Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЭКОЛОГИЯ 1 страница




Понятие информации. Сигналы и данные - как форма представления сведений, понятие информации. Кодирование данных и операции над данными. Единицы представления, измерения и хранения данных. Предмет и задачи информатики, ее место среди других наук. Новые информационные технологии как основа повышения эффективности управления производством и экономикой. Информационные технологии в области легкой промышленности. История, перспективы и темпы развития компьютерных технологий. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

 

Тема 2. Современный компьютер и его технические и программные средства реализации информационных процессов

Системы счисления. Арифметические и логические основы выполнения операций над данными. Основные компоненты ЭВМ и принцип действия компьютера. Центральный процессор, оперативная память, системная магистраль, внешняя память и устройства ввода/вывода. Классификация ЭВМ. Типовая архитектура аппаратных средств IBM-совместимых персональных компьютеров (РС). Назначение и классификация программного обеспечения ЭВМ, иерархия программных средств. Типовая архитектура программных средств IBM-совместимых персональных компьютеров (РС). Назначение и виды операционных системы ЭВМ. Основные функции ОС по обеспечению интерфейса пользователя, программно-аппаратного и программного интерфейса. Дополнительные функции операционных систем.

Лабораторное занятие:

Элементарные приемы работы на ПК в среде MS DOS. устройствами ПК. Основные команды DOS: ознакомление и просмотр каталогов, смена директория, запуск программ. Создание файлов и каталогов, их копирование и удаление.

 

Тема 3. Операционная система MS DOS

Основные возможности ОС, структура ПО и требования к аппаратному обеспечению. Достоинства и недостатки MS DOS. Работа с файлами и каталогами. Программы-утилиты и программы-оболочки. Архивация файлов. Компьютерные вирусы.

Лабораторное занятие:

Работа в среде Norton Commander. Загрузка и выход из NC. Просмотр, копирование, редактирование файла средствами DOS и использованием NC. Функциональные клавиши в NC.

 

Тема 4. Операционные системы серии MS Windows

Основные возможности ОС, структура ПО и требования к аппаратному обеспечению. Достоинства и недостатки MS Windows. Графический пользовательский интерфейс. Работа с окнами. Многозадачный режим. Обмен информацией между программами в среде MS Windows. Элементы технического сервиса ПК: установка операционной системы, создание индивидуальной операционной среды пользователя, сервис сменных носителей информации (гибкие магнитные диски, компакт диски), расширение и модернизация конфигурации аппаратных и программных средств.

Лабораторное занятие 1:

Операционная система MS Windows 98. Загрузка и ознакомление с графическим интерфейсом, возможности его настройки. Управление прикладными окнами. Варианты запуска приложений. Работа с учебником по MS Windows 98.

Лабораторное занятие 2:

Работа с программами «Мой компьютер» и «Проводник». Создание папок. Основные операции с файлами и папками.

Лабораторное занятие 3:

Работа с дискетой и архивация файлов. Форматирование и проверка дискет. Создание архивных файлов различными типами программ-архиваторов на разных носителях. Разархивация.

Лабораторное занятие 4:

Работа с встроенными текстовыми редакторами Notepad и WordPad. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Лабораторное занятие 5:

Работа с встроенным графическим редактором Paint. Инструменты и команды. Рисование графических примитивов и кривых. Работа с буфером обмена.

 

Тема 5. Пакеты прикладных программ общего назначения

Классификация и области применения прикладных программ общего назначения. Автоматизация задач делопроизводства. Стандартные средства пакета MS Office. Функциональные возможности и области применения текстовых редакторов и текстовых процессоров. Текстовые и графические редакторы Word for Windows.

Лабораторное занятие 1:

Текстовый процессор MS Word. Элементарные приемы работы в Word for Windows. Работа с панелями инструментов. Буфер обмена. Справочные средства.

Лабораторное занятие 2:

Форматирование и редактирование текста. Создание документа в MS Word с использованием различных приемов форматирования и редактирования. Работа со списками. Сохранение документа.

