Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Невербальное общение 1 страница




Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования. Но помимо вербального типа общения существует язык жестов, или невербальный тип общения между людьми, область знаний, которой сравнительно недавно стали уделять повышенное внимание тысячи людей. Это еще один международный, общедоступный и понятный язык язык жестов, мимики и телодвижений человека «body language». Речь человека неизбежно связана с экспрессивными движениями, которые при формальной фиксации лингвистического процесса в расчет не берутся. Но в реальном акте коммуникации, особенно с незнакомыми или особо значимыми людьми, люди внимательно изучают друг друга.

Вербальные средства общения чаще используются для передачи осведомительной и оценочной информации, а невербальные преимущественно для стимулирующей.

В последние годы стала складываться новая наука, захватывающая воображение людей. Это наука о языке тела. В научном лексиконе она получила название - кинесика (внешние проявления человеческих чувств и эмоций). Язык тела, или кинесика, изучает поведенческие проявления бессловесного (невербального) общения между людьми.

К средствам кинесики относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления.

Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений. Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

Т. А. Ван Дейк в качестве одного из уровней анализа высказывания выделяет паралингвистическую деятельность и относит к ней дейктические и прочие жесты, выражение лица, движение тела и физические контакты между участниками.

Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов А. Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации, внедряющейся в крупном обучающем центре «Пиз Трейнинг Корпорейшен» в Австралии.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20 40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка языка телодвижений, на котором все мы с вами разговариваем, даже не осознавая этого.

Невербальная передача информации появляется в жизни человека раньше, чем вербальная коммуникация. Ребенок овладевает этим мастерством, ещё не умея говорить, мыслить, понимать речь. Как правило, чуткость невербального общения растет с возрастом.

Неречевое поведение меньше подвержено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Люди часто, совершенно неосознанно больше доверяют интонации, естественности звучания голоса, мимики жестикуляции, позе, чем буквальному содержанию сообщения.

В то же самое время одни люди понимают невербальный язык лучше других. Результаты ряда исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприятии чувств других, выражаемых невербальным языком. Способности мужчин, работающих с людьми, например, психологов, преподавателей, актеров, оцениваются так же высоко.

Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом. Большинство форм неречевого поведения является приобретенным. Человек учится им на протяжении жизни, наследуя от природы лишь первичное выражение эмоций.

Следует учитывать, что значение позы, жеста, выражение лица и т.п. зависит от того, какой культуре, нации, социальной группе принадлежит человек. Например, такой, казалось бы, самый простой невербальный знак кивки головой, который почти всеми воспринимается как согласие, утверждение, у некоторых народов означает отрицание. Кроме того, значение неречевых реакций определяется конкретной ситуацией, в которой они используются, и индивидуальными особенностями человека. Например, скрещенные на груди руки соответствуют защитной реакции. Но это не всегда так. Эта же поза может обозначать то, что человек замерз или что-то прячет. Лишь немногие жесты в любой ситуации и у всех людей данной культуры означают одно и тоже.

Человек это животное с хорошо развитым мозгом, умеющее контролировать свои действия. Но он редко осознаёт то, что его поза, жесты, движения могут противоречить тому, что вещает голос. Люди в разной степени осознают значение своих неречевых реакций и владеют ими. Существуют осознаваемые реакции, которыми невозможно управлять (краска смущения). Есть и такие реакции, которыми человек в состоянии овладеть (расстегивание пуговиц, «заламывание» пальцев, пощипывание своего уха), но не контролирует их, потому что совершенно не осознает.

Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, не смотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Подделать импульсы подсознания невозможно. Языку тела больше доверия, чем словам. Любой из невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

Невербальные коммуникации включают в себя ряд знаковых систем:

1. Оптико-кинетическая система знаков. Это жесты, мимика, пантомимика. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, придает общению нюансы. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилось особая область исследований — кинесика.

2. Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков. Также как и другие системы, они являются добавками к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система включение в речь пауз, других вкраплений (кашель, плач, смех), сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию «околоречевыми» приёмами.

3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса. Экспериментами доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в разных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнение к семантически значимой информации. Например, опоздание на встречу может быть истолковано как неуважение и наоборот.

Специальная область знаний, занимающаяся нормами пространственной и временной организацией общения, называется проксемикой. Проксемика другими словами «пространственная психология».

4. Визуальный контакт. Контакт глаз имеет место в визуальном общении. В социально психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегания, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или прекратить её.

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда и самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Особенности взгля­дов, походки, характерные позы, жесты, мимика дают бесцен­ный материал для оценки ситуации на любом из этапов меж­личностного общения и корректировки собственного поведе­ния.

