Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По дисциплине «Краеведение Беларуси». 1 страница




Ответы к теоретической части к государственному квалификационному экзамену

1. Краеведение Беларуси. Цели, задачи и содержание.

Дайте определение понятия «краеведение Беларуси». Опишите значение краеведения. Охарактеризуйте цели и задачи краеведения. Поясните значимость изучения курса «Краеведение Беларуси».

Краеведение – это проводимое на научной основе изучение населением исторических, политических, социально-экономических, географических, культурных, природных и ряда других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определенной территории страны (села, города, района, области и т.д).

Краеведение всегда являлось первоосновой знаний и охватывало почти все сферы человеческой деятельности, служило прогрессу общества.

В современных условиях оно служит как бы ориентиром в воспитании исторической памяти народа, его национального самосознания. Любовь к Родине, стремление самоотверженно служить своему народу, сохранять его язык, культурное и историческое наследие, обычаи и традиции невозможно без детального изучения родного края. Курс «Краеведение Беларуси» является составной частью теоретической подготовки будущих специалистов экскурсоводов, туристических агентов.

Предусмотрено знакомство учащихся с памятниками археологии, истории и культуры Беларуси, народными традициями, праздниками, обычаями, обрядами, бытом, фольклором Беларуси.

Целью краеведения является бережное отношение к историческому и культурному наследию прошлого, потребность в сохранении и пропаганде памятников истории и культуры. Для этого используются документы архивов, материалы и документы экспедиций, музеев, краеведческая литература, воспоминания участников и очевидцев исторических событий, литературные источники.

Также цель краеведения заключается в систематизации и углублении имеющихся краеведческих знаний учащихся для самостоятельной экскурсионной работы.

Главная задача – это история исследований прошлого Беларуси.

Другой задачей является узнать глубже: кто были люди, занимавшиеся исследованием памятников древности, какая эпоха их порождала, чем они жили и что приводило их к подобной деятельности.

 

 

    1. Общая характеристика видов краеведения.

Перечислите виды краеведения. Выделите отличительные черты географического, литературного и исторического краеведения. Охарактеризуйте формы организации исторического краеведения. Поясните значимость изучения курса краеведения для получения будущей профессии.

Виды краеведения: географическое, литературное и историческое.

Географическое краеведение иногда называют малой географией. Оно является частью общего краеведения и изучает природу, население и экономику края в их тесной взаимосвязи. Также является важным фактором в развитии экономики и культуры отдельных районов страны. Краеведы активно работают над разгадкой тайн природы своего края, изучают естественные ресурсы и возможности их использования в хозяйстве, открывают месторождения полезных ископаемых, производят археологические и исторические розыски, занимаются этнографическими и другими исследованиями, ведут пропаганду знаний о своем крае.

Литературное краеведение является частью общего краеведения и изучает биографию и места связанные с жизнью и деятельностью литераторов, литературные произведения.

Одним из разделов общего краеведения является историческое краеведение, задача которого – познание тех или иных исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края, на основе письменных и вещественных источников, изучения жизни и деятельности выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

По формам организации историческое краеведение делится на государственное (научное), общественное и школьное.

В государственном краеведении изучение края находится в ведении исследовательских институтов, краеведческих музеев, библиотек. Музеи ведут большую работу по комплексному изучению своего края, снаряжают специальные экспедиции, отрабатывают разнообразный статистический материал, делают интересные и ценные открытия. Через всевозможные экспозиции, издания книг, брошюр, плакатов они популяризируют знания и о своем крае среди широких слоев населения.

В общественном – ведущая роль принадлежит местному населению: как краеведам- любителям, так и лицам, организуемым профсоюзными организациями, домами культуры, клубами. Это добровольные краеведческие общества, краеведческая работа туристов. Краеведы-любители часто являются первооткрывателями и проводниками для исследовательских экспедиций. Им хорошо известны «диковинки» местного края, они первые сигнализируют о них в научные и административные инстанции.

Школьное краеведение предусматривает всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.

Все формы исторического краеведения находятся в тесной взаимосвязи (используют одни и те же и занимаются одними и теми же объектами изучения).

 

    1. Школьное краеведение.

Дайте определение понятия «школьное краеведение». Опишите цели и задачи школьного краеведения. Охарактеризуйте организационные формы краеведческой работы в школе. Поясните, к каким общеобразовательным дисциплинам школьное краеведение может привить интерес.

Школьное краеведение является одной из форм исторического краеведения.

Школьное краеведения – это всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.

