Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема I. Парижская мирная конференция. Становление 2 страница




Одновременно с подписанием в Версале мирного договора с Германией Франция подписала два договора, идентичных по содержанию, с Великобританией и США, согласно которым эти государства должны были оказать ей помощь в случае неспровоцированной агрессии со стороны Германии. При этом оба «страховочных» договора могли вступить в силу только в случае их ратификации всеми сторонами.

Условия Версальского мирного договора, несомненно, были очень тяжелыми для Германии. Такие его положения, как открытая западная граница, оккупация на длительный срок Рейнской зоны при отсутствии армии, способной противостоять агрессору, полный экономический диктат победителей, репарационные платежи, разрыв государственной территории на Востоке не только подрывали великодержавные позиции Германии, но и существенным образом ущемляли ее суверенитет. В массовом сознании немцев Версальский договор стал символом национального унижения и глубокой несправедливости, питавшим реваншистские и радикально-националистические настроения. Борьба за отмену Версальского договора стала главной задачей германской политики на ближайшую перспективу.

В целом Версальский договор явился компромиссом между французской и англо-американской позицией. Французы видели кардинальное решение проблемы собственной и европейской безопасности в максимальном ослаблении и расчленении Германии, однако не смогли убедить в этом союзников. США и Великобритания рассматривали Германию как важный элемент европейского равновесия и сознательно стремились сохранить основу для ее восстановления в будущем как великой державы. В результате Германия, хотя и была ослаблена и поставлена Версальским договором в жесткие рамки, по своему потенциалу и положению на политической карте Европы оставалась крупной и важной величиной.

Хотя Версальский договор вступил в силу в январе 1920 г., Сенат США дважды принимал отрицательное решение по вопросу ратификации договора – в ноябре 1919 г. и весной 1920 г. В августе 1921 г. США заключили с Германией сепаратный мирный договор.

Борьба за раздел территорий Австро-Венгерской и Османской империй. Следующим важным этапом Парижской конференции было подписание договоров с Австрией и Венгрией, которые рассматривались союзниками как наследники Австро-Венгерской империи и ответственные за развязывание войны. Договоры с ними были призваны утвердить новую геополитическую конструкцию Центральной и Восточной Европы.

Австрийская республика была провозглашена 12 ноября 1918 г. под названием Немецкая Австрия. Здесь были сильны настроения на объединение с Германией. В Германии же прекрасно отдавали себе отчет в том, что объединения ни в коем случае не допустят западные державы. Поэтому Австрия не встретила поддержки объединительных идей со стороны своего северного соседа.

Державы-победительницы не только решительно блокировали идею германо-австрийского объединения специальной статьей Версальского мирного договора, но и потребовали от австрийцев смены названия государства, что и было исполнено. Страна получила название Республика Австрия.

Сен-Жерменский договор. 10 сентября 1919 г. в пригороде Парижа Сен-Жермен-ан-Лэ был подписан мирный договор с Австрией. Ее границы, согласно договору, в основном определялись территорией компактного проживания австрийских немцев в районах Дуная и Альп, с небольшими отступлениями в пользу Италии и Чехословакии, диктовавшимися, прежде всего, военно-стратегическими соображениями со стороны последних. Попытки австрийских представителей добиться включения в состав республики других районов с большинством немецкого населения, прежде всего за счет Чехословакии, получившей территорию с двухмиллионным немецким населением в исторических, а не в этнических границах, успеха не возымели. Характерно, что совершенно иначе, а именно в пользу Австрии, был решен вопрос о передаче ей немецкого района Бургенланд, входившего ранее в состав Венгрии, которую, в отличие от Чехословакии, союзники не рассматривали как своего стратегического партнера. Австрия обязывалась признать как независимость вновь образовавшихся государств Восточной Европы, так и все территориальные изменения, произведенные державами-победительницами. Особой статьей Австрии запрещались любые действия, направленные на изменение своего независимого статуса без согласия Лиги Наций.

