Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные нравы




Источники светского и религиозного права зрелого Средневековья. Правовая культура и порожденные ею

Бурное развитие городов и новых экономических отношений сделали необходимым появление кодифицированных форм, которые могли регулировать как торговлю, морские перевозки, кредит и денежное обращение, так и новые формы собственности, возникающие и развивающиеся в рамках города. Хотя особенностью средневековых кодификаций зрелого Средневековья по-прежнему была их многочисленность и нетождественность, характерной чертой стала рецепция (заимствование, усвоение) норм римского права. Время возникновения городского права относят к XI – XII векам. Его родиной в силу интенсивности экономического развития стала Италия, а широкому распространению на территории Европы способствовал международный торговый обмен. Купцы Германии и Франции, находясь по делам в Италии, становились очевидцами судебных споров, сами заявляли иски или отвечали по ним. Возвращаясь на родину, они приносили с собой новый правовой опыт и стремились привить его.

Уже отмеченное значение церкви в жизни средневекового общества приводит к распространению так называемого канонического права. Церковь вмешивается в область имущественных и семейных отношений, преследует еретиков и т.д. В качестве нормативной основы церковные суды используют специфические источники религиозного характера – учения апостолов, постановления церковных соборов. Первым сборником канонического права стал Кодекс Грациана XII века, в котором каждая норма права была подкреплена цитатой из Библии, высказываниями “отцов церкви” и т.д.

Правовые нормы эпохи Средневековья оказали существенное влияние на формирование общественных нравов. Особенно показательна эта зависимость была в сфере семейных отношений и системе наказаний. Сфера семейно-брачных отношений находилась под сильным влиянием католической церкви. Отношение к браку как к таинству сделало невозможным развод, требовало обязательного узаконивания отношений между полами. Под официальным запретом находились кровосмесительные союзы, однако на практике в крестьянской среде они являлись нормой, так как лично зависимые крестьяне не могли покидать свою деревню. В эту эпоху устанавливается следующий брачный возраст: 12 лет – для девочек, 14 лет – для мальчиков.

В эпоху Средневековья женщина не имела права распоряжаться имуществом. Даже ее приданое после заключения брака становилось собственностью семьи, и им распоряжался муж. Каноническое право ставило вне закона внебрачных детей, ограничивалось или прямо запрещалось их узаконение.

Нравы Средневековья, зафиксированные в праве, поддерживали патерналистские отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Родительская власть рассматривалась как законная опека до вступления детей в брак. Муж имел право на физическое наказание жены, а женщина, убившая мужа, наказывалась закапыванием живьем в землю (Франция, Германия) или сжиганием на костре (Англия).

Суровость средневековых нравов особенно ярко проявлялась в системе наказаний, главной целью которых являлось устрашение. Следуя этому убеждению, смертная казнь осуществлялась публично в наиболее мучительных формах: колесование, четвертование, кипячение в масле и т.д. После казни трупы неделями висели на стенах городского вала и базарных площадях.

 

Христианская мораль. Универсальные и сословные этические идеалы Средневековья.

Среди факторов, регулировавших и формировавших общественную жизнь Средневековья, выделялись не только политико-экономические и правовые формы ее регламентации, но и так называемые духовные, в первую очередь христианство, которое стало идейным базисом новой морали и ее нравственных норм.

Несмотря на то что основа нравственной культуры Средневековья была единой, ее внутренняя дифференциация в целом соответствовала общим принципам сословного деления в обществе. В связи с этим сформировались три во многом отличных системы нравственных идеалов: церковная (религиозная), феодально-аристократическая (светская), народная.

Христианство предложило обществу новые духовные ориентиры. Крах стандартов общественной жизни античного мира привел к поиску иных ценностей и идеалов. Основой нравственной жизни были провозглашены десять заповедей Ветхого Завета и Нагорная проповедь Иисуса Христа. Простейшим нравственным правилам предшествующих эпох, носящим безлично-жесткий, императивный характер – “не убий”, “не укради” и др. христианство противопоставило этические принципы, являющиеся результатом свободного выбора человека и основанные на идее любви и всепрощения: “если ударят по правой щеке, подставь левую”, “раздай свое имущество” и т.д. Таким образом, христианство обогатило и развило моральный опыт человечества, явилось прогрессом по сравнению с патриархальными нравами. Однако глубинные его возможности так и остались не реализованными. Реальные нравы Средневековья не совпадали с принципами христианской терпимости, милосердия и гуманизма. В своей амбициозной борьбе за власть феодальные верхи мало думали о смирении, в быту не ограничивали себя ни в чем, с вассалами вели себя высокомерно, с крестьянами – грубо и жестоко. Нарушались моральные принципы христианства и самой духовной властью, которая организовывала крестовые походы, создала святую инквизицию, проявляла откровенное властолюбие и сластолюбие. Тем не менее пафос смирения и духовных приоритетов, проповедуемый христианством, способствовал появлению такого средневекового феномена, как монашеский нравственный идеал.

