Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По дисциплине «Краеведение Беларуси». 3 страница




А.Киркор в конце восстания 1863-64был разорен, был разгромлен Виленский музей и археологическая комиссия (1865).Киркор вывез свою типографию в Петербург, где рассчитывал заняться издательским делом. 27 ноября 1868 г. под редакцией Киркора выходит газета «Новое Время», Газета была задумана оригинально и с большой пользой для «Западно-русского края», но расходы превысили доходы с нее. Конец ученого трагичен. Оторванный от родины, в полном одиночестве, ежедневно борясь с нищетой и всегда на пороге голода, он – член Краковской академии - издавал одну работу за другой, причем большая часть их была посвящена Беларуси.

Наиболее крупными были белорусский том в издании «Живописная Россия»(1882) и две книги по истории современной русской и славянской литературы.

А.Киркор последние годы часто болел и жил в большой бедности. Умер в 1886 г. Свои сборники и рукописи он завещал краковскому Национальному музею.

В сер.70-х гг. Киркор приступает к созданию фундаментального труда, посвященного этнографии, истории и культуре Беларуси. Эта работа стала основой третьего тома знаменитого многотомного издания «Живописная Россия», указанный том был издан в 1882 году. Труд А.Киркора «Живописная Россия» представляет проникновенный рассказ о Беларуси – ее народе, памятниках и истории. Киркор описывает Литовское полесье, объединяя этим понятием современные ему губернии: Ковенскую, Виленскую, Гродненскую; и Белорусское полесье в которое входили губернии: Минская, Могилевская, Витебская и Смоленская.

Литовское полесье представлено в жанре очерков, в которых описывались первобытные времена, природа. Также народности, которые проживали на территории Литовского полесья и их жизнь. Это и евреи, татары, поляки, цыгане. Киркор уделяет внимание и литовскому языку и мифологии. Останавливается на обрядности народов Литовского Полесья, отмечая, что обряды сватовства, свадьбы схожи между собой у литовцев и белорусов. Отдельные очерки посвящены городу Вильно и городским поселениям в Литве.

Белорусское полесье также представлено в виде очерков: первобытное время, следы язычества в праздниках, обрядах, песнях. Описывает народную жизнь, природу.

Все очерки сопровождаются графическими рисунками художников.

 

20. П. Шпилевский «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».

Изложите краткие биографические данные П. Шпилевского.Дайте краткую характеристику содержания работы «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю». Проанализируйте значение его краеведческих исследований.

Шпилевский Павел Михайлович (1823-1861), Барон Икс – белорусский этнограф, писатель, публицист и театральный критик.

Родился в деревне Шипиловичи, Бобруйского уезда, Минской губернии в семье православного священника.Белорусский язык был для него родным, народные легенды, поверья, песни – первыми впечатлениями детства.

Отказался от церковной карьеры. Преподавал. Постоянный сотрудник ряда петербургских периодических изданий. Писал журналистские обзоры, музыкальные и театральные рецензии. Имел репутацию тонкого ценителя и знатока театра. Пробовал силы в литературе.Шпилевский еще в ранней юности увлекся изучением народного быта. Собирал образцы устного народного творчества, изучал историю белорусского края.

Павел Шпилевский стал первым русско-белорусским писателем, громко заговорившим на страни­цах русской печати от имени белорусов.

Особое место в творческом наследии Шпилевского занимает серия очерков «Путешествие по Полесью и белорусскому краю», опублико­ванная в «Современнике» в 1853—1855 годах. Именно эта работа стала визитной карточкой писателя, принесла ему известность в литературных кругах.

Форма путевых записок позволила соединить красочные описания пейзажей, бытовые зарисовки с научными рассуждениями, экскурсы в историю с лирически­ми монологами.он описывал историю,культуру,быт,род занятий,ярмарки,архитектуру городов,описывал местечки,описывал белопусского крестьянина,писал свои рассуждения о тех или иных событиях и мн.др.

Писатель принял участие в таком важном и необходимом этапе формирования национальной культуры, как осознание, изучение и освоение народных традиций.

