Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Список основной и дополнительной литературы




Интернет-ресурсы

Список основной и дополнительной литературы

Основная литература:

1. Селезнева Е.В. Общая акмеология: учебное пособие / Е.В. Селезнева; под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 206 с.

2. Aкмeoлoгия. Учeбник пoд oбщeй peдaкциeй A.A.Дepкaчa. М: PAГC, 2004 г. 567c.

3. Aкмeoлoгия: yчeбнoe пocoбиe / A.A.Дepкaч, В.Зaзыкин - CПб:Питep, 200З. 256 c.

4. Aкмeoлoгичecкcя oцeнкa npoфeccиoнaльнoй кoмпeтeнтнocти гoccлyжaщиx: yчeбнoe пocoбиe пoд oбщ. peд. A.A. Дepкaчa. М: PAГC. 2006 г. 108 c.

5. Aкмeoлoг кaдpoвoй paбoты. Учeбнoe пocoбиe пoд peд. A.A.Дepкaчa – М.: PAГC, 2006. – З08 c.

Дополнительная литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия человеческой жизни. - М., 1991.

2. Акмеологические основы профессионального самосознания личности: Учебное пособие/ А.А. Деркач, О.В. Москаленко, В.А. Пятин, Е.В. Селезнева. Астрахань., 2000.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - Л., 1977; М., 1995.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001.

5. Анисимов О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. – М., 1998.

6. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения.- М., 1998.

7. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций (основы этнологической акмеологии). – СПб., 2000.

8. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология.- СПб., 2002.

9. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. – Минск, 1998.

10. Волков И.П. Спортивная психология и акмеология спорта. – СПб., 2001.

11. Гусева А.С., Деркач А.А. Гуманитарно – технологическое развитие государственных служащих: теория, методология, практика. – М., 1998.

12. Гусева Н.Д. Акмеология профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. – М., 2003.

13. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М., 2004.

14. Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. - М., 2000.

15. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. – М., 2000.

16. Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. – М., 1999.

17. Деркач А.А., Москаленко О.В., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура будущего магистра: методология и технология развития: Моногр. – М., 2004.

Периодические издания по курсу:

Журналы:

1. Акмеология

2. Акмеология образования

3. Вопросы психологии

4. Психологический журнал

5. Психологическая наука и образование

6. Психология обучения

Газеты:

7. Психологическая газета

 

http://psylib.org.ua/index.html

http://www.koob.ru/news

http://www.bookap.by.ru

http://www.vusnet.ru/biblio/default.aspx

http://www.psyinst.ru/library.php

http://www.acmeology.ru/publications/magazine.htm#

http://psi.webzone.ru

http://www.voppsy.ru/news.htm

http://psychology.net.ru/

http://www.rl-online.ru/

 

Адаптация, адаптант (от лат. adaptatio - приспособление) - приспособление к окружающим условиям; молодой специалист в период привыкания к работе, приспособления к нормам коллектива, в который он попадает.

Акмеология (от греч. акmе — вершина, острие) — наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его духовной и социально-профессиональной зрелости при достижении наиболее высокого уровня развития.

Аттестация (от лат. attestatio — свидетельство) — процесс оценивания соответствия кого-либо или чего-либо некоторым критериям, степени наличия или отсутствия тех или иных признаков, в совокупности характеризующих качество объекта оценки. Различают следующие виды аттестации: аттестацию персонала, учащихся, студентов, слушателей; рабочих мест; продукции; товара; учебных заведений.

Биографические методы (от греч. bios — жизнь, grapho — пишу) — способы исследования жизненного пути человека. Помимо ретроспективного описания прошедших этапов жизни включают анализ предполагаемых в будущем событий.

Депривация — лишение возможности удовлетворения или недостаточное удовлетворение какой-либо психической потребности в течение достаточно длительного времени. Наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная и коммуникативная формы депривации.

Деформация личности профессиональная — изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности.

Идентичность — условие, при котором человек ощущает себя неизменным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных ситуациях.

Идеология - система определенных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности

Имидж (от англ. imadg — образ) — эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо, чего-либо, например, политического лидера, профессии, товара.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая личностно окрашенная система относительно однородных приемов, способов, методов, навыков выполнения той или иной деятельности.

Карьера — успешное продвижение работника в сферах общественной, служебной, профессиональной, научной деятельности и др.

Каузальность (от лат. causalis - причинный) - генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития.

Каузометрия (от лат. сausa — причина и греч. metreo — измеряю) — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Направлен на описание прошедших и предполагаемых этапов профессиональной биографии.

Квалификация (от лат. qualis - какой по качеству) - определение качества, оценка чего-либо; уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда; профессия, специальность.

Когорта (от лат. сohors — множество, подразделение) — группировка индивидов по признаку переживания одних и тех же событий в одни и те же периоды времени. Люди, входящие в когорту, характеризуются общими социально-психологическими качествами. Понятие «когорта» в профпсихологии используется при выявлении индикаторов профессиональных изменений разных возрастных групп.

