального бюджета на2003 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации».

8. Положение о Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации утверждено постановлением правительства Российской Федерации № 289 от 17 июня 2004 г.

9. Положение о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии утверждено постановлением правительства Российской Федерации № 291 от 17 июня 2004 г.

10. Положение о Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям утверждено постановлением правительства Российской Федерации № 292 от 17 июня 2004 г.

11. Положение о Федеральном архивном агентстве утверждено постановлением правительства Российской Федерации № 290 от17 июня 2004 г.

12. См.: Десять лет, которые потрясли культуру: Очерки культурной жизни России на рубеже веков. М.: Государственный институт искусствознания, 2002. С. 259.

13. Все показатели в этом параграфе приводятся по состоянию на2000 г. по следующему источнику: Десять лет, которые потрясли культуру. С. 279-322.

14. Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях», ст. 2, п. 2.

15. Таблица составлена на основании федеральных законов: «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1», «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» - с учетом внесенных в них изменений по состоянию на 1 июля 2003 г.

16. федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» № 145-ФЗ от 31 июля 1998 г., ст. 161.


Раздел IV

Трудовые отношения в сфере культуры

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.