Он стремился привлечь внимание к Беларуси.«Путешествие по Полесью и белорусскому краю» давно стало настольной книгой для многих поколений белорусоведов. «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» переиздана, и нынешний читатель знакомится на языке оригинала.

Все географические названия приведены в том варианте, в котором они были известны Шпилевскому или даны в «Современнике», поместившем его произведение. Не раз современный читатель вздохнет, пробегая глазами строки о «живительном» воздухе, или, как бы сейчас сказали, экологически чистой Беларуси тех времен. С любопытством узнает, что в Свислочи водились бобры, минская ветчина не уступала по качеству знаменитой вестфальской, а торговцы буквально хватали прохожих на улицах, заманивая их в свои лавки. Интересно вглядеться в силуэты старых городов — Минска, Бреста, Несвижа, Кобрина, Мира, Борисова, Логойска.

 

 

21. М. Без-Корнилович «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся».

Изложите краткие биографические данные М. Без-Корниловича. Выделите основные рассматриваемые вопросы произведения «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся». Проанализируйте содержание работы. Определите значение его исследований для изучения родного края.

Михаил Осипович Без-Корнилович (1796-1862) – белорусский историк, краевед и этнограф, военный топограф, статистик, генерал-майор русской армии. Родился в дворянской семье в Могилевской губернии, окончил 1-й кадетский корпус. Под его руководством в 1831-1847 гг. проводилось топографическое и военно-статистическое изучение Минской, Новгородской, Витебской, Волынской губерний и Белостоцкой округи.

Во время посещения Беларуси он собирал исторический и этнографический материал, на основе которого и издал книгу «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» (1855), в которой дан полный обзор историко-экономической жизни городов и местечек Витебской и Могилевской губерний. В книге рассматриваются вопросы этнической территории, быта и культуры белорусов.

Территорию Беларуси он в этой книге ограничивал Витебской и Могилевской губерниями, остальные земли называл Литвой,а белорусами считал только «наследников кривичей». О белорусах говорил, как про особенный народ и ставил их в единый ряд с соседними народами. Отмечал сплоченность Полоцкой земли в 1230- 1240-е годы в борьбе с немецкой агрессией. Доказывал происхождение великого князя ВКЛ Витеня из рода полоцких князей. Дал довольно объективную характеристику белорусского народа, описал его тяжелую жизнь, однако как помещик-крепостник для улучшения крестьянского хозяйства предлагал сселять крестьян в большие деревни, сохранять патриархальные семьи и даже объединять в одну семью (один двор) небольшие семьи соседей. Отдельные разделы книги описывают народные обряды, обычаи, производственную деятельность, народную метеорологию.

М.О.Без-Корнилович пользовался обширным кругом источников: Я.Длугош, М.Стрыйковский, А.Гваньини, Н.М.Карамзин, даже Екатерина Вторая. Использует он и свидетельства населения.

Исследования были очень важны т.к. в ходе них был собран ценный исторический и этнографический материал,на основе которого была создана книга, также выявлены особенности белорусов как отдельной нации, описан их быт и культура того времени. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» Книга изданная Без-Корниловичем не была совершенной,но была первой, где рассказывалось о Западнорусских землях и их истории,в этом также большое ее значение.

 

 

22. Творчество В. Сырокомли.

Изложите краткие биографические данные В. Сырокомли. Выделите основные направления творчества Сырокомли. Дайте краткую характеристику содержания работы «Вандроўкі па маіх былых ваколіцах». Оцените его краеведческую деятельность.