Военные статьи Сен-Жерменского договора ограничивали численность австрийской армии до 30 тыс. человек. Ей запрещалось иметь тяжелое вооружение и авиацию. Морской и речной флоты передавались державам-победительницам. За исполнением военных статей договора вводился строгий контроль союзников. Решения в отношении репараций были аналогичны постановлениям Версальского договора. Особой статьей подтверждалось право России на свою долю репараций.

Нёйиский договор. Мирный договор с Болгарией, подписанный 27 ноября 1919 г. в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен, так же, как и договоры с Австрией и Венгрией, закреплял на Балканах победу Антанты и присоединившихся к ней государств. Надежды, которые Болгария возлагала, в частности, на поддержку США, предлагавших найти компромиссное решение территориальных споров между балканскими государствами с целью сгладить их взаимный антагонизм, порожденный еще итогами второй балканской войны 1913 г., не оправдались. Болгария лишилась не только всех своих завоеваний, но и 11 % довоенной территории. Восстанавливалась румыно-болгарская граница 1913 г., КСХС (Королевство сербов, хорватов и словенцев) отходили некоторые пограничные районы. Однако наиболее тяжелой была потеря Болгарией важных в экономическом и стратегическом отношениях территорий Западной Фракии с выходом к Эгейскому морю (позже союзники передали их Турции). Болгарская армия разоружалась и сокращалась до 20 тыс. человек. В качестве репараций Болгария должна была выплатить 2 млрд 250 млн золотых франков равными долями в течение 37 лет, а также поставлять продовольствие в пользу Греции, Румынии и КСХС. Нёйиский договор, серьезно подорвавший позиции Болгарии на Балканах, создавал благодатную почву для роста в стране реваншистских настроений.

Трианонский договор. Мирный договор с Венгрией, подписанный 4 июня 1920 г. в Большом Трианонском дворце Версаля, готовился параллельно с Сен-Жерменским. Он также должен был формально утвердить произошедшее в конце 1918 г. и поддержанное державами-победительницами государственно-территориальное размежевание в Восточной Европе и определить территорию венгерского государства. Территория Венгрии сокращалась в сравнении с довоенными размерами до 1/3, а четверть всех этнических венгров оказывалась вне ее границ.

Это решение вызвало в Венгрии национальный подъем, на волне которого к власти пришло левое правительство во главе с коммунистом Б. Куном. В марте 1919 г. была провозглашена Венгерская Советская Республика.

Державы Антанты предприняли все усилия для ликвидации советской власти в Венгрии. Вместе с ними против Венгрии выступили ее новые соседи − Чехословакия и Румыния. К августу 1919 г. сопротивление венгерских войск было сломлено. Власть перешла к правоконсервативным силам во главе с адмиралом М. Хорти. Спустя несколько месяцев после подавления народной власти в Венгрии державы-победительницы подписали с новым правительством мирный договор, мало чем отличавшийся от проекта, предложенного весной 1919 г., и учитывавший практически все требования к Венгрии, выдвигаемые ее соседями.

Необходимо отметить, что этническое разграничение между Венгрией и соседними странами, прежде всего Чехословакией и Румынией, было чрезвычайно затруднено в связи с большим количеством территорий со смешанным населением. Поэтому создать в этом регионе этнически однородные государства без переселения огромных масс населения не представлялось возможным.

По Трианонскому договору Венгрия должна была отказаться от Словакии и Закарпатской Руси в пользу Чехословакии. Вся Трансильвания, где проживали венгры, передавалась Румынии. Банат был разделен между Румынией и Королевством сербов, хорватов и словенцев. Земли хорватов и словенцев переходили к КСХС. Австрия получала Бургендланд.

Военными статьями численность венгерской армии ограничивалась до 35 тыс. человек, при этом предусматривался добровольный принцип ее комплектования. Танки, авиация, тяжелое вооружение запрещались.

