КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационные технологии в экономикеЕстественнонаучная и гуманитарная культуры. Научные методы познания. История естествознания - от Древней Греции до средневековья. Эпоха Возрождения. Борьба за гелиоцентрическую систему мира: Леонардо да Винчи, Коперник, Дж. Бруно, Кеплер, Галилей. Диалектика развития физики. Философия и физическая картина мира. Две закономерности истории развития физики - революционная и эволюционная. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Практическое занятие 1: Методология естественнонаучного исследования. Отработка основных этапов общего методологического подхода выполнения научного исследования в рамках сформулированной научной задачи на примере теории Ломброзо. Практическое занятие 2: Логико-математические подходы в науке. Решение конкретных модельно-теоретических задач методом парадоксов. Практическое занятие 3: Элементы космологии. Решение задач с использованием закона Хаббла.
Тема 2. Механическая картина мира И.Ньютон и становление механической картины мира. Взаимодействие дискретных объектов - физика частиц. Корпускулярная концепция описания природы. Законы динамики и детерминизм Лапласа. Концепция дальнодействия и близкодействия. Импульс, момент импульса и энергия - как меры движения. Законы сохранения. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Пространство, время, движение как абсолютные категории. Принципы симметрии. Единство и универсальная взаимосвязь явлений природы. Практическое занятие 1: Основы метрологии. Ознакомление с основными понятиями и правилами метрологии. Измерение линейных размеров одним из видов измерительных устройств по одному из методов измерений. Практическое занятие 2: Космическая метрология. Изучение метода измерения скоростей космических объектов, основанного на оптическом эффекте Доплера. Практическое занятие 3: Моделирование гармонии. Изучение закона гармонии и красоты на примере математической модели «золотой пропорции».
Тема 3. Строение вещества. Основы молекулярной физики Успехи механической картины природы в описании тепловых явлений. Молекулярно-кинетическая теория. Теплота как форма энергии. Первое начало термодинамики. Температура. Микроскопическая теория теплоты. Идеальный газ и его законы. Кинетическая теория газов. Распределение Максвелла. Второе начало термодинамики. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Энтропия. Принцип возрастания энтропии. Динамические и статистические закономерности в природе. Абсолютизация механической картины мира и ее крушение. Практическое занятие: Математика и спорт. Применение методов математической статистики для проектирования спортивных квалификационных нормативов.
Тема 4. Электромагнитная картина мира Электростатическое взаимодействие. Закон Кулона. Принципы суперпозиции. Электрический ток и его законы. Магнитное поле тока. Движение заряженных частиц в магнитных полях. Явление электромагнитной индукции. М.Фарадей и концепция близкодействия. Д. Максвелл и становление электромагнитной картины мира. Мир непрерывных объектов - физика полей. Континуальная концепция описания природы. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Уравнения Максвелла. Электромагнитная природа света. Явление интерференции, дифракции, поляризации света. Идея голографии. Принципы относительности. А.Эйнштейн и относительность пространства и времени. Основы специальной теории относительности. Второй этап в развитии электромагнитной картины мира. Абсолютизация электромагнитной картины мира. Практическое занятие 1: Релятивистское движение. Элементы специальной теории относительности. Изучение законов единого четырехмерного пространственно-временного континуума. Практическое занятие 2: Элементы общей теории относительности. Практические задачи по теоретическому исследованию состояния равновесия звезд.
Тема 5. Становление квантово-полевой картины мира Физика возможного. Недостаточность классического описания природы. Макс Планк и квантовый характер теплового излучения. Фотоэффект и его объяснение Эйнштейном. Эффект Комптона. Строение атома и теория Н. Бора гипотеза де-Бройля и формирование квантовой механики Шредингера-Гейзенберга-Дирака. Физические величины, состояния, средние значения, флуктуации.Принципы неопределенности и дополнительности. Квантовые переходы и излучения. Квантовая физика вокруг нас: лазеры, транзисторы, сверхпроводимость. Квантовая физика - ключ к субатомному миру: кварки, адроны, ядра атомов. Вероятностная форма закономерности и причинности в квантово-полевой картине мира. Относительность понятий "часть" и "целое". Структурность и целостность в природе. От двойственного мира классической физики к двойственному описанию целостной природы в неклассической физике. Практическое занятие: Закономерности развития научных теорий. Изучение функций обоснования и предвидения на примере создания пироцентрической, геоцентрической и гелиоцентрической систем мира.
