Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие техники письма




 

Техника письма предполагает владение навыками каллиграфии, графики, орфографии и пунктуации.

 

Формирование навыков каллиграфии и графики осуществляет­ся на начальном этапе. Каллиграфия (от греч. kalligraphia - краси­вый почерк) связана с обучением учащихся правильному начер­танию букв и разборчивому письму. Графические навыки предпо­лагают владение совокупностью основных графических свойств изучаемого языка: букв, буквосочетаний, диакритических значков (дефис, надстрочные и подстрочные знаки, апостроф и др.).

Графическое оформление письменного текста состоит из ряда взаимосвязанных операций. Например:

· звуковое представление (при воспроизведении текста, заучен­ного наизусть);

· звуковое восприятие (при записи текста в процессе дик­танта);

· зрительное восприятие, связанное со звуковыми представле­ниями при списывании печатного текста;

· ассоциирование звуков с соответствующими графемами;

· кинестезии в виде двигательной деятельности при письме, сочетающиеся с внутренней речью (см.: Теоретические основы методики..., 1981, с. 318).

 

Трудности, связанные с овладением графикой и каллиграфией, объясняются рядом причин:

· несовпадением алфавитов в родном и изучаемых иностранных языках (кириллица - латиница);

· расхождением в формах написания букв, имеющихся в родном и иностранных языках;

· несоответствием во всех языках звуков и букв. Во многих слу­чаях количество звуков в слове меньше, чем количество букв/гра­фем. Например: springen, Katze; black, schoolgirl; chapeau, chambre;

· полисемией графем, т.е. написанием букв и буквосочетаний, обозначающих разные звуки. Например,

c - [k], [s]; x - [ks], [z]; s - [z], [s];

g - [z], [g]; ch- [c], [x], [sh], [tsh]; и др.

 

· наличием синонимических буквенных обозначений (s - B - ss; ch - sch - sh и др.);

· расхождением в начертаниях печатных и прописных букв, за­главных и строчных;

· наличием в родном и иностранных языках одинаковых по на­чертанию букв, но передающих разные звуки (например, графемы с, п, р, у, х - в русском языке).

 

В целом в области графики и каллиграфии должны быть сфор­мированы следующие навыки:

· правильное написание прописных и строчных букв;

· владение буквосочетаниями и звукобуквенными соответстви­ями;

· корректное написание наиболее употребительных слов, вошед­ших в продуктивный словарь учащихся; правильное употребление точки, запятой, восклицательного и вопросительного знаков в кон­це предложения;

· написание букв с диакритическими знаками, что особенно ха­рактерно для французского языка. Например: accent aigu - ete, accent grave - mere, accent circonflexe - tet, знак cedille - lecon, apostrophe - l'eau и др.

 

Обучение каллиграфии, графики и пунктуации должно опирать­ся на опыт, приобретенный в родном языке, и на чтение. Из родно­го языка заимствуется ряд правил, необходимых для осуществле­ния письма (положение рук, тетради, умение пользоваться пропи­сями и разрезной азбукой).

 

Одновременное обучение письму и чтению позволяет эффектив­нее овладеть звукобуквенными соответствиями. Приведенный выше анализ доказывает, что чтение выступает как надежное средство развития навыков письма.

 

Для развития графических и каллиграфических навыков рекомендуются следующие упражнения:

· начертание букв, буквосочетаний и слов по образцу, данному в печатном и прописном вариантах1;

· списывание с выполнением определенных заданий: подчер­кивание указанных графем, поиск пропущенных в тексте букв, под­бор синонимов или антонимов к указанным словам и др.;

· звукобуквенный и слоговой анализ (с использованием настен­ных таблиц, разрезной азбуки). В результате выполнения этих уп­ражнений учащиеся должны научиться четко различать буквы и звуки, членить слова продуктивного минимума на слоги;

· группировка слов по определенным признакам (например, за­пись в два столбика слов с долгими и краткими гласными, с одним и двумя слогами, запись цифр словами; выписывание из текста слов, относящихся к одной теме, и др.);

· конструирование слов из букв и слогов (см. также: Методика обучения иностранным языкам..., 1982, с. 229-303).

 

Орфографические навыки базируются на принципах написания слов, принятых в конкретном языке. Так, например, в основе не­мецкой орфографии лежат два принципа - морфологический и фо­нетический. Некоторое распространение получили исторический (консервативный) принцип и иероглифический.

