Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие методы исследования 6 страница




Реальная потребность в завозе материальных ресурсов со стороны - это разность между общей потребностью в определенном виде материала и суммой собственных внутренних источников ее покрытия.

В процессе анализа необходимо также проверить обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическое их выполнение.

Из табл. 15.1 видно, что план потребности в материале А не полностью обеспечен договорами на поставку и внутренними источниками покрытия.

Коэффициент обеспечения по плану:

Фактически же дело обстоит еще хуже, так как план поставки материала недовыполнен на 10 %:

Это означает, что только на 90 % удовлетворяется потребность в материале А.

Проверяется также качество полученных материалов от поставщиков, соответствие их стандартам, техническим условиям и условиям договора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам. Особое внимание уделяется проверке выполнения поставок материалов, выделенных предприятию по госзаказу, и кооперированных поставок.

Большое значение придается выполнению плана по срокам поставки материалов (ритмичности). Нарушение сроков поставки ведет к недовыполнению плана производства и реализации продукции. Для оценки ритмичности поставок используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, методика расчета которых приведена в параграфе 18.5.

Особое внимание уделяется состоянию складских запасов сырья и материалов. Различают запасы текущие, сезонные и страховые. Величина текущего запаса зависит от интервала поставки (в днях) и среднесуточного расхода i-го материала:

Зотек = Инт х Рсут

В процессе анализа проверяется соответствие фактического размера запасов важнейших видов сырья и материалов нормативным. С этой целью на основании данных о фактическом наличии материалов в натуре и среднесуточном их расходе рассчитывают фактическую обеспеченность материалами в днях и сравнивают ее с нормативной (табл. 15.2).

 

Изучают также состояние запасов сырья и материалов с целью выявления лишних и ненужных. Их можно установить по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Если по каким-либо материалам нет расхода на протяжении года и более, то их относят в группу неходовых и подсчитывают общую стоимость.

В заключение определяется прирост (уменьшение) объема производства продукции по каждому виду за счет изменения:

а) количества заготовленного сырья и материалов (3);

б) переходящих остатков сырья и материалов (Ост);

в) сверхплановых отходов из-за низкого качества сырья, замены материалов и других факторов (Отх);

г) удельного расхода сырья на единицу продукции (УР).

При этом используется следующая модель выпуска продукции:

Влияние этих факторов на выпуск продукции можно определить способом цепной подстановки или абсолютных разниц (табл. 15.3, 15.4).

Расчет влияния факторов способом цепной подстановки:

Общее изменение объема выпуска продукции:

в том числе за счет изменения:

массы заготовленного сырья

переходящих остатков сырья

 

отходов сырья

удельного расхода сырья

Таким образом, план по производству изделия С перевыполнен в основном из-за увеличения массы заготовленного сырья и более экономного его использования. В результате же сверхплановых отходов сырья выпуск продукции уменьшился на 466 туб.

По этой же модели можно рассчитать и резервы роста выпуска продукции за счет увеличения количества сырья, сокращения его отходов и расхода на единицу продукции.

Уменьшить расход сырья на производство единицы продукции можно путем упрощения конструкции изделий, совершенствования техники и технологии производства, заготовки более качественного сырья и уменьшения его потерь во время хранения и перевозки, недопущения брака, сокращения до минимума отходов, повышения квалификации работников и т.д.

3. Анализ использования материальных ресурсов

 

Система обобщающих и частных показателей, применяемых для оценки эффективности использования материальных ресурсов. Методика их расчета и анализа. Факторы изменения общей, частной и удельной материалоемкости продукции. Определение их влияния на материалоемкость и выпуск продукции.

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

К обобщающим показателям относятся прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.

Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

Материалоемкость продукции - отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции - показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции.

Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат определяется отношением индекса валовой или товарной продукции к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно.

4. Анализ прибыли на рубль материальных затрат

 

Факторы, определяющие прибыль на рубль материальных затрат. Методика расчета их влияния.

