Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К медицинским




Г.

Потребления

Отношение

Нормы

Медицинские

Страны

Зарубежные

Развитые

Продукты

И зарубежных стран на душу населения

Потребление продуктов питания населением России

в 1980—1994 гг„ кг

Хлеб и хлебобулочные

изделия

Сахар

Масло

растительное

Картофель

Овощи

Бахчевые

культуры

Фрукты и ягоды

Мясо и мясо-

продукция

Рыба

Молоко и моло-

копродукты

Итого.

Яйца, шт.

46,7

9,1

45,1

9,8

47,2

10,2

ПО

5,8

123,6

9,8

701,6

к 1990, %

18,8

ПО

ПО

959,8

120,5

36,5

13,1

96,7

140,3

80,3

80,3

18,3

359,9

959,7

нормам, %

Подсчитано по. ЭКО, 1995, № 7, с. 11.

Несмотря на то что цены на картофель росли быстрее общего

уровня потребительских цен, потребление его выросло, так как он

стал вытеснять более высококачественные продукты. Общее количество

продуктов составило 73% медицинских норм. Если же вы-

4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 139

честь картофель и хлебобулочные изделия, то потребление продуктов

питания на душу населения составит в России 468 кг, в

развитых странах — 788 кг и согласно существующим медицинским

нормам — 741 кг. Это означает, что потребление населения

России составит только 63% по отношению к медицинской норме (и

59% по отношению к развитым зарубежным странам)

Кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос

на товары качественные и некачественные, но и заставляют по-

новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости

благ.

4.3. Взаимодополняемость

и взаимозаменяемость товаров и услуг

Свойство товаров или услуг удовлетво-

Взаимодополняемость рятъ потребности (личные или производ-

л г ственные) лишь в комплексе друг с другом

называется взаимодополняемостью благ. Примером взаимодополняемых

потребительских благ могут служить автомобиль и

бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул.

Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага,

но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный

стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые

блага называются комплементарными товарами (complementary

good). Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой),

когда одному благу соответствует определенное количество

другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной,

например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой

взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия

с любой бюджетной прямой (рис. 4—18). Выбор потребителя

здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо

от цен на блага X и Y, о чем наглядно свидетельствуют

бюджетные линии HG и MN. Поэтому предельная норма замещения

равняется нулю. MRS = 0.

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость,

которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными

на рис. 4—19. В этом случае зоной взаимодополняемости служит

отрезок кривой от точки С до точки D. Снижение цен на один

из взаимодополняемыхтоваров, например на фотоаппараты, приводит

к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты

увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных

условиях повышает цену на нее. Это означаем, что снижение цен на

один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно

цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта

взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом

на другой существует обратная связь.

140 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике

М

Н

i \ \ \ \ \ \ \

С

*.. -^ \\ \ \ \ \ ч \ Lb

-4Ь

\ "-^

\ *^>.

U,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.