Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Арбитражные суды 3 страница




Расширился круг рассматриваемых арбитражными судами дел. К их ведению были отнесены дела с участием российских юридических лиц с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц. В качестве общего правила отменялся обязательный претензионный порядок рассмотрения до предъявления иска в арбитражный суд.

С учетом инфляционных процессов в экономике России и большой загруженности арбитражных судов исковыми требованиями устанавливалась возможность единоличного рассмотрения дел по первой инстанции. Исключение составили дела о признании недействительными актов государственных и иных органов, а также дела о несостоятельности (банкротстве). Получили свое дальнейшее развитие положения, относящиеся к принципу состязательности сторон в арбитражном процессе. Предусматривалась возможность предъявления иска представителем истца. В отдельной главе подробно регламентировались действия судьи по подготовке дела к судебному разбирательству. Был предусмотрен институт мирового соглашения сторон. Как вид дополнительной гарантии процессуальных прав участников процесса вводился протокол судебного заседания.

Вводился апелляционный порядок пересмотра решения арбитражных судов, не вступивших в законную силу, предусматривающий повторное рассмотрение дела в полном объеме без направления дела на новое рассмотрение.

Кассационная инстанция стала судом, наделяемым полномочиями по рассмотрению жалоб на решения арбитражного суда, вступивших в законную силу, и постановления апелляционной инстанции. Кассационная инстанция была уполномочена проверять правильность применения норм материального и процессуального права арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, т.е. по вопросам права, а не конкретного юридического факта.

С учетом наработанного опыта функцию кассационной инстанции возложили на специально созданные федеральные арбитражные суды. С одной стороны, это позволило перенести рассмотрение дела за пределы территории субъекта Российской Федерации, исключая возможность и искус использования заинтересованными лицами "административного ресурса". С другой стороны, в отличие от прежнего порядка (рассмотрение только в ВАК РФ) приблизить производство к месту нахождения участников арбитражного спора. Определялись безусловные процессуальные основания, отменяющие решения и постановления арбитражных судов, которые действовали в апелляционной и кассационной инстанциях.

Кодекс ориентировал надзорную инстанцию прежде всего на обеспечение единства судебной практики. Для этого были отменены полномочия у нескольких прежних надзорных инстанций (например, у Пленума ВАК РФ). Теперь эта структура в качестве основного направления сосредоточена на обеспечении единства арбитражной практики посредством разъяснений судам разъяснений по применению законодательства. Функцию надзора стала осуществлять только одна судебная инстанция - Президиум ВАК РФ.

Ныне действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 года был принят как следствие необходимости приведения в соответствие с вновь принятым процессуально-материальным законодательством России адекватной процессуальной формы разрешения экономических и административных споров, а также с наработанной судебной практикой рассмотрения арбитражных споров.

Во временном промежутке между принятием второго и третьего по счету АПК РФ (с 1995 по 2002 гг.) во всех сферах общественной жизни произошло много знаковых событий. Россия, наряду с другими 47 государствами, стала членом Совета Европы. Были ратифицированы ряд международных норм (конвенций, договоров, соглашений, резолюций и т.д.), в том числе и в области прав человека. Практически завершилась ревизия законодательства, принимавшегося в переходный период нередко без соответствующего правоприменительного опыта, в том числе и продолжавшего еще действовать прежнего советского законодательства.

Действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации по возможности сохранил принцип преемственности с прежним законодательством и на их основе закрепил новые законодательные подходы в арбитражном процессе.

Крашенинников П.В. <1> во Введении к постатейному комментарию УПК РФ <2> отметил, что в процессе работы над проектом Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были решены ряд не урегулированных ранее принципиальных для теории и практики вопросов.

--------------------------------

<1> Крашенинников П.В., доктор юридических наук, профессор, председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации нескольких созывов по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

<2> Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (авторский коллектив под ред. П.В. Крашенинникова). М., 2007.

 

1. О порядке рассмотрения корпоративных споров. До 1 сентября 2002 г. исковые заявления по таким спорам можно было подавать: юридическим лицам - в арбитражные суды по месту нахождения юридического лица, гражданам - в суды общей юрисдикции по месту жительства гражданина. Такая ситуация приводила к "конкуренции" решений судов со всеми негативными последствиями (стагнация компании, отсутствие налоговых поступлений в бюджет, представление с показом по телевидению "маски-шоу" и т.д.). Теперь корпоративные споры уполномочены рассматривать только арбитражные суды.

2. Устранена неопределенность по поводу оспаривания нормативных актов. Подобные споры теперь оспариваются по подведомственности рассмотрения арбитражных дел. Если речь идет о нормативном акте, затрагивающем экономические отношения (например, Федеральной антимонопольной службы), то этот спор рассматривается в арбитражном суде. Если речь идет о нормативном акте, к примеру, касающемся жилищных прав граждан, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, то такой спор рассматривается в суде общей юрисдикции.

