Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые ресурсы регионов, методы формирования доходной части и регулирования расходов бюджетов регионов




(финансовые ресурсы любого региона характеризуют степень развития его экономического потенциала (по доходам) и потребности социальной сферы и её дотационных отраслей (по расходам); законодательной базой формирования финансов региона служат Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ежегодно принимаемые в форме федерального закона «Федеральный бюджет на год», региональных законов «Бюджет региона (области, края, республики, автономного округа, автономной области)»).

Состояние финансовых ресурсов региона - один из основных индикаторов стабильного социально-экономического положения и позитивной динамики раз­вития региона и входящих в его состав муниципальных образований. Финансовые ресурсы любого региона характеризуют степень развития его экономического потенциала (по доходам) и потребности социальной сферы и её дотационных от­раслей (по расходам). Законодательной базой формирования финансов региона служат Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ежегодно прини­маемые в форме федерального закона «Федеральный бюджет на год», регио­нальных законов «Бюджет региона (области, края, республики, автономного окру­га, автономной области)».

Годовой бюджет региона связан многими параметрами с федеральным бюд­жетом, а также с бюджетами муниципальных образований, для которых региональный бюджет выполняет ту же поддерживающую роль, что и федеральный бюджет по отношению к региональным. В совокупности финансо­вые взаимосвязи между бюджетами разных уровней получили название межбюд­жетных отношений. Приведём основополагающие принципы бюджетной системы РФ, распро­страняемые на бюджеты всех уровней:

1) единства бюджетной системы Российской Федерации;

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3) самостоятельности бюджетов;

4) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, государственных вне­бюджетных фондов;

5) сбалансированности бюджета;

6) эффективности и экономности использования бюджетных средств;

7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

8) гласности;

9) достоверности бюджета;

10) адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

Каждый бюджет состоит из доходной и расходной частей, которые должны быть сбалансированы между собой. Превышение доходов над расходами бюджета получило название «профицит бюджета» и служит источником для формирования резервных, компенсационных, стабилизационных фондов, а также расчётов по имеющимся внешним и внутренним долгам. Если расходная часть бюджета пре­вышает доходную, то это приводит к дефициту бюджета, вызывает необходи­мость поиска источников его покрытия, в том числе за счёт внешних заимствова­ний.

Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых видов дохо­дов, а также за счёт безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относят­ся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (арендная плата, продажа имущества, его передача в доверительное управление, прибыль, остающаяся после уплаты всех налогов и выплаты дивидендов);

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, нахо­дящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной вла­сти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфиска­ции, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинён­ного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принуди­тельного изъятия;

4) доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уров­ней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов (дотации, субвенции, субсидии);

5) иные неналоговые доходы.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы нало­говые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоги делятся на три группы: фе­деральные (обязательные к уплате на всей территории РФ), региональные (уста­навливаемые законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях со­ответствующих субъектов РФ); местные (устанавливаются нормативными право­выми актами муниципалитетов и обязательные к уплате на территориях соответ­ствующих муниципальных образований). Виды налогов всех групп устанавлива­ются Налоговым кодексом.


18. Межбюджетные отношения на современном этапе: их особенности

(годовой бюджет региона связан многими параметрами с федеральным бюджетом (запланированными в нём дифференцированными по регионам трансфертами, субсидиями, дотациями, субвенциями, отчислениями из различных федеральных фондов и др.), а также с бюджетами муниципальных образований, для которых региональный бюджет выполняет ту же поддерживающую роль, что и федеральный бюджет по отношению к региональным).

В совокупности финансо­вые взаимосвязи между бюджетами разных уровней получили название межбюд­жетных отношений.

Межбюджетные отношения, обоснованно выстроенные, компенсируют дефицитность бюджетов многих муниципальных образований, иногда с введением режима аудиторских проверок их деятельности со стороны региональных органов власти и «губернаторского управления».

Бюджетный федерализм – это способ устройства бюджетной системы страны, где каждый уровень гос-ой власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах бюджетных полномочий. Инструментами реализации бюджетного федерализма выступают: трансферты, субвенции, дотации.

Трансферты – это передача права владения государственными ценными бумагами.

Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обяза­тельных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. На территории региона размещаются бюджетные организации разных уровней иерархии управления (например, вузы делятся на категории федерального, отрас­левого либо регионального подчинения и финансируются из соответствующих бюджетов; школы, колледжи и медицинские учреждения относятся к категории регионального либо муниципального уровня, чем определяется их бюджетное со­держание).

Существуют два вида субсидий: долевые и недолевые, которые могут быть целевыми и нецелевыми.

1. Целевые субсидии. Они могут называться субсидиями специального назначения, или категориальными субсидиями. Федеральное/региональное правительство определяет те цели, на которые ОМС могут использовать данные средства. Подобные субсидии часто используются для решения проблем, имеющих чрезвычайно важное значение на уровне федерального/регионального правительства, но не воспринимаемые таковыми органами местного самоуправления. В структуре целевых субсидий выделяют несколько видов: - сопоставительные субсидии открытого типа. Подразумевается, что должны расходовать на определенные цели конкретную сумму денег при получении средств "сверху". Например, если местные органы власти потратили рубль на образование, то федеральное/региональное правительство также обязано вложить этот рубль. Согласно сопоставительным субсидиям открытого типа стоимость для провайдера субсидий полностью зависит от поведения получателя. - сопоставительные субсидии закрытого типа. Для установления предела стоимости, покрываемой федеральным/региональным правительством, это правительство может определить максимальную сумму, которую будет вкладывать. Данный механизм очень эффективен там, где основная проблема сводится к контролю бюджета; - несопоставительные субсидии — в данном случае федеральное/региональное правительство предлагает фиксированную денежную сумму с оговоркой, что она будет потрачена на указанное общественное благо.

2. Нецелевые субсидии. Такие субсидии не накладывают никаких ограничений на использование денежных средств. Они представляют собой единовременно выплачиваемые субсидии для получающего органа. Данные средства могут быть использованы для выравнивания налоговых возможностей среди различных органов местного самоуправления для обеспечения минимального (или разумного) уровня общественных услуг.

В законодательстве РФ используются другие термины: дотации — средства безвозмездной бюджетной поддержки региона, обусловленной объективными неблагоприятными факторами. Временными или постоянными; субвенции денежные средства, предоставляемые федеральным бюджетом или бюджетами регионов в пользу других регионов на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Трансферты, субвенции, дотации и другие виды бюджетного финансирования призваны создать финансовую базу, гарантирующую достижение и поддержание достойного уровня удовлетворения социальных запросов населения региона.

Важной стороной межбюджетных отношений определена оптимизация мно­гоуровневой бюджетной системы, которая объединяет федеральный бюджет бюджеты 89 субъектов Федерации и местные бюджеты (городские, сельские, рай­онные и т. п.). Основополагающий принцип бюджетного федерализма состоит в том, что каждый субъект располагает собственным бюджетом и действует в пре делах закреплённых за ним бюджетных полномочий в строгом соответствии с фе­деральным и региональным законодательством.

В «Концепции» закреплены основные принципы межбюджетных отношений:

- во-первых, сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;

- во-вторых, самостоятельность бюджетов разных уровней;

- в-третьих, законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и муниципальных образований;

- в-четвёртых, объективно обусловленное и транспарентное (прозрачное) пере­распределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджет­ной обеспеченности регионов и муниципальных образований; единство бюджет­ной системы.

Соблюдение этих принципов на практике будет способствовать устранению имеющихся недостатков финансовой системы РФ и регионов, повышению её эф­фективности.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.