 

Морфологический принцип применительно к немецкой орфо­графии следует считать основным. Его сущность заключается в том, что каждая

 

1 См. например: Рабочие тетради для школьников к учебному комплексу «Не­мецкий язык для 2-4 классов» / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М., 2000.

значимая часть слова - приставка, корень, суффикс - пишется всегда одинаково, независимо от фонетических условий, в которые они попадают. Фонетический принцип (как слышишь, так и пишешь) подчинен морфологическому - слова произносят­ся, как пишутся, только тогда, когда это не противоречит написа­нию морфем, например Buch, Tafel, но abfallen ['apfalen], nebst [ne:pst].

 

Сущность исторического принципа состоит в том, что написа­ние отдельных слов не соответствует морфологическим или фоне­тическим фактам современного языка и оправдывается лишь исто­рически (Vater, Theater, Bibliothek, Physik).

 

Иероглифический (смыслоразличительный) принцип заклю­чается в том, что одинаково звучащие слова пишутся по-разному, для того чтобы их можно было различить по буквенному составу (Seite - Sake; Meer - mehr, Lied - Lid). Исторический принцип написания характерен для английского и французского языков, что значительно осложняет формирование орфографических на­выков в этих языках, так как наиболее сложной является та ор­фография, в которой этот принцип доминирует. Слова, обусловленные историческим принципом написания, должны заучивать­ся наизусть. Что касается морфологического принципа, то во всех трех языках возможно применение правила, если оно практичес­ки оправдано и распространяется на группу слов, закрепленных в устном общении.

 

Орфографические навыки формируются в процессе речевой деятельности на основе полного понимания и выполнения комп­лекса упражнений общего и специального назначения. В первую группу входят лексико-грамматические упражнения, выполняющи­еся письменно. Они предназначаются не только для обучения ор­фографии, но и для закрепления языковых средств общения - лек­сики, грамматики, фонетики, а тем самым для развития всех форм общения (см. гл. IX, X).

 

К специальным упражнениям, развивающим навыки орфогра­фии, относятся:

· копирование текста, т.е. списывание с целью усвоения основ­ных правил орфографии и пунктуации;

· списывание, осложненное дополнительными заданиями. На­пример: подчеркиванием указанных букв или буквосочетаний, за­полнением пропусков недостающими буквами или словами с труд­ным написанием и др. Списывание с дополнительными заданиями практикуется на всех этапах обучения, но наибольшее применение оно находит на начальном этапе;

· группировки (слов с наличием синонимических буквенных обозначений; омографов; лексем, относящихся к одной теме; производных слов с указанным суффиксом и т.д.);

· орфографические игры (кроссворды, загадки, цветное лото и др.);

· диктанты: слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, само­диктант.

 

Слуховой диктант является надежным средством контроля сформированности навыков орфографии и пунктуации. Он должен проводиться на связном тексте, включающем известные учащимся слова продуктивного минимума и имеющем доступное содержа­ние. Диктант начинается с чтения вслух текста, затем материал диктуется по предложениям, каждое из которых предъявляется один раз.

 

Зрительный диктант состоит в том, что на доске записывают предложения или текст небольшого объема, который затем анали­зируется и стирается, учащиеся записывают диктуемый текст по па­мяти. Аналогичную работу можно провести с печатным текстом пос­ле чтения и анализа, книги закрываются, и учащиеся пишут зри­тельно воспринятый текст под диктовку так, как они его запомнили. Этот диктант выполняет предупредительную функцию.

 

При проведении зрительно-слухового диктанта запись текста в тетрадях сочетается с одновременной записью его на доске. После завершения работы проводятся проверка правильности текста, за­писанного школьниками в тетрадях, и анализ ошибок.

 

Самодиктант сводится к записи учащимися текста или стихо­творения, выученного наизусть. О предстоящем диктанте следует предупреждать заранее, так как установка на преднамеренное за­поминание правил орфографии способствует закреплению формы написания и устранению типичных для данного класса ошибок (см.: Методика обучения иностранным языкам..., 1982).

 

Базовые навыки в области техники письма формируются, как уже упоминалось, на начальном этапе обучения. На продвинутых этапах они закрепляются и совершенствуются как условия разви­тия письменной речи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.