Консалтинг психологический (от англ. consulting — консультирующий) — анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, управление конфликтами, оценка и отбор персонала, планирование карьеры, адаптация персонала.

Консультация психологическая — одна из форм оказания психологической помощи людям, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний и психических затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др.

Контент-анализ (от англ. соntents — содержание) — метод анализа и оценки информации (содержащейся в документах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации и замера частоты упоминания этих единиц в выборочной совокупности.

Лонгитюдное исследование, или лонгитюд (от англ. longitude — долгота)— многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития. В процессе лонгитюда фиксируются изменения и различия людей при относительном постоянстве внешних факторов. Лонгитюд позволяет определить профессиональные изменения в течение трудоспособного возраста человека.

Менеджер по работе с персоналом — специалист, занимающийся отбором, определением профпригодности и развитием персонала, оценкой его профессиональной эффективности и прогнозированием карьеры.

Метод профессиональной пробы — один из способов профессионального отбора, заключающийся в исследовании поведения испытуемого (например, абитуриента) в условиях искусственного включения его в предполагаемую будущую профессиональную деятельность.

Модель специалиста - построение обобщенного образа специалиста по конкретной профессии, включающего: 1) профессиограмму; 2) профессионально-должностные требования; 3) квалификационный профиль (требования по разрядам и категориям); 4) психограмму (которую обычно составляют психологи).

Непрерывное образование - образование, охватывающее всю жизнь человека, включающее в себя формальные (школа, институт и др.) и неформальные (значимые люди, образовательные курсы без сертификации и т.д.) виды образования, связь между изучаемыми предметами и различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни, способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов, акцент на самообразовании и т.п.

Онтогенез (от греч. on — род, падеж; ontos — сущее; genesis — рождение, происхождение) — психическое развитие индивида от рождения до конца жизни.

Оптация (от лат. optatio — желание, выбор) — принятие решения о выборе пути профессионального развития.

Персонал — личный состав или работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессиональным или служебным признакам. Различают технический, медицинский, педагогический, обслуживающий персонал и т.д.

Праксиметрические методы (от греч. praxis — действие) — эмпирические способы получения научных данных путем анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, циклография, профессиография, оценка изделий и выполненных работ и т.д.

Профессиограмма — характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Профессиограмма позволяет определить профессиональную пригодность человека.

Профессиология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, социологии и психологии, изучающая закономерности и тенденции профессионализации личности.

Профессиональная идентичность — профессиональный «Я-образ», включающий профессиональные стереотипы и уникальность собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я».

Профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе проф. пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональная миграция — смена вида профессиональной деятельности, места работы, специальности и профессии.

Профессиональная мобильность — готовность и способность работника к смене выполняемых производственных заданий, освоению новых специальностей или изменений в них, возникающих под влиянием технических и технологических преобразований.

Профессиональная ориентация - компонент общечеловеческой культуры, проявляющийся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, проведение комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональная ориентация — система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества.

Профессиональная пригодность — соответствие личностных характеристик обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью.

Профессиональная социализация — присвоение специалистом групповых норм, ценностей, правил профессионального поведения; идентификация себя с профессией.

Профессиональное образование - овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности; процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры.

Профессиональное самоопределение — активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения — осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий; самоанализ и самооценка.

Профессиональное самоопределение - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Профессиональное самосознание - одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии; выраженное П.С., окрашенное положительным эмоциональным отношением к делу, чувство гордости за свою сферу труда.

Профессиональный выбор - нахождение человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии.

Профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональный профиль — совокупность критериев оценки личности специалиста. Включает виды деятельности, профессионально важные качества, ключевые квалификации, социально-профессиональные роли и способы поведения.

Профессия — вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых в результате специального образования, подготовки и опыта работы. Название профессии определяется исходя из применяемых орудий труда (машинист, крановщик, токарь), предметов труда (машиностроитель, горняк), способа воздействия на предмет труда (сверловщик, штамповщик) или характера и содержания труда.

Психобиография (от греч. рsyche — душа и biographia — жизнеописание) — метод психологического анализа конкретных лиц. Первоначально использовался для анализа становления политических деятелей, в дальнейшем психобиография стала применяться для изучения деятелей науки и культуры, а также исследования индивидуальных профессиональных биографий людей.

Психограмма — часть профессиограммы, отражающая требования к личности специалиста, а также психофизиологические свойства, психологические качества и способности, обеспечивающие успешное овладение данной профессией.

Психометрия (от греч. metron — мера) — исследование количественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений.

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.[1] Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Реориентация — смена профессионального учебного заведения или профессии в связи с острой неудовлетворенностью выбором профессиональной деятельности или обнаружившейся профессиональной непригодностью.

Самоконтроль — процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений.

Самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Самоорганиза́ция — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Результат — появление единицы следующего качественного уровня.

Таксономия (от греч. taxis — расположение по порядку, nomos — закон) — классификация и систематизация предметов и явлений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.