Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственно-крепостническая мануфактура




Просвещенный абсолютизм

Стратегия выхода из кризиса

В ходе дворцовых переворотов (со времен Анны Иоанновны) стал прорисовываться путь выхода российской монархии из того тупика, в который она попала.

1. Проанализируйте мероприятия российских монархов (см. предыдущее задание) и:

2. Реконструируйте политическую стратегию, при помощи которой российский абсолютизм преодолел кризис.

2.1. На кого монархия опиралась, и какими методами была осуществлена мобилизация союзников (использованы их ресурсы)?

2.2. Кто выступал в качестве противников, и какими методами была достигнута их нейтрализация (как были использованы для этого собственные ресурсы и ресурсы союзников)?

Пример см. в задании №14. Помимо этого можно воспользоваться следующей обобщенной моделью осуществления политической стратегии [4].

Исходные данные:

Перед вами ряд тезисов, отражающих некоторые основные взгляды французских просветителей на государство и его роль в обществе:

Естественный закон есть порядок протекания всех явлений, установленный Богом.

Этот порядок, очевидно, наиболее выгоден для людей, ибо человек по замыслу Творца – венец его творения.

Естественное право человека есть естественный закон, определяющий право человека на вещи, пригодные для его пользования, которые он может добыть своим трудом.

Разум есть возможность познавать естественные законы, дабы извлечь из этого возможно большую пользу.

Свобода есть возможность оценивать свои интересы и побуждения и делать выбор. Непросвещенный человек чаще руководствуется страстями, а не разумом, делая неправильный выбор и нарушая естественный закон. Невежество ведет к злоупотреблению свободой, то есть к покушению одних людей на естественные права других. Следовательно, никто не имеет гарантии пользования своим правом. Естественные законы нарушаются людьми во зло себе.

Государство естьсила, призванная установить порядок, основанный на естественных законах.

Задание:

1. На основании этих тезисов дайте определение государства с точки зрения просветителей.

2. Просвещение отрицает тиранию. Однако Екатерина II успешно использовала тезисы просветителей для обоснования своей абсолютной власти. Дайте такое обоснование, исходя из перечисленных выше тезисов. Ответ оформите в виде системы умозаключений (С м. примеры к заданиям № 1 и 2).

Восемнадцатый век – век расцвета мануфактур. В Европе они открывались сотнями. Открытие мануфактуры на Западе предполагало достаточно банальный план действий:

1. Анализ рынка сбыта: определение профиля будущего предприятия.

2. Поиск капиталов (собственные накопления, заем в банке и т.п.).

3. Закупка оборудования, строительство производственных помещений.

4. Наем рабочей силы.

5. Налаживание сбыта готовой продукции (договоры с оптовыми торговыми организациями).

 

Однако в условиях России XVIII в. этот «бизнес-план», да и смета основных расходов будут выглядеть по-иному. Его особенности будут определяться рядом факторов.

 

Вы российский купец. Вы хотите открыть фабрику с числом рабочих – 100 человек. Время – 1786 г. Место – Черниговская губерния. Исходный капитал – 40000 рублей.

1. Общие факторы:

1.1 Фабрика рассчитана на массовое производство дешевой продукции, то есть на массового потребителя.

1.2 У государства есть потребность в продукции промышленности, но она ограничивается нуждами армии.

1.3 Государство представляет чиновник, он закупает продукцию от имени государства, но сам ей не пользуется.

1.4 За добросовестное выполнение обязанностей он получает жалование (достаточно скромное).

 

2. Конкретно-исторические факторы:

2.1 Годовая зарплата наемного рабочего составляла в среднем 5 рублей.

2.2 Средний расход на душу населения в Российской империи составлял 15 коп. в год.

2.3 Купец Синебрюхов был награжден орденом Св. Владимира III степени за благотворительность – строительство за свой счет больницы в 10 000 рублей.

2.4 При покупке целыми деревнями стоимость крестьянской души равнялась 100 рублям.

2.5 Награждение орденом давало дворянство.

2.6 С 1731 года недворянам вновь запрещено иметь крепостных.

2.7 Промысловый отход в Черниговской губернии не развит: все крестьяне на барщине.

2.8 В 1787 г. интендантское управление выдало подряд на поставку партии амуниции. За подряд спорили купцы Елпидифор Сосипатрович Кобыла и Феогност Акакьевич Прыщ. Амуниция Ф.А. Прыща по цене не уступала товару конкурента, но была гораздо худшего качества. Тем не менее подряд был отдан ему... На суде Феогност Акакьевич оправдывался тем, что договориться с интендантством менее чем за 10000 рублей нельзя.

Задание:

1. Что и для кого Вы будете производить? (см. п.п. 1.2., 2.2)

2. Как будет выглядеть смета основных статей расходов для российского и английского купца:

Таблица 6.

Особенности российской мануфактуры

 

Статьи расходов Открытее фабрики в Ливерпуле (в руб.) Открытие фабрики в России (в руб.)
Здание, оборудование    
Рабочая сила    
Сбыт -*  
Прочие расходы -*  
Итого    

* Величиной этих расходов в «английском» случае можно пренебречь




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.