Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Арбитражные суды 4 страница




Федеральный арбитражный суд округа (ст. 26 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"):

проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты и т.д.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.

В Российской Федерации действуют 20 арбитражных апелляционных судов. Они вправе (ст. 33.3 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации):

1. Проверять в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело.

2. Пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты и т.д.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации (ст. 36 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"):

1. Рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты и т.д.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия соответствующих арбитражных судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда и постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации являются обособленными подразделениями соответствующих судов вне мест постоянного пребывания этих судов и осуществляют их полномочия.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации и федеральных арбитражных судах округов создаются, а в арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации могут создаваться судебные коллегии.

В арбитражных судах субъектов Российской Федерации, где численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, образуются только судебные составы.

Судебные коллегии арбитражного суда формируются из числа судей этого суда. Члены судебных коллегий утверждаются:

в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

в федеральных арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации - президиумом арбитражного суда по представлению председателя суда.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации образуются, а в судебных коллегиях федеральных арбитражных судов округов могут быть образованы судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел.

Судебные составы формируются из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда.

Персональный состав судебных составов определяется приказом председателя арбитражного суда. Численность судебного состава, как правило, должна быть не менее пяти судей.

В арбитражных судах, где численность судей не позволяет сформировать такой состав, на рассмотрении дел определенной категории специализируются отдельные судьи.

Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Участниками экономических споров являются не только субъекты предпринимательской деятельности, но также иные лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, но прямо указанные в АПК РФ и других федеральных законах.

Арбитражные суды осуществляют рассмотрение следующих дел в форме гражданского и административного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации):

дела искового производства, возникающие из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК РФ);

дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ);

дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение (ст. 31 АПК РФ);

дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ);

дела специальной подведомственности, если они не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства (ст. 33 АПК РФ). К делам специальной подведомственности относятся дела:

о несостоятельности (банкротстве);

по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Основными задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1. Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

К лицам, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую деятельность, относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в некоторых случаях - и другие лица, например организации, не зарегистрированные в качестве юридических лиц.

Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена (ст. 1203 ГК РФ). Субъектами арбитражных процессуальных правоотношений могут быть не только граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но также и другие граждане в случаях, предусмотренных федеральным законом, например по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.

2. Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. наличие институциональных и процессуальных гарантий, обеспечивающих права потенциальных участников процесса на осуществление справедливого правосудия, а именно финансовых, правовых, организационных. К таким гарантиям относятся наличие необходимого числа судов, фактическая возможность обращения в суд, разумные сроки рассмотрения и разрешения дел, разумные размеры государственной пошлины и других расходов и т.д.

Обеспечению доступности международного правосудия посвящены отдельные нормы АПК 2002 г., в частности п. 5 ст. 144 (право арбитражного суда приостановить производство по делу в случае рассмотрения международным судом, судом иностранного государства другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения данного дела), п. 7 ст. 311 (основанием пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам является установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека).

3. Справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом. Это положение основывается на ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), устанавливающей право на справедливое судебное разбирательство и согласно которой каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Принцип публичности основывается на принципе гласности судебного разбирательства и состоит в том, что арбитражный суд рассматривает гражданские дела в открытых заседаниях.

Беспристрастность суда обеспечивается институтом отвода судьи и других лиц, содействующих осуществлению правосудия. Основания, при наличии которых судья не вправе участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, перечислены в ч. 1 ст. 21 АПК 2002 г. Кроме того, реализация вышеназванной задачи обеспечивается нормами Конституции РФ, в частности ст. ст. 120 - 124.

4. Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах, что предусмотрено ст. 6 АПК 2002 г.

5. Формирование уважительного отношения к закону и суду должно быть на всех стадиях арбитражного процесса.

6. Содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. Под обычаем делового оборота (ст. 5 ГК РФ) понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Например (ст. 15 ФЗ РФ от 7 июля 1993 г. "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"), таковыми признаются торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации.

Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах не включает в себя подзаконные нормативные акты. В число источников арбитражного процесса входят международные договоры, в которых участвует Россия. Они являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет над нормами внутреннего законодательства.

Процессуальное законодательство не имеет обратной силы. В отличие от ГПК РФ (ч. 4 ст. 1) АПК 2002 г. не содержит принципы аналогии в арбитражном процессе. Тем не менее на практике имеют место случаи, когда арбитражные суды применяют процессуальную аналогию закона на основании ч. 6 ст. 13 АПК 2002 г.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 АПК РФ в случаях, когда спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

В соответствии с принципом диспозитивности суд сам, по своей инициативе не может возбудить гражданское дело. Основанием для возбуждения гражданского дела является соответствующий документ лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. К таким документам относятся:

- исковое заявление;

- заявления, которые подаются по делам особого производства, по делам, возникающим из публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве); при возбуждении производства о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам;

- жалобы при обращении в суд апелляционной, кассационной инстанций;

- представление, которое подается прокурором при обжаловании судебных актов в порядке надзора.