Одним из показателей эффективности использования материальных ресурсов является прибыль на рубль материальных затрат. Повышение его уровня положительно характеризует работу предприятия. В процессе анализа необходимо изучить динамику данного показателя, выполнение плана по его уровню, провести межхозяйственные сравнения и установить факторы изменения его величины. Для этого можно использовать следующую факторную модель:

где П/МЗ - прибыль на рубль материальных затрат; П/В -рентабельность продаж; В/ТП - удельный вес выручки в общем объеме выпуска товарной продукции (Дв); ТП/МЗ –материалоотдача; МЗ/ТП - материалоемкость; МЗ х Дв - материальные затраты в стоимости реализованной продукции.

Для расчета влияния данных факторов используем метод цепной подстановки и данные табл. 15.11.

 

Более детальный факторный анализ можно сделать на основании изучения факторов изменения прибыли и суммы материальных затрат, для чего можно использовать следующую модель:

По данным факторного анализа прибыли (табл.20.3) и материальных затрат (см. табл. 15.5) способом цепной подстановки произведем расчет влияния этих факторов на изменение прибыли в расчете на рубль материальных затрат:

 

Изменение прибыли на рубль материальных затрат за счет:

объема продаж 64,38-64,05 = +0,33 коп.;

структуры продукции 63,81-64,38 = -0,57 коп.;

цен реализации 75,45-63,81 =+11,64 коп.;

себестоимости продукции 63,44-75,45 = -12,01 коп.;

в том числе за счет изменения:

норм расхода материалов

цен на сырье и материалы

Полученные данные показывают, что прибыль на рубль материальных затрат увеличилась в основном из-за роста цен на продукцию предприятия, а также из-за увеличения объема производства продукции, так как при этом увеличиваются не все материальные затраты, а только переменные. За счет перерасхода материалов по сравнению с нормами и роста цен на них существенно увеличилась сумма материальных затрат и соответственно сумма прибыли, что вызвало значительное снижение прибыли на рубль материальных затрат. Зная причины изменения расхода материалов на единицу продукции и цен на сырье и материалы, можно углубить факторный анализ прибыли на рубль материальных затрат по следующей модели:

По результатам анализа следует разработать конкретные предложения, направленные на повышение эффективности использования материальных ресурсов на предприятии.

 

  1. Методология анализа объема продаж и производства продукции.

В процессе хозяйственной деятельности предприятие имеет доходы и производит расходы (затраты). В соответствии с нормативными актами, действующими в России (ПБУ9/99), под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода. происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитаю. не связанного с вкладами участников акционерного (складочного) капитала.
Доходы от обычных видов деятельности называются выручкой. Выручка состоит из следующих частей:
1) выручка от продаж — основная форма выручки для производственных предприятий — характеризует основную деятельность:
2) доходы от операционной деятельности, получаемые от совершения определенных хозяйственных операций, например сдача имущества в аренду, продажа имущества, участие в совместной деятельности. предоставление займов и др.;
3) доходы от внереализационной деятельности, т.е. в результате определенных фактов хозяйственной жизни, как правило, не зависяших от предприятия. — курсовые разницы, безвозмездное получение активов, списание задолженности и т.д.
В отличие от выручки от продаж другие доходы называют прочими доходами — доходы от операционной деятельности, от внереализационной деятельности и доходы от чрезвычайных событий, не входящие в понятие выручки.
Таким образом, выручка, или доходы от продаж, есть результат основной деятельности предприятия и является основным показателем объемахозяйственной деятельности. Объем продаж является базовым показателем бюджетирования, т.е. сметного планирования на предприятии. Сметаобъема продаж продукции (товаров, работ и услуг) определяется методами маркетингового анализа (объектами которого являются сам товар, рынок, т.е. потребители товара, и конкуренция), в результате которого выясняется, сколько товаров может продать производитель. При маркетинговом анализе используются различные методы:
- эвристические, т.е. опросы специалистов и математическая обработка результатов такого опроса:
- трендовые, т.е. определение основной тенденции развития продаж товара за предыдущий период и прогнозирование на этой основе продажтовара на перспективу;
- статистического факторного анализа, при котором на значительной экспериментальной базе информации строится зависимость продаж товара от основных факторов, определяющих эту продажу, — коэффициенты парной и множественной корреляции:
- и другие методы, описанные в учебниках и монографиях по маркетингу.
Иллюстрация сметы продаж дана в табл. 7.4 на примере предприятия «Альфа*.
На основе сметы продаж определяют смету производства товаров в натуральном выражении с учетом остатков товаров на начало и коней года (периода). Такая смета проиллюстрирована в табл. 7.5 (на примере предприятия «Альфа»).


