Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательная функция графики




Воспитательная функция графики — одна из важнейших. Огромная эмоционально-действенная сила, которой обладают произведения графики, способствует формированию личности. Графика учит познавать и понимать прекрасное, помогает раскрытию положительных сторон окружающего мира.

До настоящего времени в процессе обучения графике слепых и слабовидящих главное внимание уделялось овладению ее содержанием. Однако не менее важное значение имеет творческое отношение к ней. Различия между видами графики, их привлекательностью не должны исключать такого отношения, к применению их в разнообразных видах деятельности. В пробуждении у личности внутренней потребности в активном творчестве во всех сферах деятельности велика роль эстетической культуры, развивающей возможности личности, стимулирующей творческий подход к явлениям жизни для преобразования ее по законам красоты.

В обучении слабовидящих и слепых специальной графике превалирует познавательная сторона и мало представлена чувственно-эмоциональная, эстетическая. Считалось, что слепым и слабовидящим - трудно передать эстетическое содержание графики. Исследования и наблюдения показывают, что позитивное отношение слепых и слабовидящих к ритмической стройности формы, цвету, различным способам выполнения изображений оказывает большое влияние на познание окружающей действительности.

Слабовидящие и слепые в связи с различными способами восприятия окружающего мира оказались не в одинаковой степени способными к эстетической оценке объектов графической деятельности. Воспитательное воздействие специальной графики на слабовидящих и слепых значительно меньше воздействия обычной

1 Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики,— М„ 1981.—С, 231,


 


графики на зрячих. Объясняется это снижением ее художественных возможностей. Однако они не исключаются. Слабовидящие и слепые должны быть приобщены ко всем доступным им сферам жизнедеятельности, в том числе и к сфере искусства. Это способствовало бы эстетическому воспитанию лиц с нарушением зрения, развитию у них художественного мышления, обогащению эмоционального восприятия. Сейчас в дошкольных учреждениях и школах не используются многие графические произведения в связи с отсутствием у работников этих учреждений представлений об их ценности в эстетическом воспитании детей. Естественно, что у слабовидящих и слепых, которым рассказывается о графическом произведении, целостный, тем более художественный образ не формируется. Для понимания и эстетической оценки произведения они должны быть подготовлены, т. е.должны обладать определенным запасом знаний, иметь понятия о содержательных элементах прекрасного и развитое эстетическое восприятие.

Эстетическое восприятие изобразительной формы слепыми и слабовидящими детьми изучено сравнительно мало. Исследования, касающиеся восприятия ребенком изобразительной наглядности, рассматривают обычно вопрос со стороны понимания им лишь, содержания картинки. Вопрос же об эстетическом восприятии изобразительной формы в единстве с содержанием (предметов, природы, быта, искусства) в исследовательской литературе не затронут. Между тем наблюдения показывают, что положительное отношение ребенка к ритмической стройности формы, цвету, различным способам и характеру изображения предмета на картинке оказывает большое влияние и на смысловую сторону восприятия.

Слепые и слабовидящие оказались в разной степени способными к эстетической оценке изображений. Слабовидящие и слепые ученики I—IV классов находятся на более низкой стадии эстетического развития, чем нормальновидящие. Эта стадия характеризуется невысоким уровнем чувственно-эмоциональной реакции на воспринимаемое. У детей практически отсутствуют эмоционально-эстетические предпочтения, умение самостоятельно определять -эстетическое в воспринимаемых объектах и давать эстетические оценки. Их эстетические оценки часто являются повторением оценок учителей, воспитателей, родителей, что связано, как правило, с отсутствием знаний о приемах и способах построения изображений, с неумением выделять, сравнивать, анализировать, обобщать определенные признаки и свойства предметов. Успешность выполнения заданий по выделению содержательных элементов эстетического в изображениях (пластики, ритма, симметрии) и передача их в предметах практической деятельности у слабовидящих и слепых ниже, чем у нормальновидящих.

На более высокой стадии эстетического развития находятся слабовидящие и слепые учащиеся V—VIII классов. Это связано с обучением изобразительному искусству, посещением музеев, вы-


ставок, с выполнением различных поделок на предметных уроках. Учащиеся начинают находить самостоятельно содержательные элементы эстетического в предметах и соответствующих им изображениях. У них проявляется определенная познавательно-творческая активность, особенно в тех случаях, когда сформирован интерес к занятиям и выработана целевая установка. Их часто привлекают ярко выраженные свойства изображений и предметов.

Учащихся IX—XI классов значительно повышается уровень эстетического развития. Этот этап развития характеризуется выраженной чувственно-эмоциональной реакцией на воспринимаемое, умением выделять основные признаки и свойства предмета окружающей действительности, выбирать приемы и способы передачи симметрии, пластики, ритмики, цвета в изображениях и объектах предметно-практической деятельности. У учащихся проявляется интерес к декоративно-прикладным видам искусства, они начинают осознавать роль художественного творчества в практической деятельности.

В результате исследований были выявлены элементы эстетического выражения, доступные детям и вызывающие положительную эстетическую оценку. Обнаружилось, что большинство слабовидящих детей предпочтение отдает цветным изображениям (73%), тогда как линейным — только 10% детей, контурным с точечным заполнением — 7% и силуэтным — 6%.

Цвет в изображениях выступает не только как информативный фактор, но и как фактор направленного психического воздействия на ребенка. У детей с нарушением зрения цвет вызывает определенные эстетические переживания: радость, волнение, напряженность. Замечено, что дети дошкольного и раннего школьного возраста предпочитают теплую гамму цветов, что свидетельствует о наличии у слабовидящих детей ассоциативной связи с теплым. По-видимому, здесь проявляется естественное стремление ребенка к теплу, стимулирующему развитие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.