или

Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края.

Цель: Расширять знания учащихся по краеведению, осветить историю Беларуси, познакомить с памятниками истории и культуры края, привить чувство ответственности и заботы за их судьбу, через местный исторический материал сделать знания учащихся более прочными и глубокими.

Задачи: Расширить и углубить знания учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ, физкультуре; сформировать знания, умения, навыки в краеведческой работе; содействовать гармоничному развитию личности учащегося; совершенствовать духовные и физические потребности; формировать жизненную самостоятельность и деловые качества; формирование гуманного отношения к окружающей среде; воспитание патриотизма, любви к родному краю; создать условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Организационные формы: Урочное и внеурочное

оба вида работы включают в себя следующие компоненты: обучающий, воспитывающий, развивающий, результативный.

Внеурочная-связана с экскурсиями, походами, экспедициями, которые позволяют реализовать аспекты нравственного воспитания, целенаправленного вовлечения школьников в различные сферы поисково-исследовательской и научной работы со здоровым отдыхом учащихся.

Основной задачей экскурсионно-туристской работы учителя со школьниками является изучение родного края. Эта форма внеклассной работы позволяет наглядно показать учащимся многое из того, о чем они узнали из учебников, рассказов учителя на уроке или о чем им еще предстоит узнать из школьного курса. Эта форма работы позволяет сочетать теоретические знания по истории с практикой личного участия школьников в учебных и научных исторических исследованиях.

Учебная программа: формы-урок,экскурсия,доп.занятия.

Внеклассная работа: формы-кружок,объединение, экскурсия, поход, экспедиция, вечера, конференции, олимпиады.

Интерес проявить может к истории, биологии, географии, литературе, физкультуре;

Пример! В МКП действуют научное общество учащихся, исторический кружок «Памяць» (руководитель Бычко), музей истории создания МКП. Многообразны и формы организации внеклассной работы- это экскурсии, вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, конференции и др. Такие мероприятия способствуют сплочению учащихся, помогают преподавателю сблизиться, и сдружиться с ребятами, научить и донести до учащихся необходимые умения, знания, навыки в наиболее доступной форме, приобрести массу новых положительных эмоций и впечатлений.

  1. Археологические источники и пути их использование в краеведческой работе.

Дайте определение понятия «археология». Перечислите и охарактеризуйте основные археологические источники. Поясните, какова роль изучения археологических источников для краеведения.

Археология – это наука о древности, которая изучает прошлое путем раскопок

Объект ее изучения – вещественные памятники прошлого, т.е. все то, что, было произведено человеком в прошлом для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, показывают исторический процесс в целом в различных его проявлениях.

На территории Беларуси зарегистрировано около 6 тыс. крупных археологических памятников, включающих до 50 тыс. отдельных объектов.

К основным археологическим источникам относят:

- Поселения и жилища – прошли долгий путь развития от примитивных стоянок и шалашей до современных супергородов и небоскребов. Их развитие находилось в зависимости от развития производства, физико-географических условий, особенностей общего исторического процесса, этнической истории, характера общественных отношений.

Среди древних поселений выделяют 2 группы:

а) неукрепленные (открытые) – стоянки, стойбища, селища - были единственным типом поселения первобытного человека. Большинство их располагалось возле водоемов. С появлением укрепленных поселений они не прекратили своего существования, но их уже стали называть селищами.

б) укрепленные поселения называют городищами - Они устраивались на местах, имевших естественную защищенность, а укрепляли их валом и рвом.

- Города, феодальные замки, пограничные крепости, которые тоже относились к укрепленным типам поселений, состояли из нескольких частей. Непременной частью города был дединец, служивший военным, административным, политическим и религиозным центром. Города имели сложную внутреннюю планировку, систему улиц, кварталов, отдельных усадеб, площадей. Феодальные замки в отличие от городов имели небольшие размеры, представляя собой двор феодала, состоявший из жилых и хозяйственных построек, окруженных мощными укреплениями.

- Жилища - для археологии важен нижний слой жилищ.

- Погребения – По внешним признакам погребения делятся на курганные и грунтовые.

По обряду захоронения различают могилы с трупоположением (ингумация) и трупосожжением (кремация). Курганы – известны в народе как волотовки, капцы, шведские или французские могилы, но к последним курганы никакого отношения не имеют. Древнейшие курганы датируются рубежом 3 и 2 тысячелетий до н.э.

- Остатки древних производств = шахты, мастерские и др. (д.Бердыж, поселок Красносельский, Волковыский и Чечерский р-н).

