Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Р, Р2 Рп




Ми. ми. ми (4.2)

Ми

Благо

Положение равновесия потребителя

Полезность

Взвешенная предельная

Долл.

Цена,

Полезность

Предельная

Блага

А

В

С

(MU)

(Р)

(MU/P)

Если мы разделим предельную полезность на цену, то обнаружим,

что взвешенные предельные полезности (MU/P) у этих продуктов

не равны. У блага А предельная полезность равна 10, у

блага В — 20, у С —15. Очевидно, что распределение наших денежных

средств не оптимально, так как благо В приносит нам наибольшую

полезность. Поэтому мы можем перераспределить наш бюджет

таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А —

меньше. В нашем случае следует отказаться от последнего экземпляра

блага А. Таким образом, мы сэкономим 10 долл. На них можно

купить две с половиной части блага В, что принесет нам удовлетворение

величиной в 200 долл. (от блага В) минус 100 долл. (от

уменьшения потребления благаА), итого — 100 долл. Такое перераспределение

приведет к тому, что предельная полезность блага

А будет повышаться, а предельная полезность блага В — понижаться.

Перераспределяя наш доход таким образом, мы постараемся

достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные

полезности будут равны, например, как в табл. 4—2. В этой точке

потребитель достигает положения равновесия.

124 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике

Таблица 4—2

(в кардиналистской теории)

А

В

С

Р

MU/P

Потребительский Потребительский выбор (consumer choice)

выбор это выбор, максимизирующий функцию полезности

рационального потребителя в условиях

ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда

денежный доход* потребителя распределяется таким образом, что

каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т.д.), затраченный

на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную

полезность. Правило максимизации полезности позволяет

сделать ряд выводов.

Действительно, если

MU, MIL MU

то и

MU, M U i _ Pi

MU, Р, MU Р

1 2 n n

и т. д.

Следовательно, соотношение между предельными \толезностя-

ми любых п благ равно соотношению их цен, то есть

MU,: MU2 MU Р: Р Р. (4.3)

Обозначим взвешенную предельную полезность через:

MU, MIL MU = К

где X — предельная полезность денег.

Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных

единиц при разных вариантах использования равны. В общем

виде можно записать так:

MU=PX. (4.4)

4.1. Потребительский выбор и его особенности 125

Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным

затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский

выбор не только предполагает сопоставление дополнительных

выгод (MB) и дополнительных затрат (МС), но и равенство

между ними: MB = МС.

„ R Наряду с общими принципами выбора рацио-

- нального потребителя существуют особеннос-

потреоительского r J J

сппоса ти' к о т о Р ы е определяются влиянием на него

р вкусов и предпочтений. Американский экономист

X. Лейбенстайн1 делит потребительский спрос на две большие

группы: функциональный и нефункциональный (см. рис. 4—4).

Функциональным ______спросом является такая часть спроса,

которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими

самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросом является такая часть спроса,

которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно

не связаны с присущими экономическому благу качествами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.