 

Владислав Сырокомля (1823-1862), настоящие имя и фамилия- Кондратович Людвиг, белорусский и польский поэт-гуманист, писатель, публицист, этнограф, собиратель белорусского фольклора. Взял себе псевдоним от родового герба. Родился в фольварке Смольгов, Бобруйского уезда Минской губернии в семье белорусской шляхты. Начальное образование получил дома. В 1833 г. начал учебу в Несвижской доминиканской школе, которую через три года закрыли. Он переводится в доминиканскую школу в Новогрудке, которую заканчивает в 1837 г., некоторое время помогал родителям по хозяйству дома и начинает писать стихи. Работал в канцелярии управления радзивилловскими имениями, где получил возможность познакомиться с классической литературой, периодикой, архивами Радзивиллов, пользоваться их книгосборами, посещать литературные вечера. Кроме этого, он заносил в дневники местные легенды, рассказы о прошлом Несвижа и его аристократических хозяев.Все это помогло Сырокомле сформировать свое мировосприятие и отношение к историческим событиям и настоящему.

В 1844 г.становится арендатором фольварка Залучье в Новогрудском уезде. Здесь полностью раскрывается его поэтический талант, здесь впервые он ощутил радость литературной славы. Его поэтическое стихотворение-разговор «Почтальон», напечатанное в Виленском журнале «Атенеум»(1844), стало популярной русской народной песней «Когда я на почте служил ямщиком». Поэт подчеркивал единство своего творчества с народом, его интересами и надеждами. Он занимался переводами с латыни, публицистикой, писал «Историю литературы в Польше». Сырокомля выступал за историческое просвещение нации, отмечал, что это играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Поэт много путешествовал по Беларуси, Польше и Литве. В печати вышли 6 томов его переводов поэтов-латинистов 16-18 вв., несколько сборников поэм-разговоров, «История литературы в Польше». В Барейковщине создан музей-библиотека В. Сырокомли. «Вандроўкі па маіх былых ваколіцах»- - самое яркое прозаическое произведение В. Сырокомли. Он делится впечатлениями о дорогих сердцу местах: Мир, Несвиж, Столбцы, Свержень, Койданы и др.. Читатель с неослабевающим вниманием следит за тем далеким путешествием поэта, с интересом осматривает тогдашние городки и деревни, заглядывает в простую крестьянскую избу, дворик знати, величественные дворцы и замки магнатов, углубляется вместе с автором в седую старину края, радуется встрече с живыми, по- мастерски нарисованными образами известных исторических личностей и простых, но не менее интересных людей. Через хронику городов и местечек В. Сырокомля разворачивает перед нами всю историю Беларуси. Чрезвычайно интересны страницы, посвященные культурной жизни края. Таким образом, "Поездки по моим бывших окрестностях" В. Сырокомли - прекрасный источник, где есть важные сведения по многим вопросам нашей истории и культуры, в том числе и истории местечек Беларуси.

 

23. Развитие краеведения в 20-30 гг. 20в:1 и 2 Всебелорусские краеведческие съезды.

Перечислите значение культурно-просветительских обществ, товариществ и кружков, чья деятельность предшествовала Первому и Второму Всебелорусским краеведческим съездам. Опишите роль Инбелкульта в развитии краеведческого движения и создание Центрального бюро краеведения. Дайте характеристику решениям, принятым на краеведческих съездах. Оцените результаты их деятельности и печатные издания, в которых размещалась информация о краеведческой деятельности.

 

В 1922 г. создается Институт белорусской культуры, который объединил все, что относилось к делу изучения республики. Вначале Институт разрабатывал белорусскую научную терминологию и издавал руководства для молодой белорусской школы. Координировало работу краеведческих организаций -Центральное бюро краеведения. В задачи бюро входило объединять и направлять работу краеведческих организаций республики. В 1922 г. был создан – Институт белорусской культуры (ИБК), основной задачей которого была организация планомерного изучения белорусского языка, литературы, истории, этнографии, экономики, социально-экономического движения и других проблем. Институт белорусской культуры, объединил все, что относилось к делу изучения республики. В 1923 г. Инбелькульт выделил из себя учреждение, которое занялось регистрацией краеведческих организаций. Инбелкульт также разрабатывал для краеведческих организаций и краеведов-любителей программы, опросные листы, анкеты, инструкции, оказывал помощь в практической работе.В конце 1923 г. Институт Белорусской культуры организовал комиссию по реорганизации краеведческих организаций, которая стала основой Центрального бюро краеведения Белоруссии. В ноябре 1924 г. состоялась 1 Всебелорусская краеведческая конференция, которая организационно оформила Центральное Бюро краеведения (ЦБК) Белоруссии. В задачи ЦБК входило объединять и направлять работу краеведческих бюро республики.

