Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие итоги




Началом экспериментального изучения мышления за­вершается важный этап в развитии психологии как науки. Характерным для него было постепенное расширение сферы приложения эксперимента к различным проблемам.общей психологии. Хотя и в разной степени, но экспери­ментальными методами изучались почти все основные психические процессы - ощущения, восприятия, представ­ления, память, эмоции, внимание, воля.

 

Ψ_____Заключение__________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспериментальная психология, владеющая теперь относительно большими научными возможностями, вме­сте с тем не отвечала многим теоретическим и практичес­ким требованиям. Многообразие разработанных и создан­ных методов, богатый накопленный экспериментальный материал, как правило, оставались в пределах лаборато­рий и не находили практического приложения. В этой свя­зи представители ряда областей (педагогики, психиатрии и др.), испытывая потребности в психологических знани­ях и точных методах, были вынуждены собственными си­лами начать разработку экспериментальных методов, направляя их на решение практических задач. Как извес­тно, вундтовская программа экспериментальной психо­логии, на которую ориентировались вначале психологи многих стран, исключала возможность применения экс­периментальной интроспекции к изучению психологии душевнобольных, детей и животных. Считалось, что они но способны к самонаблюдению. Кроме того, односто­ронняя направленность на поиск общих закономернос­тей работы сознания, а также абстрактный и функцио­нально-аналитический подход к изучению человека, де­лали недоступным постановку и решение проблем психологии индивидуальных различий и конкретной лич­ности. Исключались из экспериментальной психологии и социально-психологические проблемы, к которым вплотную подошли социологи, антропологи, этнологи и сами психологи.

Однако растущие потребности промышленности, об­разования, медицины настойчиво требовали привлечения психологических знаний и методов. Приложение методов и достижений экспериментальной психологии к решению новых специальных проблем и практических задач при­вело к образованию ряда прикладных специальных об­ластей психологии. К ним следует отнести психологию животных, детскую и педагогическую психологию, меди­цинскую психологию (психологию душевнобольных). психотехнику, дифференциальную психологию и психо­логию личности, социальную психологию.

Как реакция на отдельные ограничения и слабые стороны вундтовской психологии возникают и новые в теоретическом отношении научные школы и направле­ния, такие, как: фрейдизм, бихевиоризм, гештальт-пси­хология - психологические направления, принесшие со­вершенно иные представления о предмете и методах пси­хологии. Так, например, фрейдизм, выступивший против одностороннего интеллектуализма в психологии, против ограничения ее предмета областью сознаваемых явлений, показал огромную роль неосознаваемых динамических ас­пектов личности (влечений, потребностей, желаний, мо­тивации) в организации поведения человека. В связи с этим представители фрейдизма выступили инициатора­ми создания косвенных и прожективных методов проник­новения в скрытые и глубинные структуры личности. Би­хевиоризм, бросив вызов вундтовской психологии в свя­зи с ее интроспективной направленностью, требовал полного и радикального пересмотра всех старых представ­лений и понятий субъективной психологии, отягощенной традициями средневековья. Предметом психологии дол­жны стать не внутренние явления и акты сознания, дос­тупные одной лишь интроспекции, а факты объективно наблюдаемого поведения. Гештальт-психология, возник­шая как протест прожив укоренившегося в психологии ментального атомизма и элементализма, выступила за изучение целостных и динамических структур сознания и поведения, которые являются генетически первичными по отношению к составляющим их исходным элементам, и которые по своим качествам к этим первичным элемен­там не сводимы.

Кроме бихевиоризма, гештальт-психологии и фрей­дизма в психологии возникают и другие научные течения. Каждое из них можно рассматривать как определенную реакцию на отдельные устаревшие парадигмы, сохранив­шиеся в вундтовской психологии. Единая в прошлом субъективная психология сознания все более и более рас­падалась на множество научных школ и направлений. Возникновение новых психологических течений, оформ­ление прикладных и специальных областей психологии, разрушавших прежние представления о природе и меха­низмах психической деятельности, оценивается в психо­логической историографии как «кризис

Ψ_____Заключение__________________________________________________________________

 

психологии». Однако этот наметившийся кризис отражал лишь труд­ности будущего роста психологии, ибо он стал предпо­сылкой всех ее последующих успехов в XX столетии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.