В сознании значительной части венгерского общества Трианонский договор воспринимался как глубоко несправедливый, что во многом предопре­делило политику Венгрии на протяжении всего межвоенного периода.

Севрский договор. Севрский мирный договор с Турцией, подписанный 10 августа 1920 г., был последним мирным договором, подготовленным Парижской конференцией. Работа над ним затянулась в связи с острыми спорами европейских держав вокруг турецкого наследства. Условия этого договора были, пожалуй, самыми тяжелыми для Турции в сравнении с условиями других мирных договоров. Османская империя ликвидировалась. Турция лишалась не только всех своих арабских владений, но и существенной части собственных этнических территорий. В Пароле державы-победительницы оставили ей лишь небольшой район Стамбула. Восточную Фракию планировалось передать Греции, которая получала также г. Измир с прилегающими районами и острова Имрос и Тенедос. Додеканеские острова передавались Италии. В Восточной Анатолии от Турции отделялись земли исторической Армении для передачи их независимому армянскому государству. Курдистан также отделялся от Турции, и ему была обещана автономия, если его население окажется «способным к независимости». Султанское правительство отказалось от Сирии и Ливана, которые были переданы под мандат Франции, и от Палестины и Месопотамии, мандат на которые получила Англия. Турция признавала английский протекторат над Египтом и французский – над Марокко и Тунисом. Она отказывалась также от всех прав в отношении Судана, признавала аннексию Англией острова Кипр. Страна лишалась всех владений на Аравийском полуострове и признавала независимость королевства Саудитов.

Турецкая армия сокращалась до 50 тыс. человек. Ей запрещалось иметь тяжелое вооружение и авиацию. Военно-морской флот передавался державам-победительницам. Зона проливов Босфор и Дарданеллы подлежала полной демилитаризации и переходила под контроль и фактическое управление международной комиссии, в которой участвовали великие державы-победительницы, а также черноморские государства и Греция после их вступления в Лигу Наций.

Полный контроль победителей устанавливался над всей финансовой системой Турции. В стране объявлялся режим капитуляций, который предусматривал экстерриториальный статус иностранцев, распространявшийся на представителей всех союзных государств. Условия Севрского договора не были выполнены ввиду начала кемалистской революции в Турции. Более того, как только стали известны условия Севрского договора, ущемлявшие суверенитет Турции и низводившие ее до положения полуколонии, они вызвали в стране мощное национальное движение. Его возглавил генерал Кемаль Ататюрк. Он выступил с лозунгом неприкосновенности этнических турецких территорий Анатолии и Восточной Фракии. В апреле 1920 г. в Анкаре собралось Великое национальное собрание, избравшее новое правительство во главе с Кемалем Ататюрком. Анкарское правительство, не подчинившееся распоряжениям султана Мехмета VI, приступило к боевым действиям против армян. Армянские силы были разгромлены, и кемалистские войска осенью 1920 г., взяв Карс, вышли на линию русско-турецкой границы 1877 года.

По Александропольскому мирному договору от 2 декабря 1920 г., подписанному кемалистами с армянским дашнакским правительством, территория Армении сокращалась до районов Еревана и озера Гокча, а сама она фактически переходила под протекторат Турции. Этот договор, однако, не вступил в силу ввиду активного вмешательства Советской России, падения дашнакского правительства и установления в Армении советской власти. Договор Советской России с Турцией от 16 марта 1921 г., определивший турецкую границу с Закавказьем по линии бывшей русско-турецкой границы 1877 года с уступкой в пользу Грузии города Батуми, значительно укрепил международные позиции Турции.