Наблюдения за действиями человека, его мимикой и жестами могут помочь:

- в оценке по реакции партнера степени эффективности воздействия на него;

- в выявлении наличия и причин несогласия собеседника (по степени согласованности его мимики и жестов с речью);

- в управлении своей мимикой, жестами, движениями, по­зами в деловом общении (при отслеживании реакции партнеров по контакту).

Содержание человеческих отношений немыслимо вне формы их выражения, а восприятие и понимание этого содержания зависит от средств и способов его отображения людьми.

6.6.1. Кинесика

6.6.1.1. Позы и жесты

У каждого человека есть целый набор излюбленных поз, но набор этот довольно ограничен. Нередко человека можно узнать издали по одной лишь характерной для него позе. Поза может стать ключом к пониманию личностных особенностей и характера. Каждый жест не случаен и выражает либо определенное внутреннее состояние человека, либо особенности его характера. При желании и доли наблюдательности можно научиться читать по жестам движения души человека, его жизненные установки.

Жесты — это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние.

Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. Жесты классифицируются на основе функций, которые выполняют: коммуникативные (заменяющие речь), описательные (их смысл понятен только при словах) жесты, жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными. Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

Вертикальная жестикуляция проявляется при авторитарной внутренней позиции. Жесты в горизонтальном направлении показатель демократической позиции. Руки, прикладываемые к груди жест честности и искренности. Стоять подбоченясь значит демонстрировать другим свою твердость, уверенность, превосходство. Опора руками на стол, спинку стула, трибуну во время выступления стремление к дополнительной поддержке при внутренней неуверенности. Иногда руки используются в качестве барьеров если скрещиваются на груди. Этот жест применяется, когда человек чувствует неуверенность в себе: он позволяет человеку восстанавливать чувство эмоциональной безопасности и защищенности.

То, как человек сидит при разговоре, показывает его отношение к другому так же, как и к теме разговора. Люди обычно подаются вперед, когда они эмоционально вовлечены или заинтересованы и отклоняются назад или отодвигаются, когда этого нет. Сидение на кончике стула и наклон вперед указывают на готовность к движению и установку на кооперацию, принятие, признание, указывают на физическое приближение к собеседнику. Замечая эти сигналы как показатели согласия, нужно заканчивать разговор. Сидение бодро (прямо с поднятой головой), но без напряжения, указывает на доверие; сутулая поза предполагает внутреннюю установку на самозащиту; человек отворачивается от собеседника и склоняет голову вперед на подозрение.

Ноги, жесты ног также несут информацию о состоянии человека. Беззаботно открытая посадка (ноги широко расставлены) часто интерпретируется как бесцеремонность. Если ноги и ступни ног при сидении сомкнуты это говорит о боязни контакта, недостатке уверенности, внутреннем напряжении. Если во время разговора носки ног направлены в сторону собеседника это говорит о заинтересованности предметом бе­седы, если носки ног «отворачиваются» собеседник не интересуется содержанием разговора, его внимание рассеивается.

Прикосновение важное средство коммуникации. Говорящий может похлопывать собеседника по спине, пожимать, трясти или держать его руку или класть руку ему на плечо. Такие жесты дают больше информации, чем мно­гие словесные сообщения. Различаются жесты указательные, приветственные (рукопожатие, отдание воинской чести и т. д.), религиозные, символические и прочие.

Многие жесты имеют интернациональное значение (выражение голода, жажды, угрозы и т. д.). Есть и различия в самих жестах (русский в знак отказа вертит головой из стороны в сторону, болгарин кивает, араб откидывает голову назад), в частоте и интенсивности жестов (за 1 час: мексиканец 180 жестов, француз 120, итальянец 60, финн 1, англичанин ни одного).

Позы — тоже сигналы, расшифровывая которые, мы можем многое узнать о человеке. Как человек сидит, как он стоит, разговаривая с нами все это мы можем наблюдать и анализировать. Есть позы превосходства, агрессии, внимания, скуки, подчиненности, уступчивости, силы.

Как же осуществляется это тесное сплетение телесных движений с душевными переживаниями? Ответ в принципе прост: в нервных центрах головного и спинного мозга под влиянием наших мыслей и вызванных ими настроений возникают нервные токи, которые передаются примерно 500 мышцам тела и побуждают их к действию. Важно помнить, что любое суждение интерпретация жеста или позы не должно быть сделано на основании всего лишь одной отдельно взятой детали. Вывод можно делать только исходя из целостной оценки ситуации, анализируя манеры, способы поведения человека в их совокупности.

Позы отражают состояние человека и его отношение к происходящему. Учитывая то, что у каждого человека есть своя излюбленная поза (позы), не всегда легко понять, является ли данная поза выражением состояния человека в данный момент или это всего лишь дань привычке. С другой стороны, частое предпочтение той или иной позы может отражать подверженность человека соответствующему состоянию. Вместе с тем, если человек часто принимает одну и ту же позу, как бы по привычке, не исключено, что он чаще всего задумчив, неконтактен, чем-то озабочен.

