Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 9.1




9.2

9.1

Формирование отраслевого законодательства. Законодательное обеспечение российской культуры имеет непродолжительную, но очень насыщенную историю. Первым специальным актом в сфере культуры, ее правовой базой стали принятые в 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (закон Российской Федерации № 3612-1 от 9 октября 1992 г.; далее - Основы). Время рождения и форма этого документа предопределили не только его содержание, но и возможности применения на практике. Тогда уже сама возможность принятия того или иного закона казалась панацеей от всех бед. С одной стороны, факт появления правового акта, охватывающего максимальное число аспектов культурной деятельности, свидетельствовал о внимании государства к этой сфере. И это было важным проявлением государственной политики по отношению к культуре. С другой стороны, универсальный характер акта — своеобразной «конституции» культуры - существенно повлиял на его правовое наполнение, состоящее в значительной степени из деклараций. Однако Основы сыграли и продолжают играть ключевую роль в правовом регулировании отношений в сфере культуры.

Основы состоят из десяти разделов. Они определяют правовое положение отдельных объектов в сфере культуры или их совокупности (например, национального культурного достояния и культурного наследия, включая библиотечный, музейный, архивный и иные фонды), правомочия и обязанности основных субъектов культурной деятельности (физических лиц как создателей и потребителей культурных ценностей и благ, их объединений, народов и иных этнических общностей, государства и его органов, а также органов местного самоуправления), режим и условия культурной деятельности (включая условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры и осуществления ими предпринимательской деятельности, вопросы собственности и приватизации, финансирования и ценообразования, инвестиционной политики и обеспечения материально-технической базы в области культуры).

Несомненным достоинством Основ является то, что впервые в законодательстве были определены обязанности государства в области культуры, в том числе по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, по созданию условий для самореализации талантов. Немаловажным явилось введение норм, регулирующих трудовые отношения и социальное положение работников культуры. Наконец, Основы, путем включения отсылочных норм, устанавливали ответственность за правонарушения в сфере культуры.

Ряд положений Основ был развит в принятых позднее законах — не только отраслевых, но и таких важнейших правовых актах общего характера, как Конституция, Гражданский, Трудовой, Налоговый кодексы и др. В то же время с появлением этих правовых актов некоторые нормы Основ утратили силу. Однако целый ряд норм по-прежнему остается актуальным и с течением времени приобретает все более принципиальный характер. Так, многие судебные споры были разрешены в пользу Минкультуры России на основании статьи 31 Основ, устанавливающей право государственных органов вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, если такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Принципы, закрепленные в Основах, получили развитие в самостоятельных законах или их отдельных положениях. Среди них:

q закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» № 4804-1 от 15 апреля 1993 г., обеспечивающий защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них;

q Федеральный закон «О библиотечном деле» 78-ФЗ от 29 декабря 1994 г., являющийся правовой базой хранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации; он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантии прав на культурную, научную и образовательную деятельность, на доступ к информации и на приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

q Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26 мая 1996 г., определяющий особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации и создания и правового положения музеев в нашей стране;

q Федеральный закон «О национально-культурной автономии» № 74-ФЗ от 17 июня 1996 г., определяющий правовые основы национально-культурной автономии как формы национально-культурного самоопределения, которая представляет собой объединение граждан (относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории) на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры; этот закон определяет правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития;

q Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» № 126-ФЗ от 22 августа 1996 г., устанавливающий основы протекционистской политики в отношении национальной кинематографии и порядок ее государственной поддержки; он определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии;

q Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» № 64-ФЗ от 15 апреля 1998 г., регулирующий отношения, связанные с определенными культурными ценностями; он обеспечивает защиту от расхищения, незаконного вывоза и неправомерной передачи этих ценностей, создает правовые условия для реального обращения таких ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию нашей страны в результате войны, а также для возможности ознакомления с указанными ценностями;

q Федеральный закон «О народных художественных промыслах» № 7-ФЗ от 6 января 1999 г., регулирующий отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации, определяющий основы государственной политики в этой сфере и условия участия граждан и организаций в связанной с ней деятельности;

q Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г., регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; он обеспечивает реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, декларирует конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, а также обеспечивает право народов и этнических общностей на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания.

