Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативное регулирование запрета на вознаграждения госслужащих




Административное право

Л.Р. Жданова*

На данный момент в Российской Федерации действует три нормы регулирующие получение вознаграждений госслужащими: Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее ФЗ «О противодействии коррупции»), Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее ФЗ «О государственной гражданской службе») и Гражданский кодекс Российской Федерации.

Случаи получения подарков госслужащими в рамках протокольных мероприятий, а также ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 290 (получение взятки) УК РФ в данном докладе не рассматриваются.

В соответствии со статьей 17 ФЗ «О государственной гражданской службе», в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Стоит отметить, что при перечислении возможных вознаграждений Законом назван максимально широкий спектр во избежание двусмысленного понимания: подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортные расходы и др. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам и не оказывались обязанными по отношению к организациям, желающим получить выгоду посредством вознаграждения гражданского служащего. В то же время статья 575 ГК РФ не допускает дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Статья 11 ФЗ «О противодействии коррупции» не допускает любые возможности возникновения конфликта интересов, понятие которого закреплено статьей 10 данного Федерального закона, у госслужащего при исполнении должностных обязанностей. Данное положение закреплено и статьей 19 ФЗ «О государственной гражданской службе», но более точно. Так, как ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» исключила указание на неосновательное обогащение, конкретизировала форму доходов, а так же исключила расшифровку определения иных лиц, которые могут получать доход в случае использования госслужащим своего служебного положения, в данной работе урегулирование конфликта интересов будет рассматриваться согласно статье ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, в настоящее время действует три нормы, которые регулируют запрет на вознаграждение госслужащих и при этом они отличны друг от друга.

Вознаграждение считается принятым в связи с должностным положением или исполнением должностных обязанностей в следующих случаях:

· вознаграждение вручено по месту работы или во время мероприятий, на которых служащий представляет соответствующий государственный орган;

· установлена прямая или косвенная взаимосвязь между интересами дарителя и действиями государственного служащего в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

· в документах, сопутствующих вознаграждению (договор дарения, договор на приобретение имущества и другие документы), или подарке будет указана должность государственного служащего что, конечно же, является фикцией, но все же такой вариант стоит учитывать, а также иные случаи.

Очень часто пп. 3 ст. 575 ГК РФ рассматривается именно как позволяющий государственным служащим получать подарки в связи с их должностным положением стоимостью, не превышающей установленного данной нормой размера. Это неверно с точки зрения систематического толкования закона. ФЗ «О государственной гражданской службе» является по отношению к ст. 575 ГК РФ специальным законом, подлежащим приоритетному применению, следовательно, ст. 17 данного ФЗ перекрывает ст. 575 ГК РФ. Но при всем этом существование статьи Гражданского кодекса РФ имеет смысл, так как она несет в себе допущение получения незначительных, обычных подарков госслужащими.

Некоторые ученые придерживаются точки зрения, согласно которой пп.3 ст. 575 ГК РФ легализует получение взяток госслужащими, а также способствует возникновению конфликта интересов, это наводит на мысль о том, что необходимо исключить пп. 3 ст. 575 ГК РФ. Но дарение обычного подарка может являться благодарностью, знаком уважения и знаком признательности: например, цветы и коробка конфет за быстрое, внимательное и справедливое рассмотрение и разрешение вопроса. Хотя «внимательное отношение» и «справедливое решение» являются обязанностями должностного лица, призванного обеспечить соблюдение и защиту законных интересов граждан, а не дополнительным источником дохода, но в России издавна заведено дарить подарки в качестве той же самой благодарности, и это успело стать традицией. Александр Львович Маковский[641] считает, что при применении норм, содержащихся в ст. 575 ГК РФ, следует иметь в виду, что речь идет о чисто гражданско-правовых отношениях, и они ни в коей мере не отменяют запреты принимать подарки, установленные для определенных категорий лиц нормами публичного (уголовного, административного) права. Поэтому правило, содержащееся в пп.3 ст. 575 ГК РФ охватывает лишь узкую сферу отношений, когда подарки госслужащим делаются от коллег по работе или организации, в которой они работают (по поводу юбилея, присвоения почетного звания и т.п.)[642].

Из всего вышесказанного следует, что изначально ст. 575 ГК РФ несла в себе иной смысл, но со временем стала трактоваться как допущение получения вознаграждения от неограниченного круга лиц, таким образом, лица, обращающиеся к госслужащим, могут дарить подарки стоимостью, не превышающей установленного данной нормой размера.

Запрет на вознаграждения закреплённый ст.17 ФЗ «О государственной гражданской службе» является, как показывает практика, фикцией. Полный запрет всех подарков не будет соблюдаться, и проконтролировать это невозможно. Следовательно, отказ от пп. 3 ст. 575 ГК РФ недопустим, но и оставлять законодательство в таком виде, в котором оно сейчас, не стоит, так как это приводит к спорным ситуациям.

В силу того что ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является специальным законом и подлежит приоритетному применению, на мой взгляд, эти изменения должны коснуться непосредственно данного ФЗ, а также ст. 575 ГК РФ. Как один из вариантов решения данного вопроса можно рассмотреть следующее изменение:

· в пп. 3 ст. 575 ГК РФ необходимо внести уточнение о том, в каких случаях и от кого возможно получение подарков.

· в ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе» добавить пункт о том, что существует ст. 575 ГК РФ, в которой содержатся исключительные случаи возможного получения подарков.

· необходимо усовершенствовать механизмы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе.

 

Е.А. Копанова*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.