Возникновение новых независимых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе. В течение всего 1919 г. державы-победительницы так и не смогли найти решение вопроса о принадлежности расположенныхна восточном побережье Адриатического моря славянских территорий, входивших ранее в состав Австро-Венгрии. На них претендовали Италия и вновь образованное Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). Италия настаивала на выполнении договора 1915 г. с державами Антанты, по которому эти территории должны были перейти после войны к ней. США, не связанные этим договором, а также Франция поддерживали требования КСХС о признании за ним данных земель согласно их этнической принадлежности и о выводе оттуда итальянских войск. Белград и Рим были непреклонны, и переговоры шли очень трудно. Только 12 ноября 1920 г. в Рапалло был, наконец, подписан договор о территориальном разграничении между Италией и КСХС, который в основном удовлетворил большинство требований более сильной Италии, получившей большую часть бывшего австрийского адриатического побережья − Триест, Истрию, часть Западной Крайны и порт Задар. Порт Риека (Фиуме), не упоминавшийся в договоре 1915 г. и занятый итальянцами силой, получил статут вольного города, но уже в январе 1924 г. он был разделен между Италией и КСХС, что окончательно разрешило проблему границы между этими двумя государствами.

В ряду острых проблем территориального урегулирования на Балканах была и албанская. На некоторые территории Албании, чья независимость была официально признана в 1913 г., претендовали Греция и Италия, заключившие в июле 1919 г. договор о взаимной поддержке своих претензий к Албании. Однако последняя оказала решительное сопротивление и отстояла свои границы.

Новые послевоенные европейские границы, утвержденные решениями Парижской мирной конференции, проводились без участия Советской России. Однако западные державы не могли строить новую Европу, игнорируя ее интересы. Было очевидно, что окончательное европейское территориально-государственное урегулирование возможно лишь после стабилизации положения в России, окончания гражданской войны, исход которой должен был, в конечном счете, определить и ее политическое лицо, и ее новое место в системе международных отношений. Поэтому на начальном этапе гражданской войны в России державы-победительницы демонстрировали осторожный подход в отношении определения восточных польских и румынских границ.

9 декабря 1919 г. Верховный Совет Антанты, несмотря на недовольство поляков, определил восточную границу Польши по линии реки Буг, западнее городов Гродно и Бреста, что более или менее совпадало с этническими границами расселения поляков, белорусов и украинцев. Это разграничение вошло позднее в историю под названием «линии Керзона» – по фамилии английского министра иностранных дел. Осторожный подход был продемонстрирован и в отношении восточной границы Румынии. Права Румынии на Бессарабию, которую она фактически аннексировала у России 6 декабря 1917 г., западные державы признали только 28 октября 1920 г., то есть уже после окончания советско-польской войны. Вместе с тем независимость трех республик Балтии европейские державы признали уже в 1919 г., до того, как она была признана Советской Россией.

Постановления Парижской мирной конференции и последующие решения держав-победительниц по вопросам территориально-государственного переустройства Европы свидетельствовали о том, что они не всегда придерживались декларированных ими принципов мирного урегулирования на основе самоопределения народов. Не имея возможности игнорировать национальный подъем народов, западные державы были вынуждены пойти навстречу этому процессу. Но они попытались использовать перестройку Европы в собственных интересах, чтобы закрепить одержанную в войне победу на возможно более долгий отрезок времени.

Завершение создания Версальско-Вашингтонской системы и ее противоречия. Версальский мирный договор содержал 440 статей, уложенных в 15 частей. Часть I – Устав Лиги Наций и часть VIII – положения о Международной организации труда – должны были являть собой идеологическую составляющую и одновременно единство, целостность всей Версальской системы: с одной стороны, как бы международный мир, с другой – мир между социальными классами, между предпринимателями и наемными трудящимися. Но ни то ни другое так и не было установлено и развито ни в 1920-х гг., ни позднее. Да и сама Версальская система по историческим меркам просуществовала недолго и, рухнув, чуть не утащила за собой в небытие всю человеческую цивилизацию.

Между тем в каждый мирный договор, выработанный Парижской мирной конференцией и торжественно подписанный ее участниками, обязательно входили и часть I, и часть VIII. Следовательно, идеологическая составляющая Версальской системы, трактующая вопросы международного и социального мира, по крайней мере, в тот период не имела никакого значения и не сыграла абсолютно никакой роли. А что же имело реальное значение? Только территориальный передел мира и новая, юридически закрепляемая расстановка сил на международной арене.