 

После создания ЦБК необходимо было выработать более четкие формы краеведческого движения, конкретизировать направления дальнейшей работы. Это было сделано на 1 Всебелорусском краеведческом съезде, проходившем с 7 по 20 февраля 1926 г. в Минске. Съезд призвал краеведческие организации направить работу на учет и описание памятников археологии, архитектуры и искусства, на охрану памятников древности. Краеведческие организации на местах должны вести самое пристальное и повседневное наблюдение за тем, чтобы не уничтожались никакие памятники археологии и вообще древности, никем, без разрешения соответствующих учреждений, не раскапывались и не разрушались. Особое внимание обращалось на изучение народного хозяйства, мелких территориальных единиц.Отдельным пунктом съезд указал на необходимость организации кружков краеведения при сельсоветах, избах-читальнях, школах, создания краеведческих музеев и библиотек, развития лекционной пропаганды, экскурсионной работы, издательской деятельности.

 

В феврале 1927 года состоялся II съезд краеведов Белоруссии. Подводя итоги развития краеведения за год, съезд призвал краеведческие организации не ограничиваться собирательской работой, описаниями и наблюдениями природных явлений, а обратить внимание на изучение районов согласно программе, которая охватывала не только природно-географические условия, экономику, хозяйство и историю, но и быт населения. Съезд способствовал дальнейшему развитию краеведческой работы. Краеведы участвовали в создании местных архивов, музеев, в мероприятиях по охране памятников истории и культуры, выступали с докладами на окружных конференциях, публиковали материалы исследований в печати.

 

24. Деятельность Центрального бюро краеведения.

Назовите основные функции «Центрального бюро краеведения». Опишите мероприятия организованные Центральным бюро краеведения по развитию краеведческого движения в Беларуси. Дайте краткую характеристику направлений работы, которые включала «Программа краеведческой подготовки учителей массовой школы». Оцените роль деятельности Центрального бюро краеведения.

В н. 20 в.назрела необходимость в специальной организации для объединения всего того, что относилось к делу изучения республики. В 1922 г. такая организация была создана – Институт белорусской культуры (ИБК), основной задачей которого была организация планомерного изучения белорусского языка, литературы, истории, этнографии, экономики, социально-экономического движения и других проблем.

В это время в республике возникло много стихийных обществ краеведения, просто краеведческих кружков. Все они не имели помощи, опирались исключительно на «местные силы». Помощь всем этим энтузиастам была необходима. В конце 1923 г. ИБК организовал комиссию по реорганизации краеведческих организаций, которая стала основой Центрального бюро краеведения Белоруссии.

В 1924 было организационно оформлено Центральное Бюро краеведения (ЦБК) Белоруссии. В задачи ЦБК входило объединять и направлять работу краеведческих бюро республики. Краеведческие организации возникают в Могилеве, Орше, Борисове. К концу 1924 г. их число возросло до 19.

По инициативе ЦБК в 1926-1928 гг. в Минске, Полоцке, Витебске и других городах были проведены школьные краеведческие конференции, на которых обсуждались задачи и методы краеведческой работы в школах, организация и проведение походов и экскурсий. В целях подготовки квалифицированных краеведов ЦБК организовало цикл лекций по краеведению на ежегодных учительских курсах. К началу 1927 г. в ЦБК БССР было прислано с мест 87 230 карточек с диалектными словами, 9632 фольклорные записи, 179 коллекций, 413 описаний и сообщений о памятниках истории и культуры, природе и экономике края, 796 других сведений. В республике в это время действовало 18 музеев, в которых насчитывалось11239 экспонатов.