Кроме законов в развитие Основ был принят ряд иных нормативных правовых актов, среди которых по предмету правового регулирования выделяются следующие:

§ постановление правительства Российской Федерации № 179 от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»;

§ постановление правительства Российской Федерации «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» № 329 от 25 марта 1999 г., ставящее целью сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализацию инновационных проектов организации театрального дела, осуществление систематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны и стран СНГ, обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров, создание условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров, создание системы социальной защиты их работников; этим постановлением утверждены Положение о театре в Российской Федерации и Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров, являющиеся документами прямого действия по отношению к федеральным театрам и модельными документами для разработки соответствующих постановлений в Регионах;

§ постановление правительства Российской Федерации № 504 от 5 июля 2001 г. «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда», устанавливающее порядок наблюдения за состоянием культурного наследия и его изучения в целях получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Предметом обследования являются целостность памятников истории и культуры, сохранность их конструкций, соблюдение пользователем установленного договором либо охранным обязательством порядка проведения ремонтно-реставрационных работ; сохранность предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, материалов кинофонда, условия их хранения, порядок проведения реставрационных работ; использование памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда, условия доступа к ним.

Вопросы культуры неоднократно становились предметом нормативных актов президента Российской Федерации, определяющих основные направления государственной политики в сфере культуры. Среди указов, имеющих особое регулирующее значение для всей сферы культуры, можно выделить следующие:

· указ президента Российской Федерации № 1487 от 30 ноября 1992 г. «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»;

· указ президента Российской Федерации № 1607 от 7 октября 1993 г. «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав»;

· указ президента Российской Федерации № 1904 от 12 декабря 1993 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»;

· указ президента Российской Федерации № 1987 от 7 октября 1994 г. «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов»;

· указ президента Российской Федерации №1010 от 1 июля 1996 г. «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации». Кроме того, вопросы культуры нашли отражение в президентских актах о национальной безопасности, региональной политике, информационной стабильности, архивном деле и т. д.

Дополняет президентские акты комплекс ведомственных нормативных актов. В него входят не только документы, выпускавшиеся Министерством культуры Российской Федерации, но и акты многих других ведомств*: Государственного таможенного комитета Российской Федерации (по вопросам сохранения культурных ценностей и режима перемещения через границу товаров, необходимых для осуществления культурной деятельности), Министерства финансов Российской Федерации (по вопросам финансирования организаций культуры), Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (относительно налогообложения в сфере культуры и порядка предоставления льгот), Министерства имущественных отношений Российской Федерации (по вопросам имущества организаций культуры, а также о правовом режиме объектов культурного наследия федерального значения), Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (относительно реализации федеральной целевой программы «Культура России») и т. п.

Как уже говорилось, частью российской правовой системы являются нормы международного права. Они приобретают нормативный характер в силу участия Российской Федерации в международных организациях и в международных соглашениях, и это оказывает влияние на регулирование отношений в сфере культуры. Россия является членом Организации Объединенных Наций (ООН), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Международной Организации Труда (МОТ), Европейского фонда поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ (ЕВРИМАЖ) и других правительственных и неправительственных организаций.

 

* Структура правительственных органов и названия министерств даны по состоянию на 1 января 2004 г.

Среди множества международных договоров, к которым присоединилась Россия, выделим наиболее актуальные для регулирования отношений в сфере культуры. К ним относятся следующие:

¨ Европейская конвенция об охране археологического наследия;

¨ Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия;

¨ Конвенция об охране архитектурного наследия Европы;

¨ Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве;

¨ Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе;

¨ Конвенция ЮНИДРУА по похищенным и незаконно вывезенным культурным ценностям;

¨ Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими;

¨ Соглашение о сотрудничестве в области кинематографии (между странами СНГ);

¨ Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности;

¨ Европейская культурная конвенция; -1 Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта;

¨ Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений;

¨ Всемирная конвенция об авторском праве;

¨ Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

Особое регулирование в сфере культуры обеспечивает законодательство о результатах интеллектуальной деятельности. Объекты культурной деятельности в большинстве случаев представляют собой продукт творчества, и для них установлен специальный правовой режим. Правовой базой в этой области является закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 9 июля 1993 г., призванный урегулировать правовые отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Среди основных его положений, соответствующих нормальному, принятому в мировом сообществе уровню охраны плодов творческого труда, необходимо отметить следующие:

1. Охрана предоставляется всем результатам творческой деятельности, независимо от достоинства, назначения, формы выражения, содержания, факта обнародования.

2. Охрана предоставляется в силу факта создания произведения и не зависит от выполнения каких бы то ни было формальностей.

3. Правомочия автора не связаны с правом собственности на материальный носитель, в котором выражен результат творческой деятельности.

4. Автором признается только физическое лицо, чьим творческим трудом произведение создано.

