Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образования СССР 3 страница




Политическая элита под влиянием роста революционных настроений вынуждена была перегруппироваться. Правительствами руководили либералы, не способные создать социальную опору. Поэтому требовались новые лидеры, новые идеи, соответствующие изменившимся условиям. Инициативу проявили католические круги, которые образовали Народную партию – предшественницу нынешней Христианско-демократической Партии. ХДП должна была оттянуть часть населения от социалистических идей. Отчасти ей это удалось. Но только отчасти. Поэтому ставка была сделана на сторонников жесткой линии поведения, которые использовали методы террора.

Группы молодых фашистов, руководимые демагогом Б. Муссолини, приступили к действию. Муссолини, исключенный из рядов ИСП, основал газету «Пополо д’Италия». Она развернула шовинистическую кампанию, критикуя и правых, и левых. Весной 1919 г. вокруг Муссолини собралась пестрая группа людей, состоявшая из профсоюзных боссов, ренегатов-социалистов, бывших офицеров. Стремление к сильной власти и подавление оппонентов объединила многих. В марте 1919 г. в Милане была создана организация под итальянским названием «Фаши ди комбаттименто» (боевые союзы). Спекулируя на популярных лозунгах, к концу года организация выросла до 17 тыс. человек. На первых порах фашисты сосредоточили внимание на вопросах внешней политики, выставляя себя защитниками «попранных» национальных интересов Италии. Хотя страна и оказалась в лагере победителей, однако она чувствовала себя ущемленной. Ее союзники сделали все возможное, чтобы не удовлетворить территориальные притязания Италии. Это послужило предлогом для бурных манифестаций.

Муссолини демонстративно солидаризовался с националистами. Их глава писатель Г. Аннунцио в сентябре 1919 г. организовал «поход на Фиуме», аннексии которого требовала Италия. Лозунг присоединения к Италии этого порта и провинции Далмация был одним из основных пунктов внешнеполитической программы фашистов. Установки фашистов по вопросам внутренней политики были обусловлены стремлением оторвать массы от ИСП. Выступая с предвыборной программой осенью 1919 г., фашисты требовали созыва Учредительного собрания, установления 8-часового рабочего дня, введения гарантированного минимума зарплаты и прогрессивного налога на капитал. Потерпев поражение, они в то же время снискали себе поддержку части промышленников и финансистов. Это позволило увеличить количество вооруженных формирований. Находившиеся у власти с 1919 г. по 1922 г. либеральные правительства были явно не способны решить стоявшие перед страной проблемы. Усиливалось забастовочное движение, но лидеры ИСП уклонились от его руководства. Произошел раскол в партии, и в январе 1921 г. была основана Коммунистическая партия Италии. Но коммунисты еще не имели опыта серьезной политической борьбы, были охвачены романтическими лозунгами и призывами, которые, естественно, не оказывали влияния на ситуацию в стране. В таких условиях фашистам представилась уникальная возможность расширить влияние, создать в Северной Италии хорошую социальную базу. Сторонники «твердой руки» и «порядка» требовали защиты не классовых, а национальных интересов.

В 1920 г. Италии пришлось отказаться от Фиуме и вернуть оттуда «добровольцев» Аннунцио. Эти события вызвали бурную реакцию бывших фронтовиков и молодежи. Фашисты успешно спекулировали на национальных чувствах населения. Они обвиняли социалистов в отсутствии патриотизма, а правительство – в преступной слабости. Финансирование фашистских организаций приобрело широкие масштабы, в их ряды стали вливаться представители безработных, студенческой молодежи, офицерского корпуса и др. В конце 1921 г. в рядах фашистского движения числилось уже более 300 тыс. человек. В ноябре этого года фашисты собрались на съезд, где было объявлено о создании политической партии. Съезд принял программу, в которой нация провозглашалась высшей формой организации человеческого общества, и вся жизнь в стране должна была подчиняться ее интересам. В социально-экономической области центральное место занимала декларация о коррупции. Тут сотрудничали все представители конкретных профессий. Главным было создание «великой и могущественной Италии». «Для итальянцев пришло время, − писали фашистские газеты, − занять место среди тех, которые ведут за собой и командуют, а не тех, которые следуют за другими и повинуются».