В итоге Парижской мирной конференции европейская карта – да и не только европейская – претерпела существенные изменения. На ней возникли девять новых государств: Польша, Чехословакия, Венгрия, Австрия, КСХС (позже Югославия), а также Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Необходимо отметить, что эти государства возникли по воле великих держав и также по их воле спустя пятнадцать лет последовательно исчезли с этой карты. Оно и понятно: обстоятельства образования новых государств, а также их границы определялись прежде всего политическими и военно-стратегическими соображениями держав-победительниц, которые зачастую входили в противоречие с национальными устремлениями народов Центральной и Восточной Европы. Эти обстоятельства во многом предопределили сложный многонациональный состав большинства новых государств, в частности Чехословакии, Польши, Румынии, КСХС, где проживали значительные группы недовольных своим положением национальных меньшинств. Неудовлетворенность своими новыми границами выражали не только Германия, но и Венгрия, Болгария, Австрия. Такое положение было чревато взаимными претензиями государств друг к другу и являлось источником будущих конфликтов. Таким образом, новая европейская карта закрепляла раздел континента на победителей и побежденных, что противоречило целям создания стабильного европейского порядка.

Вашингтонская конференция по ограничению морских вооружений и дальневосточным вопросам. 10 июля 1921 г. американское правительство обратилось с заявлением о созыве международной конференции по вопросам ограничения и урегулирования противоречий в районе Тихого океана. На конференцию в Вашингтон приглашались делегации Англии, Японии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая. Советское правительство 19 июля заявило официальный протест по поводу «исключения его с конференции, которая непосредственно его касается» и предупредило, что не признает решений конференции, если на нее так и не допустят делегаций РСФСР и ДВР (Дальневосточной республики). Однако Вашингтонская система, ставшая логичным дополнением Версальской, продолжала курс на дискриминацию Советской России.

В ходе Вашингтонской конференции, продолжавшейся с 12 ноября 1921 г. по 6 февраля 1922 г., были заключены следующие договоры.

США, Англия, Япония и Франция подписали сроком на 10 лет «Трактат четырех», которым гарантировалась неприкосновенность их островных колониальных владений в Тихом океане. Этим трактатом Соединенные Штаты ликвидировали все еще опасный для них англо-японский военный союз 1911 г.

«Трактат девяти», объявлял Китай нейтральным государством» и фактически легализовал в отношении него доктрину «открытых дверей».

Самым значимым был «Договор пяти» – США, Англии, Японии, Франции и Италии – об ограничении морских вооружений. Договор должен был действовать 15 лет. Согласно его положениям, для указанных стран было установлено соответственно следующее соотношение размеров наиболее мощного линейного флота: 5: 5: 3: 1,75: 1,75. Державы, подписавшие договор, обязались не строить и не приобретать линкоров водоизмещением больше 35 тыс. тонн. В области военно-морских баз договор закреплял уже существующее status quo, т. е. практически запрещал строительство новых баз, что означало: у Англии и США не будет баз ближе чем за 5 тыс. км до Японии. Зато не было указано никаких ограничений по крейсерам и подводным лодкам.

Вашингтонская система, таким образом, изменяла соотношение военно-морских сил в пользу США: их флот теперь был равен британскому, но при этом явно превосходил японский, что должно было, по замыслу Белого дома, в совокупности с правилами колониального поведения на Тихом океане, оградить Америку от приближения будущей европейской войны к ее берегам.

Таким образом сложилась Версальско-Вашингтонская система. Особенности ее состояли в том, что в мировой политике и экономике произошли огромнейшие изменения, которые оказали противоречивое влияние на развитие международных отношений.