- Остатки культовых сооружений, древних каналов, дорог, полей земледелия, пещеры со следами обитания в них людей, каменные изваяния, наскальные изображения, древние оборонительные сооружения: валы, рвы, крепостные стены и башни.

- Отдельная древняя вещь, орудия труда.

Для Беларуси ценность археологического материала особенно ценно, потому что письменные источники, в которых содержатся исторические сведения о жизни и деятельности наших предков, появляются сравнительно поздно. Особую ценность памятники представляют для изучения развития производства, успехов людей в совершенствовании орудий труда, технологии их изготовления и способов употребления.

 

5. Палеографические источники.

Дайте определение понятия «палеография». Перечислите и охарактеризуйте основные палеографические источники. Поясните, какова роль изучения палеографии для краеведения.

Палеография (от греч. палайос древний, графо – пишу) – наука, изучающая внешние признаки памятников письменности, графику, материал, орудия письма, бумажные водяные знаки, орнамент, украшения в их историческом развитии.

Палеографические источники:

- Печати – редчайшие находки на территории Восточной Европы, которые принадлежали женщинам княжеского звания. (12в.- печать святой Софии, найденная в 1962 при раскопках в Полоцке, принадлежала матери Ефросиньи Полоцкой). Древнейшим образцом восточнославянского кирилловского письма 10 в., является печать полоцкого князя Изяслава с надписью «Изас(лав)ос» русскими буквами. Две печати с надписями «Симеон «и «Дмитрий» - в Волковыске.

- Кресты с надписями (крест Ефросиньи Полоцкой, сделанный в 1161 Лазарем Богшей, который в 1941 году похитили фашисты и дальнейшая его судьба неизвестна)

- Борисовы камни, 4 огромных валуна с высеченными на них крестами и надписями одинакового содержания «Господи помози рабу своему Борису», лежали в русле р. З. Двины ниже Полоцка. Рогволодов камень – д. Дятловка Оршанский р-н.

- Пергамент и береста - первая единственная берестяная грамота на территории Беларуси была найдена в Витебске в 1959 г. рабочим Фроловым во время земляных работ в Витебске.

- Древние надписи, процарапанные остриями на стенах зданий, на бытовых предметах – граффити (надписи на стенах Киевской Софии, Полоцкой Софии, Спасской церкви в Полоцке).

- Сосуды – амфоры (корчаги), (Новогрудская амфора 12 в)

- Именные пряслица с надписями («Бабино праслень» из Витебска – 11в).

- Колокола (надписи на колоколах Нижней церкви в Гродно-12 в.).

О развитии письменности можно судить не только по отдельным эпиграфическим, письменным памятникам, но и по находкам орудий письма (писала). В задачу палеографического анализа входит изучение рукописного орнамента и миниатюр. Древнейший рукописный памятник «Туровское евангелие» 11 в. в своем первоначальном виде был богато украшен миниатюрами и заставками.

 

6. Основа нумизматических исследований на территории Беларуси.

Дайте определение понятия «нумизматика». Назовите, кто занимался собиранием монет на территории Беларуси. Охарактеризуйте развитие белорусской нумизматики как науки. Поясните, какова роль изучения нумизматики для краеведения.

В основе термина «нумизматика» (собрание, коллек­ция монет), возникшего в Византии, лежат греческое слово «номос» (право, закон, обычай, законное платеж­ное средство) и производное от него «номизма» (моне­та). Нумизматика — вспомогательная историческая дис­циплина, изучающая историю денежных систем и де­нежного обращения, техники монетных эмиссий (произ­водства), медальерного искусства. К отдельным разде­лам ее исследований относятся также домонетные средства платежа и рыночного обращения — товаро-деньги, бумажные деньги (бонистика), медали, ордена и значки (фалеристика).

Первым собирателем старинных монет в Белоруссии был Н. П. Румянцев, начало нумизматической деятель­ности которого относится к 20-м гг. XIX в. В 1831 г. коллекция, собранная им в Гомеле, поступает в Казен­ное ведомство (Петербург), а в 1861 г. перевезена в Москву, где легла в основу нумизматического собрания созданного здесь Румянцевского музея. Иван Ф. Паскевич, купивший в 1834 г. Гомель у Румян­цевых, составил здесь новую коллекцию из нескольких тысяч монет различных стран и эпох.