3. Упорядочена процедура исполнения решений иностранных судов. Теперь она будет осуществляться судами, на чью подведомственность распространяется конкретное дело. Например, исполнение решения суда об уплате алиментов должна идти через суд общей юрисдикции, а исполнение решения о взыскании ущерба, причиненного непоставкой продукции, - через арбитражный суд.

По мнению авторского коллектива Постатейного комментария к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (2007 г.), принципиально важными отличиями АПК РФ 2002 г. от предшествующего ему АПК РФ 1995 года являются следующие:

1. Закрепление на законодательном уровне института арбитражных заседателей.

2. Расширение компетенции арбитражных судов, в частности, за счет дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, экономических споров и других дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, корпоративных и некоторых других дел.

3. Ограничение полномочий прокурора в арбитражном процессе. Теперь прокуроры вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с исками о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, учреждениями и юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых участвуют Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 52).

4. Расширение круга участников процессуальных отношений посредством введения помощника судьи и секретаря судебного заседания (ст. 58).

5. Закрепление новых обеспечительных мер, направленных на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, в том числе предварительных обеспечительных мер (ст. 90).

6. По аналогии с гражданским судопроизводством определение процедуры оставления искового заявления без движения (ст. 128).

7. Регламентирование подготовки дела к судебному разбирательству как самостоятельной стадии процесса и действий судьи, а также других участников процесса (ст. ст. 136, 137).

8. Ведение секретарем протокола судебного заседания по аналогии с гражданским процессом. Ранее протокол фиксировал лишь движение процесса и велся судьей (ст. 155).

9. Введение нового раздела, регулирующего производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в арбитражном суде первой инстанции.

10. Закрепление упрощенного производства, осуществляемого в случае, если требования истца носят бесспорный характер (гл. 29).

11. Изменение порядка пересмотра судебных актов в порядке надзора (гл. 36). Ограничены права прокурора в части вынесения обязательных к рассмотрению протестов.

За период действия Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (2002 г.) в него также были внесены изменения и дополнения федеральными законами. Вот некоторые из них.

В связи с принятием гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации о государственной пошлине Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ внесены изменения в статьи АПК 2002 г., устанавливающие особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.

Федеральный закон от 31 марта 2005 г. N 25-ФЗ снял ограничения в отношении представителей организаций, участвующих в арбитражном процессе. Согласно ч. 5 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (2002 г.) представителями организаций могли выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты. Данное положение было признано неконституционным Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан" и исключено из АПК 2002 г.

Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ статья 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (2002 г.) дополнена нормой о приложении удостоверенной судом копии судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, положение ч. 3 ст. 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. от 24 июля 2002 г.) признано Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2005 г. N 11-П не соответствующим Конституции Российской Федерации как не допускавшее - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - возможность восстановления срока на обращение о пересмотре в порядке надзора акта арбитражного суда.

Положение п. 4 ч. 2 ст. 39 АПК 2002 г. во взаимосвязи с положением ч. 1 той же статьи, в той мере, в какой оно возлагает на арбитражный суд, являющийся участником спора, совершение процессуальных действий по возбуждению дела, выбору по своему усмотрению суда для рассмотрения дела по существу и направлению его в этот суд, признано не подлежащим применению арбитражными судами в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N 22-О.

 

7.6. Система арбитражных судов Российской Федерации

 

В первом полугодии 2011 года арбитражные суды Российской Федерации всех инстанций рассмотрели 495995 дел. Средний возраст арбитражных судей составляет около 50 лет, а их средняя зарплата - около 75 тысяч рублей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Арбитражный суд открывается (беседа М. Барщевского с председателем Федерального арбитражного суда Московского округа В. Адамовым) // Российская газета. 2011. 15 сентября. N 206.

 

За двадцать лет (1991 - 2011 гг.) арбитражными судами было рассмотрено "около 15 миллионов дел в первой инстанции, более полутора миллионов дел - в апелляционной и около миллиона дел - в кассационной инстанциях. В порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде России было рассмотрено около 270 тысяч заявлений о пересмотре судебных актов" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Куликов Владислав. Процесс по звонку // Российская газета. 2012. 26 января.

 

Право на обращение в любой суд Российской Федерации имеет процессуальное, а не материально-правовое значение. Это означает, что судья не вправе отказать в принятии от заинтересованного лица искового заявления по мотиву необоснованности его требований. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обращения в арбитражные суды осуществляется в следующих формах:

- исковое заявление - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;

- заявление - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре судебных актов в порядке надзора и в иных случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;

- жалоба - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

- представление - при обращении Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

В действующей системе арбитражных судов Российской Федерации в отличие от системы судов общей юрисдикции созданы не три, а четыре судебных инстанции:

1. Арбитражные суды субъектов Федерации.

