Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекционно-развивающая функция графики




Информационная и коммуникативная функции графики

Графика относится к знаковым системам, является носителем информации и специфическим каналом связи. Как всякая знаковая система, графика имеет свой исторически обусловленный код и свою систему условностей (Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин и др.).

Графические знаки используются для передачи, хранения и преобразования информации. Представление о графическом знаке прежде всего как о материально, чувственно воспринимаемом обозначении, замещающем другие предметы, общепризнанно. К графическим знакам относятся рисунки, чертежи, схемы, обозначения на географических и исторических картах и др. Они

.162


имеют познавательную, эстетическую и практическую ценность.

Информативные возможности графических знаков довольно широки и в ряде случаев превосходят возможности обычных словесных средств (Л. К Ребане, В. А. Колеватов и др.)- Знаковые средства наиболее эффективно используются в тех случаях, когда с помощью речи не удается довольно полно описать многие предметы и явления окружающей действительности. Наиболее трудно поддаются описанию с помощью звуковой речи пространственные свойства предметов, цвет и цветовые отношения, процессы я явления в химии, биологии, технике. Графические знаки позволяют передавать указанные свойства связи и отношения с высокой степенью точности и в короткий промежуток времени (М. В. Гамезо, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин, Л. К. Ребане, В. А. Колеватов).

Вместе с тем слабовидящие и слепые ощущают значительный дефицит в графической информации. Они ограничены в выборе графических средств при решении коммуникативных задач.

Каков же исходный путь развития и широкого использования графических знаков и знаковых систем среди слабовидящих и слепых?

Источник правильного решения вопросов информационного обеспечения и расширения коммуникативных возможностей лиц с нарушением зрения — обучение их чтению и выполнению изображений, использованию графических знаний и умений в учебно-познавательной, игровой и трудовой деятельности, умению понимать и давать словесные характеристики изобразительным средствам в процессе социальной коммуникации.

Специальная графика служит важнейшим средством коррекционно-компенсаторного развития слабовидящих и слепых. В процессе обучения графике обогащается сенсорный опыт, конкретизируются представления, развиваются речь и мышление.

Анализ процессов совершенствования средств коммуникации свидетельствует, что восприятие, мышление и речь развивались в постоянном взаимодействии с изображениями, их использованием в познавательной и трудовой деятельности (В. М. Венда, В. А. Колеватов, Л. К. Ребане).

Уместно отметить, что обучение графике оказывает положительное влияние на развитие восприятия, речи и пространственного мышления. Развитие восприятия, речи и пространственного мышления у лиц с нарушением зрения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе обучения, о чем будет сказано ниже. Коррекционно-развивающая функция графики органически связана с остальными функциями, находящимися с ней в сложном взаимодействии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.