Программа фашистской партии и заявление ее руководителей свидетельствовали об их стремлении как можно полнее обеспечить себе поддержку всех слоев общества. Если при создании движения Муссолини объявлял его антибуржуазным, то теперь он всячески подчеркивал его роль в жизни нации. Раньше фашисты объявляли себя республиканцами, а теперь стали говорить о монархии как символе национальной традиции. Из атеистов и антиклерикалов фашисты превратились в приверженцев религии и Ватикана. Однако самым опасным в деятельности фашистов было создание так называемых «сквадр» − вооруженных групп, которые избрали тактику группового и индивидуального террора. Только за один 1920 год 2500 итальянцев погибли от деятельности сквадр, 40 тыс. были избиты, подверглись оскорблениям и получили ранения. Чтобы отличаться от других итальянцев, сквадеры носили черные рубашки.

Коммунисты Италии недооценивали фашистскую опасность. Таковы, к сожалению, были установки Коминтерна. Главным врагом коммунистов считались не фашисты, а социал-демократы, даже несмотря на предупреждения В. Ленина: «Может быть, нам окажут больше услуги, например, фашисты в Италии тем, что разъяснят итальянцам, что они еще недостаточно просвещены и что их страна еще не гарантирована от черной сотни».

Все это дало возможность фашистам перейти в наступление. В конце октября 1922 г., выступая на съезде своей партии, Муссолини предъявил правительству ультиматум, требуя для фашистов шесть министерских портфелей, в том числе пост премьер-министра для себя. 28 октября колонны фашистов вступили в Рим, не встретив никакого сопротивления. Король Виктор-Эммануил вместо того, чтобы двинуть против них армию, предложил Муссолини занять пост главы правительства. Парламент, вопреки голосам социалистов, коммунистов и части республиканцев, высказался за вотум доверия. Так легально фашизм пришел к власти в крупной стране Европы.

Приход к власти в 1922 г. фашистов в Италии стимулировал усиление националистических тенденций в других странах, прежде всего в Германии. Германский фашизм прошел более длительный путь к власти. Грабительский Версальский договор осложнил положение страны. Антанта поставила Германию в положение полного бесправия и унижения. Страна была разорена, обострился национальный вопрос. Наряду с существовавшими еще с конца ХIХ в. многочисленными партиями расистского и пангерманского толка – «фелькише», возник ряд новых организаций, военных и полувоенных союзов, в идеологии которых видное место занял антисемитизм. Фашистская партия была основана 5 января 1919 г. в Мюнхене. Вначале она назвалась Германской рабочей партией, а в феврале 1920 г. переименовала себя в Национал-социалистскую рабочую партию Германии – НСДАП, заимствовав это название у австрийских фашистов. В момент возникновения партия насчитывала 40 человек. У истоков партии стояли слесарь А. Дрекслер и журналист К. Харрер.

Используя шовинистическую демагогию, партия постепенно расширилась за счет рабочих, средних слоев общества. По заданию командования рейхсвера в нее вступил ряд офицеров, унтер-офицеров и солдат. Среди них был австриец по происхождению, ефрейтор кайзеровской армии А. Гитлер.

Фашистские тенденции не ограничивались только Германией. В указанный период они возникали в Венгрии, Болгарии, Австрии, Франции, Испании и других странах, постепенно превращаясь во влиятельный фактор внутренней и внешней политики.

Развитие экономического сотрудничества Советской России со странами Запада. В указанный период отношения Советской России со странами Запада характеризовались интенсивными хозяйственными связями. Политические баталии не препятствовали экономическим интересам. При этом хозяйственные отношения носили планомерный характер. Большевики не отказались от идеи мировой революции после поражения в советско-польской войне. Одновременно они понимали необходимость развития отношений с Западом. Политический и экономический кризис, в котором оказалась Россия в 1921 г., толкал их на это. Г. Чичерин в июне этого года отмечал: «Неверно утверждать, что мы изменились, что мы от чего-то отреклись. Мы – не Генрих IV. Изменились не мы, а наше окружение. Наши основные принципы остались такие же; только следует учитывать, что текущие проблемы всегда зависят от исторических условий, которые нас окружают».