2. Апелляционные, находящиеся в тех же судах. Они изменяют или отменяют примерно 28% обжалованных решений.

3. Федеральные окружные арбитражные суды. Они выполняют роль кассационной инстанции, которая не повторяет полностью судебное заседание первой инстанции, а проверяет вынесенное решение с точки зрения соответствия его закону. В том числе и обоснованность решения доказательствами. Этой инстанцией отменяется примерно 15% (ранее этот показатель превышал 30%) решений судов первой инстанции.

4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является надзорной инстанцией. Лишь в исключительных случаях он пересматривает дела по решениям нижестоящих арбитражных судов. Его основная задача заключается в изучении и анализе практики судов и на основе этого дает разъяснения по единообразному толкованию и применению законов и судебной практики.

Существующая четырехзвенная система обжалования судебных актов отражает особенности большой протяженности территорий обслуживания. Согласно статье 127 Конституции Российской Федерации и статье 9 Федерального конституционного закона Российской Федерации "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

До начала пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрено выполнение предварительной процедуры надзорных жалоб (представлений). В ее рамках определяются правовые основания для дальнейшего движения дела (истребование дела, передача его для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции) исходя из доводов, изложенных в жалобе (представлении), и содержания обжалуемых судебных постановлений (материалов истребованного дела). Это отвечает правовой природе и предназначению надзорного производства и не может рассматриваться как не совместимое с правом каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство. При рассмотрении дела по существу судом надзорной инстанции в отношении сторон и иных участвующих в нем лиц обеспечивается соблюдение основных процессуальных принципов и гарантий.

На выполнение предварительной процедуры не распространяются некоторые обязательные для иных судебных процедур процессуальные правила - об извещении и вызове сторон, о проведении судебного заседания и др. Такое правило установлено со следующими целями: обеспечить баланс публичного и частного интересов; не допустить превращения суда надзорной инстанции в обычную судебную инстанцию; исключить возможность явно необоснованных обращений. Это корреспондируется с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека, признающего возможность случаев ограничения права лиц на доступ к суду.

Такое возможно, например, в связи с определением приемлемости жалобы, но при условии, что это право не будет ограничено таким образом или до такой степени, чтобы оказалась затронутой сама его сущность. Европейская судебная практика исходит из того, что допустимые ограничения данного права должны иметь законную цель, а между используемыми средствами и поставленной целью должна существовать разумная соразмерность. Эти правовые позиции носят универсальный характер и применимы к производству в арбитражных судах <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2008 года N 1-П "По делу о проверке конституционности положений статей 9 и 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статей 181, 188, 195, 273, 290, 293 и 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "СЕБ Русский Лизинг", общества с ограниченной ответственностью "Нефте-Стандарт" и общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятия "Нефте-Стандарт" // Российская газета. 2008. 26 января.

 

В системе этих судов работало 2350 судей. Ежегодно около 500 из них обучается на курсах повышения квалификации. В структуре судов две коллегии - гражданская и административная. Внутри коллегий - специализированные составы, ориентируемые для рассмотрения однотипных видов споров с целью повышения качественного рассмотрения дел.

Необходимо уяснить задачи арбитражных судов, их систему построения, компетенцию при решении экономических споров (ст. 5 Закона) и споров в сфере управления (ст. 6 Закона). Не вступившее в законную силу постановление арбитражного суда может быть в месячный срок обжаловано в апелляционной инстанции путем подачи апелляционной жалобы. Оно рассматривается апелляционной комиссией того же суда иным составом судей. Вступившее в законную силу постановление суда может быть обжаловано в месячный срок в кассационном порядке в федеральном окружном арбитражном суде. Закон не связывает право кассационного обжалования с обязательным рассмотрением дела первоначально в суде апелляционной инстанции. В 1995 году в апелляционных инстанциях было рассмотрено 8,6% дел, а в кассационной - 0,9% от общего количества рассмотренных дел.

Уже на начало января 1999 года в субъектах РФ действовал 81 арбитражный суд. Кроме того, имеется 10 федеральных арбитражных судов округов и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Таким образом, в общей сложности в России действовало 92 арбитражных суда.

После финансово-экономического кризиса (17 августа 1998 года) в арбитражных судах увеличилось число дел, связанных с банкротством. Если в 1996 году поступило около 4000 таких дел, то в 1997 - около 6000, а в 1998 - примерно 13000.