Досудебный порядок обращения в суд предусмотрен федеральным законом или договором.

В соответствии с ч. 4 ст. 170 АПК 2002 г. в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. С одной стороны, в Российской Федерации нет единства точек зрения специалистов на то, что в правовой системе есть прецедентное право. Поэтому практика судов по конкретным делам, формулируемая и обобщаемая в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не является источником права.

В то же время обеспечение единства судебной практики является одной из важнейших задач Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и на достижение этой цели направлено положение п. 1 ст. 304 АПК РФ. Согласно ему судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Арбитражные суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций обязаны "отменить решение арбитражного суда первой инстанции в случае рассмотрения им дела с нарушением правил подсудности и направить данное дело в тот арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом" <1>. Как определил Конституционный Суд Российской Федерации, это вытекает из смысла "положения статей 270, 288 и 304 АПК РФ во взаимосвязи с частью 4 статьи 39 АПК РФ". Конституционно-правовой смысл этой правовой позиции "является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике".

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N 144-О-П "По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки Халимбековой Шамалы Шарабутдиновны положениями части 4 статьи 39, статей 270, 288 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 13 мая.

 

7.8. Формы и содержание решений,

принимаемых арбитражными судами Российской Федерации

 

Арбитражные суды принимают властные решения в форме различных актов, а именно решений, постановлений, определений. Арбитражные суды, рассматривающие дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, выносят постановление соответствующего арбитражного суда; арбитражные суды, рассматривающие дела по первой инстанции, выносят решения либо определения.

Арбитражные суды, в отличие от судов общей юрисдикции, не принимают судебные приказы, так как приказное производство отсутствует в арбитражных судах. Решение принимается арбитражным судом первой инстанции при разрешении спора по существу (ст. 167 АПК РФ). Арбитражный суд может принять отдельное решение по каждому из требований, объединенных в одном деле.

В форме определения выносятся постановления суда, которыми дело не разрешается по существу. Определения могут быть вынесены не только судом первой инстанции, но и судами апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.

Постановления президиума суда надзорной инстанции выносят президиумы судов субъектов Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. По результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу решения, постановления, определения по вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее принятого им судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, или выносит определение об отказе в удовлетворении заявления. Решение арбитражного суда всегда выносится только в виде отдельного документа (ч. 1 ст. 317 АПК РФ).

Определения арбитражного суда выносятся по отдельным вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, и не разрешают дела по существу, за исключением определений об утверждении мирового соглашения. Определения арбитражных судов могут выноситься как в виде отдельного документа, так и без оформления в виде отдельного акта путем занесения в протокол.

При наличии противоречий между нормами процессуального или материального права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении дела, решение является законным в случае применения судом нормы, имеющей наибольшую юридическую силу.

Решение является обоснованным, если имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. К числу актов, обязательных к исполнению, относятся:

- распоряжения суда (например, о соблюдении порядка в зале судебного заседания);

- требования (например, запрос на получение доказательств, предусмотренный ч. 4 ст. 66 АПК 2002 г.);

- поручения (в соответствии с ч. 1 ст. 73 АПК 2002 г. арбитражный суд, рассматривающий дело, в случае невозможности получения доказательств, находящихся на территории другого субъекта РФ, в порядке, предусмотренном ст. 66 настоящего Кодекса, вправе поручить соответствующему арбитражному суду произвести определенные процессуальные действия);

- вызовы (вызовы предусмотрены ст. 121 АПК 2002 г.);

- другие обращения.

 

7.9. Процедура рассмотрения дел в арбитражном суде

 

В арбитражном процессуальном праве закреплен принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел, в соответствии с которым большинство дел по первой инстанции рассматривается единолично судьей, за исключениями, указанными в законе, а пересмотр судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке осуществляется коллегиально. Исключения из единоличного рассмотрения дел по первой инстанции либо устанавливаются законом (ч. 2 ст. 17 АПК РФ), либо становятся возможными по ходатайству сторон (ч. 3 ст. 17 АПК РФ).

В качестве первой инстанции в системе арбитражных судов действуют арбитражные суды субъектов РФ, а также по определенным законом категориям дел - Высший Арбитражный Суд РФ.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают единолично следующие дела:

1. Экономические споры и другие дела, возникающие из гражданских правоотношений, за исключением тех случаев, когда по ходатайству сторон дело подлежит рассмотрению с участием арбитражных заседателей.

2. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если законом не установлено исключение:

- административные дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (ч. 1 ст. 200 АПК РФ);

- дела о привлечении к административной ответственности (ч. 1 ст. 205 АПК РФ);

- дела об оспаривании решений административных органов (ч. 1 ст. 210 АПК РФ);

- дела о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 215 АПК РФ).

3. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ч. 1 ст. 221 АПК РФ).

4. Дела упрощенного производства (ч. 2 ст. 226 АПК РФ).

5. Заявления об отмене решения третейского суда (ч. 1 ст. 232 АПК РФ), по вопросу компетенции третейского суда (ч. 3 ст. 235 АПК РФ).

6. Заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 238 АПК РФ).

7. Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ч. 1 ст. 243 АПК РФ).

8. Заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, принятого единолично судьей (гл. 37 АПК РФ).

Дела с участием иностранных лиц также рассматриваются единолично, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Дела, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассматриваются коллегиально в силу прямого указания закона (п. 1 ч. 2 ст. 17 АПК РФ).

Определяя состав арбитражного суда, рассматривающего заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, следует исходить из того, что если арбитражный суд первой инстанции рассмотрел дело коллегиально, то пересмотр его производится также коллегиально <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 октября 1998 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов".

 

Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех профессиональных судей или судьи и двух арбитражных заседателей. В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации все дела по первой инстанции рассматриваются коллегиально тремя профессиональными судьями в силу прямого указания на то в законе (ч. 2 ст. 17 АПК РФ), участие в судебном разбирательстве арбитражных заседателей на данном уровне не предусмотрено.

По первой инстанции в судах субъектов Российской Федерации коллегиальное рассмотрение дел возможно либо тремя профессиональными судьями в случаях, установленных в законе (ч. 2 ст. 17 АПК РФ), либо одним судьей и двумя арбитражными заседателями при удовлетворении соответствующего ходатайства сторон. По первой инстанции в арбитражных судах субъектов РФ, за исключением п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 17 АПК РФ, дело не рассматривается тремя профессиональными судьями.

АПК РФ предусмотрел следующие четыре случая рассмотрения дел коллегиальным составом судей в первой инстанции:

1. Коллегиально в составе трех судей рассматриваются следующие категории дел, относящихся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

об оспаривании нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между субъектами РФ.

2. Коллегиально рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов независимо от того, к подсудности какого суда отнесено данное дело. Это новая для арбитражной подведомственности категория дел. Признание нормативных правовых актов недействующими затрагивает интересы большого количества лиц. Кроме того, законом установлено немедленное вступление в законную силу решений по таким делам без права на апелляционное обжалование. Эти судебные решения подлежат обязательному опубликованию.

3. Коллегиально рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом.

4. Коллегиально в составе трех судей рассматриваются дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение. Ранее действовавшее законодательство предусматривало возможность назначения коллегиального состава судей для рассмотрения дела председателем суда. АПК 2002 г. не воспроизвел данную норму. Вместе с тем современный закон предоставил вышестоящему суду право направить дело на новое рассмотрение с указанием на его коллегиальное рассмотрение. В этом случае должен быть сформирован состав из трех судей.

Подготовка таких дел к рассмотрению осуществляется единолично судьей. Судья единолично решает и другие вопросы: о принятии искового заявления (заявления) и возбуждении производства по делу, об обеспечении иска и т.д.

За исключением дел, перечисленных в ч. 2 ст. 17 АПК РФ, коллегиальное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется судьей и двумя арбитражными заседателями. По общему правилу дела по первой инстанции в арбитражном суде рассматриваются судьей единолично. Но если сторона спора заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и это ходатайство будет удовлетворено судом, то дело рассматривается коллегиально: судьей и двумя арбитражными заседателями.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, перечисленные в ч. 2 ст. 17 АПК РФ, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства (ч. 3 ст. 17 АПК РФ). Закон использует термин "дела особого производства", хотя АПК РФ этого не выделяет. Арбитражные заседатели не принимают участия в пересмотре судебных актов в апелляционном, кассационном, надзорном производстве.

 

7.10. Арбитражные заседатели

 

Привлечение арбитражных заседателей к участию в процессе рассмотрения дел регулируется статьей 19 АПК РФ и Федеральным законом от 11 апреля 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".

Институт арбитражных заседателей отличается от существовавшего ранее института народных заседателей в судах общей юрисдикции, который отражал участие граждан в отправлении правосудия.

Арбитражные заседатели призваны оказывать профессиональную помощь в силу имеющегося у них опыта хозяйственной, экономической деятельности. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при утверждении в 1996 г. Положения об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей указал, что эксперимент по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей направлен на создание условий для привлечения к осуществлению правосудия в арбитражных судах лиц, обладающих специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Они привлекаются для рассмотрения дел только в судах первой инстанции. Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие неснятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу, текст которой установлен законом и осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении этого срока полномочий он может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном ст. 3 Федерального закона "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.