Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К вопросу о процедуре привлечения к трудоправовой ответственности




М.Н. Марченко отмечает, что для любой юридической ответственности характерен факт правонарушения, состоящего из четырех элементов – субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны[577]. С ним следует согласиться в той мере, что отсутствие этого условия делает невозможным процедуру применения мер государственного принуждения. Однако утверждение о достаточности данного состава для привлечения к ответственности носит скорее обобщающий характер и не может быть применено без особенностей, присущих той или иной отрасли права. Это особенно характерно для трудового права. В частности, Коробов А.Е. указывает на длительную разработку вопроса о юридических фактах, служащих основанием для привлечения к трудоправовой ответственности[578].

Следует признать, что в рамках действующего Трудового Кодекса (далее – ТК РФ) существуют действия, которые необходимо провести по факту правонарушения вне зависимости от ранее проведенных действий и носящих скорее процессуальный, чем материальный характер. В частности, при привлечении как дисциплинарной, так и материальной ответственности вне зависимости от качественного или количественного характера при правонарушении работодатель обязан истребовать у работника объяснения. Заметим, что данные нормы не порождает материальных прав и обязанностей сторон, а направлены на решение процессуальных задач – установления отношения привлекаемого к деянию, его оценки собственного поступка. При этом следует заметить, что даже в случае «кумулятивных» юридических составов данная обязанность сохраняется.

При этом, рассматривая с процессуальной точки зрения данный факт, можно обозначить его как подтверждение непротиворечивости поведения работодателя. Поскольку для правомерности привлечения к ответственности в рамках трудовых отношений необходимо осуществить действия в рамках юридического состава, то исключение данного элемента влечет неприменение предшествующих юридических фактов, в том числе свидетельствующее об отсутствии воли к осуществлению предписанной процедуры.

Также следует обратить внимание, что отсутствие данного акта может обладать самостоятельной квалификацией в виде правопрекращающего факта. В целях пояснения, помимо вышеизложенных тезисов, следует заметить, что привлечение работника к ответственности является правом работодателя, а не его обязанностью[579].

Вместе с этим следует заметить, что юридическим фактом является не столько получение от работника письменных объяснений, сколько инициирование данной процедуры, соблюдения срока и надлежащей фиксации результата. При этом следует заметить, что данная совокупность состоит из ряда действий, процессуально регламентированных. Таким образом, можно сделать вывод – нормы ч.1 ст.193, ч.2 ст.247 ТК РФ содержат указание на юридические факты процессуального характера, неустановление которых препятствует реализации права на привлечение к трудоправовой ответственности.

В пользу процессуальной природы данного факта говорит то, что суды говорят о его процедурно значении, а не доказательственном. Так, Верховный суд отмечает, что не может являться основанием к отмене акта о наложении дисциплинарного взыскания, то есть меры ответственности, неполучение объяснений от работника[580]. Вместе с этим отмечается, что порядок был соблюден путем фиксации негативного результата как непредоставления работником объяснений после направления соответствующего вопроса. В пользу обязанности работодателя затребовать объяснения и значимости для его права также свидетельствует решение Санкт-Петербургского городского суда, которым работник был восстановлен на работе[581]. При этом, исходя из установленных обстоятельств, имелись фактические основания к применению дисциплинарного взыскания – однако неистребование объяснений как правопрекращающий факт в рамках данного дела нивелировал данное право работодателя.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Истребование объяснений является процессуальным действием, которое не находится в однозначной связи с установлением обстоятельств дела.

2. Результатом данного действия становится либо правоподтверждающий, либо правопрекращающий юридический факт.

3. Наличие данного факта свидетельствует о родственности гражданского и трудового права, поскольку в рамках обоих отраслей права существуют юридические факты, неустановление которых рассматривается как основание несоблюдения процедуры рассмотрения спора по существу.

4. Правовое регулирование данного юридического факта в структуре трудоправовой ответственности отвечает как интересам работника, так и работодателя. При этом работник, как более слабая сторона, наделен правом не давать объяснений – но их отсутствие не лишает возможности воздействовать на работника.

 

А.С. Шапкина*

Проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

18 марта 2014 г. между Российской Федерацией и Республикой Крым заключен Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя и образовании в составе Российской Федерации двух новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Этому событию предшествовало обращение Президента Российской Федерации В.В. Путина к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководителям субъектов Федерации и представителям гражданского общества, в котором, в частности, отмечено, что «16 марта в Крыму состоялся референдум... Более 96 процентов высказалось за воссоединение с Россией»[582].

