Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущение. Способы и приемы- это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей деятельности




Способы и приемы- это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей деятельности. Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций.

Структура деятельности

Особенности деятельности человека

 

Деятельность имеет свои особенности.

Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и спосо­бам выполнения продукт общественно-исторического развития человека. За­нимаясь данным видом деятельности, он выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его истори­ческого развития, в условиях общественного труда.

Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия.

Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных един­ством цели, к которой стремится человек в данном виде деятельности, и на­правленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

Плановость деятельности. Деятельность — это не просто сумма отдель­ных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, рас­полагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют дея­тельности.

 

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы дея­тельности, цель и результат.

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, застав­ляющие его заниматься той или другой деятельностью.

Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его дея­тельности. Цель выступает в образе результата деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, ка­кую значимость придает им человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Результат — это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Резуль­таты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значи­мость его деятельности.

Управление действием и его контроль происходит путём сопоставления получаемых результатов с целью (образом цели). В психологической теории деятельности рассматривают два вида деятельности – внешняя деятельность (предметная) и внутренняя (умственная, психическая). Исследования советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вна­чале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Рассмотрим это на примере. Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. По­степенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного дей­ствия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

 

Вопросы и задания

 

1. Выделите существенные признаки деятельности человека. В чём её отличие от поведения человека и от «деятельности» животных?

2. Охарактеризуйте труд как вид деятельности.

3. Как соотносятся сознание и деятельность? Подберите примеры, иллюстрирующие их единство и различие.

4. Что объединяет и что отличает учение и игру как виды деятельности?

5. Что обуславливает перенос навыков в другие виды деятельности и порождает их интерференцию и индукцию? Приведите примеры.

6. В чём проявляется и характеризуется утомление и переутомление? Подготовьте рекомендации школьникам и студентам для снятия и уменьшения утомления.

 

 

Глава 6. Познавательные психические процессы.

Краткое содержание

Структура приема информации человеком. Раздражитель. Органы чувств. Отдельные ощущения. Образ восприятия предмета. Эталоны памяти. Опознание предмета. Мыслительная деятельность. Внимание.

Анатомо-физиологические основы ощущений. Рецепторы и анализаторы. Строение анализатора. Ощущение - физиологический и психический процесс.

Чувствительность и её измерение. Понятие чувствительности. Прямой и косвенный методы измерения чувствительности.

Понятие о порогах ощущений. Нижний порог ощущения. Верхний (абсолютный) порог ощущения. Разностный порог ощущения (порог различения). Дифференцировочная способность анализатора.

Виды ощущений. Экстерорецептивные ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные. Интерорецептивные ощущения: болевые, ощущения равновесия, ощущения ускорения. Проприоцептивные ощущения: мышечно-двигательные.

Свойства ощущений. Адаптация. Адаптация с частичным снижением чувствительности к сильному раздражителю. Адаптация с полной потерей чувствительности к постоянно действующему раздражителю. Адаптация с повышением чувствительности к слабому раздражителю. Позитивная адаптация. Негативная адаптация. Контраст. Сенсибилизация. Синестезия. Последовательные образы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.