В Виленской губернии крупнейшим собирателем мо­нет в 40—60-х гг. был Е. П. Тышкевич. В 1854 г. он обратился к виленскому генерал-губернатору с предло­жением организовать исторический музей. 29 апреля 1855 г. в Вильно были учреждены Археологическая комиссия и «Музеум древностей». В 1858 г. нумизма­тическое собрание Виленского музея состояло из почти 3,5 тыс. монет, в 1879 г. — из более чем 4,6 тыс. монет и 1,2 тыс. медалей.

На Минщине в 70 — 80-х гг. активную работу по сбору старинных монет вел Г. X. Татур. На Гродненщине частное собирательство приобретает широкий размах в 80 — 90-х гг. Значительными нумизматическими собра­ниями обладали владелец имения Мир в новогрудском уезде П. Д. Святополк-Мирский и владелец имения Нача Лидского уезда В. Шукевич. На Витебщине крупными нумизматическими коллек­циями в 80-х гг. владел археолог М. Ф. Кустинский и др. На Могилевщине и Гомельщине много монет собрал в начале XX в. известный этнограф Е. Р. Романов.

С конца XIX в. решающая роль в деле регистрации и сбора монетных находок в на территории Беларуси переходит от частных коллекционеров к музеям. В 70—80-х гг. наиболее значительные нумизматические собрания принадлежат уже музеям, созданным при статистических комитетах пяти западных губерний—Виленской, Минской, Гродненской, Витебской и Могилевской. В различных городах на территории Беларуси создается, помимо организованных при статистических комитетах, еще целый ряд музеев.

После 1917 г. наступает новый этап в развитии бело­русской нумизматики. Создание Белгосмузея и его филиалы в Витебске, Гомеле и Могилеве. Наиболее богатыми и упорядоченными нумизматическими собраниями обладают Белорусский государственный музей и Нумизматический кабинет БГУ. Нумизматика Беларуси стала университетской дисциплиной.

Становлению нумизматики как науки предшествовал длительный т. д. период накопления фактического матери­ала. Первые сведения о коллекционировании монет от­носятся к античному времени; в Западной Европе оно получило распространение с XV в., в России — с конца XVII в. В XVIII в. оформились наиболее значительные мировые монетные собрания в Вене, Париже, Лондоне, Берлине, Петербурге. После этого нумизматика эволю­ционирует от простого, механического собирательства памятников денежного обращения и их общей класси­фикации к широкому историческому, экономическому, искусствоведческому, метрологическому и палеографи­ческому анализам с привлечением письменных, архео­логических и других источников.

 

7. Язык беларусов.

Дайте определение понятия «белорусский язык». Назовите и опишите основные этапы развития белорусского языка. Опишите основные этапы. Поясните, какова роль изучения белорусского языка для краеведения.

В жизни любого этноса язык играет важную роль. Белорусский язык- язык белорусского народа, который в основном проживает на территории РБ. Он принадлежит к индоевропейской языковой семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе. Современный белорусский язык представляет собой окончательно разработанный и нормированный язык, который обслуживает все формы деятельности людей - культурную и общественную жизнь. Это язык художественной литературы, научных и образовательных учреждений, средств массовой информации.

В развитии литературного (письменного) белорусского языка можно выделить несколько стадий. После распада Киевской Руси под напором монгольского нашествия западные земли древнерусского государства в конце 13 в. вошли в состав ВКЛ. Государственным языком в княжестве был старобелорусский (или «древнебелорусский») язык, развитие которого шло на протяжении 13-16 вв. Именно на нем велись дипломатическая и частная переписка, судоустройство, переводились литературные произведения. На старобелорусском возникло книгопечатание, основателем которого стал Ф. Скорина. С 16 в. старобелорусский постепенно уступает место польскому языку. В 17 в. окончательно заменен польским, который в 1696 г стал государственным. Белорусский язык был практически запрещен для употребления в официальных документах и в общении. Но он развивался в крестьянской среде, благодаря чему он просуществовал вплоть до к. 18 в.

Второй период в развитии белорусского литературного языка наступил после разделов Речи Посполитой. Этот период не был благоприятным для развития языка. Несмотря на это, в п.п. 19 вв. первые встал вопрос о самостоятельном белорусском языке, что явилось одним из фактором формирования белорусского этнического самосознания. Старобелорусский язык к тому времени сохранился только в устной форме.

У истоков белорусского литературного языка стояли представители местной интеллигенции. Несмотря на то, что они считали себя этническими поляками, они интересовались культурой и языком простого населения. Ян Чачот, А. Рыпинский, В. Сырокомля, В. Дунин-Марцинкевич и многие другие уроженцы Беларуси писали не только на польском, но и на местном языке, за которым еще в п.п.19 в. закрепилось название «белорусский».

