Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный анализ в сервисе




 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины – формирование у студентов базовых знаний по методологии и методам системных исследований на базе теории систем. Полученные при изучении дисциплины знания позволяют студентам решать конкретные задачи в различных сферах деятельности и, прежде всего, в сфере сервиса.

Задачи дисциплины – научить студентов:

– различным методам и процедурам системных исследований;

– проводить системные исследования сложных объектов сферы сервиса;

– определять последовательность этапов системного анализа и методов их выполнения.

Знания, полученные при изучении дисциплины, являются одной из составляющих оптимального комплекса знаний будущего специалиста в основных направлениях его профессиональной деятельности в области сервиса.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Системный анализ в сервисе» студент должен:

· знать:

– области применения системного анализа;

– определение системы и категорий системного анализа;

– понятия системного анализа в сервисе;

– методы и модели системного анализа;

– методы формализованного представления: матричные методы, сетевые методы, морфологические методы, экономический анализ;

– методы активизации использования интуиции и опыта специалистов;

– методики системного анализа в сервисе;

– информационный подход к анализу систем;

· уметь:

– применять общую методологию разработки исследований в системах;

– исследовать процессы целеобразования и разработки средств работы с целями, в том числе методик структуризации целей;

– организовывать процесс коллективного принятия решений;

– снимать информационную неопределенность условий при принятии решений;

· получить навыки:

– в формулировке проблем и постановке задач прогнозирования и управления сложными системами;

– в выборе моделей, адекватных целям управления системой;

– в разработке методик системного анализа в области проведения исследований;

– в решении задач принятия решений, как на основе формальных методов, так и на основе экспертных оценок.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение. Определение категорий системного анализа   -   -    
2. Модели и методы системного анализа   -   -    
3. Экспертные методы в системном анализе   -   -    
4. Формализованные методы системного анализа   -   -    
5. Методики системного анализа в сервисе   -   -    
6. Процесс принятия решений   -   -    
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  
Для заочной формы обучения
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -   -  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Введение

Предмет и основные задачи изучения дисциплины. Связь дисциплины с фундаментальными общетеоретическими и специальными дисциплинами. Структура, содержание разделов дисциплины и методологические основы ее изучения. Использование знаний в области системного анализа в моделях управления экономическими процессами.Области применения системного анализа.

 

Тема 1. Определение категорий системного анализа

Понятие системы. Система и среда. Элемент. Подсистема. Функция. Цель. Структура системы. Виды структур. Связь. Классификация систем. Особенности социально-экономических систем. Принцип обратной связи. Адаптация. Управление. Основные законы и принципы управления сложными системами: закон «необходимого разнообразия» У.Эшби, метод «черного ящика». Сущность системного анализа. Принципы системного анализа: конечной цели; измерения; целостного подхода к объекту; связности; иерархичности; дифференциации – интеграции; неопределенности; открытости системы и другие.

Практическое занятие:

Разработка примеров обратной связи в сфере экономики, механики, проектирования и производства изделий, приборов, техники.

 

Тема 2. Модели и методы системного анализа

Методы и модели системного анализа. Классификация методов системного анализа. Моделирование. Требования к построению модели. Классификация моделей.

Практическое занятие 1:

Определение методов и моделей системного анализа.

Практическое занятие 2:

Установление класса конкретных систем.

 

Тема 3. Экспертные методы в системном анализе

Качественные методы системного анализа: метод экспертных оценок, диагностические методы, метод «дерева целей», методы типа «мозговой атаки», метод сценариев. Закономерности систем целеобразования. Сущность «дерева целей». Алгоритм формирования «дерева целей». Контроль формирования «дерева целей». Определение возможности реализации «дерева целей». Методы экспертных оценок: организация экспертизы. Цели и порядок разработки процедуры экспертизы. Проведение опроса и согласование полученных оценок. Метод «Электра».

Практическое занятие:

Решение задач на основе матричных методов.

 

Тема 4. Формализованные методы системного анализа

Методы формализованного представления: матричные методы, сетевые методы, морфологические методы, экономический анализ. Методики системного анализа. Понятие методики системного анализа. Многокритериальный выбор.

Практическое занятие:

Решение задачи экономического анализа методом «цепных подстановок».

 

Тема 5. Методики системного анализа в сфере сервиса

Сущность и применение методики системного анализа. Методика Паттерн. Методика, базирующаяся на двойственном определении понятия системы. Методика, базирующаяся на концепции системы, учитывающей среду и целеполагание; методика, базирующаяся на концепции деятельности. Сравнительный анализ методик системного анализа. Информация. Статистическая оценка информации. Прагматическая, семантическая и синтактическая оценка информации. Критерии ценности информации.

Практическое занятие 1:

Принятие решения в условиях неопределенности.

Практическое занятие 2:

Задача выбора лучшего объекта по нескольким критериям (метод «Электра»).

 

Тема 6. Процесс принятия решений

Управленческие решения - важнейший механизм совершенствования, управления и хозяйствования во всех звеньях экономики. Классификация управленческих решений по различным признакам. Структура процесса принятия решений. Этапы принятия решений. Процесс разработки управленческих решений.