Лабораторное занятие 3:

Работа с таблицами в MS Word. Создание таблиц. Основные приемы редактирования и форматирования таблиц. Вычисления в таблицах.

Лабораторное занятие 4:

Работа с графическими объектами в MS Word. Вставка рисунков. Фигурный текст. Рисование схем.

 

Тема 6. Электронные таблицы

Назначение и основные области применения электронных таблиц. Вычисления, анализ данных, поддержка принятия решений. Функции и системы команд электронных таблиц. Табличный процессор MS Excel. Создание таблиц. Функции и формулы. Обработка данных. Фильтры. Сводные таблицы.

Лабораторное занятие 1:

Создание и форматирование электронной таблицы в среде MS Excel. Работа с обучающей программой «Быстрое знакомство». Создание таблицы. Форматирование ячеек.

Лабораторное занятие 2:

Редактирование электронной таблицы. Вставка ячейки, столбца строки. Копирование строк. Разбиение окна, работа с большой таблицей.

Лабораторное занятие 3:

Расчеты в MS Excel. Ввод формул. Мастер функций. Абсолютные и относительные адреса.

Лабораторное занятие 4:

Диаграммы в MS Excel. Создание диаграмм. Работа с Мастером диаграмм.

Лабораторное занятие 5:

Обработка данных в MS Excel. Сортировка и фильтрация данных. Сводные таблицы.

 

Тема 7. Алгоритмизация и программирование

Языки программирования высокого уровня их основные элементы. Моделирование как средство поддержки принятия решений в профессиональной области. Основные этапы разработки программ решения задачи на ЭВМ. Алгоритмы. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Алгоритмизация и программирование. Понятие алгоритма и способы его описания. Архитектура программных систем. Программное обеспечение и технологии программирования. Основы создания программного продукта. Компиляторы и интерпретаторы. Системы программирования и их компоненты. Основные методы и технологии программирования. Среда QBasic. Типы данных. Операторы QBasic. Ввод-вывод данных. Массивы, циклы. Условные операторы. Встроенные функции. Подпрограммы. Файлы прямого и последовательного доступа. Графические возможности QBasic.Компьютерная графика.

Лабораторное занятие 1:

Алгоритмизация. Переход от алгоритма к программе. Система программирования QBasic. Среда QBasic. Типы данных. Операторы QBasic. Ввод программы.

Лабораторное занятие 2:

Элементы программирования. Разработка программ для заданных условий. Массивы, циклы. Условные операторы. Встроенные функции. Ввод-вывод данных.

 

Тема 8. Базы данных

Понятие баз данных (БД) и их моделей. Реляционная модель данных, нормализация формы представления данных. Логическая и физическая организации БД. Системы управления БД (СУБД). Основы использования удаленных баз данных. Понятие языка запросов SQL. Технология реализации задачи в профессиональной области средствами СУБД. Языки программирования в СУБД. Структура программ. СУБД MS Access. Создание БД. Конструирование и связывание таблиц. Ввод и удаление записей. Возможности механизма запросов к БД. Создание и использование форм. Формирование отчетов. Компьютерный практикум.

Лабораторное занятие 1:

СУБД MS Access. Ознакомление с СУБД MS Access на обучающем примере. Режимы работы в MS Access. Конструирование БД из одной таблицы

Лабораторное занятие 2:

Создание БД из двух таблиц. Их связывание. Формы для заполнения таблиц.

Лабораторное занятие 3:

Создание запросов. Запрос с группировкой, запрос с параметрами, запрос-добавление, запрос с вычисляемыми полями. Создание отчетов.

 

Тема 9. Специализированные профессионально - ориентированные программные средства

Пакеты программ для организации работ в офисе. Обзор специализированных программных средств: интегрированные системы делопроизводства, бухгалтерские системы, финансовые аналитические системы, геоинформационные системы, системы видеомонтажа, обучающие, развивающие, справочные развлекательные системы и программы. Математические пакеты. Системы автоматизированного проектирования (CAD-системы), автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП). Понятие экспертной системы.