Советская политика в области экономики строилась на принципах равенства, взаимности и обоюдной выгоды. Многие деловые и финансовые круги Запада были готовы к развитию отношений со старым традиционным российским партнером, невзирая на идеологическую и политическую непримиримость официальных властей своих стран.

Советская Россия постепенно становилась весомым фактором в мировой торговле. Если в 1920 г. ее экспорт составил 20 млн рублей, импорт – 211, то в 1922 г. экспорт был 82 млн, а импорт – 270 млн рублей. Среди различных видов советских товаров на экспорт выделялись нефтепродукты и зерновые продукты, получила развитие (хотя в ограниченных пределах) практика использования иностранных кредитов. В. Ленин в этой связи писал: «Есть сила большая, чем желание, воля и решение любого из враждебных правительств или классов, эта сила – общие экономические всемирные отношения, которые заставляют вступить на этот путь соглашения с нами».

Через торговлю и экономические связи Россия постепенно втягивалась в мирохозяйственные связи, но отсутствие политических отношений отрицательно сказывалось на этом процессе. Народный комиссар внешней торговли Л. Красин писал: «При отсутствии формального признания Советского правительства в кругах буржуазии создается известная неуверенность в прочности финансовых, торговых, транспортных отношений». Тем не менее экономические связи и торговля стимулировали развитие политических отношений. Это было заметно в связи с развитием полных отношений РСФСР со странами Востока, особенно с Турцией.

Советско-турецкие отношения. Положение обеих стран толкало их к взаимному сближению. В Турции получило размах национальное движение во главе с генералом М. Кемалем, направленное прежде всего против Антанты. Версальский мирный договор серьезно ущемил позиции Турции, что давало шанс использовать лозунги антиимпериалистического характера. Этим решила воспользоваться Советская Россия. 20 апреля 1920 г. правительство Кемаля обратилось к Ленину с предложением установить дипломатические отношения и оказать помощь Турции в борьбе за независимость. Советское правительство выразило согласие. Видимо, большевики надеялись на создание единого просоветского блока на Ближнем и Среднем Востоке и в Закавказье. Перелом в гражданской войне в России открыл перспективу распространения советской власти на все закавказские территории. На Северном Кавказе укреплялась власть Советов, их вооруженные формирования, закаленные войнами и окрыленные победами, становились грозной силой. Этого не могли не видеть великие державы, в войсках которых на Кавказе, напротив, росли недовольство и настроения в пользу прекращения войны. Осуществить в Закавказье идею мандата Лиги Наций, которая периодически обсуждалась в западных столицах, было невозможно. Великобритания начала вывод своих войск из региона. Это облегчило советизацию Закавказья.

27 апреля 1920 г. азербайджанские большевики, воспользовавшись выводом британских войск и неспособностью правительства Азербайджанской Республики одержать победу над дашнакской Арменией в армяно-азербайджанском конфликте, подняли восстание в Баку. Возглавивший восстание Азербайджанский ревком обратился за помощью в Москву. В короткий срок территория Азербайджана была занята Красной Армией. 30 сентября 1920 г. РСФСР и вновь образованная Азербайджанская ССР заключили договор о военном и хозяйственном союзе.

Советизация Азербайджана и союзническое отношение Москвы к симпатизировавшей Азербайджану Турции делали Баку приоритетным партнером России в армяно-азербайджанском конфликте. Но территории, из-за которых спорили Армения и Азербайджан,были одновременно и объектом притязаний Турции (Нахичевань).Поэтому Москва, сопротивляясь оккупации спорных территорий Нахичевани, Зангезура и Карабаха Турцией, одновременно высказывалась за передачу их Азербайджану, а не Армении. В июне 1920 г. после введения турецких войск в Нахичевань Красная Армия также вступила в эту область. Нахичевань была объявлена социалистической республикой в союзе с Азербайджаном и РСФСР. Вслед за этим на советско-турецкой встрече в Москве было выработано компромиссное решение, согласно которому до общего урегулирования в Нахичевани должны были остаться силы обеих сторон.