Тема 6. Физика как целое Структурные уровни организации материи. Иерархия структур природы. Мега-, макро- и микромиры. На пути в глубины материи: идеи структурности материи от Демокрита до наших дней. Критерий относительности элементарности: «лестница» Вайскопфа. Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия. Эволюция Вселенной. От архаичных мифов космогенеза к единым теориям всего сущего. Этапы эволюции горячей Вселенной, неоднозначность сценария и антропный принцип. От физики существующего к физике возникающего. Устойчивость современных физических теорий. Принципиальная незавершенность современной физической картины мира. Истоки нового взгляда на объективность познания природы. Потребность в универсальной теории эволюции. Проблема времени и будущее физики.
Тема 7. Диалектика и проблемы развития химической формы движения материи Объект химии. Химические процессы. Основные внутренние противоречия развития химии. От химического элемента к химии высокомолекулярных соединений и биоорганической химии. Прогресс химии неорганических соединений. Классификация химических соединений. Структурная теория. Диалектика химических процессов и периодический закон. Реакционная способность веществ. Единство структуры и процессов в химии. Квантовая химия - основа теории строения вещества. Проблема эволюции вещества в природе. Практическое занятие: Фундаментальный закон химии и его физический смысл. Изучение Периодического закона и основных правил построения электронных оболочек атомов.
Раздел 2: Жизнь. Живые системы и человек Тема 8. Живые системы Неорганические и органические соединения и их многообразие. Макромолекулы, гиперцикл и зарождение жизни. Жизнь во Вселенной. Особенности биологического уровня организации материи. Молекулы живых систем. Белки: ферменты и живые машины. Матричный синтез. Информационные молекулы. Биологические структуры. Уровни организации живых систем. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Клеточное строение организмов. Жизненный цикл клетки. Единство и многообразие клеточных типов. Дифференциация и интеграция функций в организмах. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Эволюционное и индивидуальное развитие. Роль живых организмов в эволюции Земли. Генетика и эволюция. Жизненные циклы. Биологическое время. Смерть и ее биологический смысл. Практическое занятие 1: Биоэнергетика. Изучение химических реакций в живых организмах. Практическое занятие 2: Вода на Земле. Изучение свойств воды и расчет буферных растворов.
Тема 9. Человек: организм и личность Особенности физиологии основных систем организма. Организм как целое, его системная организация. Эндокринная система. Мозг и высшая нервная деятельность. Здоровье, э моции, творчество, работоспособность. Биосоциальные основы поведения. Стресс и тренировка. Здоровье и патологическое потомство. Биологический возраст. Биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Практическое занятие 1: Изучение индивидуальных авторитмов. Исследование особенностей биологической и психофизиологической организации человека с помощью авторитмов. Практическое занятие 2: Физическое моделирование авторитмов. Построение физических моделей ритмов популяций.
Тема 10. Биосфера и цивилизация Популяция, сообщества, экосистемы. Принципы их организации. Формы биологических отношений в сообществах. Круговороты вещества и энергии. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости. Биопродуктивность. Антропогенное воздействие на биосферу, экологический кризис и пути его преодоления. Принципы рационального природопользования. Охрана природы. Экология человека и социальная экология. Принципы взаимодействия организма и среды обитания. Факторы экологического риска и здоровья человека. Ресурсы биосферы и демографические проблемы. Экологическое право. Практическое занятие: Искажения восприятия действительности. Оценка искажения восприятия зрительного анализатора и возможности коррекции искажений.
Тема 11. Перспективы биологии Законы генетики в жизни человека и в сельскохозяйственном производстве. Методы и возможности селекции. Биотехнология. Борьба с болезнями, продление жизни.
