Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследования. Программирование




--4

О

Л

О


в официальной (скажем, на редакционном совещании) и неофициальной об­становке, при контактах с аудиторией (допустим, в ток-шоу). Наблюдение мо­жет протекать в двух форма — включенной (когда исследователь выступает как журналист-профессионал или представитель аудитории, например, уча­стник ток-шоу) и невключенной (исследователь в ситуации наблюдения представляется ее участникам именно как исследователь). При этом обяза­тельно точное фиксирование результатов наблюдения (включая дату, назва­ние СМИ, участников и характера передачи и т.д.)

Анализ текстов — изучение публикаций СМИ, официальных документов (например, законодательных актов, уставов редакций), личных дневников, записок, писем и др. произведений, зафиксированных на бумажных, элек­тронных и иных носителях (рекламные щиты, стенды и т.д.), относящейся к теме «литературы вопроса». При этом «текст» — любая фиксированная на каком-то носителе информация: буквенная, фото, аудио, видео, рисованная, представленная в виде графика, таблицы, карикатуры и т.д.

Эксперимент — это воздействие на изучаемый объект в тех или иных его сторонах (на информационную политику, редакционный коллектив, про­блемно-тематическую структуру СМИ, название, время выхода в свет/эфир, облик и манеру поведения ведущего и т.д.), чтобы обнаружить, как и в какую сторону эти воздействия влияют на функционирование изучаемого объекта, его отношения с аудиторией и проч. В конечном счете выбор изменяемых па­раметров, их комбинирование и варьирование должно служить определению путей повышения эффективности и действенности журналистской деятель­ности. При этом вторгаться в ситуацию важно без создания «шума», а уж тем более «шумихи» по поводу эксперимента, что может только повредить его «чистоте».

Проводить в исследовательских целях «реальный» эксперимент в журна­листике чаще всего нереально (хотя владельцы и редакторы нередко при­бегают к таким переменам в деятельности СМИ, которые можно назвать «внутренними» реальными экспериментами; это, конечно, требует исследо­вательского внимания). Поэтому исследователю важно владеть приемами «мысленного эксперимента». Первый шаг: изучив свой объект, исследова­тель создает полную модель изучаемой системы (концептуально-теоретиче­скую, динамическую ситуативно-историческую) или моделирует важную для изучения подсистему (свойств, структуры, функции, отношения и т.д.) или даже отдельный элемент системы. Второй шаг: мысленное введение в мо­дель новых элементов или трансформация, даже элиминация имеющихся. Третий шаг: определение «в уме» того, что в результате изменений происхо­дит в модели — улучшится или ухудшится с точки зрения оптимума ситуация внутри объекта и в его отношениях с другими объектами. И четвертый: если мысленный эксперимент привел к положительным результатам, необходимо формирование предложений для тех конкретных институций, которым важно


знать, что может произойти, если результаты мысленного эксперимента экс­траполировать и перенести на реальный объект. При этом надо помнить, что результаты мысленного эксперимента носят «чистый» характер, не учитыва­ют возможные в реальности неожиданные результаты. Кажется, например, что мысленный эксперимент привел к доказанной идее необходимости со­здания еженедельного дайджеста или организации типа национального совета по СМИ. Но только реальный эксперимент может подтвердить/опро­вергнуть действительность положительных результатов такого «вмешатель­ства» в функционирующую систему.

Выбор того или иного подхода к сбору эмпирической информации (как и вообще обращение к тому или иному «набору» методов, их и использова­ния в конкретном исследовании) зависит от решаемых исследователем за­дач. Но к любому подходу предъявляются общие требования — обоснован­ность, полнота, достоверность, системность, валидность.

Сбор эмпирической информации проходит в двух формах.

Первая — так называемые «качественные методы» (в отличие от «коли­чественных»). Суть их — в изучении индивидуальных объектов из всех трех областей получения эмпирических данных, в ходе которого происходит феноменологический (греч. phainomenon — особое и необычное явление) анализ этих конкретных «социальных объектов». При феноменологическом («качественном») анализе в поле внимания попадают индивидуальные свой­ства конкретного текста СМИ, программного документа редакции, структуры номера или программы, журналиста (редактора, дизайнера, других творчес­ких работников) в личностной и творческой особости как «элемента» сово­купности сотрудников коллектива, внутри(около)журналистского дружеско­го круга, опубликованных или хранящихся в архивах воспоминаний, дневников, писем, др. материалов и т.д.

