Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Арбитражные суды 5 страница




Если срок полномочий арбитражного заседателя истекает в процессе рассмотрения дела с его участием, то он может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу.

Арбитражное процессуальное законодательство предъявляет следующие требования к заявлению ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей:

- ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Это условие необходимо для совершения всех действий, связанных с подготовкой к рассмотрению дела с участием арбитражных заседателей;

- не рассматриваются с участием арбитражных заседателей дела, перечисленные в ч. 2 ст. 17 АПК РФ, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства;

- заявление о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей подано стороной спора. В силу закона иные лица, участвующие в деле, не наделены таким правом.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей разрешается в порядке, определенном ст. 159 АПК РФ (ч. 3 ст. 19). По результатам рассмотрения выносится определение. Для удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей необходимо наличие всех указанных выше требований, для отказа в удовлетворении ходатайства достаточно отсутствия любого из перечисленных положений.

Статья 21 АПК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отвода судьи. Вместе с тем эти же основания с определенными изъятиями, указанными в законе, отнесены и к отводу иных субъектов.

Часть 1 ст. 21 АПК РФ содержит семь оснований для отвода судьи от рассмотрения дела.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 21 АПК РФ судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями АПК 2002 г. является недопустимым. Данное основание состоит из двух неотъемлемых частей. Во-первых, судья участвовал в рассмотрении этого же дела также в качестве судьи. Во-вторых, повторное участие судьи в соответствии с требованиями АПК 2002 г. недопустимо. Оба этих обстоятельства рассматриваются в совокупности. Это означает, что п. 1 ч. 1 ст. 21 АПК РФ должен толковаться вместе со ст. 22 Кодекса, которая предусматривает недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела. Согласно названной статье:

- судья, принимавший участие в рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора;

- судья, принимавший участие в рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой и кассационной инстанций, а также в порядке надзора;

- судья, принимавший участие в рассмотрении дела в арбитражном суде кассационной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой и апелляционной инстанций, а также в порядке надзора;

- судья, принимавший участие в рассмотрении дела в порядке надзора, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

В то же время для арбитражных заседателей таких оснований было установлено четыре. Однако согласно частей 5 и 6 статьи 19 АПК РФ, арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель пользуются равными процессуальными правами.

В целях устранения существующих противоречий, а также с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 2008 года N 6-П, признавшего часть 3 статьи 21 АПК РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой, предусматривая возможность отвода арбитражного заседателя по основаниям отвода судьи, она не допускала отвод арбитражного заседателя по иным указанным в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 21 основаниям, были приняты законодательные изменения. Теперь в отношении судей и арбитражных заседателей установлены одинаковые основания, при наличии которых они не могут участвовать в рассмотрении дела и подлежат отводу <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 3 декабря 2008 года N 229-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

 

Обязанность доказывания возлагается на ту сторону, которая ссылается на соответствующие обстоятельства. Исключения из этого правила предусмотрены федеральным законодательством. Не подлежат доказыванию преюдициальные, общеизвестные факты (ч. 1 ст. 69 АПК РФ).

Когда представление доказательств для стороны затруднительно, суд должен оказать содействие в сборе доказательств путем направления запроса. При недоказанности обстоятельств, на которых истец основывает свое требование, суд отказывает в удовлетворении иска.

В некоторых случаях закон прямо распределяет презумпции доказывания между соответствующими лицами. В гражданском праве известны две основные презумпции: презумпция вины причинителя вреда и презумпция вины лица, не исполнившего обязательство или исполнившего его ненадлежащим образом. В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Размеры государственной пошлины установлены ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 50000 руб. - 4% цены иска, но не менее 500 руб.;

от 50001 руб. до 100000 руб. - 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50000 руб.;

от 100001 руб. до 500000 руб. - 3500 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100000 руб.;

от 500001 руб. до 1000000 руб. - 11500 руб. плюс 1% суммы, превышающей 500000 руб.;