Правильная осанка создает впечатление уверенности, силы, успешности и непринужденности. Неправильная осанка впечатление неуверенности, слабости, угнетенности. Жалкой осанкой мы сигнализируем другим вот весьма уязвимая мишень.

Уверенная, правильная осанка демонстрация решительности, успешности; к тому же она делает человека стройнее и он даже кажется выше ростом. Интересно, что полярные эмоциональные состояния (радость грусть, уныние воодушевление) обязательно отражаются на нашей осанке и что, изменяя осанку, мы ощущаем изменения внутри себя (так же, как в случае с одеждой) расправив плечи, «подтянувшись», мы становимся более энергичны, оптимистичны, уверенны.

Существуют лишь самые общие правила, распространяющиеся, по крайней мере, на большинство людей. Различают три основных положения, в которых человек занимает ту или иную позу: положение стоя, сидя (сюда же можно отнести сидение на корточках и положение с опорой на колено) и лежа. В каждом из положений существует широкий простор для принятия той или иной позы с разными положениями рук и ног, различным наклоном и изгибом корпуса.

Каждый отдельный человек пользуется определенным, очень незначительным числом поз. Эти излюбленные позы и осанка отражают прошлое человека. Те, кто на каких-то этапах переживали продолжительные периоды депрессии, будут сутулиться и выглядеть поникшими даже спустя несколько лет после обретения душевного равновесия и возврата к полноценной жизни.

Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. Как правило, эта поза является «открытой». «Открытая» поза определяется: поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, не скрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо.

Очень «красноречивы» ноги собеседника. Если всей верхней частью корпуса партнер развернут к собеседнику, но в то же время ноги смотрят носками в противоположную сторону, это несомненный признак того, что он стремится как можно скорее прервать контакт.

К общим правилам можно отнести способы выражения желания защититься. Скрещенные руки или ноги обычно отражают защитную реакцию, нежелание общаться. Эта поза является «закрытой».

Руки, заведенные за голову, выражают превосходство над другими; ладони, подпирающие подбородок выражение задумчивости; стоять подбоченившись признак неповиновения, агрессии или готовности перейти к действию.

Быстрый, резкий наклон или поворот головы, жестикуляция часто указывают на то, что слушающий хочет высказаться.

Когда говорящий наклоняется к собеседнику во время разговора, это, чаще, воспринимается как любезность, так как такая поза говорит о внимании. Менее удобно бывает в разговоре с тем, кто откидывается назад или разваливается в кресле. Это позы превосходства. Обычно легко беседовать с тем, кто принимает непринужденную позу. Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно сидят, чаще откинувшись назад или склонившись на бок.

Женщины часто предпочитают разговаривать, несколько склонясь в сторону собеседника или стоя рядом с ним, особенно, если они хорошо знают друг другу. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества.

Чем свободнее кажется игра движений, чем мягче и «круглее» отдельные движения переходят одно в другое, тем теснее взаимосвязь с ритмом. Напряженность и расслабленность сменяют друг друга. Ритм — это природное движение жизни и вегетативное собственное движение. Чем меньше те или иные движения связаны какой-либо определенной целью, тем они ритмичнее. Ритмичность служит для душевного расслабления, для возникновения ощущения того, что вам хорошо, и способствует фантазии. Потирание рук, хождение туда сюда, раскачивание верхней части туловища все это ритмичные движения, к которым мы сознательно или бессознательно прибегаем для того, чтобы успокоится. Улучшается даже производительность труда, если работу можно организовать в определенном ритме. Чем быстрее ритм, тем быстрее нарастает возбуждение.

Как и другие аспекты языка тела, те или иные позы соответствуют характерным обстоятельствам, а потому обладают сигнальной функцией. О спокойном, расслабленном состоянии человека при встрече свидетельствует асимметричное положение рук и ног, легкий боковой или обратный наклон корпуса, свободное положение рук. Это поза человека, воспринимающего других как равных себе или имеющих более низки статус. Менее свободная поза принимается, если присутствующие не вызывают у человека симпатии.

Низко опущенная голова, поклоны, ссутуливания могут свидетельствовать о заниженной самооценке человека, его стремлении уменьшить свой рост, соблюдении субординации. Люди с менее значительным общественным положением будто бы пытаются продемонстрировать то, что они меньше и слабее, чем их высокопоставленные партнеры, собеседники. Они, как будто всегда настороже. И наоборот, повысить статус, продемонстрировать его помогают трибуна, высокое кресло, поднятый вверх подбородок («задирает нос»). Высокий статус может обозначаться гордым положением головы, прямой осанкой. Это может сопровождаться положением сцепленных за спиной рук, что вызывает ощущение угрозы, усугубит которую взгляд исподлобья, поза «руки в боки».