В начале 30-х г. ЦБК активно проводило работу по пропаганде задач советского краеведения среди широких масс общественности, по вовлечении. в краеведческое движении трудящихся города и деревни. этой целью практиковались заседания краеведческих организаций на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, организовывались выставки книг в библиотеках, кранных уголках, избах-читальнях, организовывались агитационные краеведческие пятидневки. В 1930-1932 гг. представители ЦБК и местных краеведческих организаций участвовали в экологической экспедиции институтов АН БССР и АН СССР.В 1932 г. работниками ЦБК была составлена «Программа краеведческой подготовки учителей массовой школы», которая предусматривала:

- усиление краеведческой работы в школах,

- обеспечивала издание краеведческих пособий,

- разворачивала подготовку учителей-краеведов через курсы и конференции.

 

25. Создание государственных музеев в Минске, Витебске, Могилеве и Гомеле.

Дайте определение понятия «музей». Опишите историю создания государственных музеев в Минске, Витебске, Могилеве и Гомеле и дайте краткую характеристику экспозиций музеев. Оцените роль музеев в краеведении.

МУЗЕЙ - (от греч. музеум – храм муз), научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. 20 января 1919 г. был основан Минский областной музей. Основу его экспозиции создала коллекция Минского церковного Историко-археологического комитета. 31 августа 1922 г. Минский областной музей был реорганизован в Белорусский государственный (Белгосмузей), который состоял из нескольких отделов: историко-археологического, этнографического, искусствоведческого и др.

Коллекции Историко-археологического отдела Белгосмузея пополнялись из материалов, полученных в итоге археологических раскопок на территории республики. В 1923 г. в отдел поступил погребальный инвентарь, исследованный экспедицией Минского товарищества истории и древностей при раскопках курганов под Заславьем. В следующие годы музей пополнялся археологическими экспонатами из раскопок К.М.Поликарповича на Полесье, А.М.Левданского в Борисовском округе, под Заславьем, И.С.Сербава в Рыловщине и Петровщине под Минском, в Могилевской округе.

2. В 1925 г. был основан Витебский государственный музей, который базировался на коллекциях четырех ранее действовавших музеев: Ученой архивной комиссии, В. П. Федоровича, А. Р. Бродовского и бывшего церковно-археологического хранилища древностей. Кроме этого музей получил богатое наследство от А.П.Сапунова: его библиотеку, рукописи, печатные труды. К 1928 г. в музее насчитывалось около 3000экспонатов, расположенных в трех отделах. Историко-археологический отдел комплектовался из предметов, которые представляли историческую ценность и были получены в основном с территории Витебщины и Полоччины. Палеонтологическая коллекция состояла из 450 экспонатов и была представлена костями мамонта, носорога, тура и других ископаемых животных. Экспозиция эпохи каменного века состояла из различных изделий из камня, кости, фрагментов керамики. Материальная культура 9-12 вв. нашла свое отражение в предметах, выявленных в итоге раскопок курганов

на Витебщине и древнего городища в Витебске. В целом эта коллекция насчитывала свыше 1500 предметов.

До образования Белорусской Советской Республики в Могилеве действовали два особые музеи: музей, который имел исторический, этнографический и географический отделы, созданный в 1879 г. А. С. Дембовецким, и музей церковных древностей, основанный в 1897 г. Е.Р. Романовым. На базе этих двух музеев в 1918 г. в Могилеве был основан единый губернский музей, который в 1924 г. был реорганизован в Могилевское отделение Белорусского государственного музея, главной задачей которого стало собирание, изучение, охрана и популяризация памятников истории и культуры Могилевщины. В 1927 г. в музее было семь отделов.Эпоха каменного века была представлена в основном шлифованными предметами, выявленными у населения. Более полно была представлена разными украшениями и оружием эпохи железа.

4. Гомельский историко-художественный музей имени А.В.Луначарского создан в 1919 г., а в 1927 г. был реорганизован в отделение Белорусского государственного музея. Археологическая коллекция Гомельского музея была довольно большой и состояла из кремневых изделий труда, оружия, различных украшений. Особенно много предметов было, полученных в результате раскопок курганов. Большой научный интерес имела палеонтологическая коллекция музея.