Раздел 3: Эволюционно-синергетическая парадигма: от целостного естествознания к целостной культуре Тема 12. Формирование эволюционного естествознания Формирование нестабильности от Пуанкаре и до наших дней. Диалектика и теория катастроф: структурная устойчивость, универсальность, признаки и предсказуемость катастроф. Наследственность, изменчивость, отбор в естествознании, роль флуктуаций. Бифуркационное дерево как модель эволюции природы, человека, общества. Необратимость времени. Практическое занятие: Расчет планковских констант. Установление взаимоотношений между различными фундаментальными величинами.
Тема 13. Динамический хаос - фундаментальное свойство реальности Универсальные сценарии перехода к хаосу. Стохастические структуры. Хаос, квант и проблема времени. Гармония в хаосе. Самоорганизация в живой и неживой природе. Происхождение Галактики и Солнечной системы. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли. Климат. Роль океанов. Информационные аспекты синергетики. Антиэнтропийные механизмы. Активные среды, клеточные автоматы. Мозг как синергетический компьютер. Распознавание образов. Механизмы языка. Гуманитарные приложения синергетики. Циклические биосферные и социокультурные процессы. Ноосфера - человек и эволюция Земли. Практическое занятие: Настоящее и будущее Вселенной. Расчет основных качественных и количественных характеристик эволюции Вселенной.
Тема 14. Заключение Современное естествознание и проблемы социума. Техногенное общество. Роль современного естествознания в преодолении энергетического, экологического и информационного кризисов. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания. Наука, философия, религия - новые возможности диалога. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. Целостность, широта, разносторонность и фундаментальность образования, и формирование гармоничной личности.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: – самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора по рекомендованной литературе; – повторение и углубленное изучение лекционного материала по рекомендованной литературе; – решение практических задач и подготовку к практическим занятиям; – выполнение индивидуального домашнего задания в виде реферата; – подготовку к экзамену.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Единство живой и неживой природы в представлениях русских космистов. Развитие идей активной коэволюции. 2. Развитие идей Вернадского. Путь в ноосферу. 3. Солнечно-земные связи и их влияние на человека. 4. Гипотезы о возникновении жизни на планетах, подобных Земле. 5. Обсуждение гипотез о НЛО. 6. Солнечная активность, атмосфера и погода. 7. Представления древних мистиков и современная картина мира. 8. Астрология и причины ее популярности. 9. Энергия, энтропия и среда обитания. 10. Перспективы энергетики с точки зрения термодинамики. 11. Оценка пользы малой энергетики. 12. Энтропия и охрана окружающей среды. 13. Космос и биосфера. 14. Цивилизация – на путях поиска идеальной энергетики будущего. 15. Информационные системы и энтропия. 16. Молекулярные основы эмоциональных состояний человека. 17. Стохастическая модель «хищник - жертва» и модель морфогенеза. 18. Духовная культура и искусство как факторы самоорганизации общества. 19. Самоорганизация процессов в геологии, биологии и экологии. 20. Симметрия в природе. 21. Возможности экономного расходования энергии. 22. Проблемы атомной энергетики. 23. Природные системы на грани хаоса и порядка. 24. Климат, погода и солнечно-земные связи. 25. ДНК – основа генетического материала. 26. Генная инженерия – плюсы и минусы. 27. Генетически модифицированные продукты. 28. Необычные состояния материи. 29. Возможности управления поведением сложных систем. 30. Биосфера как экосистема и как геологическая оболочка. 31. Теория катастроф. 32. Источники энергии Солнца и звезд. 33. Эволюция жизни на Земле. 34. Триумф небесной механики и концепция детерминизма в естествознании. 35. Микромир: теоретические концепции и человеческая практика. 36. Планета Земля: эволюция, строение, динамика. 37. Физико-химические основы биологических процессов и психологии человека. 38. Достижения науки и техники эпохи Средневековья. 39. Особенности античного научного знания. 40. Развитие науки в России в 18-19 веках. 41. Нобелевские лауреаты в области естественных наук России и СССР. 42. Обмен веществ и энергии в клетке как модель классической динамики живых объектов. 43. Климат Земли и перспективы его изменения. 44. Элементарные частицы и поиск «первичных» объектов. 45. Радиоактивные превращения и искусственные радиоактивные элементы. 46. Периодическая система элементов и история ее создания. 47. Понятие физического поля и типы полей фундаментальных взаимодействий. 48. Пространство и время в классической механике. 49. Пространство и время в теории относительности А.Эйнштейна. 50. Роль организмов в эволюции Земли.