Практическое занятие 1:

Постановка хозяйственной задачи, как задачи, математического программирования – один из этапов процесса принятия решений.

Практическое занятие 2:

Применение системного подхода к решению самостоятельно выбранной проблемы. Построение дерева целей проекта.

 


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционное материала;

– выполнение контрольной работы;

– подготовку к экзамену.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Свойства больших и сложных систем.

2. Методология и принципы системного анализа.

3. Методы системного анализа.

4. Методы экспертных оценок.

5. Классификация экономико-математических методов и моделей.

6. Моделирование процесса принятия решений.

7. Основные принципы системного подхода.

8. Метод «дерева целей».

9. Управленческие решения.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- выполнение контрольных заданий и задач;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Сложные системы.

2. Понятие системы, среды, элемента.

3. Понятие подсистемы, функции, цели.

4. Понятие управления, основные определения управления.

5. Принцип обратной связи.

6. Закон необходимого разнообразия.

7. Метод «черного ящика».

8. Классификация систем.

9. Сущность и принципы системного анализа.

10. Классификация методов системного анализа.

11. Основные методы системного анализа.

12. Моделирование. Классификация моделей.

13. Сущность «дерева целей».

14. Порядок разработки процедуры экспертизы.

15. Метод экспертных оценок.

16. Метод Дельфи.

17. Метод мозгового штурма.

18. Методики системного анализа.

19. Сетевые методы в системном анализе.

20. Метод Паттерн.

21. Морфологический метод в системном анализе.

22. Классификация управленческих решений.


23. Структура процесса принятия решений.

24. Сущность метода последовательных улучшений.

25. Сущность метода поиска идеала.

26. Порядок разработки процедуры экспертизы.

27. Методы согласования оценок экспертизы.

28. Предмет системного анализа.

29. Конструктивное определение системы.

30. Типы структур социально-экономических систем.

31. Виды структур системы.

32. Понятие риска и неопределенности в принятии решения.

33. Понятие информации. Количественная оценка информации.

34. Критерии Вальда и Сэвиджа при принятии решения в условиях неопределенности.

35. Критерии Лапласа и Гурвица при принятии решения в условиях неопределенности.

36. Системное конструирование и его основные этапы.

37. Определения и сущность управления.

38. Постановка задачи упорядочения объектов при оценке их несколькими экспертами.

39. Понятие системы, ее свойства и признаки.

40. Понятие среды; виды среды; понятие адаптации.

41. Понятие элемента; понятие подсистемы.

42. Понятие функции; степень воздействия на внешнюю среду системы, с учетом ее функции.

43. Понятие цели; понятие структуры системы; условия иерархической структуры.

44. Понятие критерия.

45. Описание модели ситуационного управления.

46. Понятие организационной структуры и ее основные характеристики.

47. Виды организационных структур.

48. Критерии ценности информации.

49. Преимущества и недостатки функциональной структуры управления.

50. Характеристика дивизиональной структуры.

51. Характеристика линейной и линейно-штабной структуры управления.

52. Характеристика матричной структуры управления.

53. Что лежит в основе метода ситуационного управления.

54. Основная идея морфологических методов.

55. Определение проблемной ситуации и этапы ее формирования.

56. Понятие адаптации, уровни адаптации; самоорганизация.

57. Тезаурус как основа описания модели.

58. Равновесие и устойчивость системы.

59. Особенность имитационного моделирования.

60. Эмерджентность системы.

61. Понятие энтропии системы и ее оценка.

62. Развитие системы; признаки развития.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Анфилатов, В. С. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / В. С. Анфилатов. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Антонов, А. В. Системный анализ: учебник / А. В. Антонов. – М.: Высшая школа, 2004.

3. Гаврильчак, И. Н. Системный анализ в сфере сервиса: учеб. пособие / И. Н. Гаврильчак. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004.

Дополнительная:

1. Системный анализ и принятие решений: словарь-справочник / под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. – М.: Высшая школа, 2004.

2. Чернышева, Л. А. Системный анализ в сервисе: метод. указ. по выполнению контрольной работы / Л. А. Чернышева, Н. В. Белякова. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

3. Чернышева, Л. А. Системный анализ в сервисе: метод. указ. по курсу / Л. А. Чернышева, Н. В. Белякова, Н. И. Гуденко. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005.


Периодические издания:

1. Экономика и жизнь: газета.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

1. Гуденко Н.И. Электронный учебник «Системный анализ в сфере сервиса».

2. Чернышева Л.А. Электронный учебник «Системный анализ в сфере сервиса».

3. Якимович Г.Б. Электронный учебник «Теория системного анализа».

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

 

Составители: к.э.н., доц. Л.А. Чернышева, к.т.н., доц. Г.Б. Якимович кафедры «Управления предпринимательской деятельностью».

Рецензент: д.э.н., проф. кафедры «Управления предпринимательской деятельностью» Е.Е. Шарафанова.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.