Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые актуальные проблемы комплексных отраслей права как необходимое условие повышения качества законодательства




При изучении отраслеобразования на протяжении многих лет использовались различные подходы в решении проблемных вопросов, предлагались разнообразные пути урегулирования возникших противоречий. В литературе справедливо замечено, что «тенденции комплексного развития законодательства не свидетельствуют об отсутствии „стройности” или согласованности в системе права, а комплексные правовые институты, также, как и отраслевые образования, имеют в ней свое место или нишу и должны быть адекватно отражены с точки зрения научного обоснования» [2, с. 74]. В связи с развитием общественных отношений очень остро стоит проблема их правового регулирования. В настоящий момент данная проблема разрешается путем принятия большого количества всевозможных нормативных правовых актов в различных сферах жизнедеятельности общества.

Комплексные правовые институты также, как и отраслевые образования, имеют свое место в системе права и должны быть адекватно отражены с точки зрения научного обоснования. Относительно же задач и функций правового регулирования можно сказать, что они во многом обогатят это понятие и раскроют новые возможности характеристики отраслей права с точки зрения их специально-юридических признаков [2, с. 61.].

Встает вопрос, каким же образом осуществляется процесс правового регулирования новых отраслей права?

Комплексные отрасли права характеризуются отличным от основных отраслей характером общественных отношений, специфическими элементами правового регулирования, местом, занимаемым в системе права.

Так, Ю.К. Толстым отмечается следующее: основная отрасль обладает предметным единством, а комплексная отрасль регулирует разнородные отношения; в состав основных отраслей не входят нормы других отраслей права, а комплексная отрасль складывается из норм различных, основных, отраслей права; каждой основной отрасли присущ специфический метод регулирования, а в комплексной отрасли используются методы регулирования разных отраслей права; основные отрасли права, в отличие от комплексных отраслей, занимают определенное место в системе права.

Центр тяжести, на наш взгляд, должен быть перенесен на обоснование формирования новых отраслей права путем конкретизации, применительно к ним, общих и специальных критериев правового регулирования.

Отнесение к системе права категории «комплексность» позволяет выделить концептуальные положения о включении комплексных отраслей права в систему права. Вместе с тем, стоит заметить, что происходит модернизация фундаментального образования основы правового регулирования. Если ранее отрасли права отличались друг от друга предметом и методом (так в основном применялся императивный и диспозитивный метод) правового регулирования, то в условиях массового разрастания общественных отношений формируются другие критерии выделения отраслей права. Высказываются точки зрения о необходимости расширения категории «отрасль права» и включение в нее комплексных отраслей права наряду с подотраслями права. Такие концептуальные позиции правоведов стали востребованными на сегодняшний день.

Для того чтобы правовое регулирование общественных отношений осуществлялось в полном объеме, необходимо расширение границ их традиционного понимания. Для этого необходимо отойти от классической формы правового регулирования – предмет-метод. Сейчас, при рассмотрении проблем комплексных отраслей права появилась необходимость проработки вопроса о правовом регулировании, а именно – выделение в нем комплексного предмета и метода.

Такие специфические критерии помогут осуществлять регулирование в отношении новых отраслей права, образующихся на основе комплексности норм, сфер жизнедеятельности, что позволит избежать полемики по вопросам значимости предмета и метода правового регулирования. В этой связи предмет и метод правового регулирования будут по-новому раскрыты с точки зрения появления межотраслевых образований в системе права.

Метод комплексных отраслей права отличается тем, что воздействует на отношения ранее не существовавшие, либо образованные в результате слияния сфер нескольких интересов. Метод комплексного правового регулирования – это совокупность систематизированных действий, построенных на основе комплексной совокупности социальных, экономических и других нормативных предписаний, направленная на урегулирование общественных отношений, возникших в ходе человеческого общения, развития всех сфер жизни общества.