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, подавляющее большинство россиян (93%) поддержали включение Крыма и Севастополя в состав России[583].

В последующем Федеральным Собранием Российской Федерации 21 марта 2014 г. были приняты Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов»[584] и Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»[585].

Воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерации в нынешних политических и социально-экономических реалиях международных отношений неминуемо породило массу вопросов и проблем, связанных, в том числе, с правовой регламентацией пенсионного обеспечения на территории принятых субъектов РФ.

Статьей 11Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ установлено, что признанные гражданами РФ лица имеют право на получение пенсий и социальных пособий, а также на охрану здоровья согласно российскому законодательству. Законодательство РФ об обязательном социальном страховании (включая пенсионное и медицинское) будет действовать на территориях новых субъектов РФ с 1 января 2015 г. (ч. 6 ст. 11 Закона). За переходный период планируется создать территориальные органы ПФР, ФСС РФ и территориальные фонды ОМС.

При этом специальным образом закрепляется, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»[586] установил, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Очевидно, что Российская Федерация взяла на себя существенную финансовую пенсионную нагрузку в отношении более 600 тысяч пенсионеров, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя.

С 1 января 2015 года финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий, назначенных жителям Крыма, будет осуществляться за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о бюджете ПФР на 2015-2017 годы. Между тем, безусловно, отчислений в Пенсионный фонд РФ крымчане не делали. Соответственно, возникает справедливый вопрос: за счет каких денежных средств будет осуществляться финансирование пенсий указанных граждан? Получается, что фактически за счет отчислений, произведенных гражданами России до образования новых двух субъектов в составе РФ, поскольку, очевидно, украинские власти не вернут перечисленные пенсионные накопления жителям Крыма и Севастополя.

Одна из проблем заключается в различиях в пенсионном возрасте по законодательству России и Украины. На Украине пенсионный возраст мужчин и женщин составляет 60 лет. В России женщины выходят на пенсию в 55 лет. Следовательно, пенсионеров при переходе на российское законодательство автоматически станет больше. Это создаст еще большую финансовую нагрузку на российский бюджет.

Существуют и многие технические моменты. Так, например, некоторые жители Республики Крым и города Севастополя не захотят принимать российское гражданство и останутся гражданами Украины. В данном случае справедливо возникает вопрос: кто должен им платить пенсии? Безусловно, подобного рода юридические коллизии должны быть регламентированы двухсторонними межправительственными соглашениями. Однако учитывая крайне сложную мировую обстановку, связанную с событиями в Украине, и непростые взаимоотношения между руководством нашего государства и так называемым «официальным Киевом», представляется, что об указанных гражданах Украины украинские власти просто «забудут» на неопределенное время до урегулирования ситуации. Действующее же в настоящее время Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» не регламентирует напрямую рассматриваемые правоотношения, связанные с вхождением отдельных регионов государства в состав иного государства, пусть даже входящего в состав СНГ. Тем более, 19 марта 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении председательства Украины в СНГ, а секретарь СНБО Украины Андрей Парубий заявил, что страна начинает процесс выхода из Содружества Независимых государств. Как представляется, до тех пор пока в Украине не восстановятся устойчивый мир и правопорядок, говорить о соблюдении со стороны «официального Киева» ранее заключенных Украиной международных договоров и соглашений не приходится.

Согласно российскому законодательству в случае, если человек работает на территории нашего государства, то работодатель обязан выплачивать за него взносы в Пенсионный фонд. Указанные денежные средства впоследствии должны учитываться в расчетах между странами. К сожалению, в настоящее время невозможно определить, когда появится соответствующее соглашение между Россией и Украиной. Поэтому для данных граждан целесообразным представляется как можно быстрее определиться и все-таки принять российское гражданство.

В Крыму и Севастополе будет сформирована — по общероссийскому образцу — система индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав. В России пенсия начисляется на основе персонифицированного учета уже более десяти лет, однако в Крыму и Севастополе такой учет не велся. Поэтому неизбежны сложности, связанные с формированием такой системы, поскольку она будет создаваться вновь в отношении жителей целого региона.

В целом, уже можно заключить, что воссоединение Крыма и Севастополя с Россией является важнейшим событием XXI века для нашего государства. Проблемы, связанные с пенсионным обеспечением крымчан и иными вопросами, неизбежны, но вполне решаемы. Пробелы правового регламентирования пенсионных отношений на территории Республики Крым и города Севастополя, как представляется, в течение ближайших одного-двух лет будут ликвидированы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.