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: – проверка выполнения контрольных заданий и задач; – рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: – экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом; 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Две культуры – естественно-научная и гуманитарная – как отражение двух типов мышления. Рациональное и образное мышление. 2. Общенаучные методы эмпирического познания. 3. Общенаучные методы теоретического познания. 4. Взаимосвязь теории и эксперимента. Наблюдение, измерение и лабораторный эксперимент в естествознании. Реальные и мысленные эксперименты. 5. История естествознания. Атомистика древних греков. 6. Особенности античного научного знания, концепция геоцентризма. 7. Естествознание в эпоху Возрождения. Борьба за гелиоцентрическую систему мира. 8. Физика Средневековья. Достижения науки средневекового Востока. Европейская средневековая наука. 9. Развитие науки в России в 18 -19 веках. 10. Механическая картина мира и ее ограниченность. 11. Электромагнитная картина мира и ее ограниченность. 12. Роль диалектического и метафизического методов в создании естественнонаучной картины мира. Процесс диалектизации науки. 13. Учение Дарвина как генеральная линия эволюционного естествознания. 14. Успехи механической картины природы в описании тепловых явлений. Молекулярно-кинетическая теория вещества. 15. Начала термодинамики и понятие энтропии. 16. Пространство и время. Свойства пространства и времени. Представления в древности и сейчас. 17. А. Эйнштейн и относительность пространства-времени. 18. Основы специальной теории относительности. Релятивистское выражение для импульса и энергии. Взаимосвязь массы и энергии. 19. Второй этап в развитии электромагнитной картины мира. Представление об общей теории относительности. 20. Электромагнитная природа света. Волновые свойства света: интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация. 21. Корпускулярная концепция описания природы. Основные законы классической механики Ньютона. Концепция дальнодействия. 22. Импульс, момент импульса и энергия как меры движения. Законы сохранения. 23. Становление квантово-полевой картины мира. Тепловое излучение и гипотеза Планка. 24. Квантовые свойства света. 25. Планетарная модель атома Резерфорда и ее особенности. 26. Модели атома и теория Н.Бора. 27. Гипотеза де Бройля и формирование квантовой механики Шредингера-Гейзенберга-Дирака. 28. Особенности свойств микромира. Принцип неопределенности Гейзенберга. 29. Корпускулярно-волновой дуализм и принцип дополнительности. 30. Иерархия структур природы. Микромир: ядра атомов, элементарные частицы, кварки. Фундаментальные взаимодействия. 31. Мегамир. «Горячее» рождение Вселенной. Модели развития Вселенной, неоднозначность сценария. 32. Закон Хаббла, «красное смещение» и нестационарность Вселенной. 33. Образование звезд в галактиках. Классификация звезд и их эволюция. Источники энергии звезд. 34. Происхождение и строение Солнечной системы. Солнце. 35. Земля и планеты земной группы. 36. Планеты-гиганты Солнечной системы. Их особенности. 37. Формирование планеты Земля, ее строение и эволюция. 38. Климат на земле. Формирование и эволюция. 39. Химические элементы и соединения как классические модели вещества. Периодическая система химических элементов. 40. Уравнения химических реакций как классические модели химических процессов. Типы химических связей и химических реакций. 41. Концепции возникновения жизни на Земле. Биохимическая эволюция. 42. Концепция Опарина возникновения жизни на Земле и опыт Миллера. 43. Клетка как фундаментальная модель живой материи на микроуровне. Жизненный цикл клетки. Единство и многообразие клеточных типов. 44. Обмен веществ и энергии в клетке как модель классической динамики живых объектов. 45. Необратимость времени для живых систем. Жизненный цикл организма: от зарождения до гибели. Проблемы старения и смерти организма. 46. Нуклеиновые кислоты. ДНК – основа генетического материала. Структура ДНК. 47. Эволюция форм жизни на Земле от анаэробных к аэробным. 48. Теории эволюции живых организмов. Возникновение и эволюция основных видов живых организмов по Дарвину. 49. Происхождение и эволюция человека. 50. Человек: поведение и высшая нервная деятельность. 51. Человек: эмоции, творчество, работоспособность. 52. Мутации и генная инженерия. Проблемы. 53. Научные и этические проблемы клонирования. 54. Основные принципы и запреты биоэтики. 55. Биоэтика. Ранговая иерархия высших животных. Иерархия потребностей человека. Проблема жизни и смерти. 56. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости. 57. Структурные уровни биосферы, взаимосвязь ее компонентов. 58. Ноосфера Вернадского и экология окружающей природной среды. 59. Синергетика и основные принципы самоорганизации систем. 