 

Тема 10. Принципы построения информационно-вычислительных сетей ЭВМ

Локальные и глобальные сети ЭВМ. Понятие информационно-вычислительных сетей (ИВС) и сетей обмена данными (СОД), их основные категории и базовые технологии. Основные положения эталонной модели взаимодействия открытых систем. Типовая структура тракта передачи данных. Каналы связи, используемые для передачи данных. Коммутация в СОД. Характеристики ЛВС (локальные вычислительные сети), типы их топологий, методы доступа. Сетевое оборудование для ЛВС: кабели, адаптеры и повторители, мосты и маршрутизаторы. Работа в локальной сети Windows 9x (Windows NT). Технологии городских и глобальных вычислительных сетей. Способы подключения к Internet. Услуги компьютерной сети Internet. Работа в глобальной сети Internet, использование электронной почты, методов доступа FTP, WWW и др. Работа с WWW браузерами (Netscape Navigator, MS Internet Explorer).

Лабораторное занятие:

Основы работы в Интернет. Работа с WWW браузерами (Netscape Navigator, MS Internet Explorer).

 

Тема 11. Основы и методы защиты информации в вычислительных системах и сетях

Методы защиты информации. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну. Информационная безопасность (ИБ) и ее составляющие. Справочные информационные системы. Угрозы безопасности информации и их классификация. Основные виды защищаемой информации. Проблемы ИБ в мировом сообществе. Законодательные и иные правовые акты РФ, регулирующие правовые отношения в сфере ИБ и защиты государственной тайны. Административно-правовая и уголовная ответственность в информационной сфере. Защита информации в локальных компьютерных сетях, антивирусная защита. Специфика обработки конфиденциальной информации в компьютерных системах.

Лабораторное занятие:

Работа с Антивирусными программами - проверка дискет и винчестера на наличие вируса.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора, повторение и углубленное изучение лекционного материала;

– подготовку и выполнение лабораторных работ и расчетов на ПК;

– подготовку к зачету и экзамену.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Использование общего ресурса одноранговой сети со своего ПК.

2. Работа в среде электронной таблицы MS Excel: выбор из произвольной таблицы данных по заданному признаку.

3. Работа в среде текстового процессора Microsoft Word: создание текстового документа с изображением простейшей блок-схемы ЭВМ.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– отчет по результатам выполнения лабораторных работ;

– защита контрольной работы;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом;

– экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Основные компоненты ПЭВМ.

2. Структура программного обеспечения ЭВМ.

3. Функции операционной системы. Интерфейс пользователя в MS DOS.

4. Управление файловой системой в MS DOS.

5. Загрузка MS DOS в оперативную память с диска.

6. Операционная оболочка Norton Commander.

7. Антивирусные программы и программы-архиваторы.

8. Линейные и разветвляющиеся алгоритмы.

9. Циклические алгоритмы.

10. Языки программирования.

11. Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке Бэйсик. Условный оператор.

12. Программирование циклических алгоритмов на языке Бэйсик. Циклический оператор.

13. Системы счисления.

14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

15. Логические основы ЭВМ.

16. Видеосистема. ПЭВМ.

17. Накопители на жестких и гибких магнитных дисках.

18. Принтеры. Типы. Способы печати. Работа в сети.

19. Интерфейс и объекты табличного процессора MS Excel.

20. Данные, хранимые в ячейках табличного процессора MS Excel.

21. Режимы работы табличного процессора MS Excel.

22. Копирование и перемещение информации в табличном процессоре Excel. Понятие абсолютной и относительной ссылок.

23. Способы копирования и перемещения информации в табличном процессоре MS Excel. Объединение электронных таблиц.

24. Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах.

25. Сводные таблицы в табличном процессоре MS Excel.