Принципиальная схема формирования и анализа стоимостных показателей продукции на примере промышленных предприятий приведена на рис. Статистика различает объем произведенной продукции и объем продаж (реализованной продукции). Стоимость произведенной продукции может выступать в двух видах: валовая и товарная продукция. Валовая продукция включает:
1) готовые изделия (продукты), выработанные за отчетный период всеми подразделениями юридического лица (как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика), предназначенные для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав собственных основных средств, а также выдачи своим работникам в счет оплаты труда:
2) полуфабрикаты своей выработки, отпущенные за отчетный период на сторону, своему капитальному' строительству и своим непромышленным подразделениям, независимо от того, выработаны они в отчетном периоде или ранее:
3) работы (услуги) промышленного характера, выполненные по заказам со стороны, дпя своего капитального строительства и своих непромышленных подразделений, а также работы по модернизации и реконструкции собственного оборудования:
4) работы по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено.
Объем произведенной продукции юридического лица определяется без стоимости так называемого внутризаводского оборота. Внутризаводским оборотом считается стоимость той части выработанных предприятием готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется предприятием на собственные производственные.
Изделии (продукция) считаются готовыми, если в соответствии с установленной технологией их производство на данном предприятии полностью завершено, они полностью укомплектованы, приняты службой технического контроля изготовителя и снабжены документом, удостоверяют нм их качество и подтверждающим их соответствие обязательным требованиям, установленным в стандартах, технических условиях, технической документации и договорах на поставку. Изделия, выработанные из сырья и материалов заказчика, не оплачиваемых производителем готовой продукции, вобьем продукции в фактических отпускных ценах производителя включаются с исключением стоимости этого сырья и материалов.
Под продукцией с длительным циклом производства понимается продукция, по которой расчеты с заказчиком ведутся по отдельным платежным этапам. Товарная продукция, в отличие от валовой, не включает незавершенное производство. На тех предприятиях, где имеет место производство продукции с длительным (более I года) производственным циклом, а значит, колебания незавершенного производства значительны, о произведенной продукции судят по валовой продукции. На предприятиях, где длительность производственного цикла менее 1 года, а значит, остатки незавершенного производства не подвержены значительным колебаниям, о произведенной продукции судят по товарной продукции, т.е. по стоимости товаров, работ и услуг, предназначенных к продаже.
Стоимость реализованной продукции (продаж) также может учитываться в двух вариантах в зависимости от учетной политики предприятия: I) как правило, по отгруженной продукции: 2) а в некоторых случаях по оплаченной продукции.
Объем отгруженной продукции представляет собой стоимость продукции собственного производства, фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде потребителю, выполненных работ и услуг, принятых заказчиком, независимо от того, поступили деньги на счет производителя или нет.
Самым обобщающим показателем объема продукции в рыночной экономике является объем продаж, т.е. объем отгруженной продукции или оплаченной отгруженной продукции. Так называемый товарный баланс покажет факторы, определяющие этот обобщающий показатель:

Продукция создается тремя производственными факторами: средствами труда, предметами труда и живым трудом, каждый из которых характеризуется показателями экстенсивности и интенсивности. Отсюда формула продажи продукции (будем обозначать ее для краткости N):