60. Современное естествознание и проблема социума. Техногенное общество. Роль современного естествознания в преодолении энергетического, экологического и информационного кризисов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания: учебник / Т. Я. Дубнищева. – М.: Академия, 2003. 2. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В. М. Найдыш. – М.: Гардарики, 2004. 3. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания: учебник / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2005 Дополнительная: 1. Бондарев, В. П. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В. П. Бондарев. – М.: Альфа-М, 2003. 2. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А. А. Горелов. – М.: ВЛАДОС, 2000. 3. Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания: учебник / М. К. Гусейханов, О. Р. Раджабов. - М.: Дашков и К, 2004. 4. Концепции современного естествознания: метод. указ, темы семинаров и контрольные задания. Рабочая программа / сост. В. Н. Соловьев, Г. В. Парантаев, А. В. Боровиков. – СПб.: СПбГАСЭ, 2003. 5. Концепции современного естествознания: практикум /сост. А. А. Романова, В. Б. Коцкович, П. П. Рымкевич, Г. Р Асатрян [и др.]; под. ред. А. А. Романовой – СПб.: СПбГУСЭ, 2006.
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения: – электронный учебник «Физика»; – электронный учебник «Элементы космологии»; – пакет прикладных программ по моделированию физических процессов ElektroMF.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.
Составители: к.т.н., доц. А.А. Романова, к.т.н., проф. Ю.В. Гомзин кафедры «Прикладная физика». Рецензент: д.т.н., проф. кафедры «Прикладная физика» Ю.Н. Чилин.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – формирование у студентов теоретических знаний по принципам организации, функциональным возможностям, аппаратному и программному обеспечению и практических навыков по эксплуатации систем информационного обеспечения, а также способности проводить концептуальное проектирование информационной системы и определять состав и конфигурацию компьютеризированных (автоматизированных) рабочих мест для персонала организации. Задачи дисциплины – научить студентов: – основным видам технологических процессов (ТП) обработки данных; – классификации компьютерных вирусов и антивирусных программ; – основным методам защиты от несанкционированного доступа; – пользоваться типовыми технологическими процессами обработки данных для формирования прикладных ТП; – формировать инструкционный материал для пользователей, использовать типовую структуру выходных и входных форм; – составлять перечень работ для организации настройки и учета оперативных данных; – выбирать технические средства обработки информации для конкретных задач; – использовать алгоритмы шифрации/дешифрации данных, организовывать рабочие места (информационное, техническое, программное организационное и другие виды обеспечений) с учетом вида решаемой экономической задачи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Информационные технологии в экономике» студент должен: · знать: – основы использования современных информационных технологий для решения экономических задач; – основные понятия, терминологию и классификацию современных информационных технологий; – состояние и тенденции автоматизации задач управления предприятием в сфере сервиса, структуру и содержание информационной модели предприятия, и пакеты прикладных программ (ППП) решения задач по отраслям; – основные виды технологических процессов (ТП) обработки данных; – содержание типовых ТП, технологию баз информации, технологии автоматизации операционных задач обработки экономической информации; – технологии ведения электронной документации и ее технологии ее защиты в свете современных информационных технологий; – классификацию компьютерных вирусов и антивирусных программ; – основные методы защиты от несанкционированного доступа к ПК; – элементы технологических операций, включаемых в состав специализированных систем (статистики, бухгалтерских, банковских); · уметь: – пользоваться типовыми автоматизированными системами обработки данных для автоматизации текущего планирования и решения стратегических задач управления; – формировать инструкционный материал для пользователей, использовать типовую структуру выходных и входных форм; – выбирать технические средства обработки информации для конкретных задач; – использовать алгоритмы шифрации/дешифрации данных; – организовывать рабочие места (информационное, техническое, программное организационное и другие виды обеспечений) с учетом вида решаемой экономической задачи; · получить навыки: – составления перечня работ для организации настройки и учета оперативных данных; – использования современных информационных систем в решении задач управления предприятием; – освоения перспективных и наиболее распространенных методов и средств автоматизации задач управления всех уровней; – подготовки деловой и служебной корреспонденции с использованием механизма шаблонов, обработки серийных писем (форм) технологией «слияния».