Употребление белорусского языка значительно активизировалось в к. 19 в. Его начали использовать в литературной форме Ф. Богушевич, Э. Пашкевич, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала и многие другие, хотя их произведения не имели еще единых орфографических и грамматических форм. И следование особенностей белорусского языка впервые на научную основу поставил Е.Ф.Карский в своем 3-х томном труде «Белорусы» (1902-1922 гг.). В 1906г. в Петербурге основано белорусское издательское товарищество «Заглянесонцаі у наша аконца» и первая легальная газета «Наша доля».

После событий революции белорусский язык стал государственным. Но в годы советской власти его развитие проходило в сложных условиях.(носителями белорусского языка выступало сельское население, сталинский режим способствовал вытеснению языка из государственных и общественных сфер жизни,)

Третий этап развития белорусского языка связан с событиями перестройки в СССР. В Беларуси развернулось движение за возрождение национальной культуры и языка. Белорусский язык стал использоваться в государственных структурах, учреждениях, правоохранительных органах и др. Но, несмотря на это, белорусский язык не стал языком большинства. В 1995 г. на Республиканском референдуме большинством голосов было призвано равенство белорусского и русского языков.

 

8. Музееведение.

Дайте определение понятия «музееведение» и «музей». Перечислите типы и профили музеев. Охарактеризуйте процесс комплектации основного и вспомогательного фондов музея. Поясните, какова роль музея в краеведении.

Материалы по истории родного края хранятся в государственных архивах и музеях. Существует целая научная дисциплина, Музееведение или музеология, которая изучает историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

Музей – (от греч. музеум – храм муз), научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.
Профили музеев: Исторические, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. возникли в 15-16 вв.

Особое место в системе краеведческих исследований занимают историко-краеведческие музеи, создаваемые при дворцах и домах культуры, клубах, предприятиях, и других учреждениях по инициативе краеведов и при их непосредственном участии. К ним тесно примыкают историко-краеведческие музеи школ, колледжей. Все они создаются и работают на общественных началах, являются центрами, где концентрируются материалы, собранные краеведами. Их задача – собирать, хранить, изучать, и экспонировать памятники истории и культуры края в целях воспитания и образования учащейся молодежи и школьников.

Сложились следующие профили историко-краеведческих музеев: историко-революционные, боевой и трудовой славы, мемориальные, истории учебных заведений, промышленных предприятий, колхозов, совхозов. Чаще всего создаются музеи комплексного профиля, отражающие в своей экспозиции историю края, с древнейших времен до наших дней, его хозяйство, культуру, природные условия. В отдельных случаях выбирается более узкий профиль – археологический, этнографический, литературный, художественный.

Музей открывается при наличии собранных краеведами коллекций подлинных памятников истории и культуры, на основе которых создана экспозиция музея определенного профиля, актива, способного проводить воспитательную и культурно-просветительскую работу среди населения при помощи музейных экспонатов, помещения и минимально необходимого оборудования, обеспечивающего сохранность и условия для показа собранных коллекций. Основным признаком музея является наличие коллекций подлинных материалов, которые дают возможность с необходимой полнотой раскрыть события, факты, явления. Не все собранные материалы можно использовать в экспозиции музея, а только те, которые достаточно полно могут отразить основные вопросы темы.

В связи с этим необходимо различать основной и вспомогательный фонды музеев. К основным фондам относят:- вещественные памятники, памятники письменности, изобразительные материалы. Все они невозместимы при утере или порче.

Вспомогательный фонд образуется при создании музея и служит средством пояснения подлинных памятников или используется для их замены (диаграммы, схемы, диорамы, панорамы, муляжи и т. д.).

В феврале 2007 г. у нас в техникуме был открыт музей истории создания Минского техникума предпринимательства. Приказ об его открытии был издан директором техникума Борейко Г.С. Материалы музея рассказывают об истории создания техникума, его первых выпускниках, педагогах, о современной жизни учебного заведения. В 2008 г. выпускник программного отделения Каменко А.В. создал виртуальный музей МТП. Музеи учебных заведений отличаются от остальных музеев тем, что вся их деятельность включается в общий план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

 

9. Несвижская коллекция рода Радзивиллов.

Перечислите, что входило в состав несвижской коллекции Радзивиллов. Опишите историческое значение несвижской коллекции рода Радзивиллов. Охарактеризуйте роль несвижской коллекции рода Радзивиллов. Оцените значение коллекционерной деятельности Радзивиллов для краеведения.