Феноменологический анализ — это своего рода case study, исследования случая, отдельного явления, состояния, поступка, мотива. Характерность яв­ления и, соответственно, мера научной значимости проявится позднее, в хо­де исследования. Но и по ходу сбора сведений надо хотя бы предваритель­но обдумывать возможную «концептуализацию» случая, чему помогает так называемая «теория случая» (grounded theory).

Феноменологический («качественный») анализ требует использования разработанных и применяемых специалистами различных наук методов и методик изучения отдельных явлений, в частности, текстов (литературная, политическая, философская критика, юридический, экономический анализ и т.д.). Например, публицистические тексты в рамках медиакритики рассма­триваются со стороны содержания (тема-проблема-идея) и формы (жанр-композиция-стиль) при учете особенностей функций, предмета, метода это­го типа творчества. При обращении к отдельным личностям применяется биографический подход, социально- и общепсихологические методы,



оо о


характерология, социально-мировоззренческий анализ и т.д. В результате феноменологического анализа выявляются важные для исследования особенности отдельного явления в его общих-особенных-единичных свойствах.

Вторая форма сбора эмпирической информации — так называемые «ко­личественные методы». Своеобразие их — в изучении более или менее зна­чимой совокупности явлений, результатом которого становится количествен­ная характеристика. При этом почти теряется «вкус и запах» индивидуально­го, но зато, особенно при репрезентативном (представительном) подходе, выявляется картина свойств всей совокупности, распределенная по количе­ственным шкалам разного типа.

К количественным методам при изучении той или иной совокупности прибегают, обобщенно говоря, когда необходим «статистический» подход (при строгой классификации элементов изучаемой совокупности), который дает сводную характеристику множеству явлений, «снимая» индивидуаль­ные особенности отдельных. При этом принципиально важно, чтобы выбран­ная для обработки совокупность явлений была репрезентативной (представ­ляющей с определенным малым допуском генеральную совокупность). На­пример, рейтинги тех или иных программ «выстраивают» по популярности в репрезентативно отобранной аудитории те или иные типы передач за опре­деленный период. Характеризуется интерес не к отдельной передаче, а «среднее» внимание к однородным передачам вообще. Контент-анализ также дает обобщенную характеристику текстов по тем или иным выбранным исследователем параметрам. И массовый опрос аудитории, журналистов или экспертов приводит к демонстрации изучаемых их мнений и взглядов в свод­ных таблицах.

Методы эмпирического исследования применимы как для «качественно­го», так и «количественного» изучения явлений журналистики. Притом если опрос, наблюдение, анализ документов широко и без труда используются в обоих случаях, то реальный эксперимент на больших массивах СМИ (напри­мер, на районных газетах или на творческих группах, обслуживающих ток-шоу) проводить крайне сложно. Хотя в ограниченных масштабах реальный эксперимент провести не очень трудно, если есть соответствующая догово­ренность с руководством СМИ. А мысленный эксперимент всегда проводится как единичный (хотя его выводы и рекомендации могут быть распростране­ны на множество журналистских объектов).

Увлеченность эмпирической информацией, сосредоточение внимания на соответствующих методах и получении сводных данных и неумение, неже­лание или боязнь вести концептуальную обработку эмпирических данных приводит к эмпиризму. Ведь эмпирические данные можно назвать фактами науки лишь предположительно. Действительно научный подход исследова­теля предполагает поиск эмпирической информации для формирования


необходимой системы научных фактов как базы последующих концепту­альных разработок.

Сформированность цельной научной парадигмы, владение всем многооб­разием методологических средств — важнейшее предварительное условие успешной исследовательской деятельности. Конечно, в ходе работы часто возникает необходимость «поправок и дополнений» в свою научную пара­дигму. Так общая «предварительная» подготовленность исследователя со­провождается необходимостью дополнительной «специальной» подготовки (и переподготовки) применительно к работе над конкретным исследователь­ским проектом.

И тут возникают новые методологические проблемы.


б. ПРОЦЕСС (ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.