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение.Информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация. Предмет и основное содержание курса «Информационные технологии в экономике», его место и роль в подготовке современных экономистов и менеджеров. Задачи и структура изучаемого курса, методология и методика его преподавания. Требования и методические рекомендации по изучению курса. Информационные технологии: основные понятия, терминология. Лабораторное занятие: «Информационные технологии управления предприятием. Настройка Outlook Express для работы с электронной почтой и группами новостей». Цель: Приобрести практические навыки в использовании интерфейса и методологии программы Outlook Express для работы с электронной почтой и группами новостей». Отрабатываемые вопросы: 1. Настройка Outlook Express 5.0 для работы с электронной почтой. 2. Настройка программы Outlook Express 5.0 для работы с группами новостей. Отчет о выполнении лабораторной работы должен содержать: настроенную программу Outlook Express. Контрольные вопросы 1. Назначение программы Outlook Express. 2. Порядок настройки Outlook Express для работы с электронной почтой. 3. Порядок настройки программы Outlook Express для работы с группами новостей. Тема 2. Информатизация и информационные процессы в экономике Информационные технологии и их классификация. Основные понятия проектного менеджмента. Системный подход к управлению. Корпоративные (интегрированные) экономические информационные системы. Функциональные и обеспечивающие подсистемы; роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла создания, развития и эксплуатации информационной системы; интеллектуальные технологии и системы; применение интеллектуальных технологий в экономических системах. Лабораторное занятие: «Информационные процессы в экономике. Работа с электронной почтой при помощи программы Outlook Express». Цель: Приобрести практические навыки в использовании интерфейса и методологии программы Outlook Express при работе с электронной почтой». Отрабатываемые вопросы: 1. Запуск программы. 2. Составление, отправка, получение, отправка, получение письма. 3. Ответ на письмо. 4. Сохранение письма в файле. 5. Удаление письма. 6. Работа с папками. 7. Сортировка писем. 8. Адресная книга. 9. Отправка и получение письма с вложением.
Тема 3. Технология и методы обработки экономической информации Информационная модель предприятия, технология баз информации, автоматизация операционных задач. Проектирования информационных систем с использованием современных методов управления проектами, маркетинга и менеджмента. Автоматизация текущего планирования. Автоматизация стратегических задач управления. Основные понятия проектного менеджмента. Управление проектом. Планирование руководства, координация трудовых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов на протяжении проектного цикла. Информационные системы на предприятии. Планирование разработки и эксплуатации ИС. Определение критериев оценки эффективности ИС. Оценка ресурсов, определение допущений и рисков. Технологии хранения и обработки данных. Базы данных и СУБД. Реляционные базы данных. Информационное обеспечение экономических информационных систем и технологий. Лабораторное занятие: «Методика проектирования информационных систем. Разработка Wеb – сайта предприятия сферы сервиса». Цель: Целью лабораторной работы является усвоение теоретического материала по теме «Технология и методы обработки экономической информации» и приобретение практических навыков по разработке Wеb – сайта компании. Отрабатываемые вопросы: 1. Выбор средств создания Wеb–сайта компании. 2. Разработка содержания Wеb–сайта компании. 3. Создание гипертекстового WWW-документа.
Тема 4. Защита от несанкционированного доступа в системах обработки данных Электронная документация и ее защита. Каналы утечки информации. Методы защиты информации: организационно-физические, программные, программно-аппаратные. Алгоритмы установления подлинности и установки полномочий. Использование криптографии. Стеганография. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Классификация вирусов по среде обитания, степени воздействия, способу заражения, алгоритмической сущности. Классификация антивирусных программ, характеристики основных разработок.
