Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товар Гиффена




Н-

Благо

Нормальное

Эффект дохода и эффект замещения

О,

Р,

Р2 t

\

-—j-~«^jfo

! i

А

/ D

~Л а

Q2 Qr—Q,

Рис. 4—16. Парадокс Гиффена

Q

парадоксальное явление. Во время катастрофического неурожая картофеля,

который был основным продуктом питания ирландских бедняков,

спрос на него менялся необычным образом. Мы знаем (см.

гл. 3), что если цена на товар повышается с Р1 до Р, то количество

покупаемого блага должно сократиться с Ql до Q2 (рис. 4—16). Однако

в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на

него не упал, а возрос при цене Р2 с Qx до Q3. Это означает сдвиг

кривой спроса из положения D(в состояние D2. Если соединить

точки Nj, N2 и так далее, то в долговременном плане получится, что

спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении,

что и цена, т. е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный,

а положительный наклон.

Причину этих явлений нетрудно объяснить: во время неурожая

беднякам пришлось отказаться от ряда других, более высококачественных

товаров (мясо, масло, молоко и др.), цена на которые

выросла в еще большей степени, чем на картофель. Тем самым

низкокачественный товар вытеснил другие, высококачественные товары.

Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает

при их снижении, называется малоценным или низкокачественным

товаром (inferior good). Если для нормальных товаров эффект

дохода и эффект замещения (субституции) суммируются, то

для низкокачественных товаров они вычитаются (табл. 4—3).

Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете

потребителя скромное место, то положительный эффект замещения

перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае

снижения цен).

Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете

потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в. с

картофелем), то в случае снижения цены на него отрицательный

эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и

4.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития 137

Таблица 4—3

(субституции) при снижении цены Х(Р 1)

1. Нормальный

(стандартный)

товар

2. Низкокачественный

товар

3. Товар Гиффена

Эффект

замещения

Эффект

дохода

Общий эффект

Эффект замещения

Общий эффект

Эффект дохода

Эффект замещения

Эффект дохода

Общий эффект

7Y -*^-Х2 G

Эффект дохода

G2 GL X

Эффект замещения

Рис. 4— 17. Эффект дохода для товаров Гиффена

общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря

на снижение его цены (рис. 4—17). Рост дохода сопровождается

обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому, если

138 Глава 4 Поведение потребителя в рыночной экономике

снижается его цена, то и спрос на него падает. Следовательно, эффект

дохода имеет отрицательное значение. Поскольку отрицательный

эффект дохода XjX2 больше положительного эффекта замещения

ХХ2, то общим результатом будет сокращение спроса на

благо низшего порядка на величину XjX.

Товар Гиффена (Giffen good) — это товар, занимающий большое

место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который

при прочих равных условиях изменяется в том же направлении,

что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект

замещения.

Парадокс Гиффена наблюдался в России первой половины

90-х гг. В табл. 4—4 представлено потребление продуктов питания

населением России в 1980—1994 гг. Спад уровня потребления в

90-е гг. охватил практически все продукты, за исключением картофеля

(потребление которого выросло на 16%) и хлебобулочных изделий

(объем потребления которых остался практически на том же

уровне). По основным продуктам питания уровень потребления в

1994 г. был на 30—60% ниже, чем в 1990 г.

Таблица 4—4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.