Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расстановка сил в обществе и траектория реформ




Особенности российской оппозиции

1. Интеллигенция всегда претендует на руководящую роль в обществе.

2. Недемократические режимы не дают интеллигенции реализовать свои амбиции в легальных формах (парламенты, свободная пресса и т.п.). Следовательно, интеллигенция настроена резко оппозиционно такой власти, борется против нее.

3. Для борьбы против власти необходима сила, которой у интеллигенции нет. Следовательно, интеллигенции нужна поддержка, в качестве которой выступает «угнетенный властью народ».

4. Любая политическая сила, желающая «повести за собой народ» должна выдвигать лозунги, популярные в массах, представлять свои претензии на власть как «борьбу за интересы народа».

 

Задание:

Продолжите эти рассуждения с тем, чтобы ответить, почему оппозиционное движение в России было, по преимуществу, социалистическим, а, например, не либеральным.

 

31. Противоречия «либеральной модернизации»

Ниже приведены 2 ряда взаимосвязанных суждений (посылок), из которых Вам необходимо сделать вывод.

 

Умозаключение №1

1. Действовать в своих собственных интересах для российских самодержцев XIX в. – это превратить Россию в экономически сильную и авторитетную страну.

2. Превращение России в экономически сильную и авторитетную страну – требовало отмены крепостного права и ограничения всевластия бюрократии.

3. Отмена крепостного права и ограничение всевластия бюрократии – это удар по дворянству (единственной опоре самодержавия).

4. Удар власти по своей единственной опоре – это самоубийство.

 

Если признать эти положения (посылки) верными, то какой из всех них следует окончательный вывод? Сформулируйте его.

 

Умозаключение №2

1. Интересы российского самодержавия – это подавление в России левой оппозиции.

2. Подавление в России левой оппозиции – это опора на консерваторов-охранителей.

3. Требования консерваторов-охранителей – это сохранение крепостного права и подавление демократических свобод.

4. Сохранение крепостного права и подавление демократических свобод – это превращение России в экономически отсталую страну, не пользующуюся авторитетом.

5. Превращение России в экономически отсталую страну, не пользующуюся авторитетом, противоречит интересам российского самодержавия.

 

Если признать эти положения (посылки) верными, то какой из всех них следует окончательный вывод? Сформулируйте его.

Исходные данные:

На основании выводов, полученных при выполнении предыдущих заданий, ответьте:

1. Какие группы и институты выступали в качестве политических сил в России XIX в.?

2. В чем заключались их интересы, и каковы были:

- противоречия между этими интересами;

- точки соприкосновения этих интересов.

3. Какими властными ресурсами обладали эти группы (за счет чего могли влиять на ситуацию, реализовывать свои интересы).

Задание:

На основании полученных данных ответьте:

1. Почему все российские монархи-реформаторы не доводили свои замыслы до конца?

2. Почему вслед за монархом-либералом приходим монарх-консерватор?

3. Почему против монархов-либералов революционеры устраивали заговоры гораздо чаще и упорнее, чем против монархов-консерваторов? Ответ оформите в виде умозаключения (см. примеры к заданиям 1, 2, 31 и Ваши ответы на задания № 22 и 27).

 

 

ТЕМА VII. российская империя на рубеже xix–xx вв. – индустриализация «сверху»

 

На рубеже XIX–XX вв. Запад вступил в новую фазу экономического развития: начался процесс индустриализации. Развившаяся в течении XIX в. легкая промышленность создала спрос на машины и оборудование. Массовый спрос стал условием для их массового производства, то есть производства фабричного оборудования на фабриках. Речь идет о тяжелой промышленности, которая вступила в полосу бурного роста. Одновременно, поскольку машины и оборудование, производимые фабричным методом, оказались гораздо дешевле, чем раньше, когда их производили вручную, появилась возможность оснастить ими гораздо больше производств. В результате механизации в течение 1870–1900 гг. развитые страны пережили неслыханный подъем: в США производство выросло в 9 раз, в Германии – в 6 раз. Побочным продуктом индустриализации явилась, как всегда, резко возросшая военная мощь индустриальных стран.

В России же, благодаря нерешенности аграрного вопроса
и сохраняющемуся всевластию бюрократии, не был завершен еще промышленный переворот. Что же касается индустриализации, то Россия вовсе оказалась в стороне от этого процесса. В результате риск превращения России во второразрядную державу резко увеличивался. Поиск выхода из этой ситуации и определил всю историю России рубежа XIX – XX вв. При этом инициатором индустриализации выступало государство, которое интересовалось, в первую очередь, как раз побочным продуктом этого процесса, то есть линкорами, пулеметами, гаубицами, аэропланами и т.п.

Предмет исследования:

I. Индустриальная «модернизация сверху»: Россия – страна II эшелона.

II. Догоняющая «модернизация сверху» и назревание социально-политического кризиса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.