Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спартанское воспитание: гуманно ли оно?




Дети – это наше будущее, поэтому воспитанию подрастающего поколения во все времена уделяли большое внимание. В современном мире существует огромное количество теорий воспитания детей. В данной работе рассматривается одна из самых известных систем воспитания Древнего мира.

Социальное и политическое устройство Спарты было закреплено договором, приписываемым легендарному законодателю Ликургу. Ликург как историческая личность, вероятно, не существовал, время его реформ точно не установлено.[156] Ни один из рассказов о законодателе Спарты Ликурге не заслуживает полного доверия. О его происхождении, путешествиях, смерти, наконец, о его законах и политической деятельности существуют разноречивые показания. Считается, что он относил воспитание высшею и лучшею задачей для законодателя, он приступил к осуществлению своих планов издалека, и прежде всего, обратил внимание на брак и рождение детей[157].

В VIII - IV веке до н.э. в Спарте была очень напряженная военная обстановка, требовались сильные и мужественные военнослужащие. Был установлен строгий государственный контроль за воспитанием детей.

Система образования состояла из трех этапов: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет.

В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в небольшие отряды, воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждого отряда стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример.

По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых условиях. С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и с обнаженной головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах, которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками. Детям умышленно выдавали слишком скудное питание, поэтому чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли голодать.

До исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, которое продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.

В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый «испытательный год» своей военной подготовки. Начиная с этого возраста подростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы[158].

Чтобы максимально приблизить эту иллюзию к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам. Илоты –порабощённые жители Мессении, которые предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая[159].

Начиная с 15 возраста до 20 лет государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой. С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнь и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин. Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартанец становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.

Аристотель ошибается, говоря, что Ликург желал дать разумное воспитание и женщинам, но отказался от этого, оказавшись не в состоянии бороться со слишком большой волей, которую забрали себе женщины, и их властью над мужьями. Мужьям приходилось вследствие частых походов, оставлять на их руки весь дом и на этом основании слушаться их, переходя всякую меру. Но Ликург оказал должное внимание и девушкам. Они должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диски, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, чтобы их развитие было правильным. Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине», - эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени[160].

Гуманность - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности. Соответственно спартанское воспитание не было гуманным. Оно учило детей жестокости[161]. Дети не знали, что такое весёлое детство и материнская любовь, а за малейшую провинность их били плетью и заставляли голодать. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения.

В.Ю. Сильченко*

А.В. Игнатенко о политическом режиме в Риме в эпоху перехода от республики к монархии. [162]

Политический режим как совокупность методов осуществления власти играет особо важную роль в переходные эпохи, когда у власти сменяются различные группировки господствующего класса, когда изменяется сама форма правления. В Древнейшей истории ярким примером служит Рим. И А.В. Игнатенко в своей статье рассказывает, в чем заключался механизм перемен, происходивших в политической организации Рима в целом в его наиболее сложный период - в эпоху кризиса республики.

Постоянные военные действия, связанные ли с экспансией Рима в еще не завоеванные территории Средиземноморья или с подавлением восстаний в провинциях породили новое явление, вылившееся в сильнейшую политическую силу - профессиональную армию. Именно армия выступала основой для изменений в политическом режиме Рима.

В период кризиса Римской Республики развивалась тенденция к увеличению самостоятельности армии. Доходило до того, что полководец и легионы как бы «эмансипировались» от республиканских органов государственной власти, выходили из подчинения сенату и магистратам, отделялись от центрального правительства. В результате, органы власти, оставшись без поддержки войска, становились зачастую бессильными перед полководцем, стоявшем во главе армии.

Логическим завершением отчуждения легионов от республиканских (полисных) органов государственной власти стало формирование военных диктатур. Возрастала политическая роль армии, что проявлялось в давлении легионеров на комиции и сенат, в решении важнейших вопросов государственной жизни путем применения военной силы. В итоге произошла фактическая ликвидация республиканских порядков в управлении государством. Причины установления нового политического режима крылись в условиях острого социально-политического кризиса, охватившего всё Римское государство в I в до н.э. Рим превратился в огромную поликонфессиональную, полиэтническую и многочисленную по населению в целом державу, управлять которой методами, эффективно действовавшими когда-то для города и его окрестностей стало уже невозможно.