свыше 1000000 руб. - 16500 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 100000 руб.;

2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 2000 руб.;

3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц - 100 руб.;

для организаций - 2000 руб.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований. В случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от ее уплаты) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

В соответствии со ст. 133 АПК РФ одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству является примирение сторон. Однако меры по примирению сторон принимает не только суд первой инстанции, это задача всех судов единой системы арбитражных судов в Российской Федерации. Арбитражные суды должны содействовать окончанию дела путем заключения мирового соглашения. Возможность разрешения спора заключением мирового соглашения должна выясняться при подготовке дела к судебному разбирательству, в процессе судебного разбирательства.

По общему правилу мировое соглашение утверждается тем арбитражным судом, в производстве которого на данный момент находится дело. Например, при рассмотрении кассационной жалобы дело вместе с кассационной жалобой поступает в соответствующий федеральный арбитражный суд округа; в таком случае мировое соглашение должно утверждаться данным судом. Исключение предусмотрено только для мировых соглашений, заключаемых в ходе исполнительного производства, - такие мировые соглашения могут представляться на утверждение арбитражного суда первой инстанции по месту исполнения судебного акта, которое не всегда совпадает с местом нахождения арбитражного суда, принявшего судебный акт.

 

7.11. Суд по интеллектуальным правам <1>

 

--------------------------------

<1> См.: Федеральный конституционный закон от 06.12.2011 N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам" // Российская газета. 2011. 9 декабря.

 

Недавно созданная Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) <1> является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оказанию государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, нормативно-правовому регулированию вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 N 218 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (вместе с Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности) // Российская газета. 2012. 30 марта.

 

Руководство деятельностью Федеральной службы по интеллектуальной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации. Ее создание является практической потребностью урегулирования публичных и частных интересов в рассматриваемой сфере.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности является правопреемником Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также правопреемником Министерства юстиции Российской Федерации в части, касающейся правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений.

На Федеральную службу по интеллектуальной собственности возложены следующие функции <1>:

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 24.05.2011 N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности".

 

- контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

- оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности;

- нормативно-правовое регулирование вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Ежегодно в России рассматривается около 3,5 тысяч судебных споров по поводу нарушаемых прав на обладание интеллектуальной собственностью и их количество постоянно увеличивается. Рассмотрение таких дел требует от судей специальных знаний по предмету спора. Поэтому было принято решение о создании Суда по интеллектуальным правам. Он является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав. Создание такого Суда вызвано практической необходимостью повышения эффективности системы защиты интеллектуальных прав в России с учетом международных правовых стандартов.

Его создание повлекло за собой в 2012 году необходимость увеличения штатной численности судей арбитражных судов на 30 единиц и на 120 единиц работников аппаратов арбитражных судов (за исключением персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) одновременно с увеличением в установленном порядке ассигнований, выделяемых Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

Суд по интеллектуальным правам действует в составе судей, судебных составов и президиума. Рассмотрение дел в первой инстанции осуществляется коллегиальным составом судей. Рассмотрение дел в кассационном порядке Судом по интеллектуальным правам осуществляется:

- президиумом - при пересмотре дел, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции;

- коллегиальным составом судей - при пересмотре дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции уполномочен рассматривать:

- дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

- дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:

об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

об установлении патентообладателя;

о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции уполномочен рассматривать:

- дела, рассмотренные им по первой инстанции;

- дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.

Кроме того, Суд по интеллектуальным правам вправе пересматривать по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Суд по интеллектуальным правам:

- обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

- изучает и обобщает судебную практику;

- подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

- анализирует судебную статистику.

Президиум Суда по интеллектуальным правам действует в составе председателя Суда по интеллектуальным правам, его заместителей, председателей судебных составов и судей, входящих в состав президиума Суда по интеллектуальным правам, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя Суда по интеллектуальным правам сроком на два года. Законом допускается, что один и тот же судья может быть введен в состав президиума Суда по интеллектуальным правам неоднократно.