Александропольский договор, отдававший Армению во власть Турции, способствовал, как отмечалось, возникновению революционной ситуации в Армении. В обстановке роста общественного возмущения созданный в Ереване ревком Армении 29 ноября 1920 г. провозгласил советскую власть. Новая власть заявила о непризнании подписанного дашнаками мира и обратилась «за помощью» к РСФСР. В Армению вошли советские войска.

Российско-грузинские отношения после восстановления советской власти на Северном Кавказе регулировалось Московским договором между РСФСР и Грузинской Демократической Республикой от 7 мая 1920 г. По этому договору РСФСР признавала «независимость и самостоятельность Грузинского государства». Были урегулированы пограничные вопросы. В документе были оговорены границы Грузии с РСФСР, а также с Турцией и Азербайджаном, хотя представители Турции и Азербайджана в переговорах не участвовали. Это дало впоследствии основания Азербайджанской ССР оспорить принадлежность Грузии Закатальского округа, в результате чего данная территория была передана Азербайджану. Турция, претендовавшая на Батумскую область, в конце 1920 г. также предпринимала попытки вернуть себе этот район переговорным путем.

Политическое существование независимой Грузинской Демократической Республики оказалось недолгим. РСФСР помогла грузинской левой оппозиции. Грузинские коммунисты, связанные с РКП(б), возглавили 11 февраля восстание под лозунгами установления советской власти. Через несколько дней ревком Грузии обратился к СНК РСФСР с просьбой о военной помощи. Она была немедленно оказана, и к середине марта 1921 г. Красная Армия заняла территорию Грузии, которая была провозглашена советской социалистической республикой. 21 мая 1921 г. между ней и РСФСР был подписан договор о военном и экономическом союзе.

16 марта 1921 г. в Москве был заключен бессрочный договор о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией.

Общее урегулирование ситуации в Закавказье было основано на Карском договоре, который продолжал линию советско-турецкого союза. Московский договор отменял все ранее заключенные договоры о разграничении в Закавказье. Северо-восточная граница Турции устанавливалась таким образом, что районы Карса, Ардагана и Артвина отходили к Турции, а Батума (Батуми) – к Грузии. В Нахичеванской области создавалась автономия под покровительством Азербайджана. Специально оговаривалось, что Азербайджан не уступит этого протектората третьему государству.

По аналогии с Московским договором при участии представителей РСФСР 13 октября 1921 г. в Карсе был подписан договор между Армянской, Азербайджанской и Грузинской советскими социалистическими республиками, с одной стороны, и Турцией – с другой. Его положения повторили основные пункты российско-турецкого договора от 16 марта. Таким образом, новое разграничение в Закавказье получило полное международно-правовое оформление.

В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР образовали федерацию – Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую республику ЗСФСР, вошедшую с 30 декабря в состав СССР и просуществовавшую до 1936 г.

Советские республики признали Великое национальное собрание и кемалистское правительство единственной законной властью в Турции. Советское правительство отказалось от всяких денежных и иных обязательств, принятых на себя Турцией по договорам, заключенным с царским правительством. Стороны брали обязательство не допускать пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны или части ее территории, групп, имеющих целью борьбу против другой страны. По вопросам Черноморских проливов было решено, что они являются открытыми для торгового судоходства всех стран и что окончательная выработка международного статуса Черного моря и проливов при соблюдении суверенитета и безопасности Турции будет поручена конференции прибрежных государств.

