Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурные функции мифа




Вера в древние мифы уже в античные времена начинает утрачиваться. Слово «миф», первоначально означавшее просто «предание», тогда и стали употреблять для обозначения предания недостоверного. С тех пор появляется взгляд на мифологию как на свидетельство глубокого невежества и удивительной наивности древних людей. Школьники, узнав, что в древности люди представляли себе Землю в виде плоского диска, который держится на трех слонах, которые стоят на черепахе и т.д., снисходительно посмеиваются над необразованными дикарями, верившими в совершенно неправдоподобные и нелепые выдумки подобного рода. Многие думают, что время мифологии прошло, что цивилизованный человек, в отличие от дикаря, не даст обмануть себя мифами.

Однако это не так. Мифология живуча, и цивилизованные люди тоже сплошь и рядом попадают во власть мифов. В каждой культуре есть своя мифология. Разоблачая мифы, владеющие мышлением людей в других культурах, люди оказываются под властью мифов своей культуры, которые, однако, мифами им не кажутся и которые впоследствии тоже разоблачаются.

Если мифы, несмотря на развитие науки, образования, рациональных форм мышления, продолжают существовать во всякой культуре, значит, есть причины, порождающие и поддерживающие их существование. Развенчание каких-то одних мифов приводит лишь к замене их другими. Человеческая склонность верить в мифы неистребима. Никакая культура не может обойтись без веры в мифы, вопрос лишь в том, в какие мифы люди верят. Во всяком обществе мифы выполняют специфические социокультурные функции, связанные с организацией мышления и деятельности его членов.

1. Функция стереотипизации. Наглядные и эмоционально насыщенные мифологические образы и сюжеты легко усваиваются и транслируются, становясь стереотипами [54]. Мифологические стереотипы очень устойчивы и слабо поддаются пересмотру под влиянием индивидуального опыта, поэтому вера в мифы сплачивает людей в сообщество с едиными принципами, ценностями, нормами, представлениями. Основанная на вере в миф стереотипизация восприятия действительности, мнений и суждений подчиняет индивидуальное сознание коллективному. Мифологическая стереотипизация часто используется в идеологических целях: создаются идеологические мифы, с помощью которых в сознание людей внедряются лозунги вроде «Самодержавие, православие, народность» или «Сияющие вершины коммунизма», стереотипные образы «доброго царя», «нечестивого басурмана», «пламенного революционера» и пр.

2. Функция компенсации. В любую эпоху, при любом уровне развития науки люди сталкиваются с чем-то неизвестным, непонятным, необъяснимым. В таких случаях мифологический вымысел позволяет им в какой-то мере компенсировать недостаток знаний, объяснить непонятное и включить его в имеющуюся у них систему представления о мире. Малообразованные люди с помощью мифа получают возможность истолковать для себя в простейших наглядных образах то, что кажется им плохо объясненным наукой.

Связанная с мифом магия компенсирует бессилие людей перед жизненными трудностями: если надеяться не на что, остается лишь верить в чудо, в помощь волшебных сил. Вера в миф пробуждает угаснувшие было надежды, оказывая положительное воздействие на психическое состояние и поведение человека и помогая ему справиться с жизненными невзгодами.

Еще один аспект компенсационной функции мифологии заключается в том, что вера в миф в какой-то мере избавляет людей от психического напряжения, вызванного необходимостью постоянно следовать рациональным культурным установкам. Открывая простор для фантазии, миф дает выход бессознательным импульсам. Вера в миф компенсирует человеку утрату возможности по-детски реагировать на трудности жизни.

3. Функция символизации. Поскольку мифологическое мышление всегда отталкивается от каких-то реальных фактов, постольку мифический вымысел становится своеобразным символическим «кодом» выражения связанных с этими фактами смыслов. Хотя люди, верящие в миф, не осознают его символического содержания, такое символическое содержание в мифе есть. В неявных формах миф отражает какие-то характеристики действительности, о которых сами авторы мифов не отдают себе отчета.

Одна из традиций «расшифровки» мифологического «кода», сложившихся в античные времена, такова. Мифические боги толкуются не просто как существа, управляющие природными силами, явлениями, процессами, а как образы, символически олицетворяющие эти силы, явления, процессы. Так, Гея – это образ земли, Уран – неба, их сын Кронос – олицетворение времени; под именем Зевса скрывается идея всеобщего мирового закона и т.п. У Урана (неба) и Геи (земли) рождаются дети, но Уран не хочет их видеть и заставляет оставаться в чреве матери Геи (т.е. в земле), а Кронос (время) выпускает их на волю. Это можно истолковать как символическое выражение того, что жизнь на земле имеет как небесные, так и космические корни, но небесный мир недвижен и чужд всякой жизни, и жизнь на земле начинается только тогда, когда из недр земли освобождаются ее внутренние силы. В мифе Кронос поедает своих детей – это символ того, что время уничтожает все, что оно порождает; Зевс свергает власть отца, принуждает его вернуть на свет других его детей и воцаряется над миром – это символизирует обретение богами бессмертия и подчинение хода времени единому всеобщему закону.

Во всяком обществе символическое отражение в мифе находят какие-то неосознаваемые людьми социокультурные установки.

В греческой мифологии Орест убивает свою мать за то, что она убила его отца. Ореста преследуют богини мщения, но Афина заступается за него, и афинский ареопаг его оправдывает. Вряд ли, однако, древние греки осознавали, что этот миф символически отражает смену морально-правовых установок античного общества: оправдание Ореста есть символическое признание торжества патриархата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.