Алгоритм факторного анализа продукции строится по следующим этапам.
1 й этап. Определяется лимитирующий из трех производственных факторов, для чего рассчитывают макспм&тьно возможный объем продукции по каждому фактору при полном обеспечении всеми другими факторами. Прежде всего принято рассчитывать производственную мощность предприятия, т.е. максиматьно возможны!! объем продукции, исходя из наличных основных производственных средств и их возможной отдачи при полном обеспечении материальными и трудовыми ресурсами. Пусть для нашего примера производственная мощность 1000 единиц изделий. Далее рассчитывают материальный потенциал, т.е. сколько продукции можно произвести из имеющихся материальных ресурсов, и их матерналоотдачу (при данном технико-организационном уровне и других условиях производства) в условиях, когда производство полностью обеспечено основными производственнымп средствами и необходимыми трудовыми ресурсами с учетом не только количества, но и качества персонала. Пусть расчет показал, что материальный потенциал предприятия составил 800 единиц изделий. Далее приступают к расчету трудового потенциала, т.е. максимально возможного объема продукции при наличном персонале предприятия и научно обоснованной производительности труда (опять-таки обоснование но достигнутому технико-организационному уровню и другим условиям производства). Пусть трудовой потенциал предприятия составил 900 единиц изделий.
Отсюда вывод: лимитирующим фактором объема продаж являются наличные материальные ресурсы. Объем продаж составит 800 единиц изделий,производственная мощность будет использована на 80% (800: 1000 - 100%), а трудовой потенциал — на 89% (800: 900 - 100%). Из-за недостаточного наличия материальных ресурсов и их недостаточной материалоотдачи будут потери в использовании основных производственных средств (падаетфондоотдача) н использовании труда (падает производительность труда). Рациональное планирование должно предусматривать формирование Производственных ресурсов на одном уровне с продажей продукции, т.е. равенство потенциалов по каждому ресурсу.
2 й этап. По каждому производственному ресурсу определяют показатели экстенсивности и интенсивности. Такие показатели для сквозного примера, принятого в данной книге, представлены в табл. Обобщим их в следующей формуле для первого года:

что означает в цифрах:
79700 = 74350 1.072 = 50228 1.587 = 381 218 874 (или 119007,026).
Аналогичное равенство можно представить и для второго года: 83610 = 78 581 - 1,064 = 52428 1.595 = 382 218874 (или 11 900 7,026).
3 й этап. На этом этапе определяют приращения экстенсивных и интенсивных показателей но каждому производственному фактору. Так, для материального фактора прирашение экстенсивности 42200 тыс. руб.. а прирашение интенсивности +0,008 руб.
4 й этап. Одним из методов факторного анализа определяют влияние экстенсивности и интенсивности на прирашение продукции. (Такой расчет по материальному фактору представлен в п. 7.3.)
Важную роль в анализе объема продаж н производства продукции играют измерители продукции. Для управленческого анализа используются натуральные и условно-натуральные измерители, а также трудовые и различные стоимостные измерители. Использование натуральных измерителей, как правило, ограничено условиями моно номенклатурного производства, когда используются трудовые и стоимостные измерители (цены).
Объем выполненных на предприятии работ определяют их трудоемкостью, т.е. количеством затраченного труда (совокупного или, чаше, нормочасамп).
Для различных целей используются следующие стоимостные измерители:
- бруттовыручка (валовая выручка) выражается стоимостью продукции в отпускных ценах предприятия с НДС. акцизами и другими косвенными налогами;
- неттовыручка выражается стоимостью продукции в отпускных ценах предприятия без косвенных налогов. Это основная цена предприятия, в которой производятся практически все расчеты при планировании, учете и анализе хозяйственной деятельности. Элементами этой цены являются: А + М + U + Р, где А — амортизация: M — материатьные затраты: U — оплата труда с начислениями; Р — прибыль. Рассчитывают фактическую, плановую и фиксированную (сопоставимую) цену, необходимую для расчета динамики продукции;
- сопоставимая себестоимость используется для оценки динамики продукции и выявления влияния структурных сдвигов в составе продукции по рентабельности отдельных изделий. Она включает элементы: A+M+U. Отсюда ясно, что динамика продукции в отпускных ценах 105% по сравнению с динамикой продукции в оценке по сопоставимой себестоимости 103% говорит о структурных сдвигах в составе продукции в сторону повышения удельного веса более рентабельных изделий:
- нормативно-чистая продукция. Элементами этого измерителя являются: U + Р. Величина норматива чистой продукции по изделиям определяется путем исключения из отпускной цены предприятия материальных затрат (включая амортизационные отчисления), учтенных в калькуляции, принятой при утверждении этой цены. Норматив может быть рассчитан также суммированием содержащихся в полной себестоимости изделий затрат на заработную плату с начислениями и прибыли. Расхождение показателей выполнения плана по объему нормативно-чистой продукции и продукции в отпускных ценах предприятия обусловлено снижением или повышением материалоемкости фактически выпушенной продукции.
Надо уметь пользоваться всеми измерителями, позволяющими выявить влияние различных факторов на результаты производственной деятельности. С помощью разных измерителей (нормо часов. нормативной заработной платы, нормативной стоимости обработки и др.) определяют трудоемкость продукции, что во многих случаях лучше характеризует действительный объем выполненных работ, чем полные стоимостные показатели.
Нормативные трудовые единицы измерения привлекаются для анализа выполнения плана по объему производства главным образом в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства невозможно использовать натуральные единицы измерения.
Применение показателей трудоемкости продукции для оценки результатов производственной деятельности позволяет уточнить эти результаты, выявить влияние побочных факторов на показатели объема продукции. Вместе с тем измерение продукции в единицах трудоемкости имеет и недостатки, связанные с содержанием самих измерителей. Поэтому при анализе хозяйственной деятельности использование единиц трудоемкости имеет вспомогательное значение наряду с использованием основной денежной оценки.
При анализе структуры продукции необходимо обеспечить группировку изделий по отраслевым сегментам, на соответствующую и не соответствующую профилю данного предприятии, на основную продукцию и продукцию культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. сравнимую и несравнимую (новую) продукцию и др. Сдвиги в структуре продукции оказывают влияние на динамику обобщающих показателей хозяйственной деятельности: выпуска и реализации продукции, производительности труда, себестоимости и прибыли.
Структурные сдвиги, вытекающие из потребностей покупателей и заказчиков, обоснованные техническим прогрессом и экономическими расчетами, получают положительную оценку. Изменения в составе продукции, связанные с неорганизованностью в работе, недостатками снабжения и оперативного планирования н управления, получают отрицательную оценку.
Важным направлением повышения эффективности производства является улучшение качества продукции. Влияние этого фактора на общий объем производства определяется, как правило, прямым счетом на основе разницы в цене изделий повышенного качества по сравнению с ценой изделий более низкого качества. Если продукция подразделяется по сортам или имеются какиелибо другие градации по качеству и, соответственно, по цене, то влияние изменения качества на объем продукции определяется с помощью средней взвешенной иены. Объем продаж продукции зависит от многих факторов, но, с другой стороны, он сам является фактором еще более обобщающих показателей — величины прибыли от продаж и капиталоотдачи (или коэффициента деловой активности).

 

  1. Методология анализа себестоимости продукции.

 

1. Задачи анализа себестоимости продукции

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Себестоимость продукции – это сумма выраженных в денежном выражении затрат, связанных с производством и реализацией определенного объема и состава продукции.

Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. Если себестоимость за отчетный период повысилась, то при прочих равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет данного фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.

Себестоимость является одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления. Анализ, являясь одной из основных функций управления, входит в компетенцию руководителя. Поэтому определенная недооценка его со стороны руководства приводит к снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом.

В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:

· установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

· определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним; величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

· анализ себестоимости отдельных видов продукции;

· выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;

· объективная оценка выполнения плана по себестоимости и его изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;

· обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

· содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.

Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

 

5.2. Анализ себестоимости товарной продукции

Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровня показателей прибыли и рентабельности, достигнутого на предприятии.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

· полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

· затраты на рубль товарной продукции;

· себестоимость сравнимой товарной продукции;

· себестоимость отдельных изделий;

· отдельные элементы затрат и статьи расходов.

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.