Предмет комплексных отраслей права остается единым – однородным. Объясняется это тем, что отношения входящие в отрасль (образующие отрасль), не могут быть разнородными, в таком случае отрасли не будет. Отрасль может зародиться только при однородных общественных отношениях

Общественные отношения, носящие характер комплексных, имеют свои особенности. Во-первых, они представляют совершенно новый особый род общественных отношений, во-вторых, вновь возникшие общественные отношения еще не могут характеризоваться устойчивостью в отличие от типичных отношений, в-третьих, общественные отношения комплексных отраслей характеризуются сложностью осуществления за ними контроля, поскольку регламентируются множеством нормативных актов.

А.Б. Венгеров говорит о том, что комплексные отрасли права охватывают несколько областей жизнедеятельности общества, т. е. имеют несколько связанных между собой предметов регулирования [1]. Исходя из сказанного, дадим понятиепредмета комплексного правового регулирования. Предмет комплексного правового регулирования – это особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильных, направленных на удовлетворение особых потребностей общества и государства, урегулирование которых необходимо осуществлять особыми правовыми средствами.

Следовательно, структурный аспект правового регулирования представляет собой возможность широкого вариативного деления критериев регулирования. Процесс переплетения между собой существующих критериев правового регулирования, появление новых, смешение иерархичной – привычной нам системы отраслей права – порождает появление комплексного правового регулирования в связи с необходимостью структуризации комплексных отраслей права.

Обсуждению подвергся и элементный состав критериев правового регулирования. Одним из важных критериев комплексных образований является цель правового регулирования. Обеспечивая целевое назначение, она представляет большое значение в регулировании новых отраслей права.

Все это позволяет сделать вывод о том, что существует потребность и необходимость в выделении дополнительных критериев правового регулирования. Одним из них является цель. При решении вопроса о комплексном характере правового регулирования определение цели (того, для чего будет производиться регулирование) является весьма актуальным. Усложнение общественных отношений приводит к образованию комплексных субинститутов, регулирование которых происходит за счет комплекса ранее сформированных средств и способов. Важным представляется подчеркнуть значение для системы права именно комплексного характера правового регулирования новых общественных отношений. Будет весьма уместным дать определение цели комплексного правового регулирования отраслей права: цель – это конечный результат, к которому стремится правовое регулирование при формировании комплексных межотраслевых образований в совокупности с другими категориями правового регулирования.

Также помимо цели для образования комплексных отраслей права необходимы специальные принципы. Принципы позволяют определить основное направление деятельности комплексных отраслей права, раскрывают общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, определяющие содержание правового регулирования. Каждой отрасли присущи свои специфические принципы, так для инвестиционного права присущи принципы свободы осуществления инвестиционной деятельности, государственного регулирования инвестиционной деятельности, стабильности условий осуществления инвестиционной деятельности, поддержки инвестиционной деятельности, выплаты компенсации при экспроприации собственности и др.

Такие принципы представляют собой руководящие положения, в соответствии с которыми строится вся отрасль права, основные начала, выражающие ее сущность и социальное назначение.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что современная система российского права представляет собой сложное явление. Происходит изменение различных составляющих системы права. В первую очередь это сказалось на отраслях права. В их структурной форме произошла корреляция всех частей – предмета, метода и др. Появились новые, неизученные, комплексные отрасли права. Связано это со смешением общественных отношений, появлением новых. Все это приводит к тому, что система права порождает комплексное правовое регулирование таких отношений. На наш взгляд, необходимо произвести горизонтальное членение критериев правового регулирования. Как уже отмечалось выше, для более полного разграничения комплексных отраслей права важно учитывать такие критерии, как цель комплексного регулирования, принципы комплексного регулирования, предмет и метод комплексного регулирования. Они, в свою очередь, будут определять специфику регулирования общественных отношений, взявших свое начало из нескольких самостоятельных отраслей права.

Такой подход к регулированию комплексных отраслей права способствует описанию современного состояния системы права и перспективе ее развития, а также сохраняет фундаментальность правовой науки.

 

М.С. Кузнецова*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 4041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.