Советско-турецкие договоры имели большое международное значение, поскольку способствовали преодолению изоляции друг друга. После оформления договоров была достигнута договоренность о предоставлении Турции срочной финансовой помощи в сумме 10 млн золотых рублей. В ситуации тяжелого экономического положения Советской России безвозмездная помощь легла дополнительным бременем на плечи населения. Единственным оправданием данного акта можно считать то, что эта акция обеспечила стабильность границы, до минимума была сведена опасность использования турецкой территории в антисоветских целях. Турция же действовала в другом духе. Она преднамеренно задерживала вывод своих войск из закавказских республик, нарушала обязательства о взаимных консультациях. По-видимому, сказывалось давление западных государств.

Образование СССР. 30 декабря 1922 г. на значительной части территории бывшей Российской империи появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. Образование СССР явилось итогом сложного процесса национально-государственного строительства, в результате которого большевикам не только удалось остановить распад прежней России, но и создать предпосылки для последующего «собирания бывших имперских земель». Далеко не все формы и методы объединения национальных образований выдержали проверку временем. В ряде случаев были заложены «мины замедленного действия», которые сработали через много лет. Однако можно сказать, что образование Советского Союза явилось одним из крупнейших событий ХХ столетия.

После Октябрьской революции на территории бывшей Российской империи помимо РСФСР в разное время возникли Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные республики и буферное государство – Дальневосточная республика.

В июне 1919 г. для более эффективной борьбы с иностранной интервенцией и «белым» движением между Российской Федерацией, УССР и БССР был заключен военно-политический союз. В соответствии с ним объединялись вооруженные силы республик и учреждалось единое военное командование. В 1920−1921 гг. к этому союзу присоединились три закавказские советские республики. Одновременно путем заключения двусторонних договоров военный союз был дополнен экономическим. Согласно ему республиканские органы, управлявшие основными отраслями промышленности, финансами и транспортом, подчинялись соответствующим наркоматам РСФСР. Вводилась единая денежная система.

Своеобразие этой «договорной федерации» состояло в том, что российские управленческие структуры, в том числе и внешнеполитические, играли также роль общегосударственных органов власти. Стержнем объединительного движения стала РКП(б), в которую на правах областных парторганизаций были включены республиканские компартии. Благодаря этому решения, принимаемые в Москве по военным и хозяйственным вопросам, становились обязательными для республиканских компартий и правительственных органов. Партийное единство дополнялось единством профсоюзным.

С окончанием гражданской войны политическое и экономическое сотрудничество республик углублялось путем заключения между ними двусторонних соглашений о хозяйственном и дипломатическом союзе. На международной арене советские республики также тесно увязывали свои внешнеполитические платформы. Так, в подписании Рижского мирного договора с Польшей участвовали РСФСР и Украина. В то же время БССР передала свои полномочия российской делегации. При дипломатических контактах с Турцией Российская Федерация выступала единым фронтом с закавказскими советскими республиками. Значительный шаг в процессе укрепления дипломатического единства республик был сделан в 1922 г. в связи с проведением международной экономической конференции в Генуе.

Параллельно с преобразованиями на Кавказе разрабатывались планы более тесного объединения всех советских республик. 10 августа 1922 г. во главе со Сталиным была учреждена комиссия, которой предстояло подготовить проект создания будущей федерации. В состав комиссии вошли представители, как центра, так и республик. Итогом работы явился план, согласно которому новое государство предполагалось построить путем включения существовавших советских республик в РСФСР на правах автономий. Во главе нового государства должно было оказаться правительство Российской Федерации. Этот план получил наименование проекта «автономизации». Реакция республик на предложенный проект оказалась различной. Если Азербайджан, Армения и Беларусь одобрили предложенный вариант, то Украина и особенно Грузия высказались против.

С точки зрения теоретических взглядов лидеров РКП(б), «автономизация» стояла ближе к унитарному государству, однако дальнейшее давление центра в этом направлении было чревато дополнительными осложнениями. Ленин, не имевший возможности по причине болезни участвовать в разработке проекта, расценил действия Сталина как «поспешные» и преложил объединить в федерацию равноправные республики. При этом общефедеральные органы власти должны были стоять над республиканскими. Сталин, охарактеризовав ленинскую позицию как «национал-либерализм», предпочел все же уступить.