Президиум Суда по интеллектуальным правам осуществляет в кассационном порядке проверку законности вступивших в законную силу судебных актов Суда по интеллектуальным правам, принятых им по первой инстанции, а также:

- утверждает по представлению председателя Суда по интеллектуальным правам председателей судебных составов Суда по интеллектуальным правам;

- рассматривает другие вопросы организации работы Суда по интеллектуальным правам;

- рассматривает вопросы судебной практики.

Президиум Суда по интеллектуальным правам созывается председателем этого суда по мере необходимости и правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума. Его постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем Суда по интеллектуальным правам. Членам президиума запрещается воздерживаться от голосования.

Порядок работы президиума Суда по интеллектуальным правам по рассмотрению в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов Суда по интеллектуальным правам определяется положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о производстве в арбитражном суде в качестве суда кассационной инстанции.

Участие судьи, входящего в состав президиума Суда по интеллектуальным правам, при рассмотрении дела в кассационном порядке не допускается в случае участия этого судьи при рассмотрении данного дела по первой инстанции. Постановление президиума Суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей кассационная жалоба оставляется без удовлетворения, а судебный акт - без изменения.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Суде по интеллектуальным правам могут быть созданы судебные коллегии. Их состав утверждается президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя Суда по интеллектуальным правам. Судебные коллегии возглавляют председатели, являющиеся заместителями председателя Суда по интеллектуальным правам. Судебные коллегии осуществляют полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов Российской Федерации.

В Суде по интеллектуальным правам председателем Суда по интеллектуальным правам образуются судебные составы из числа судей Суда по интеллектуальным правам с учетом специализации судей. Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом Суда по интеллектуальным правам сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

Председатель Суда по интеллектуальным правам является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а именно:

- организует деятельность Суда по интеллектуальным правам;

- распределяет обязанности между заместителями председателя Суда по интеллектуальным правам;

- формирует из числа судей Суда по интеллектуальным правам судебные составы;

- созывает президиум Суда по интеллектуальным правам и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к ведению президиума Суда по интеллектуальным правам;

- осуществляет общее руководство аппаратом Суда по интеллектуальным правам, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Суда по интеллектуальным правам;

- представляет Суд по интеллектуальным правам в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

- осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом.

Председатель Суда по интеллектуальным правам издает приказы и распоряжения.

Заместители председателя Суда по интеллектуальным правам являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, также установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В соответствии с распределением обязанностей они организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда, а в случае образования судебных коллегий возглавляют судебные коллегии. В случае отсутствия председателя Суда его полномочия по поручению председателя осуществляет один из заместителей председателя.

При необходимости для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда.

В целях обеспечения начала деятельности Суда по интеллектуальным правам были внесены изменения в Регламент арбитражных судов Российской Федерации, касающиеся порядка организации работы арбитражных судов, деятельности судебных коллегий арбитражных судов, организации рассмотрения дел в арбитражном суде <1>. В Регламент были включены следующие две новые главы: "Президиум Суда по интеллектуальным спорам" (глава 11.2) и "Рассмотрение президиумом Суда по интеллектуальным правам дел по проверке законности вступивших в законную силу судебных актов Суда по интеллектуальным правам, принятых им в качестве суда первой инстанции" (глава 12.1).

--------------------------------

<1> См.: Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года N 33 "О внесении изменений в Регламент арбитражных судов Российской Федерации".

 

Место постоянного пребывания специализированного арбитражного суда определяется Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатель, заместители председателя и судьи Суда по интеллектуальным правам назначаются на должность при соблюдении требований и в порядке, которые установлены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" для председателя, заместителей председателя и судей федеральных арбитражных судов округов с особенностями, предусмотренными для судей специализированных арбитражных судов.