В замке было собрано несколько великолепных коллекций – помимо архива Радзивиллов и их потрясающей и не имевшей аналогов по разнообразию библиотеки (более 20.000 томов), здесь находилась великолепная картинная галерея, отдельное место в которой занимали парадные портреты владельцев замка, коллекция оружия, а также коллекции охотничьих трофеев нумизматическая коллекция (около 13 000 экз.), золотая и серебряная посуда, драгоценности, слитки металлов, коллекция личных вещей (подарки римских пап, монархов и тысячи других вещей). Одно время при замке существовала даже оранжерея с редкими видами заморских растений. Но главной "изюминкой" собрания Радзивиллов была коллекция "12 апостолов". Это статуи двенадцати апостолов в человеческий рост из золота и серебра, усыпанные драгоценными камнями. Апостолы украшали Голубую залу в Несвижском замке.

Несвижская библиотека Радзивиллов стоит на первом месте среди наиболее известных книжных собраний Беларуси. Книжные сборы создавались и существовали и в других имениях и дворцах рода, но несвижская библиотека оставалась главной. Это книжное собрание, по сути, частная коллекция, частично выполняло функцию государственного книжного собрания в Великом княжестве Литовском. Основателем библиотеки Несвижского замка считается Николай Радзивилл Черный (1515-1565). Благодаря широким культурным связям, владелец комплектовал библиотеку рукописями и изданиями, привезёнными из Европы, книгами из типографий ВКЛ, в том числе и из собственных типографий в Несвиже и Бресте. Фонд библиотеки увеличил его сын Николай Христофор Радзивилл Сиротка, который во время своего нахождения заграницей присылал в Несвиж множество книг.

С самого начала существования библиотеки она не только пополнялась, но и несла определенные утраты. Это и жертвования и конфискаты и разграбления во время войн.

Сейчас части последнего Радзивилловского книгосбора хранятся в Минске в Национальной библиотеке Беларуси, в Центральной научной библиотеке Национальной Академии наук Беларуси, Президентской библиотеке, Национальном историческом архиве Республики Беларусь. Экземпляры с Радзивилловскими превененциями (экслибрисами, печатями, владельческими записями и др.) можно найти во многих хранилищах Европы – в Польше, Финляндии, Франции и т.п.

Коллекция имеет необычную судьбу.Коллекция вызывала зависть далеко за границами Речи Посполитой. Захватчики с удовольствием «обирали» Радзивиллов. Таким образом была вывезена коллекция доспехов в Америку. После распада РП многие вещи оказались во владении России, а большая часть библиотеки и архива были вывезены в качестве военной добычи. Воровали все, кто имел возможность. Наибольшая трагедия коллекции связана с периодом наполеоновской войны. Во время военных действий 1812 г. вывезено 13 возов радзивилловских сокровищ. Часть собрания в Эрмитаже, Успенском соборе в Москве. Наиболее ценные вещи найдены в оружейной палате в Кремле. Монеты и медали передали в Харьковский университет. Пропала коллекция драгоценных камней, колец, табакерок, а также гетманские булавы, гобелены и много других предметов.

 

10. Несвижский архив рода Радзивиллов.

Назовите дату создания Несвижского архива. Перечислите основные фонды архива.

Охарактеризуйте Несвижский архив Радзивиллов, его современное состояние.

Несвижский архив был создан в 1551 году по привилею польского короля и великого литовского князя Сигизмунда II Августа. Привилей разрешал князю Николаю Радзивиллу Черному создать государственный архив Великого княжества Литовского, что и было сделано.

В Несвижском архиве хранились жалованные грамоты великих князей Великого Княжества Литовского и привилеи королей Польши Радзивиллам на имения и староства, статуты и привилеи частновладельческих городов, имущественно-хозяйственные и финансовые документы Главного управле­ния имениями, ординаторских управлений, имений и фольварков Несвиж­ской. Клецкой, Мирской и Давид-Городокской ординаций, Койдановского и Слуцкого княжеств. Среди документов архива — переписка князей Ра-дзивиллов по служебным, военным и личным вопросам; биографические документы (родословные книги, генеалогические таблицы, брачные кон­тракты, дарственные, завещания и др.). Кроме документов, относящихся не­посредственно к роду Радзивиллов, в Несвижском архиве хранились также материалы родственных Радзивиллам родов — Завишей, Флемингов, Вит­генштейнов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.