5. Автору принадлежат личные неимущественные права (неотчуждаемые и охраняемые бессрочно), а также срочные имущественные права, которые могут передаваться третьим лицам, как правило, с условием выплаты вознаграждения за использование ими произведения.

6. Устанавливается баланс интересов автора и публики, предполагающий в том числе строго лимитированные случаи использования произведения автора без его согласия и без выплаты вознаграждения, как правило, в гуманитарных целях.

7. Определяются особые виды ответственности за нарушения авторского права и смежных прав.

За десятилетнюю практику применения закона были выявлены положения, нуждающиеся в корректировке, о чем будет рассказано ниже. Особенностью авторского законодательства по сравнению с остальными нормами, регулирующими отношения в сфере культуры, является то, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об интеллектуальной собственности является исключительной прерогативой Российской Федерации.

 

Отраслевые аспекты общего законодательства. Массив специальных законов в области культуры охватывает широчайший круг вопросов, однако регулирования этой сферы только специальными нормами недостаточно. Во-первых, многие отношения, возникающие при осуществлении культурной деятельности, не обладают спецификой, и для них достаточно общих норм; во-вторых, вплетение специальных норм в общее законодательство позволяет лучше понять особенности правового регулирования отношений культуре. Наконец, наметившаяся в последнее время в законотворческой деятельности тенденция «расчистки» правого поля отдает преимущество общим актам, учитывающим особенности правового регулирования различных сфер, одновременно сокращая число специальных законов, вступающих в противоречие с основополагающими документами.

Основами законодательства Российской Федерации о культуре основная часть норм, регулирующих отношения в сфере культуры, отнесена к отрасли гражданского права. Действительно, гражданское право, базирующееся на таких принципах, как юридическое равенство участников и свобода договора, как нельзя лучше подходит для регулирования отношений в области культурной деятельности. Кроме того, именно в Гражданском кодексе Российской Федерации закреплены организационно-правовые формы юридических лиц, основные требования к различным видам договоров и сделок, положения о причинении вреда и многие другие положения, необходимые для регулирования отношений в сфере культуры. Приведем конкретный пример.

Применение норм Гражданского кодекса. Рассмотрим случай из практики применения статьи 300, определяющей сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику. Использование именно этой статьи Гражданского кодекса обусловило легитимный способ передачи Академического Малого драматического театра — театра Европы из регионального (Ленинградской области) в федеральное ведение.

 

Гражданский кодекс содержит и специальные нормы, определяющие особенности тех или иных аспектов правоотношений в области культуры, например, абз. 2ч. 3 ст. 1 устанавливает, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться, если это необходимо для охраны культурных ценностей, а ст. 240 устанавливает порядок изъятия у собственника культурных ценностей, содержащихся им бесхозяйственно.

В Гражданском кодексе дано определение коммерческих и некоммерческих организаций, приводятся перечни их организационно-правовых форм. Закон дает исчерпывающий перечень форм коммерческих организаций (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия). Некоммерческие организации в соответствии с Гражданским кодексом могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Среди законов, предусматривающих и описывающих различные организационно-правовые формы, важнейшим для отношений в сфере культуры является федеральный закон «О некоммерческих организациях», принятый в 1996 г. Этим законом, наряду с перечисленными выше, предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), государственные корпорации. Закон, с учетом специфических особенностей отдельных организационно-правовых форм, определяет порядок создания, деятельности, управления, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, их взаимодействия с органами государственной власти.

Другие федеральные законы конкретизируют порядок создания и деятельности организаций отдельных форм. Например, закон «Об общественных объединениях», определяющий статус большинства творческих союзов в нашей стране, и закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Большое значение для регулирования отношений в государственном секторе сферы культуры, а также для обеспечения государственной поддержки культурной деятельности приобрел Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в 1998 г. Впервые в нашей стране в виде кодекса был принят свод норм, имеющий целью финансовое регулирование, а также установление общих принципов бюджетного законодательства, правовых основ функционирования бюджетной системы, правового положения субъектов (участников) бюджетных правоотношений и порядка регулирования межбюджетных отношений. Кодекс определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, устанавливает основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Он дает определение бюджетного учреждения - наиболее распространенной формы среди государственных и муниципальных организаций культуры.

Еще одной новеллой российского законодательства - непосредственно затрагивающей сферу культуры, явился Налоговый кодекс Российской Федерации. Первая часть того акта определяет общую систему налогов и сборов в Российской Федерации, а также принципы налогообложения и виды налогов и сборов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Эта первая часть Налогового кодекса была принята в 1998 г., окончательное же формирование полного текста растянулось на многие годы.