26. Основные понятия и классификация баз данных.

27. Модели данных.

28. Создание структуры таблиц в СУБД MS Access.

29. Создание схемы данных в СУБД MS Access.

30. Загрузка, просмотр и корректировка базы данных в СУБД MS Access.

31. Запросы к базе данных и технология их конструирования в СУБД Access.

32. Запросы на сортировку, с критериями поиска, с параметрами в СУБД MS Access.

33. Компьютер. Магистрально-модульный принцип построения.

34. Разрядность процессора. Адресное пространство процессора.

35. Структура памяти. Оперативная память (область программ пользователя и видеопамять). Постоянное запоминающее устройство.

36. Внешняя память (дисководы, диски).

37. Матричный принцип печати. Принтер.

38. Операционная система (назначение, состав, загрузка).

39. Файл. Файловая система.

40. Машинная графика. Назначение и основные функции.

41. Системы управления базами данных (СУБД). Назначение и основные функции.

42. Электронные таблицы. Назначение и основные функции.

43. Текстовый редактор. Назначение и основные функции.

44. Локальные и телекоммуникационные компьютерные сети. Компьютерная почта.

45. Информатизация общества. Развитие вычислительной техники.

46. Информация. Единицы измерения информации.

47. Понятия алгоритма. Исполнители алгоритмов.

48. Разветвляющийся алгоритм.

49. Циклический алгоритм.

50. Конструирование алгоритмов методом последовательной детализации. Вспомогательный алгоритм.

51. Этапы решения задач на ЭВМ.

52. Переменная: имя и назначение. Идентификатор.

53. Типы переменных (целый, вещественный, символьный, логический).

54. Функции обработки символьных (литерных) переменных.

55. Оператор присваивания. Арифметические выражения.

56. Условный оператор, полный и неполный варианты.

57. Цикл, тело цикла, параметры цикла.

58. Операторы ввода/вывода информации.

59. Стандартные функции. Определение функции пользователя.

60. Операторы графики.

61. Массивы (размерность, типы, заполнение).

62. Подпрограмма, обращение к ней, возврат из подпрограммы.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Акулов, О. А. Информатика. Базовый курс: учебник / О. А. Акулов. – М.: Омега-Л, 2005.

2. Информатика. Базовый курс: учеб. пособие / под ред. С. В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2005.

3. Информатика: учебник / под ред. Н. В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2003.


Дополнительная:

1. Головкова, Е. П. Информатика. EXCEL. WINDOWS 5.0: лабораторный практикум / Е. П. Головкова, Т. Т. Осипова. – СПб.: СПбГИСЭ, 2001.

2. Гук, М. Аппаратные средства IBM PC: энциклопедия / М. Гук. – СПб.: Питер, 2005.

3. Информатика для юристов и экономистов: учебник / под ред. С. В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2004.

4. Колесниченко, О. Аппаратные средства РС / О. Колесниченко, И. Шишигин. – СПб.: БХВ – Петербург, 2004.

5. Королев, Л. Н. Информатика. Введение в компьютерные науки: учебник / Л. Н. Королев, А. И. Шиков. – М.: Высшая школа, 2003.

6. Лавренов, С. М. Excel: сборник примеров и задач / С. М. Лавренов. – М.: Финансы и статистика, 2003.

7. Осипова, Т. Т. Информатика. ACCESS: лабораторный практикум / Т. Т. Осипова, М. В. Толмачева. – СПб.: СПбГИСЭ, 2001.

8. Основы информатики: учеб. пособие / под ред. А. Н. Морозевича. – Минск: Новое знание, 2003.

9. Пуха, Г. П. Информатика: метод. указ. по выполнению контрольной работы / Г. П. Пуха. – СПб.: СПбГУСЭ, 2006.

10. Пуха, Г. П. Информатика: лабораторный практикум / Г. П. Пуха, А. Т. Тяжев. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

11. Юдин, М. В. Самоучитель работ на ноутбуке / М. В. Юдин. – СПб.: Наука и техника, 2006.