В 1999 году в арбитражных судах всех уровней трудилось 2209 судей. В Высшем Арбитражном Суде РФ - 54. Около 70% (1495 человек) судейского корпуса - женщины. В 1998 году свои полномочия прекратили 33 судьи, из них - за совершение преступления, а также допущенные служебные нарушения. В России пока отсутствуют рычаги должного дисциплинарного воздействия на судей, допустивших в работе погрешности и просчеты. За рубежом (США, Англия, Франция, Германия и др.) они существуют.

Совет Европы рекомендует всем странам-участникам принимать к судьям, ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности, такие меры воздействия, как временное понижение в должности, временное снижение заработной платы и т.д.

В России арбитражные суды по-прежнему работают с запредельной перегрузкой. Например, в 2011 году при научно обоснованной ежемесячной нагрузке, равной 16 рассматриваемым делам, судьи Арбитражного суда Москвы рассматривали в среднем по 112 дел, т.е. в 7 раз больше, и по 6 дел ежедневно <1>. При этом их необходимо подготовить к рассмотрению, рассмотреть и отписать.

--------------------------------

<1> См.: Интервью Барщевского Михаила с председателем Арбитражного суда Москвы Чучей Сергеем. Судиться, судиться и судиться... // Российская газета. 2011. 16 июня. N 128.

 

По данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <1>, за первое полугодие 2012 года по стране средняя нагрузка на одного арбитражного судью составляла 63 дела в месяц, т.е. более 3-х дел ими рассматривалось ежедневно.

--------------------------------

<1> См.: Куликов Владислав. Суд откроет тайны // Российская газета. 2012. 11 сентября.

 

Соответственно, в таком же напряженном режиме работают и сотрудники аппарата арбитражных судов, получая "унизительно" низкие зарплаты. Например, специалист получает от 7 до 8 тысяч рублей. Начальная ставка секретаря судебного заседания (квалификационное требование - обязательное наличие высшего юридического образования) составляет 11 тысяч рублей. Помощник судьи получает 14 тысяч рублей. Помимо высшего юридического образования он должен иметь два года стажа по юридической специальности. Чтобы реально начал работать институт медиации, высказывается мнение о необходимости повышения размера судебной пошлины, привязав ее к размеру суммы исковых требований и учитывая судебную инстанцию - при обжаловании ее - размер должен быть выше.

Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) в июне 2011 года составило сводный рейтинг открытости арбитражных судов Российской Федерации, размещаемой на их официальных сайтах. Исследование сайтов проводилось по следующим девяти параметрам с точки зрения их доступности для посетителей:

- наличие на сайте (или в системе КАД) карточек дел, которые рассматриваются в суде;

- наличие на сайте списка судей суда;

- наличие на сайте суда биографий судей;

- наличие на сайте суда фотографий судей;

- наличие на сайте суда сведений о доходах судей;

- общее удобство для посетителей сайта;

- работа поисковой машины сайта;

- наличие на сайте новостей;

- наличие на сайте сведений о аппарате суда, списка телефонов его подразделений.

По каждому из приведенных критериев сайт суда оценивался по 10-балльной системе, а затем полученные баллы суммировались. Максимально возможный результат составил 90 баллов. Из всех арбитражных судов максимально возможное число баллов набрали следующие три суда: Арбитражные суды республики Бурятия, Ставропольского края и 6-й арбитражный апелляционный суд. Аутсайдерами рейтинга стали Арбитражные суды Пензенской области и Чеченской республики, набравшие по 42 балла. Средний балл открытости сайтов всех арбитражных судов составил 64. Более половины судов набрали балл выше среднего.

 

7.7. Полномочия арбитражных судов Российской Федерации

 

Система арбитражных судов в Российской Федерации, согласно ст. 3 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", включает в себя:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов РФ).

К нормативным правовым актам, на основании которых образованы арбитражные суды в Российской Федерации, относятся: Конституция Российской Федерации; Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Нормативные правовые акты, определяющие компетенцию арбитражных судов, включают в себя: АПК РФ; Федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и др.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 10 ФКЗ РФ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"):

1. Рассматривает в первой инстанции:

дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

2. Рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации.

3. Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

4. Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.

5. Изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

6. Разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

7. Ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах.

8. Осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения.

9. Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.

9.1. Решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов.

10. Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.

В соответствии с обязанностью государственных служащих публично отчитываться перед общественностью о своих доходах за 2009 год были опубликованы доходы и сотрудников Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В частности, у Председателя Суда Антона Иванова денежный доход составил 5,265 млн. рублей, а у его заместителя Сергея Амосова - 3,7 млн. рублей.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. В Российской Федерации созданы и действуют:

1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;

2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;

3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;

4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа;

5) Федеральный арбитражный суд Московского округа;

6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа;

7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;

8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа;

9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа;

10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.