Введение в действие Налогового кодекса ознаменовало новый курс государственной политики в сфере налогообложения, направленный в первую очередь на сокращение льгот, что не могло не отразиться на отношениях в сфере культуры, традиционно строящихся на системе налоговых преимуществ как одной из форм государственной поддержки.

Вступивший в силу в 2002 г. Трудовой кодекс Российской Федерации во многом отразил особенности трудовых отношений в сфере культуры и искусства. В качестве общих основных целей трудового законодательства этим законом определены установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей всех категорий и сфер. Кодекс определил также создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом, трудоустройству, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников. Кроме того, в указанном законе сформулированы условия социального партнерства, ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, материальной ответственности работодателей и работников, надзора и контроля (в том числе профсоюзного контроля) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), разрешения трудовых споров.

При этом законодатель нашел возможным урегулировать в Кодексе ряд специальных вопросов трудовых отношений в сфере культуры. Так, непосредственно в Трудовом кодексе регулируются вопросы участия несовершеннолетних в процессе создания и использования результатов творческой деятельности, работы в ночное время, выходные и праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений. В этом же Кодексе устанавливается возможность заключения с такими работниками срочных трудовых договоров. Кроме того. Трудовой кодекс допускает, что некоторые вопросы регулирования отношений, связанных с особенностями труда творческих работников и иных лиц, обеспечивающих их деятельность, могут быть решены в других федеральных законах и иных нормативных актах. В такой ситуации роль специализированных законов по регулированию трудовых отношений в культуре многократно возрастает.

Большое значение для культуры, в первую очередь для охраны объектов культурного наследия, имеют Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Земельный кодекс вводит в категорию особо охраняемых территорий земли историко-культурного назначения, к которым относятся земли, на которых находятся объекты культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе объекты археологического наследия. К охраняемым территориям относятся также достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производств и ремесел, военных и гражданских захоронений. Такие земли могут использоваться строго в соответствии с их целевым назначением. Их изъятие и не соответствующее их целевому назначению использование не допускаются, а на отдельных землях историко-культурного назначения, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Использование земельных Участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в зонах охраны, определяется в с оответствии с требованиями охраны памятников истории культуры. Кроме того, Земельный кодекс относит некоторые земли историко-культурного назначения к особо ценным землям, это - земли, в пределах которых находятся объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность, например, культурные ландшафты. На собственников и пользователей таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

Кодексом ограничивается оборот земельных участков, занятых особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Одним из основополагающих принципов Градостроительного кодекса является сохранение объектов историко-культурного наследия. Это находит отражение в нормах об обязательности согласования любой градостроительной документации с органами охраны памятников культуры, нормах, предусматривающих учет зон охраны памятников истории и культуры при разработке генерального плана поселений и во многих других положениях. Особо необходимо отметить, что в Градостроительном кодексе нашли отражение вопросы, практически не затронутые специальным законодательством сферы культуры. Кодекс требует обеспечить доступ к местам отдыха, центрам социально-культурного обслуживания всем категориям населения, независимо от места их проживания; особое внимание при этом уделено обеспечению доступа к культурно-зрелищным и иным подобным объектам инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски и собак-проводников.

Вопросы культуры затронуты также в Таможенном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 января 2004 г. В нем сохранены традиционные нормы, относящиеся к сфере культуры, которые предусматривают пресечение незаконного оборота культурных ценностей, полное освобождение товаров от таможенных пошлин и налогов (если временный ввоз этих товаров осуществляется в рамках развития международных связей в сфере культуры и кинематографии), недопущение уничтожения культурных ценностей таможенными органами, безвозмездную передачу музеям обращенных в федеральную собственность предметов истории и произведений искусства и т. п. Вместе с тем Таможенный кодекс содержит и ряд новых важных для культуры норм, например, полное освобождение физических лиц от уплаты таможенных пошлин и налогов на ввозимые культурные ценности при условии их декларирования и соблюдения специального законодательства о ввозе и вывозе культурных ценностей.

Абсолютно новым в Таможенном кодексе является установление полномочий таможенных органов по охране результатов интеллектуальной деятельности. Эти нормы были введены российским законодателем при подготовке вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Одно из соглашений в рамках этой международной организации - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) - предусматривает деятельность таможенных органов по профилактике незаконного распространения товаров, содержащих в себе объекты интеллектуальной собственности. Такая деятельность является одним из способов защиты интеллектуальной собственности.

