Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическое воспитание




Физическое воспитание слепых и слабовидящих является важной составной частью коммунистического воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности.

Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате нарушения зрения. У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства слепых и слабовидящих детей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей — силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. У многих таких детей страдает пространственно-ориентировочная деятельность, макро - и микроориентировка в пространстве.

При нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения в развитии встречаются у таких детей. Установлено, что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах.

Наиболее выражены отклонения у учащихся старших классов. Длина тела у слепых и слабовидящих к 17 годам меньше в среднем на 5—5,5 см по сравнению с нормой. То же самое можно сказать относительно разницы в массе тела, которая ниже у слепых и слабовидящих подростков на 4—5% по сравнению с нормой; у юношей и девушек масса на 6—7% меньше, чем у нормальновидящих сверстников. Окружность грудной клетки у слепых и слабовидящих подростков в среднем на 4,8 см меньше, чему нормальновидящих.

С возрастом показатели физического развития у слепых и слабовидящих увеличиваются, однако более медленно по сравнению с нормальновидящими. У слепых и слабовидящих отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у таких детей в принципе сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Отсутствие или снижение зрения как бы сдерживает естественный ход физического развития таких детей.


Еще более выраженное отставание у детей с нарушением зрения отмечается в формировании двигательных качеств. Так, слепота и слабовидение отрицательно сказываются на развитии быстроты движения. Развитие этой функции происходит неравномерно на разных возрастных этапах. Эта неравномерность часто выражена в старшем возрасте. Если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у слепых и слабовидящих развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет.

Выраженное отставание у слепых и слабовидящих детей отмечается в прыжках с места, координации, точности движений, причем на всех этапах развития, что, возможно, связано с пространственно-ориентировочной деятельностью.

У слепых и слабовидящих отмечаются задержки в развитии статической выносливости. В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слепых и слабовидящих статическая выносливость продолжает развиваться до 17 лет. Развитие двигательных качеств у этих детей находится в прямой зависимости от состояния неполноценного зрения. Это требует проведения специально направленной коррекционно воспитательнои работы по предупреждению и исправлению отклонений в физическом развитий и формировании двигательных качеств. Это возможно в условиях специального обучения и воспитания за счет мобилизации и использования резервных возможностей неполноценной зрительной системы, активизации функций двигательного анализатора в процессе занятий физкультурой, спортом, туризмом и т. п.

Как известно, зрительная система связана не только с деятельностью коры больших полушарий мозга, но и с подкорковыми образованиями, в особенности с ретикулярной формацией, через которую проходят все нервные пути от периферии к центру. В тесной связи зрение находится с вегетативной нервной системой, оказывающей свое влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Поэтому реализация резервных возможностей организма аномального ребенка может быть эффективной только при рациональном двигательном режиме.

Задачи и содержание физического воспитания слепых и слабовидящих детей в принципе те же, что и у нормальновидящих, однако при этом учитываются особенности их физического развития, обусловленные нарушениями зрения, вторичными отклонениями в формировании движений и пространственно-ориентировочной деятельности. В связи с этим физическое воспитание слепых и слабовидящих детей приобретает особую актуальность. Оно направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья, формирование двигательных качеств. Это достигается путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности


ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц. Все это направлено на коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства, качественное выполнение двигательных действий, Физическое воспитание предусматривает, преодоление таких недостатков физического развития, как асимметрия и непропорциональность телосложения, искривление позвоночника, плоскостопие, некоординированность, скованность движений у детей. Физические упражнения сочетаются с закаливающими процедурами и, как правило, проводятся на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении, с соблюдением гигиенических норм и требований.

Слепые и слабовидящие дети, так же.как и нормальновидящие, в своем развитии изменяются в физическом и психическом отношении. Каждый возрастной этап характеризуется более высоким уровнем физического и неразрывно связанного с ним умственного развития. Различаются, как и в норме, следующие возрастные периоды в развитии детей: младенчество — первый год жизни; преддошкольное детство — от одного года до 3 лет;, дошкольное детство — от 3 до 6—7 лет; младший школьный возраст—период обучения в начальных классах школы — от 6—8 до" 11—12 лет; средний школьный возраст— период обучения в средних классах — от 11 до 14—15 лет; старший школьный возраст— период обучения в старших классах общеобразовательной школы—от 14—15 до 17—18 лет.

Отмечая общность возрастной периодизации в норме и при патологии зрения, следует иметь в виду, что у детей при глубоком нарушении зрения могут быть отклонения в возрастной периодизации развития.

При проведении работы по исправлению недостатков двигательной сферы опираются на теоретические положения коррекции двигательных нарушений, которые являются определяющими в построении методических закономерностей процесса физического воспитания аномальных детей.

Коррекция нарушений моторики и физического развития предполагает учет возрастных закономерностей и особенностей формирования физического развития и двигательных способностей аномальных детей. Ее необходимо осуществлять параллельно с общим физическим развитием, укреплением здоровья и с опорой на сохранные двигательные функции.

Коррекции должны быть подвергнуты не столько элементарные, сколько сложные движения, требующие осмысления и регуляции, а эффективность коррекционно-воспитательной работы по определению нарушений в двигательной сфере аномальных детей повышается при словесном опосредовании двигательных действий, развитии познавательной активности и качеств личности ребенка.