Периодические издания:

1. Информатика и системы управления: журнал/

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном следующим оборудованием:

– компьютерами и периферийными устройствами;

– локальными и глобальными сетями;

– мультимедиа-проектором.

 

Составители: к.т.н., доц. С.В. Тихов, д.т.н., проф. В.М. Пестриков кафедры «Информатика».

Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Информатика» А.Т. Тяжев.

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины – формирование у студентов биоцентрического мировоззрения и способностей оценивать профессиональную деятельность с позиций рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, что дает представление о взаимоответственности экономики и экологии как основы устойчивого развития общества.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- новому пониманию и осознанию роли человеческого сообщества, необходимости нового экологического поведения;

- особенностям экологического мышления;

- рассматривать любую деятельность с позиций включения хозяйства в биосферные циклы;

- принимать экологические факторы как обязательно присущие параметры любой экономической или технической системы;

- некоторым специфическим методикам расчета (определение экономического ущерба и т.д.).

Комплекс знаний должен помочь будущим специалистам организовать человеческую деятельность в условиях жесткого экологического императива.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Экология» студент должен:

· знать:

- общеметодологический инструментарий, причины, логику возникновения и развития экологической науки, выделяя ее особенности, раскрывая представление о структуре экосистем и биосферы;

- основные категории и законы экологии;

- особенности взаимоотношения организма и среды, значение экологических факторов для сохранения здоровья человека;

- причины возникновения глобальных экологических проблем;

- экологические принципы использования природных ресурсов и охраны природы;

- элементы экозащитной техники и технологий;

- основы экологического права и профессиональной ответственности;

· уметь:

- ориентироваться в многообразии научных направлений, школ, концепций экологии;

- использовать фундаментальные понятия, основные законы, правила, принципы, модели классической и современной экологической науки, а также методы теоретического и экспериментального исследования;

- прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов;

- выявлять приоритеты в реализации мероприятий, направленных на минимизацию экологического риска;

- проводить расчеты основных параметров загрязнения окружающей среды;

- определять экономический ущерб от загрязнения окружающей среды;

- анализировать взаимосвязи экологических проблем на локальном и глобальном уровнях.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение   - - -   -
Раздел 1: Основы общей (классической) экологии
2. Организм и факторы среды   - -      
3. Популяция как элемент экосистемы   - - -    
4. Биоценоз как биологическая система   - - -    
5. Концепция экосистемы   - - -    
6. Основные положения учения о биосфере и ее строении   - -      
Раздел 2: Экология человека
7. Биосфера и человек   - - -    
Раздел 3: Глобальная экология
8. Глобальные проблемы окружающей среды   - -      
Раздел 4: Прикладная экология
9. Теоретические и правовые основы рационального природопользования   -   -    
10. Стратегия и практика рационального природопользования   -   -    
11. Инженерная защита окружающей среды   -        
12. Проблемы современного экологического менеджмента   - -      
Раздел 5: Экологизация общества как инструмент мировой экополитики
13. Концепция устойчивого развития биосферы   - -      
  Всего:   -        
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
  Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -     -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Раздел 1: Основы общей (классической) экологии

Введение

Экология – задачи и перспективы. Экология как наука. История развития науки. Значение работ К. Рулье, Ч. Дарвина и Э. Геккеля в истории экологической науки. Введение термина «Экология» Эрнстом Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Место экологии в системе научных знаний. Разделы и тематика экологии. Аутоэкология, демэкология, синэкология. Современные представления о фундаментальной экологии и ее структуре. Проблемы, изучаемые экологией. Экологизация общественных и естественных наук. Экосистемный подход в экологии. Методы экологических исследований. Особенности применения математического моделирования. Экологическое прогнозирование. Исторический аспект формирования отношения человека к природе. Формирование облика биосферы в процессе жизнедеятельности организмов. Проблема оптимизации взаимодействия общества и природы. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Экологическая наука – решающая сила века.