Так, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации таможенные органы при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий, с товарами, находящимися под таможенным контролем, принимают меры по приостановлению выпуска товаров на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав. Подача заявления и последующее включение объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр являются не обязанностью, а правом правообладателя. Поскольку эти процедуры не бесплатны, к такой мере, очевидно, прибегает только тот правообладатель, у которого есть достаточные основания полагать, что при перемещении через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, может иметь место нарушение его прав, защищаемых законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Отсутствие таможенных мер не пре-1ятствует принятию традиционных гражданско-правовых, административных и уголовных мер защиты.

Порядок, определенный в Таможенном кодексе, не применяется в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Среди основополагающих законодательных актов общего характера, влияющих на отношения в сфере культуры, нельзя не вспомнить кодексы, специально посвященные вопросам ответственности за нарушения прав и свобод человека и гражданина и за иное несоблюдение установленных законодательством норм.

Вступивший в силу в 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает, в частности, ответственность за:

• нарушение авторских и смежных прав;

• хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения (особо в случаях, повлекших уничтожение, порчу или разрушение таких предметов или документов);

• подкуп организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях оказания влияния на результаты этих конкурсов;

• невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации вывезенных за ее пределы предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, если возвращение указанных предметов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов;

• уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность.

В соответствии с введенным в действие в 2002 г. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за следующие деяния:

· ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав;

· иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода;

· нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия и их территорий, несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, а также в отношении вновь выявленных объектов культурного наследия или на их территориях;

· проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;

· ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) в случаях, если наличие разрешения обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением;

· незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

Среди федеральных законов, регулирующих отношения в сфере культуры, необходимо назвать федеральный закон «О приватизации государственного имущества» №178-ФЗ от 21 декабря 2001 г., устанавливающий требование обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию приватизируемых объектов культурного наследия одновременно с заключением сделки приватизации. Причем охранное обязательство должно содержать не только требования к содержанию объекта культурного наследия, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, но и условия доступа граждан к такому объекту в рамках конституционного права на доступ к культурным ценностям. Немаловажно, что указанный закон вводит возможность установления требования по сохранению профиля деятельности приватизируемого объекта, если она относилась к предоставлению услуг населению в сфере культуры.

Вопросы имущественных отношений, в первую очередь касающихся недвижимых памятников истории и культуры, нашли также отражение в иных федеральных законах. Так, федеральный закон «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. предусматривает, что органы охраны объектов культурного наследия направляют в учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия, о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению.

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ от 16 июля 1998 г. устанавливает, что удовлетворение требований залогодержателя не допускается, если предметом ипотеки является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. Если залогодержатель оставил за собой заложенное имущество, которое по своему характеру и назначению не может ему принадлежать, в том числе имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, он обязан в течение года произвести отчуждение данного имущества.

Сохранению движимых культурных ценностей посвящены некоторые статьи федеральных законов «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12 декабря 1998 г. и «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ от 30 мая 2001 г.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. устанавливает, что лицензированию подлежит деятельность, связанная с публичным показом аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале, с воспроизведением (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, а также деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. призван обеспечить благоприятные условия для внешнеторговой деятельности, защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Этот закон был принят в рамках подготовки к вступлению России во Всемирную торговую организацию и содержит многие позиции, требуемые или рекомендуемые ВТО. Указанный закон отдает приоритет защите культурных ценностей и регулирует отношения по его обеспечению.

Из новелл закона стоит отметить следующее. В предмет правового регулирования вошла внешняя торговля интеллектуальной собственностью. Под торговлей в данном случае понимается передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу. В отличие от иных внешнеторговых сделок, к сделкам, предметом которых являются результаты интеллектуальной деятельности, не выдвигается требование об обязательном пересечении границы материальным носителем, в котором такой результат выражен. Данный подход может негативно сказаться на некоторых аспектах культурной деятельности, например, на проведении зарубежных гастролей. Еще одна проблема для отношений в сфере культуры заложена в регулировании внешнеторговых бартерных сделок, предметом которых могут быть результаты интеллектуальной деятельности. Такие сделки могут заключаться только при условии обмена равноценными по стоимости объектами, однако единых и адекватных методик оценки этих объектов в области художественного творчества в российском законодательстве и на практике не существует.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. также содержит нормы, регулирующие отношения в сфере культуры. Так, в числе обязанностей государства установлена финансовая, материальная и иная помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране культовых зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также содействие религиозным организациям в осуществлении ими культурно-просветительской деятельности.