Эффективность процесса физического воспитания слепых и слабовидящих детей требует комплексной организации работы по


коррекции двигательных нарушений, важным условием которой является единство форм учебной и внеклассной работы, создание адекватных условий для их физического и умственного развития, формирования двигательной сферы.

Необходим индивидуальный и дифференцированный подход к детям в процессе физического воспитания с учетом клинических форм, характера нарушений зрения и аномалий развития, при разных формах и тяжести зрительной патологии, а также систематический контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей учащихся и степенью исправления двигательных нарушений.

Система физического воспитания слепых и слабовидящих детей включает: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, прогулки, игры и пр.), обязательные занятия физической культурой, занятия в кружках-игруппах общей физической подготовки, спортивных секциях, ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, походы, слеты.

Для всех слепых и слабовидящих детей независимо от возраста, состояния здоровья и зрения рекомендованы следующие упражнения: построения и перестроения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения с мячом; упражнения по исправлению и правильному формированию осанки; упражнения на координацию, точность, равновесие; ритмические занятия; упражнения в лазанье и перелезании; упражнения на ориентировку без зрительного контроля; упражнения на развитие простой и сложной реакции; упражнения на гибкость; ходьба, бег умеренной интенсивности; метание малых мячей; прогулки на свежем воздухе в нормированном темпе. При выполнении сложных физических упражнений дети делятся по клиническим формам нарушения зрения (А. Н. Гнеушева) на две группы. К I группе относятся дети со следующими клиническими формами: близорукость с изменением глазного дна, подвывихом хрусталика, косоглазием.

Ко II группе относятся дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, альбинизмом. Для каждой группы подбираются упражнения, которые им показаны по состоянию зрения и здоровья. Детям I группы противопоказаны упражнения в статических напряжениях больших групп мышц со значительным нервно-мышечным отягощением (прыжки в высоту и длину, соскоки со снарядов, стойки на плечах, голове, руках, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижения на лыжах, коньках). Дети II группы могут выполнять все упражнения программы по физкультуре в дошкольных учреждениях и в школах для слепых и слабовидящих детей. Однако следует принимать во внимание, что во всех случаях слепые и слабовидящие нуждаются в осторожном подходе к занятиям физкультурой. Некоторые из физических упражнений, требующие статических напряжений больших групп мышц и значительного нервно-мышечного напряжения, слепым и слабовидящим детям противопоказаны.


Необходимым условием эффективности процесса физического воспитания детей с нарушением зрения является обеспечение систематического медицинского комплексного контроля и систематическое соблюдение мер по предупреждению травматизма при занятиях физкультурой и во время перемен. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы во время занятий физкультурой и в перерывах. Строго соблюдать все требования к занятиям физкультурой и требования особой предосторожности в движениях, учитывая, что дети затрудняются в ориентировке в пространстве. Большое значение следует придавать упражнениям для формирования правильной осанки и позы.

Таким образом, содержание занятий по физкультуре определяет ход и характер формирования двигательных функций, дифференцированный подбор упражнений, что способствует улучшению и выравниванию показателей физического развития детей с нарушением зрения с показателями физического развития нормально видящих сверстников.

Под влиянием специально направленного физического воспитания и применения системы коррекционных занятий происходит перестройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечная работоспособность, нормализуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, что не менее важно, улучшается функциональное состояние зрения у детей.

ЛИТЕРАТУРА

Азарян Р. Н. Физическое воспитание.слепых и слабовидящих школьников в режиме дня.— М., 1987.

Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье/Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова.— М., 1979.

Воспитание слабовидящего ребенка в семье/Под ред. В. П. Ермакова, А. А. Щегловой.—М., 1986.

Жигарев А. М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей.—М., 1984.

Маллаев Д. М. Комплекс ГТО в школе для слепых детей.— М., 1986.

Обучение, нравственное воспитание и физическое развитие учащихся в школе для слепых детей//Сост. А. И. Сизова и Г. И. Бредис.— М., 1982.

Самбикин Л. Б. Гимнастика в школе-интернате для слепых. детей.— М., 1969.

Сермеев Б. В. Физическое воспитание слабовидящих детей.— М., 1983.

Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста.—М., 1983.

Стернина 9. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников.— Л., 1980.

Глава 5, ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРАФИКЕ Общее понятие о специальной графике

Специальная графика представляет графику, преобразованную для слепых и слабовидящих, удовлетворяющую их потребности в различных видах деятельности. По способам выполнения она


предназначена для тактильного, зрительно-тактильного и зрительного восприятия. Ею могут пользоваться слепые и слабовидящие.

Широкое использование графических изображений в учебно-воспитательном процессе и трудовой деятельности позволяет слепым и слабовидящим приобщиться к научному познанию, художественному и социальному опыту, техническому творчеству и различным видам труда.

Графика выполняет в жизни слепых и слабовидящих ряд важнейших функций, основными из которых являются познавательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, информационная, коммуникативная, профессиональная, гедонистическая (В. П. Ермаков, О. И. Егорова, Н. А. Семевский).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.