Стоит отметить, что политический режим характеризуется не только приемами и методами осуществления государственной власти, но и определенными функциональными и структурными особенностями государственного аппарата[163]. В Риме новый режим характеризовался следующим: снижение роли сената, сокращение деятельности комиций, ограничение сферы функционирования ординарных магистратур. Сенат утратил компетенцию высшего распоряжения вооруженными силами, включавшее разрешение на воинские наборы и финансирование армии. Консулы и преторы фактически утратили военный империум, т.е. право командования вооруженными силами. К 80-м годам I века до н.э. армия по существу была уже неподведомственна сенату, комициям и магистратам, как это было в период расцвета республики. В итоге, это детерминировало ослабление республиканских органов власти во всех остальных областях государственной жизни. И напротив, командующий войсками приобретал новые компетенции. По мере усиления отдельных полководцев верховное главнокомандование соединялось в их руках с высшим распоряжением вооруженными силами, как было в период диктатуры Суллы, Цезаря, триумвиров, Октавиана. На этой основе развивалась система особых, позднереспубликанских экстраординарных магистратур.

Но можно ли говорить о том, что в более ранний период Римская Республика была свободна от средств и методов осуществления государственной власти эксплуататорских государств? Вряд ли. Об этом говорит существовавшая еще в ранней республике экстраординарная магистратура — диктатура и особая формула постановлений сената, предоставлявшая чрезвычайные полномочия консулам. Экстраординарная магистратура предполагала крайнюю централизацию власти, передачу диктатору либо консулу высшей власти; им передавалось право распоряжаться и командовать военными контингентами, используя их даже во внутригосударственных карательных операциях.

I век до н.э. ознаменовался появлением серии чрезвычайных полномочий — от imperium infinitum aequum, врученного в 74 г. до н.э. Марку Антонию, до cura annonae Октавиана Августа. Эти полномочия представляли собой существенное нарушение римской конституционной традиции. Особо значимыми были диктaтуры с чрезвычaйными полномочиями: Суллa в кaчестве dictator legibus scribundis et rei publicae constituendae ("диктaтор для нaписaния зaконов и укрепления республики"), Цезaрь в кaчестве dictator perpetuus ("бессрочный диктaтор"), вторые триумвиры в кaчестве tresviri rei publicae constituendae consulari imperio ("коллегия трех с консульской влaстью для укрепления республики")[164], а также консулат sine collega (без соконсула).

Все перечисленные должности принципиально отличались от традиционных республиканских магистратур и длительными сроками, и широтой полномочий. Между собой их роднит общая черта — чрезвычайно большая военная власть их носителей. Магистратура предоставлялась именно тем лицам, которые фактически командовали и распоряжались армией, т.е. армия выступала главным источником власти и вместе с ее главнокомандующим превращались в центральное звено государственного механизма.

Происходило еще одно серьезное структурное изменение в еще пока республиканском, де-юре, строе — в руках наиболее видных политических деятелей соединялись ранее несовместимые магистратуры и полномочия. К примеру, Цезарь занимал одновременно должности диктатора, консула, плебейского трибуна, верховного понтифика, обладал цензорскими полномочиями. Это обуславливалось сильной военной властью, диктатурой полководца, опиравшегося на войско и в период восхождения к власти, и в период ее осуществления.

Результатом дальнейшего разложения республиканских порядков и всего аппарата управления стал переход к особой форме военно-рабовладельческой монархии — империи. Коренное изменение заключалось не только в методах осуществления власти, но и в господствующем классе. На смену аристократическому, «нобилитарному» режиму пришел военно-аристократический режим. Старые республиканские органы утрачивали свои полномочия, продолжали появляться новые органы, формировался бюрократический аппарат.

Государственный аппарат Древнего Рима адаптировался под сущность развитого рабовладельческого общества, огромного по масштабам, путем использования в политических целях внутри государства мощнейшего ресурса — армии. Милитаризация государственного механизма, использование военного аппарата как главного орудия властвования стало закономерным эволюционным шагом в развитии Рима.

А.Е. Терентьева*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.