Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность. Деятельность хорошо известна профессионалу




Деятельность хорошо известна профессионалу. Исполнение в совершенстве освоено. Субъект мастерски владеет операциями. Субъект знает технологический процесс в целом и в деталях. Субъект знает и окружающие процессы. Разумеется, в каждом случае речь идет о разных знаниях: знание и владение собственно» деятельностью иное, чем знание технологического процесса,! который включена деятельность человека. Технологический процесс прописан в схемах, картах, графиках, обоснован научными понятиями, а собственная деятельность дана человеку интуитивно — в навыках, приемах, умениях и отрывочных случайных знаниях. Знания профессионала сосредоточены вокруг инструментов, технических средств, материала, особенностей взаимодействии материала и различных средств. Знания человека об окружающем мире бедны — они основаны на приметах, на представлениях о поверхностных связях, за исключением временных связей, которые представлены в опыте профессионала богаче, и это позволяет ему управлять сложным технологическим или социальным процессом с решением задач в аварийных ситуациях. В рамках технологического процесса субъекту точно известны особенности взаимодействия различных процессов и их временные характеристики: сроки, ритмы, скорости, критические события. Именно таи знания позволяют человеку решать временные задачи: ускорять» замедлять свою деятельность для точной синхронизации с заданными событиями, упорядочивать действия по важности — давав ход одним и откладывать другие, выжидать, начинать, завершать, готовиться и анализировать, прерывать и возобновлять. Это своего рода сверхзадачи, задачи более высокого ранга по сравнениюс операциями технологического процесса. Но временные задачи входят в ткань деятельности мастера. Если их убрать, деятельность субъекта сразу зависнет, разрушится, поскольку время — это форма организации деятельности. Через время деятельность одного человека сочетается с деятельностью многих других людей. Благодаря времени деятельность индивида может быть слита с технологическим и социальным процессами.

Время в исполнительной деятельности — это общий график, ткань технологии и ограничения на исполнение. Иным образом входит время в восприятие внешнего процесса, который сам по себе не подвергается изменению. Субъект только отслеживая, подлаживается под него. В деятельности оба типа времени сливаются воедино и не могут быть отделены один от другого. Нельзя вычесть время восприятия из деятельности водителя на дороге, | поскольку водитель схватывает и отслеживает совокупное движе-1 ние, взаимное изменение положения. Нельзя вычесть время вое-j приятия из деятельности сборщицы на конвейере. Ее восприятие! слагается из основного, которое соотносит скорость собственных движений, операций с некоей временной шкалой, и фонового, где скорость движений, изменений не имеет ключевого значении для исполнительной деятельности.

Любое размышление об исполнительной деятельности в единстве трех составляющих — подготовки, контроля за исполнением и анализа исполненного — требует понятия временного синтеза. Движение совершаемое, настоящее стягивает прошлое и будущее.

Синтезу, который определяется исходя из настоящего, противостоит след, мерцающий в настоящем. Ожидание, так же как и след, играет в настоящем, хотя оно качественно отличается от следа прошлого, которое никогда не было настоящим. Временная характеристика должна строиться с учетом бессознательных следов, которые имеют временную метку. Субъект сам делает временные определения, пытаясь уловить смысл следа и ожидания, размещая их в цепи событий и учитывая их неясность и неопределенность.

Временной синтез предполагает временную четкость составляющих — настоящее, прошлое, будущее. Временное определение делается указанием на одну из составляющих в момент восприятия, воспоминания, ожидания чего-то, какого-либо события, предмета или процесса. Когда неясно, следует ли отнести какое-то содержание к настоящему, прошлому или будущему, субъект проводит анализ, чтобы установить, что именно входит в настоящее. Сознательный синтез предполагает понимание, держание в уме сразу двойного или тройного времени вместе с пониманием необходимости отличить, что относится к настоящему, что к прошлому, и что — к будущему. Ясно, сколь важным является четкое определение настоящего. Определение настоящего — наличие, присутствие, здесь-бытие — недостаточно, поскольку в нем не звучит бессознательное.

Деятельность субъекта мы отличаем от технологического процесса, который осуществляет человек. Профессионал, субъект деятельности включен в технологический процесс, осуществляемый в соответствии с нормами, правилами и ограничениями. В психологии разрабатываются различные подходы к деятельности человека (М.Коул, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Г.А.Суворова, Г.В.Су-ходольский, В. Д. Шадриков, Э.Энгестрем). Однако теорию необходимо дополнить понятием процесса, который предполагает подробную временную характеристику, что мы и попытаемся сделать, соотнося деятельность субъекта с технологическим процессом. Деятельность субъекта отличается от технологического процесса. Временами она может сливаться с технологическим процессом, но их нельзя отождествлять. Труд человека всегда осуществляется в соответствии с определенной методикой, нормами, технологией, сформированной в культуре, в соответствии с достижениями науки и техники, но с технологией не следует отождествлять труд или деятельность человека, осуществляемую напряжением сил человека, благодаря его умениям, знаниям, навыкам. Примеры технологических процессов: рейс парохода или самолета, функционирование сборочного конвейера, химико-технологический процесс, обработка металла, например прокат стали, и др. Текущий технологический процесс предполагает действия человека, но деятельность субъекта может не удовлетворять '. бованиям технологического процесса. Новичок, пожилой рабочий, специалист после длительного отпуска должен приложить усилия к тому, чтобы приспособить свою деятельность к особенностям технологического процесса — скорости, точности, ритму и т.д. Это не может быть достигнуто только ловкими движениям, субъекту необходимо совершенное знание и восприятие технологического процесса, окружающего мира и собственной деятельности. Здесь стоит подчеркнуть необходимость отделить восприятие от исполнительных движений, поскольку восприятие берет на себя отдельную функцию временного контроля в синхронизации движений человека с технологическим процессом. Технологический процесс, осуществляемый с помощью технических средств, приборов, инструментов, зависит не только от умений и способностей человека, но и от технических средств, от особенностей их воздействия на материал, зависит от методик, приемов исполнения, а не только от качеств человека-исполнителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.