Должностные оклады председателя, заместителей председателя, председателей судебных составов и судей Суда по интеллектуальным правам устанавливаются в размере должностных окладов соответственно председателя, заместителей председателя, председателей судебных составов и судей федерального арбитражного суда округа.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какова была процедура рассмотрения экономических споров в СССР?

2. В чем заключалась роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации?

3. Каковы основные черты системы арбитражных судов Российской Федерации?

4. Охарактеризуйте правовой статус Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

5. Каковы полномочия федеральных арбитражных судов округов Российской Федерации?

6. Назовите полномочия федеральных арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

7. Дайте характеристику принципам деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

8. Определите роль и значение постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в реализации принципа единства законности.

9. Каковы роль и место Суда по интеллектуальным правам в системе арбитражных судов Российской Федерации?

10. В чем заключаются особенности рассмотрения арбитражных дел в порядке упрощенного производства?

11. Какие арбитражные дела рассматриваются в порядке упрощенного производства?

 

Тема 8. ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Основные черты третейского разбирательства.

2. Предмет третейского разбирательства.

3. Состав третейского суда.

4. Расходы, связанные с разрешением споров в третейском суде.

5. Процедура третейского разбирательства.

 

8.1. Основные черты третейского разбирательства

 

Третейский суд - это суд, создаваемый самими участниками (сторонами) соответствующего спора для его разрешения. Поэтому тот или иной спор может стать предметом разбирательства в таком суде только при наличии соглашения об этом самих спорящих сторон (ст. 5 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации").

В международных коммерческих отношениях и в зарубежных правопорядках для этих целей принято использовать понятие "арбитраж". В России понятие "арбитраж" в прежнем правопорядке использовалось для обозначения одной из разновидностей государственного суда и осуществляемой им процедуры.

Спор юридических лиц, являющихся участниками различных предприятий с иностранными инвестициями, подведомствен третейскому суду, а не международному коммерческому арбитражу. По этим же основаниям третейскому суду подведомственны споры российских участников предприятий с иностранными инвестициями с другими российскими юридическими лицами, не являющимися участниками предприятий с иностранными инвестициями.

Третейский суд, как и государственный суд общей юрисдикции или государственный арбитражный суд, является органом судебной защиты гражданских прав (п. 1 ст. 11 ГК РФ). Третейские суды предусмотрены для рассмотрения экономических споров. В 1995 году 50% судебных решений по имущественным искам не исполнялись. В 1993 году с нарушением процессуальных сроков в судах общей юрисдикции и арбитражных судах было рассмотрено 236000 гражданских дел, в 1994 году - 225000 дел. Срок рассмотрения должен быть 60 дней с момента подачи иска. Такое положение - нарушение сроков рассмотрения дел, в этот период активно использовали криминальные структуры, занимаясь "черным арбитражем" за 10 - 50% "комиссионных" от размера предъявляемых одной из сторон требований. Отметим, что по российскому законодательству психологическое воздействие на жертву ("нагнать жути") уголовно не наказуемо.

С 1 июля 1995 года все экономические споры (за исключением споров федерального уровня и выше) были переданы на рассмотрение арбитражным судам субъектов Российской Федерации. В 1996 году ими было рассмотрено и разрешено более 29000 споров. В 1994 году (разгар краха многочисленных финансовых пирамид) средняя нагрузка на судью достигала запредельных показателей (около 200 дел в месяц).

В целях создания необходимых условий для осуществления правосудия арбитражными судами Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2000 года N 428 было предусмотрено увеличение в 2001 и 2002 годах ежегодной численности судей на 250 единиц, а работников аппаратов арбитражных судов на 1000 единиц.

Правовой основой деятельности вначале было Временное положение о третейских судах, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР (июнь 1992 года), а затем Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Такие суды бывают двух видов: временные - для рассмотрения конкретного спора; постоянные - при биржах и торгово-промышленных палатах.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

Законодательством Российской Федерации запрещается создавать постоянно действующие третейские суды при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд считается созданным, "когда организация - юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.