Тема II. Международные отношения и внешняя политика Советского государства в период иностранной военнойинтервенции и гражданской войны (1918−1920)

Создание внешнеполитического ведомства РСФСР. Осуществление внешней политики Советской России требовало создания соответствующего аппарата, новой дипломатической и консульской службы. 9 ноября 1917 г. был создан Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД), который возглавил Л. Троцкий. Исходя из собственного видения ситуации в мире, он считал, что скорая «мировая революция» сделает ненужным внешнеполитическое ведомство. Однако позже Л. Троцкий признавал: «Наша дипломатическая деятельность происходила в Смольном без всякого аппарата Наркоминдела. Только когда приехал т. Чичерин и был назначен в состав Наркоминдела, началась работа в самом здании, подбор новых сотрудников, но в очень небольших размерах». Большинство дипломатических работников царского и временного правительств отказались сотрудничать с советской властью и были уволены со службы. Из старого состава дипломатов лишь немногие, в частности посланник в Испании Ю. Соловьев и поверенный в делах в Португалии барон Р. Унгерн-Штернберг согласились сотрудничать с новой властью, но их телеграммы в Петроград не пропускались. Иностранные державы, отказавшиеся признать советское правительство, еще долго имели отношения с прежними послами, посланниками и консулами.

В Наркоминдел пришли имеющие большой политический опыт профессионалы-революционеры, представители интеллигенции, рабочих, солдат и матросов. Естественно, что у них было много энтузиазма, революционного задора и романтики, но отсутствовал опыт дипломатической работы. Нужна была личность, которая смогла бы сплотить коллектив именно профессионализмом. Ею стал Г. Чичерин, который во время Первой мировой войны находился в эмиграции в Великобритании и активно выступал против войны. Английские власти арестовали его и заточили в одиночную камеру Брикстонской тюрьмы за «антибританскую деятельность». Посольству Великобритании в Петрограде было известно, что большевики планируют назначить Г. Чичерина на руководящий пост во внешнеполитическое ведомство. 27 ноября 1917 г. посол Д. Бьюкенен получил соответствующую ноту НКИД с требованием предпринять шаги для возвращения Г. Чичерина в Россию. Так как англичане медлили с ответом, советское правительство приостановило выдачу выездных виз для британских граждан, оказавшихся в России, до тех пор, пока Г. Чичерин не будет освобожден. Эти меры возымели действие. 3 января 1918 г. Г. Чичерин был выпущен и в тот же день выехал на родину. Через 5 дней он получил должность «товарищ наркома», что означало заместитель. После подписания Брестского мира Г. Чичерин в марте 1918 г. стал исполняющим обязанности наркома и переехал в Москву. 30 мая 1918 г. он становится наркомом. Лавина различных дел обрушилась на нового министра. Его сильной стороной было прекрасное образование, знание ситуации в Европе и мире, владение многими иностранными языками, слабой − «недостаток командирства». Но В. Ленин его очень ценил и нередко брал под защиту от необоснованных нападок «левых» коммунистов. В сентябре 1918 г. определился первый состав Коллегии НКИД, в которую вошли Г. Чичерин, Л. Карахан, Л. Каменев, П. Стучка. 18 октября был подписан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР об организации консульств. По инициативе Г. Чичерина была создана широкая консульская сеть в Китае, Персии. В рамках Брест-Литовского мирного договора новая Россия установила дипломатические отношения с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией. Однако официальное дипломатическое представительство существовало только в Берлине, полуофициальные миссии – в Берне, Лондоне и Стокгольме. В конце 1918 г. после поражения Германии и ее союзников в Первой мировой войне внешнеполитическое положение Советской России значительно ухудшилось. Из Москвы выехали дипломатические и консульские представители иностранных государств, дипломаты новой России были высланы из европейских столиц.