Федеральный закон «Об обязательном экземпляре Документов» № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 г. также имеет отношение к сфере культуры, поскольку определяет политику государства в области комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии. Он предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов и его общественное использование, вменяет в обязанность организациям культуры предоставление обязательных экземпляров документов специально уполномоченным организациям, многие из которых также являются субъектами правоотношений в сфере культуры.

Правило обязательного экземпляра распространяется на издания текстовые, нотные, картографические, изоиздания, издания для слепых и слабовидящих, аудиовизуальную продукцию (кино-, видео-, фоно-, фотопродукцию и ее комбинации на любых видах носителей). Получателями обязательных экземпляров являются Российская книжная палата, крупнейшие библиотеки, Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм, Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации, Российский государственный архив кинофотодокументов. Российский государственный архив фонодокументов. Закон также устанавливает, что Министерство культуры Российской Федерации может выдавать прокатные удостоверения на кино- и видеофильмы только после передачи их копий на государственное хранение. Копирование и репродуцирование обязательного экземпляра в целях библиотечно-информационного обслуживания граждан и организаций Российской Федерации осуществляются в соответствии с законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г., на который многие участники правоотношений в сфере культуры возлагали в свое время большие надежды, устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительность может осуществляться в целях содействия деятельности в сфере культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности, а также в сфере охраны и должного содержания зданий, объектов, территорий и мест захоронения, имеющих историческое, культовое, культурное значение. Благотворителями считаются лица, осуществляющие пожертвования в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами собственности, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг. Кроме того, участниками благотворительной деятельности являются также и граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации; часто их называют волонтерами.

Законом установлены особые возможности для благотворительных организаций, в том числе по осуществлению хозяйственной и внереализационной деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в следующих формах: предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот, материально-техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций (включая полное или частичное освобождение от оплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными организациями, от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом), финансирование на конкурсной основе благотворительных программ. Разрабатываемых благотворительными организациями, размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов, передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации. Следует признать, что на практике реализация этих норм закона «0 благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не привела к ожидаемым результатам.

Федеральный закон «О рекламе» № 108-ФЗ от 18 июля 1995 г. среди прочего устанавливает важные нормы для регулирования сферы культуры. Так, в соответствии с этим законом признается неэтичной реклама, порочащая объекты искусства, которые составляют национальное или мировое культурное достояние. Запрещается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами в культурных организациях, а также на расстоянии ближе 100 метров от них. Особое значение имеют положения, не разрешающие прерывать рекламой детские, образовательные и религиозные радио- и телепередачи, а также без согласия правообладателей — радиопостановки и передаваемые по телевидению художественные фильмы. При показе аудиовизуальных произведений в кинозале запрещается прерывать рекламой демонстрацию фильма, за исключением перерывов между сериями (частями).

Относящиеся к сфере культуры нормы появились и в федеральном законе «Об ограничении курения табака» №87-ФЗ от 10 июля 2001 г. Этот акт запрещает продажу табачных изделий и курение табака в организациях культуры, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах, а также устанавливает обязанность федеральных органов исполнительной власти по культуре через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака. Закон предусматривает также содержательные ограничения для отдельных видов произведений. Так, не допускается демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если та кое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация в средствах массовой информации курения табака общественными и политическими деятелями.

Федеральные законы «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» № 82-ФЗ от 30 апреля 1999 г., «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» № 104-ФЗ от 20 июля 2000 г., «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» № 49-ФЗ от 7 мая 2001 г. устанавливают в качестве принципов правового регулирования сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов, сохранение исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам, сохранение целостности объектов историко-культурного наследия и т. п.

Вопросы культуры регулируются даже такими, казалось бы, далекими от этой сферы законодательными актами, как:

· Федеральный закон «О лотереях», предусматривающий целевые отчисления от лотереи для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, в том числе направленных на развитие культуры и искусства, включая творчество народов Российской Федерации, а также для осуществления благотворительной деятельности;

· Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», запрещающий вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность;

· Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, устанавливающий особый правовой статус и порядок подъема имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если оно находится на морском дне.

Интересы сферы культуры в целом и участников культурной деятельности должны непременно учитываться не только в законодательных актах всех направлений, но и при разработке и реализации программ развития отдельных направлений жизни общества. Однако на сегодняшний день это очевидное требование соблюдается не всегда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.