Интересно отметить, что высокие люди имеют большее влияние, чем низкие. Это может навредить беседе «один на один». Лучше, приступая к партнерским переговорам, людям разного роста обеспечить одинаковый уровень глаз: сесть, лечь. Равенство положения отмечается идентичностью поз. При этом люди подсознательно принимают одинаковые положения тела и конечностей.

Рукопожатие — это самый первый и часто единственный физический контакт с другим человеком. Хорошее рукопожатие можно описать двумя словами: краткое и крепкое. Кисти рук, сжав друг друга, замирают на мгновение. Контакт, фиксация секунда, две рука разжата. Но эти секунды чрезвычайно важны. Они часто задают тон общению, определяют дальнейшие отношения между собеседниками. Видов рукопожатий множество, но, как правило, через рукопожатие передается один из трех ти­пов возможных взаимоотношений:

превосходство. Во время властного рукопожатия рука захватывает руку другого человека таким образом, что ваша ладонь развернута вниз, тем самым вы сообщаете другому человеку, что хотите главенствовать, доминировать в процессе общения с ним, вести, управлять ситуацией;

покорность. Во время подчиненного рукопожатия вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх. Это бывает, когда вы хотите отдать инициативу другому человеку или позволяете ему чувствовать себя хозя­ином положения, когда вы согласны быть ведомым;

равенство. Во время такого рукопожатия обе руки приветствующих друг друга людей в вертикальном положении. Собеседники признают ра­венство друг друга, испытывают друг к другу уважение и как бы говорят: «Мне нравится этот человек. Мы с ним будем хорошо ладить».

Пожатие с применением обеих рук сразу выражает искренность, до­верие или глубину чувств. Такое пожатие возможно только между людьми, испытывающими особый эмоциональный подъем в момент по­жатия, между близкими друзьями, родственниками, старыми приятелями.

Названные варианты рукопожатий включают бесконечное множе­ство нюансов, оттенков чувств и отношений, которые передают коснув­шиеся друг друга кисти рук. Они очень важны для продолжения контакта с человеком. Существует выражение - «Я ему руку не подам», которое выражает крайнюю степень недоволь­ства кем-то. И есть предложение руки и сердца свидетельство уважения, любви, нуждаемости в чьей-то близости.

Но если уж мы протягиваем руку для рукопожатия, важно помнить, что важнейшим положительным компонентом при этом является откры­тый взгляд в глаза собеседника.

Руки это одно из наиболее выразительных средств невербальной коммуникации. Плавные жесты характерны для установки на открытую передачу информации, прикрывание рта или дерганье себя за ухо часто свидетельствует о волнении, также как манипулирование предметами (ключами, монетами). Подозрительность и сомнение трогают или почесывают нос; проведение пальцами по волосам или почесывание шеи предполагает фрустрацию, разочарование. Постукивание пальцами по какому-либо предмету указывает на утомление, нетерпение. Соединение рук таким образом, что они касаются друг друга лишь кончиками пальцев, часто показывает уверенность.

Поза и жесты тесно взаимосвязаны. Многие исследователи полагают, что они составляют единое целое. Совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве называют пантомимикой.

 

6.6.1.2. Мимика

Это, пожалуй, наиболее подконтрольный язык невербалики, чем все предыдущие. Мимика это движение мышц лица. Слово «мимика» греческого происхождения и означает оно подражание или точное изменение облика. В мимике находят выражение различные эмоциональные состояния. Лицо человека передает многообразные оттенки чувств, оценок, отношений. Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица.

Правильная интерпретация мимических масок приходит с накоплением опыта общения. Люди с выразительной, живой мимикой более непосредственно и ярко проявляют себя в общении, чем те, у кого мимика однообразная или «стертая».

Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь, удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения.

Особенно экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Например, когда кто-либо случайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такоеже неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, какбы выражая тем самым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле «заготовленной» и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения. Однако чрезмерная улыбчивость, часто выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями выражает превосходство. Обслуживающий персонал многих стран обучен вежливо улыбаться клиенту, но эта улыбка не означает истинных чувств к нему.

6.6.2. Паралингвистика и экстралингвистика

Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.

Тон голоса (интонация) — особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: «Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?». Чувства находят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.

Интонация это вокальная мимика, и ей в общении принадлежит очень важное место. Интонация средство обогащения нашей речи. Она расцвечивает ее, придает дополнительный, глубокий смысл простой фразе. Человек, умеющий «играть голосом», наверняка имеет больше шансов быть понятым и услышанным собеседником.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.