В начале октября 1922 г. новый проект был утвержден ЦК РКП(б). Согласно этому документу, республики, вступившие в СССР, обладали равными правами и всем им формально предоставлялось право свободного выхода из Союза. Вместе с тем никогда в дальнейшем процедура такого выхода разработана не была. Схема Ленина нашла поддержку в советских республиках. Некоторые сложности вновь возникли лишь с грузинскими коммунистами. На этот раз они выступили за непосредственное членство Грузии в составе будущего СССР, возражая против ее вхождения в Советский Союз через ЗСФСР.

Дискуссии порой принимали острый характер. Однако, несмотря на это, центр проигнорировал точку зрения грузинских представителей. Конференция полномочных делегаций союзных республик, состоявшаяся в Москве 29 декабря 1922 г., утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. На следующий день, 30 декабря 1922 г., в Москве открылся I Всесоюзный съезд Советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанный РСФСР, Украиной, Беларусью и ЗСФСР.

Юридически процесс образования Советского Союза был завершен с принятием 31 января 1924 г. II съездом Советов СССР Конституции СССР. В ней провозглашалось право вхождения в Союз новых республик и выход из его состава ранее вошедших.

Дуализм советской внешней политики. Двойственность внешнеполитической линии Советского государства проявилась уже при жизни В. Ленина. С одной стороны, был взят курс на развитие сотрудничества со странами Запада и Востока, с другой – действовала тайная дипломатия и борьба за свержение существующих там политических режимов. Ленин пришел к выводу, что нелепо, ведя диалог с правительствами, демонстрировать открыто свою солидарность с силами, враждебными этим правительствам, заключая договоры о мире и добрососедстве, подчеркивать, что это вынужденная и временная уступка. Партийную, классовую оценку не обязательно доводить до всего мира, поскольку «на партийных собраниях говорится то, что иностранным капиталистам слушать не следует, а если уж информация об этом делается, то она должна проходить сито «трехкратной цензуры».

Великобритания первой заметила противоречивость советской дипломатии. Тем не менее дуализм продолжался. С одной стороны был Коминтерн, с другой – НКИД; когда один деятель Советской России говорил: «Я – член правительства, и мне ничего не известно о III Интернационале», а другой: «Я член Коминтерна и меня не интересуют обязательства правительства». Эти противоречия постоянно проявлялись во взаимных нападках в 1922−1925 гг. председателя Исполкома Коминтерна Г. Зиновьева и Г. Чичерина, обвинявшего первого в непродуманных заявлениях, вредящих делу нормализации отношений с зарубежным миром. Например, на V конгрессе Коминтерна 17 июня 1924 г. в речи Зиновьева звучало следующее: «Победы еще нет, и нам предстоит еще завоевать 5/6 земной суши, чтобы во всем мире был Союз Советских Социалистических Республик». В 1921 г. Ленин настоял на специальном постановлении Политбюро, запрещавшем руководителям правительства и членам русской секции Коминтерна делать публичные заявления (обычно иностранным корреспондентам) без санкции Г. Чичерина. Но это решение так и осталось на бумаге. СССР был единственным финансовым донором этой организации. Резиденты Коминтерна в различных странах числились сотрудниками советских дипломатических миссий. Все это было источником трений между Советским Союзом и другими государствами. Стереотип «красной угрозы» прочно обосновался в общественном мнении за рубежом. Как уже подчеркивалось выше, одна из наиболее существенных ошибок советской политики была связана с недооценкой опасности фашизма, игнорированием принципиальных расхождений между ним и социал-демократией. Причиной такого игнорирования послужила главным образом неудача двух выступлений в 1923 г. – в Болгарии и Германии. Политический кризис в последней, вызванный оккупацией Рура французскими войсками, часть руководства Коммунистической партии Германии, поддержанная Коминтерном, решила использовать для захвата власти. В августе 1923 г. в Руре началась всеобщая забастовка, которая вскоре охватила всю Германию. В результате в стране возник острый политический кризис и создалась революционная ситуация – «Красный октябрь».

