Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российская психология во второй половине ХХ века




 

А.Ф. Лазурский (1874 - 1917), Б.М. Бехтерев (1857-1927), М.Я Басов (1892-1931), Л.С. Выготский (1896-1934), С.Л. Рубинштейн (1889-1960), Б.Г. Ананьев (1907-1972), В.Н. Мясищев (1893-1973), А.Н Леонтьев (1903-1979) и др. закладывали основы комплексного исследования человека, его псифизической природы, его отношений с миром. Одной из крупных теорий отечественной психологии является теория отношений. В исследовании психологии личности В.Н. Мясищевым был предложен новый подход, названный им психологией отношений. При этом отношения понимались им как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Мясищев развивал важную мысль о том, что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности. Возглавляя в 20-е годы лабораторию индивидуальной рефлексологии, В.Н. Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии.

Б.Г. Ананьев также выступал за целостный подход к исследованию психики, отразившийся в его исследованиях системного характера чувственного познания, прежде всего в исследованиях восприятия пространства и времени, разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. Развитие человека Б.Г. Ананьев рассматривал как единый процесс. В качестве базового уровня человеческой организации учёный выделял уровень индивида. Высшая интеграция индивидных свойств, по-мнению Б.Г. Ананьева, представлена в темпераменте и задатках. Другой уровень человеческой организации учёный связывает с понятием «субъект». Он включает в себя такие проявления как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, выступая в них в качестве субъекта. Результатом такого вхождения человека в социальный мир становится приобретение им особого социального качества – человек становится личностью. Б.Г. Ананьев одним из первых начал изучение проблем зрелости и старения. В исследованиях, проводимых Б.Г. Ананьевым и его коллегами, были получены данные о гетерохронностии неравномерности психического развития особенностях протекания психических процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.

Методологические проблемы были и в центре внимания С.Л. Рубинштейна. В работах С.Л. Рубинштейна обращает на себя внимание, прежде всего, нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция – позиция философа (он вышел из немецкой философской школы), рассматривающего с точки зрения методологии эмпирику психологической науки, пытающегося частично систематизировать и объяснить этот эмпирический хаос. Этим он и отличался от большинства современных ему психологов, в первую очередь, обращенных к проблемам экспериментального исследования психики. Поэтому в центре его концепции, как правило, оказываются, прежде всего, проблемы теологии, познания мира.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что этот методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым сознание включается в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.

Особое внимание С.Л. Рубинштейн уделял анализу теории детерминации психических явлений. Возражая против механистических взглядов, он выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий. Путь к исследованию целостной личности С.Л. Рубинштейн нашел в изучении деятельности личности. Важна идея С.Л. Рубинштейна о том, что формирование личности и развитие самосознания человека – это процесс онтологический, а не одномоментальный, т.к. человек рефлексирует себя в течение длительного времени, познавая различные свои качества, мотивы и стремления.

Совершенно с других позиций предложил оригинальную концепцию деятельности А.Н. Леонтьев. Для Леонтьева центральным понятием стало понятие деятельности. Уже в этой работе А.Н. Леонтьев, рассматривая деятельность как главную образующую психики, движущую силу ее развития, опережающую на «один шаг» необходимый для ее обеспечения уровень психической жизни. Деятельность же является и методом, позволяющим диагностировать появление психики, ее развитие и качественные изменения.

Таким образом, во главу своей методологии А.Н. Леонтьев, как и С.Л. Рубинштейн, поставил проблему исследования деятельности личности. Особое место учёные уделяли связи между строением деятельности и строением сознания. Раскрывая суть различий между значением и смыслом, Леонтьев выявил различия между объективным опытом, накопленным в процессе общественного развития и запечатленным в слове, и личностным смыслом тех событий, которые переживаются субъектом. В своей обобщающей работе «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) особое внимание автор уделил системному характеру деятельности, ее внутренним переходам и превращениям. Важным моментом этой работы стал анализ образующей личность иерархии мотивов, ее структурированности и связи с миром. Раскрывая динамику формирования мотивов, превращения «знаемых» мотивов в «реально действующие», а также взаимосвязь мотивов и целей.

В работе «Проблемы индивидуальных различий» Б.М. Теплов четко разграничил задатки как природные предпосылки становления способностей и сами способности как психические качества, необходимые для успешного исполнения деятельности. Исходя из этого, он доказывал, что любую деятельность следует анализировать с точки зрения тех требований, которые она предъявляет к творческому потенциалу личности. В своих исследованиях Б.М. Теплов наряду со способностями выделил одаренность, понимая под ней такое сочетание способностей, которое определяет успешность деятельности. В последний период жизни Теплов открыл новую главу в исследовании психофизических основ индивидуальных различий. Отправным для него стало учение Павлова о свойствах типа нервной системы. Б.М. Теплов выдвинул серьезную программу диагностики типологических свойств. На основе этой программы сложилась крупная научная школа дифференциальной психофизиологии, важнейшим вкладом которой стало раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку. Особенно значимая роль в развитии исследований, проводимых этой школой, принадлежит В.Д. Небылицыну (1930-1972), который, к сожалению, не смог довести до конца начатые работы.

 

Вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте «личность» как базовую категорию психологической науки. Дайте понятие о факторах и движущих силах психического развития. Охарактеризуйте роль биологического и социального в личности.

2. В чём состоит соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «человек», «субъект». Перечислите критерии сформировавшейся личности.

3. Раскройте биогенетические зарубежные теории личности.

4. Какие социогенетические зарубежные теории личности вы знаете?

5. В чём суть психогенетических зарубежных теорий личности?

6. Какие основные направления в исследовании личности в отечественной психологии вы можете назвать? В чём состоит деятельностный подход к исследованию личности?

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.