Тема 5. Типовые информационные системы и их особенности Сетевые информационные системы. Системы обработки гипертекстовой и мультимедийной информации в информационно-справочных системах. Электронная коммерция. Статистические информационные системы. Финансово-информационные системы. Банковские ИС. Информационные системы во внешнеэкономической деятельности. Интернет как глобальная информационная система. Средства статистической обработки информации. Программное обеспечение управления проектами. Инвестиционный анализ и финансовое моделирование при принятии решений. Основы компьютерной бухгалтерии. Лабораторное занятие: «Электронная коммерция. Организация расчетов через Internet». Цель: Целью лабораторной работы является усвоение теоретического материала по теме № 3 «Технология и методы обработки экономической информации» и приобретение практических навыков анализа и использования электронных платежных систем. Отрабатываемые вопросы: 1. Анализ существующей системы электронных платежей. 2. Анализ Российского рынка платежных систем. 3. Цифровые деньги. 4. Технология цифровой подписи. 5. Слепая электронная подпись. 6. Цифровой кошелек. 7. Интернет-маркетинг.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: – самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора, повторение и углубленное изучение лекционного материала; – выполнение лабораторных работ и расчетов на ПК; – подготовку к зачету.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: – отчет по результатам выполнения лабораторных работ; – рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: – зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Информационные системы в экономике: учебник / под ред. Г. А. Титоренко – М.: ЮНИТИ, 2006. 2. Романов, В. П. Интеллектуальные информационные системы в экономике: учеб. пособие / В. П. Романов. – М.: Экзамен, 2003. 3. Уткин, В. Б. Информационные системы и технологии в экономике: учебник / В. Б. Уткин, К. В. Балдин. – М.: ЮНИТИ, 2003. Дополнительная: 1. Балдин, К. В. Информационные системы в экономике: учеб. пособие / К. В. Балдин, В. Б. Уткин. – М.: Дашков и К, 2005. 2. Голоскоков, К. П. Информационные технологии в экономике: лабораторный практикум / К. П. Голоскоков, И. Г. Филиппова. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004. 3. Информационные системы бухгалтерского учета: учебник / под ред. В. В. Подольского. – М.: ЮНИТИ, 2005. 4. Исаев, Г. Н. Информационные системы в экономике: учеб. пособие / Г. Н. Исаев. – М.: Омега-Л, 2006. 5. Романов, А. Н. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи): учеб. пособие / А. Н. Романов, Б. Е. Одинцов. – М.: Вузовский учебник, 2006. 6. Федорова, Г. В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита: учеб. пособие / Г. В. Федорова. – М.: Омега-Л, 2006. 7. Шубина, Е. В. Работаем в 1С. Предприятие 7.7. Настройка, эксплуатация, конфигурирование и программирование: учеб. пособие / Е. В. Шубина. – М.: Дашков и К, 2006.
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения: – пакет прикладных программ MS Office; – учебный программный модуль «Электронная коммерция».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами и оснащенном следующим оборудованием: – компьютерами и периферийными устройствами; – локальными и глобальными сетями; – лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера; – наборами плакатов и таблиц, диаграмм; – мультимедиа-проектором.
ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При изучении дисциплины широко применяется учебный программный модуль «Электронная коммерция», Применение программного модуля активизирует процесс изучения дисциплины студентами, облегчает и ускоряет усвоение нового материала и контроль, что в итоге повышает качество обучения и углубляет знания студентов при изучении наиболее важных тем теоретического курса и материала лабораторных занятий. Обучающие системы, созданные с использованием компьютерных технологий, относятся к специфическому виду технических средств обучения. Компьютерные обучающие системы широко используются на всех стадиях проведения лабораторных занятий: обработка и анализ данных, оформление результатов исследований.
Составители: к.в.н., доц. Е.П. Силла, д.э.н., проф. А.А. Горбунов кафедры «Предпринимательство и управление жилищно-коммунальным хозяйством». Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Предпринимательство и управление жилищно-коммунальным хозяйством» В.П. Пилявский.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |