Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковое многообразие и многоязычие в России




 

Таким образом, поликультурный и многоязычный «ландшафт» России создает плодотворную базу для развития многоязычия от­дельной личности. Если речь идет о «выходе» в общеевропейскую и мировую сферы общения, то проблема заключается в последова­тельном приобщении учащихся к иностранным языкам. Общерос­сийский уровень межкультурной коммуникации требует, в свою очередь, внимательного отношения к национальным языкам и куль­турам России, языкам и культурам меньшинств, проживающих на территории страны. Иными словами, в полиэтническом и полилингвокультурном образовательном пространстве нашей страны важ­но осознание как государством и обществом в целом, так и отдель­ной личностью актуальности преподавания и изучения языков не только международного значения, но и народов России, этниче­ских групп, проживающих в регионе, осознание того, что все язы­ки равноценны. Именно этот тезис является принципиально важ­ным для понимания сущности современного языкового образова­ния как ценности. Тем более что, как справедливо отмечается в отдельных работах, препятствием процессу общения является не просто языковое разнообразие как таковое, а языковое разнообра­зие в сочетании с недостатком компенсирующего его многоязычия.

 

Государство (прежде всего школа) и общество должны созда­вать условия для самовыражения и самореализации детей - пред­ставителей различных этнических и языковых групп, но живущих или обучающихся рядом друг с другом, с тем чтобы решать про­блемы межэтнической интеграции народов, населяющих Россию. Это создает предпосылки для формирования на индивидуальном уровне сознания принадлежности нерусских этносов страны к рос­сиянам (не к русским, а именно к россиянам) и обеспечения ре­ального престижа и равноправия всех без исключения языков и культур. Последнее может стать надежной основой для развития у граждан любого поликультурного государства ощущения этнопсихологической, а не только политической принадлежности к межэтнической общности.

 

Исходным при определении сущности языкового образования как ценности является тезис о том, что изучение любого неродного языка должно сопровождаться изучением культуры народа - его носителя, причем этот процесс должен протекать одномоментно, а не в раздельных, хотя бы и пересекающихся плоскостях. В связи с этим было бы правильно говорить о языковом образовании в рас­сматриваемом аспекте как о лингвокультурном образовании, резуль­татом которого должно стать многоязычие граждан общества, осо­знающих свою принадлежность к определенному этносу, к региону постоянного проживания и к государству вцелом, а также способных самоидентифицироваться в мировом пространстве. Если че­ловек многоязычен, независимо оттого идет ли речь об иностран­ных языках или языках народов России, он должен испытывать чув­ство гордости по этому поводу.

 

Итак, языковое образование как ценность делает актуальной про­блему гармонизации государственных, общественных и личност­ных потребностей по отношению к лингвокультурной подготовке учащихся. С этим связана в первую очередь разработка комплекса институциональных мероприятий, призванных способствовать:

· во-первых, усилению статуса современных неродных, в том числе иностранных, языков в обществе как средства межкультурного об­щения и как учебной дисциплины в системе школьного образова­ния

(в отечественном образовании это может выразиться в последо­вательном включении во все типы учебных заведений, по меньшей мере, двух неродных языков, в расширении реестра изучаемых в школе языков, в том числе за счет языков стран ближнего зарубе­жья и др.);

· во-вторых, созданию условий, гарантирующих каждому человеку в соответствии с его интересами и потребностями и на каждом эта­пе его развития изучение современного неродного языка как инст­румента, позволяющего ориентироваться в современном поли­этническом и поликультурном обществе и успешно осуществлять межкультурное взаимодействие с представителями разных лингвоэтнокультур, в том числе в пределах мультилингвального и полиэт­нокультурного пространства своего государства;

· в-третьих, созданию ситуаций практического использования изучаемых языков как инструментов межкультурного познания и взаимодействия.

 

Действительность характеризуется большим набором подобных ситуаций. Именно это обстоятельство является основополагающим при создании единого Европейского сообщества (см.: Heid M., 1990; Modern Languages..., 1996; и др.), одним из членов которого явля­ется и Россия. Базируясь на этом положении, Совет Европы при поддержке правительств западноевропейских стран и целого ряда стран Восточной Европы относит разработку единых принципов и содержания языковой политики (при сохранении самобытности об­разовательных систем каждой страны) к числу приоритетных на­правлений своей деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 4217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.