 

Тема 1. Организм и факторы среды

Взаимоотношения организма и среды. Фундаментальные свойства живых систем. Закон физико-химического единства живого вещества В.И. Вернадского. Уровни биологической организации. Организм как дискретная самовоспроизводящаяся открытая система, связанная со средой обменом вещества, энергии и информации. Закон хиральной чистоты живого. Закон максимума биогенной энергии В.И. Вернадского – Э.С. Брауэра. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез - процесс планетарного масштаба. Основные группы фотосинтезирующих организмов. Хемосинтез. Основные группы гетеротрофов. Трофические отношения между организмами. Понятие экологического фактора и принцип действия. Экологическая толерантность. Купол толерантности. Закон Ю. Либиха – один из основополагающих законов экологии. Закон толерантности В. Шелфорда. Адаптация как биологическое явление. Гомеостаз; принципы регуляции жизненных функций. Общий закон биологической стойкости (по М. Ламотту). Типы и уровни адаптации, ее генетические пределы. Правило Аллена. Эврибионтность и стенобионтность. Правило Бергмана. Гомойо и пойкилотермность. Правило Вант-Гоффа. Совместное действие нескольких факторов. Правило Глогера. Введение термина «экотип» шведским ботаником Г. Турессоном. Традиционные классификации экологических факторов. Закон В.Р. Вильямса. Жизненные формы растений (по Раункиеру) и жизненные формы животных. Принципы воспроизведения и развития различных организмов. Закон биогенетический Ф. Мюллера - Э. Геккеля. Особенности зависимости организма от среды на разных стадиях жизненного цикла. Живые организмы – индикаторы среды как комплекса экологических факторов. Биотестирование и биоиндикация как методы контроля качества среды.

Семинарское занятие: Понятие экологического фактора.

Вопросы для обсуждения:

1. Принцип действия экологического фактора.

2. Изменение реакции на действие экологического фактора в пространстве и во времени. Кривая Бахметьева.

3. Традиционные классификации. Витальное и сигнальное действие факторов по В.П. Тыщенко (1980г.). Классификация экологических факторов А.С. Мончадского.

4. Уровни действия абиотических факторов.

5. Экологическая роль факторов питания. Биотические факторы.

Литература:

1. Бродский, А. К. Общая экология / А. К. Бродский. – М.: Академия, 2006.

2. Бродский, А. К. Введение в проблемы биоразнообразия / А. К. Бродский. – СПб.: Деан, 2002.

3. Митчелл, П. 101 ключевая идея. Экология / П. Митчелл. – М.: Гранд, 2001.

4. Одум, Ю. Экология: в 2 т / Ю. Одум. – М.: Мир, 1986.

5. Пианка, Э. Эволюционная экология / Э. Пианка. – М.: Мир, 1981.

 

Тема 2. Популяция как элемент экосистемы

Популяция как объект изучения демэкологии. Характерные признаки и специфические свойства популяции. Территориальная иерархия популяций. Возрастная и половая структуры популяции. Пространственная структура популяций. Экспоненциальная и логистическая кривые роста популяции. Биотический потенциал и сопротивление среды. Три типа кривых выживания. Динамика численности популяций и ее закономерности. Популяционные циклы. Модели динамики и роста популяции. Типы флуктуации плотности популяции. Равновесные и оппортунистические популяции. Непериодические и периодические (многолетние и сезонные) колебания численности. Три типа зависимости роста популяции от ее численности. Факторы динамики численности: модифицирующие и регулирующие. Модификация численности под прямым влиянием климатических факторов. Регуляция численности, ее внутривидовые и межвидовые механизмы. Общие принципы популяционного гомеостаза. Методы оценки численности и плотности популяции. Индекс Линкольна. Продукция популяции. Закон биологического прогресса А.Н. Северцова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.