Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерес и его юридическая легитимация




Индивиды живут и взаимодействуют друг с другом и с обществом в целом. Как общество, так и его элементы действуют, исходя из собственных интересов: соответственно публичных или частных. Однако, для позитивного права интерес изначально не является правовой категорией. В основе интереса могут лежать биологические, экономические, политические и иные потребности. Государство стремится юридически оформить указанные интересы, то есть сделать их правовыми. Каким образом происходит данный процесс и какова его специфика?

Правовой формой интереса, по мнению Алексеева С.С., являются юридические конструкции – применяемые на практике типовые схемы правоотношений. В конструкциях законодатель отражает совокупность прав, обязанностей, ответственность, субъектный состав.[25]

Итак, законодатель обращает внимание на меняющиеся общественные отношения, на формирование новых и стремится урегулировать их типовыми схемами правоотношений. Для этого он подбирает оптимальный набор субъектов, их прав, обязанностей и ответственности. И все это направлено на качественное улучшение и защиту любого интереса.

Реализация частного интереса не затрагивает интересы и права других субъектов или же интересы участников данных отношений совпадают. Законодатель легитимируя частный интерес, стремится к обеспечению свободы субъекта и частной инициативы. Какие правовые средства он (законодатель) использует? Во-первых, в реализации частных интересов субъекту принадлежит свободный выбор из широкого спектра предлагаемых ему законодателем конструкций, на основе которых он будет вступать в такие правоотношения, которые будут ему более выгодны. Данную особенность следует обозначить диспозитивностью. Во-вторых, в каждой юридической конструкции правоотношений законодатель обеспечивает юридическое равенство субъектов внутри конструкции и их координационный, не властный характер взаимоотношений. В-третьих, предусмотрена возможность изменения конструкций в рамках индивидуализации правоотношений: субъекты в своем интересе могут изменить набор прав и обязанностей. Все эти признаки законодатель комбинирует в конструкцию, которую можно назвать частной. Данные конструкции правоотношений можно вывести из норм, закрепленных в гражданском отраслевом законодательстве.

Теперь о публичном интересе и его особенностях. Исходя из названия уже можно сделать вывод о множественности субъектов, которые охватывает понятие «публичный интерес». Он неразрывно связан с устойчивым и плодотворным функционированием общества и государства, а также с защитой частных интересов индивидов. Этот факт находит отражение в правовом материале, используемом законодателем при формировании данной схемы правоотношений. Во-первых, контроль за реализацией и соблюдением публичных интересов возлагается на административный аппарат государства, что говорит об обязательном участии органов государства в данного вида правоотношениях. Вторым важным моментом, вытекающим из общезначимости публичного интереса, является характер взаимоотношения между субъектами, который характеризуется как властный или субординационный, то есть подчинение подвластного властвующему. Не вызывает сомнения тот факт, что властвующим субъектом будет орган государства, поскольку на него возложена ответственность за реализацию публичного интереса. Из сказанного вытекает третья черта – недобровольность вступления в публичные правоотношения и несвобода в выборе правовой конструкции, подлежащей реализации в рамках правоотношений. Ни о каком выборе как в реализации частных интересов речи быть не может, только императивный характер: законодателем разработан один вариант юридической конструкции правоотношений, в которых уже определен набор прав, обязанностей и ответственности, не измеряемых по воле и в интересах субъекта, и он не может отказаться от использования такой конструкции, так же как и государственный орган. Итак, все перечисленное выше – результат работы законодателя, вытекающей из признака общезначимости публичных интересов, он сформулировал таким образом схемы правоотношений, которые мы можем вывести из норм конституционного, уголовного законодательства и с уверенностью назвать публичными.

Важен еще один момент. Дело в том, что некоторые правоотношения трудно охарактеризовать как чисто частные или чисто публичные. К примеру, лицо решило получить специальное право управления транспортным средством. Он обращается в ГИБДД и требует предоставления ему этого права – он стремится реализовать частный интерес. Однако, должностное лицо в ГИБДД, в ответ, заявляет о том, что управление транспортным средством представляет угрозу для общества – для неопределенного круга лиц, а, значит, задевает публичные интересы. ГИБДД заботясь о безопасности дорожного движения, реализуя уже публичный интерес, предъявляет лицу требования: подготовка в автошколе, соответствие медицинским требованиям, сдача экзамена. Исходя из примера мы имеем дело с двумя встречными императивными требованиями. Субъекты меняются ролями с властвующего на подвластного и наоборот. И все это в рамках реализации как частного интереса, так и публичного. Итак, из сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время на практике появляются правоотношения частно-публичные по своему характеру и строению. В данных случаях законодатель формирует новую модель правоотношений – частно-публичную, в которой сочетает особенности как частных интересов, так и публичных.

Дихотомическое деление интересов на частные и публичные приводит к возникновению не двух, а трех юридических схем правоотношений: частной, публичной и частно-публичной.

 

И.В. Квашнин*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.