Возникший в эпоху поздней античности в условиях формационной катастрофы, безысходности и отчаяния, варваризации общества, гибели античной культуры, он распространился как идеал нравственно-совершенной личности, “раба божьего”, наследника вечной жизни, духовно не связанного с конкретным погибающим миром. Это великомученик, святой, адепт апостольской морали, последователь Христа. Монашество стало исторической формой осуществления аскетического христианского идеала. Монашеский идеализм способствовал феодализации Европы, укреплению позиций церкви, ее политических институтов. Угасание монашеского идеала совпало с движением Реформации и зарождением национального чувства в Европе на рубеже XV – XVI веков.

Одним из интереснейших моментов в развитии средневековой морали было появление ее светских форм, возникших на религиозной христианской основе, но существовавших независимо от нее. К XI веку сформировался особый кодекс морали на основе своеобразных норм и ценностей, исповедуемых высшим светским слоем общества, – кодекс рыцарской чести, позволивший рыцарям (представителям “благородного” сословия) отделить себя от “неблагородных” ‑ простолюдинов. Ядром рыцарского кодекса чести была верность своему сеньору и данным обязательствам (поэтому среди рыцарей широкое распространение получили такие формы, как обеты, клятвы, соглашения и т.д.). Предательство и вероломство считались тягчайшим грехом и потому влекли за собой исключение из рыцарской военно-аристократической корпорации.

Важными составляющими рыцарского кодекса чести было отношение к Врагу и Женщине. Отношение к Врагу определялось безусловным требованием мужества (рыцарь в доспехах не имел права отступать в бою) и гуманности (убийство безоружного врага покрывало рыцаря позором). Отношение к Женщине было своего рода религией рыцаря, выражающееся в форме любовного служения, культе Прекрасной Дамы. Любовь вдохновляла рыцаря на подвиги, облагораживала его в эмоционально-психологическом плане, так как требовала демонстрации преданности, самоотверженности, умения владеть собой.

Свои представления о нравственности складывались в эпоху Средневековья не только у “благородных” сословий (духовенства и дворянства), но и у низов общества (крестьянства и ремесленников). С появлением городов и формированием городского образа жизни возникают цеховое, корпоративное моральное сознание средних слоев.

Идеология средних слоев средневекового общества уходит своими корнями в период античности. Ее основой стали философские системы поздних пифагорейцев, киников, ранних и поздних стоиков и первых христианских проповедников, которые призывали к умеренности, ограничению материальных потребностей, бытовому аскетизму. Представления о человеческом труде как о благе, сформировали специфический тип сознания городского жителя – свободного гражданина, самостоятельно обеспечивающего свое существование. Традиционный состав городского населения античного периода сохранился и в эпоху Средневековья. Он представлял собой объединение ремесленников, мелких торговцев, а также домо- и землевладельцев, представителей свободных профессий.

В средневековых городах средние слои возглавляли ремесленные объединения. В процессе общественной и производственной деятельности они выработали повседневные нормы поведения, обязательные для всех лиц равного социального статуса, и определенные принципы совместной деятельности, среди которых приоритетными были профессиональный престиж и незапятнанность репутации. Цеховые уставы регламентировали отношения коллег внутри цеха. С распадом цехов многие элементы корпоративного сознания по традиции перешли в среду городских жителей, не связанных с цеховой организацией. Отношения и нравы цехов оказали сильное влияние на общество в целом и сформировали массовое сознание средних слоев города – будущих “мещан” или мелких буржуа.

Все вышесказанное свидетельствует о том что, мораль Средневековья не была единой. В ней сосуществовали религиозные и светские нравственные нормы, мораль сеньоров и вассалов, этические идеалы духовенства, рыцарства и низов общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.