Сотрудники Гомельского музея проводили большую лекционную работу среди населения, популяризировали историческое наследство.

 

26. Послевоенное возрождение школьного и туристского краеведения.

Перечислите основные направления работы по возрождению краеведения в Беларуси. Опишите поисковую деятельность школьных краеведов и перечислите, какие новые формы работы были внедрены в краеведческую деятельность. Дайте характеристику туристическому краеведению. Оцените роль съезда учителей Беларуси для дальнейшего возрождения школьного краеведения.

 

В 1945г. проходил съезд учителей Белоруссии, который призвал педагогические коллективы республики снова ввести в практику обучения и воспитания молодого поколения такие формы и методы краеведческой работы, как экскурсии, прогулки, поиск и изучение местных памятников истории, собирание фольклора, предметов культуры и искусства, создание краеведческих кружков, музеев.Большое значение для изучения края имеют школьные краеведческие кружки, которые позволяют организовать систематическое изучение края по определенной программе и с постоянным составом школьников.Весомый вклад в краеведение внесли пионеры и школьники республики. Они устанавливали ранее неизвестные имена воинов Советской Армии, партизан и подпольщиков, выявляли воинские могилы, организовали уход за братскими захоронениями, участвовали в открытии новых музеев, комнат и уголков. Благодаря их поискам, 1700 боевых наград нашли своих адресатов. Большую работу по пропаганде поисковой деятельности пионеров и школьников проводят школьные музеи.

Наряду с известными, проверенными формами краеведческой работы в республике применялось немало новых форм:

- дни и недели революционной и боевой славы,

- создание патриотических клубов,

- создание школьных научных товариществ,

- проведение вечеров, посвященных знаменательным и памятным датам, - организация лекториев, кинолекториев,

- организация конкурсов на лучшую организацию шефской работы над памятниками,

- организация конкурсов на лучшее освещение в печати, по радио и телевидению военно-патриотической темы, вопросов охраны, пропаганды и использования памятников истории и культуры и т.д.

Летом 1946 г. по инициативе московских пионеров и школьников тысячи учащихся страны совершили путешествия по родному краю. Походы и экскурсии вылились в массовое движение краеведов по изучению истории СССР, ее неисчерпаемых природных богатств.Весной 1947 г. в БССР был создан Республиканский совет по организации и проведению походов и экскурсий, в который вошли виднейшие ученые Белоруссии, представители ЦК ЛКСБ, Министерства просвещения БССР.Совет наметил ряд республиканских маршрутов, связанных с изучением Историко-археологических памятников края, героической борьбой белорусского народа с иностранными захватчиками в далеком прошлом, в годы гражданской и ВОВ. Совет министров БССР обязал местные органы власти оказать юным краеведам всяческую помощь в организации и проведении походов и экскурсий. На эти цели правительство республики выделило свыше 500 тыс. рублей и 3,5 тыс. продовольственных пайков. К 1949 г. в одних только многодневных походах на большие расстояния участвовало свыше 30 тыс. школьников Беларуси. Краеведы собирали коллекции для школ, делали зарисовки, описания, записывали воспоминания участников революции, героев войны и труда. Итоги походов и экскурсий обсуждались на республиканских, областных и городских слетах пионеров, юных туристов, учительских семинарах, в педагогических коллективах.

 

27.Деятельность Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры.

Назовите функции «Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры». Выделите основные решения Первого, Второго и Третьего съездов Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры и опишите их значимость. Оцените роль деятельности Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры.

Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры - массовая общественная организация, призванная содействовать осуществлению мероприятий партии и правительства по охране памятников истории и культуры и использованию их в деле коммунистического воспитания советского народа, повышения его образования и культуры. Первый Учредительный съезд Белорусского добровольного общества состоялся 7 декабря 1966 г. В его работе приняли участие представители общественности, видные деятели науки и искусства, ответственные руководители министерств и ведомств.