Цели и принципы советской внешней политики. Приход в октябре 1917 г. к власти большевиков означал серьезные изменения как во внутренней, так и во внешней политике России. Нет оснований полагать, что базовые геополитические и экономические соображения, а также историко-культурные архетипы русского и российского имперского типа поведения в международных отношениях совсем утратили смысл и значение для Москвы, куда 12 марта 1918 г. была перенесена столица. Но революционная фразеология, особенно в первое послеоктябрьское пятилетие, повлияла на курс советского правительства. Ключевой идеей внешнеполитической философии нового режима была «мировая революция», предполагавшая в более или менее близкой перспективе развертывание революций в большинстве стран Запада и Востока и установление «диктатуры пролетариата» во всемирном масштабе. Отмечая рост антивоенных выступлений и революционного движения во всех воюющих странах, В. Ленин заключил, что «всемирная революция неизбежна», «наступает последний и решительный бой». Вместе с тем большевистская партия не отбрасывала идеи, заложенные в первом внешнеполитическом документе – Декрете о мире. Призыв к прекращению войны, заключению мира без аннексий и контрибуций, с которым выступили большевики, был нацелен на решение трех основных задач. Во-первых, он служил лозунгом, способным объединить вокруг большевиков на антивоенной основе широкие слои измученного войной населения. Во-вторых, заключение мира позволяло сосредоточиться на внутренних вопросах, чтобы реализовать радикальные преобразования в стране. В-третьих, антивоенная волна должна была помочь установлению режимов, родственных большевистскому. Это могло бы привести к созданию целого блока государств с однотипным общественно-политическим строем, способных противостоять «мировой буржуазии».

В руководстве партии в 1917−1918 гг. шли острые дискуссии о том, какое направление считать приоритетным: внутри- или внешнеполитическое. Отдельные видные деятели руководства РСДРП(б) – «левые коммунисты» во главе с Н. Бухариным и отчасти Л. Троцкий − допускали, что при определенных обстоятельствах удержание власти в руках большевиков может быть принесено в жертву интересам развертывания мировой революции. Предполагалось, что насильственное свержение советской власти иностранными интервентами вызовет массовое возмущение солидарных с российской революцией «трудящихся и эксплуатируемых» масс во всем мире, и эти массы обратят гнев на собственные правительства. Тем самым будет раздут «мировой революционный пожар», итогом которого станет свержение эксплуататорского строя во всемирном масштабе. В дальнейшем разногласия внутри советского руководства были устранены, и ставка была сделана на укрепление власти большевиков и превращение России в базу «мировой революции».

Говоря о революции на Западе, большевики рассчитывали прежде всего на социальные взрывы в Германии и Австро-Венгрии. Особые надежды возлагались на последнюю. Общественное брожение в образовавшихся в восточноевропейском регионе новых государствах, как казалось большевикам, несло в себе мощный революционный потенциал. Германская революция 1918 г. и создание региональных советских правительств в Германии (Баварская Советская Республика 13 апреля – 3 мая 1919 г.; Бременская Советская Республика 10 января – 4 февраля 1919 г.), возникновение Венгерской Советской Республики (21 марта – 1 августа 1919 г.), революционные выступления в Австрии и странах Восточной Европы – все это давало надежду руководителям РКП(б) на приближение мировой революции. Такая аргументация представлялась тем более убедительной, что сторонники большевизма в странах Восточной и Центральной Европы были достаточно многочисленными и обладали влиянием на общественные слои в новосозданных государствах. В руководстве российских большевиков речь шла о планах революции в Чехословакии, Польше и даже Италии. Кроме того, рассматривался вопрос о возможности поддержки «мировой революции» в Европе со стороны стран Востока – Китая, Индии, Персии и Турции. Азиатские страны, по мнению теоретиков большевизма, могли стать третьим после России и Европы мировым революционным центром. Революция на Востоке, как ожидалось, была способна подорвать колониальное могущество ведущих европейских держав – Великобритании и Франции. Антиколониальное движение, ориентированное на российских большевиков, должно было привести к соединению «западных» и «восточных» революционных центров. Так воплотилась бы идея «мировой революции».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.