В Коминтерне была создана германская комиссия, в которую вошли Н. Бухарин, Г. Зиновьев, К. Радек, Л. Троцкий, И. Сталин. Комиссия приняла «ряд конкретных решений о прямой помощи германским товарищам в деле захвата власти», причем именно Сталин и Зиновьев отстаивали идею немедленной организации советов в Германии. Практика показала, что степень готовности и населения Германии, и самой КПГ к вооруженной борьбе была сильно преувеличена. Однако ответственность за неудачу Зиновьев и Сталин возложили на немецких социал-демократов как «объективно умеренное крыло фашизма». Подобные оценки были просто оскорбительными и не имели никакого отношения к реальной роли социал-демократов.

В большевистской партии в условиях, когда В. Ленин был фактически изолирован и отстранен от принятия решений, развернулась острая борьба в руководстве по вопросам внешней и внутренней политики. Российский исследователь Н. Загладин отмечает: «И новую экономическую политику, и мирное сосуществование с капиталистическими странами преемники Ленина рассматривали как временное, вынужденное обстоятельствами положение». Идею Ленина о том, что, следуя курсом НЭП, активного вовлечения Советского государства в систему международного разделения труда, политического диалога с буржуазно-пацифистскими социал-реформистскими правительствами стран Запада, руководители СССР и Коминтерна не поняли и не приняли. Сталин в борьбе с Троцким за влияние в государстве и партии стал на сторону Зиновьева и взял на вооружение идею о том, что «революция победившей страны должна рассматривать себя не как самодовлеющую величину, а как подспорье, как средство для ускорения победы пролетариата во всех странах». Советское государство он рассматривал как «могучую базу» дальнейшего развертывания мировой революции. Трудно сказать, насколько искренне Сталин верил (или не верил) в перспективы мировой революции. Он отмечал одновременно и самостоятельность значения решения созидательных задач в СССР. В то же время подчеркивалось, что если начнется война, «то нам не придется сидеть сложа руки – нам придется выступить, но выступить последними. И мы выступим, для того чтобы бросить решающую гирю на чашу весов, гирю, которая могла бы перевесить». Противники нормализации отношений с СССР получили возможность доказывать, что никаких стабильных дипломатических или торговых связей со страной, правящая партия которой открыто провозглашает поддержку силам, выступающим за насильственное свержение строя, существующего в других государствах, быть не может. Ситуация усугублялась и фактическим расколом в самом НКИД. Бывший советский дипломат Г. Беседовский, оставшийся в Париже в конце 20-х гг., отмечал, что, «начав с 1923 г. ожесточенную борьбу с Чичериным, его заместитель М. Литвинов не стеснялся в средствах. Он открыто третировал Чичерина перед чиновниками Наркоминдела, отменял его распоряжения, зачеркивал на официальных докладах его распоряжения и ставил свои». Весь аппарат НКИД принял участие в этой борьбе, разделившись на группы «чичеринцев» и «литвиновцев». Эти группы за стенами НКИД назывались «западниками» и «восточниками». Во главе первой стояли М. Литвинов и З. Копп, а второй – В. Чичерин и Л. Карахан. Суть разногласий между «западниками», которых поддерживали многие деятели Коминтерна, и «восточниками» состояла в том, что первые ориентировались на быструю победу «мировой революции» в Европе и США и рассчитывали на подталкивание революции на Востоке, в странах – соседях СССР. «Восточники» придерживались другого мнения, считали, что ни в Турции, ни в Персии, ни на Дальнем Востоке левые силы не имеют никаких перспектив, что Коминтерн «занимается авантюрами». Они выступали против «советизации Турции» и других стран. Не случайно Чичерин еще в июне 1921 г. в инструкции полпреду в Афганистане Ф. Раскольникову предостерегал его от «искусственных попыток насаждения коммунизма в стране, где условий для этого не существует».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.