Съезд принял устав общества и наметил основные направления его работы:

- широкая пропаганда ленинских идей сбережения историко-культурного наследства нашего народа и советского законодательства об охране памятников истории и культуры и воспитание на этой основе любви к Родине и ее истории, уважения к труду и таланту народа;

- привлечение широких слоев населения к непосредственному участию в охране памятников истории и культуры;

- активное содействие государственным органам охраны памятников в их работе по сохранению, пропаганде и реставрации памятников, благоустройству памятных мест.

4 – 5 октября 1971 г. состоялся 2 съезд Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры. К этому времени в республике работало 6 областных и Минская городская (на правах областной) организаций, 140 районных и городских советов, 7156 первичных организаций, объединяющих 967 292 члена. Со времени учредительного съезда количество членов общества возросло в 9 раз. На съезде в устав общества были внесены дополнения, учитывающие опыт, накопленный местными организациями за время работы.

В ноябре 1976 г. прошел 3 съезд Белорусского добровольного общества.К этому времени общество было уже одной из массовых организаций республики. Центральный совет общества и его местные отделения систематически и планомерно проводили работу по выявлению, учету и изучению памятников истории и культуры, по использованию всего многообразия культурного наследия нашего народа. На памятники всех категорий заполнялись учетные карточки, составлялись исторические справки с приложением фотографий и схем. Проводились реставрационные работы на таких объектах, как дворец и часовня в Гомеле, Каменецкая башня, архитектурный комплекс на Замковой горе в Гродно, Софийский собор в Полоцке,, Слуцкие ворота в Несвиже, замка в Лиде, Новогрудке, дворец Сапегов в г.п. Ружаны.

Большая роль в исследовании памятников истории принадлежит информационному научно-методическому бюллетеню Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры «Помнікі гісторыіі культуры Беларусі», который стал выходить 4 раза в год массовым тиражом после создания общества в 1965 г.

В журнале помещались статьи, очерки, информации, тематические разработки, в которых широко освещались исторический путь белорусского народа, создавшего на протяжении веков бессмертные памятники своей самобытной культуры, фольклора, живописи. Бюллетень знакомил читателя с конструктивной и художественной характеристикой наиболее ценных памятников, рассказывал о самобытном таланте создателей народного богатства, расцвете национальной культуры Белоруссии, о событиях и людях, в честь которых памятники сооружены.

 

28. Серия районных книг «Памяць».

Объясните, для чего создавались историко-документальные хроники городов и районов Беларуси под общим названием «Памяць». Опишите основные разделы серии. Охарактеризуйте её историческую, биографическую и научную значимость для развития современного краеведения. Дайте оценку краеведческим материалам серии районных книг «Памяць».

 

Историко-документальные хроники городов и районов Беларуси под общим названием «Памяць» (117 книг) - эти многотомные издания были созданы исходя из решения правительства Республики Беларусь в 2002 году.

В книгах освещается история городов и районов Беларуси от древности до наших дней. В хроники включены исторические и биографические очерки, артикулы об интересных событиях, что происходили в городах и районах Беларуси, рассказывается об известных людях, которые судьбой были связаны с этими местами Беларуси. В книгах использованы многочисленные документы и материалы с архивных и печатных источников, газетные публикации разных лет, воспоминания непосредственных участников событий. Особенное внимание обращается на события Великой Отечественной войны, приводятся списки партизан, подпольщиков, мирных жителей, воинов Красной Армии, которые отдали свои жизни в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками или стали жертвами фашистского террора, земляков, которые прошли фронтовыми дорогами. Приводятся также списки о жителях городов и районов, которые стали жертвами политических репрессий. Особый раздел книг посвящается материалам материального и духовного наследия, истории населенных пунктов.В книгах «Памяць» широко использованы документы с архивов, научные исследования, книжные и газетные публикации, выдержки с мемуаров, художественно-документальных изданий, воспоминания участников героических событий, старожилов, множественные фотографии.В книгах прославляются знаменитые земляки, которые сделали большой вклад в развитие народного хозяйства, науки и, литературы и искусства. Книги являются своеобразными энциклопедиями нашего края, продолжением историко-документальных хроник городов и районов Белоруссии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.