Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические подходы к формированию структур жизнеобеспечения населения и социальному развитию регионов




(в основе существования и развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда, потребности и интересы людей; важнейшим направлением улучшения управления социальными процессами, осуществления социальных реформ является построение системы государственных минимальных социальных стандартов).

Наряду с понятием «социальная сфера» часто используется понятие «соци­альная инфраструктура», т. е. область исследований и практической деятельности, которая связана со сферами жизни населения, обеспечивающими соответствую­щий уровень благосостояния, услуг, качества жизни вне непосредственной сферы материального производства. Социальная инфраструктура - это комплекс пред­приятий, сооружений и учреждений, обеспечивающих на определённой территории необходимые материальные и культурно-бытовые условия жизни населения, т. е. жилой фонд, учреждения науки и искусства, общего и профессионального образо­вания, здравоохранения и социального обеспечения, предприятия торговли и ком­мунального хозяйства, сооружения спортивно-оздоровительного назначения, пас­сажирский транспорт.

К важным категориям социальной сферы относят «потребление», «потребно­сти», «услуги» и такие их аспекты, как ресурсы потребления, использование потре­бительских ресурсов, конечные результаты процесса потребления, эффективность потребления. Услуга - это полезное действие, по­лезный эффект, который создается в процессе целесообразной деятельности, на­правленной на удовлетворение определенных потребностей людей.

В основе существования и развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда, потребности и интересы людей. Важнейшим направлением улучшения управления социальными процессами, осуществления социальных реформ является построение системы государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС). Система ГМСС призвана содейст­вовать развитию федерализма, регионального управления и местного самоуправле­ния, совершенствования межбюджетных отношений и объективного обеспечения государственной поддержки местных бюджетов.

Под ГМСС понимается установленный законом РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах, т. е. ГМСС - это социальные стандарты федерального уровня. ГМСС устанавливаются: - для обеспечения удовлетворения важнейших потребностей человека в основ­ных материальных благах и социальных услугах; - укрепления единого социального пространства Федерации и относительного выравнивания уровня социального развития на территории ее субъектов; - нормативного обеспечения формирования и использования бюджетных и вне­бюджетных средств на социальные нужды; - совершенствования межбюджетных отношений и государственной поддержки местных бюджетов в части обеспечения социального развития; - концентрации ресурсов для реализации приоритетных направлений государст­венной социальной политики; - оценки уровня социального развития на территории РФ при разработке и реа­лизации социальной политики, экономических и социальных программ.

Территориальную дифференциацию ГМСС и нормативов их финансового обеспечения целесообразно проводить с выделением групп однородных по соци­ально-экономическому положению и природно-географическим условиям регио­нов.

К основным типам ГМСС относят:

- минимальные доходы в виде минимальной оплаты труда и др.;

- минимальные размеры массовых социальных пособий и выплат;

- номенклатуру, перечни и наборы бесплатных и частично платных услуг, ока­зываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы РФ;

- перечни контингентов населения, имеющих право на оказание социальной по­мощи;

- стандарты содержания и технологий предоставления социальных услуг;

- нормы обеспечения населения социальными услугами;

- нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.

В систему ГМСС включаются стандарты медицинских технологий, устанавли­вающих гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, требований к результатам, качеству лечения и профилактики заболева­ний, травм, состояний. На основе ГМСС и федеральных социальных норм и норма­тивов субъекты РФ должны разрабатывать и законодательно устанавливать регио­нальные социальные нормы и нормативы, которые учитывали бы территориальные особенности и финансовые возможности.

Методологическая ценность эффективной государственной и региональной со­циальной политики заключается в том, что она охватывает в узком плане социально уязвимые слои населения (социальная защита и адресная социальная помощь), а в широком плане затрагивает жизнедеятельность всего населения, включая обеспе­ченность людей товарами, жильём, услугами социальной инфраструктуры, рабочи­ми местами, необходимыми денежными доходами, благоприятными экономически­ми условиями. Не случайно в «Основных положениях региональной политики РФ» определены важнейшие задачи региональной социальной политики. Их общая направленность - повышение уровня жизни населения, его благосостояния.

Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных и духовных потреб­ностей людей. Показатели, характеризующие и обусловливающие уровень жизни населения, объединяются в шесть групп.

1. Для оценки производства - показатели национального дохода страны, валового внутреннего продукта, их использование.

2. Для обобщения оценки потребностей - показатели доходов и расходов населе­ния, состава и объема «продовольственной корзины».

3. Для оценки уровня потребления - показатели потребления населением матери­альных благ и услуг, в том числе обеспеченности жильем.

4. Для оценки культурно-бытовых условий жизни — показатели образования и культуры.

5. Для оценки социальных условий жизни - показатели занятости и бюджета вре­мени населения.

6. Для оценки демографических последствий роста уровня жизни - показатели численности, состава и воспроизводства населения (рождаемость, убыль, продолжи­тельность жизни).

Эти показатели в известной степени соответству­ют международным параметрам. По рекомендации ООН, уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятости, образования, обеспеченности жильем, социального обеспечения. Специалисты ООН, разработавшие «Программу развития ООН» (ПРООН), предложили обобщающий индикатор уровня жизни, который ис­числяется как средняя из трех величин: валового внутреннего продукта на душу на­селения с учетом порога бедности, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения 25-ти лет и старше. Эти показатели соотносятся с наивыс­шими в мире показателями.

В 90-е гг. ООН стала исчислять «совокупный индекс развития человеческого по­тенциала». В нем учитываются по странам предполагаемая при рождении продолжи­тельность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах).

Новая социальная стратегия и сложившаяся политическая ситуация в регионах требуют оптимально разделить ответственность за состояние социальной сферы ме­жду федеральными и региональными властями, повышения роли государства в со­циальном процессе, упрочения федеративных отношений, укрепления единого соци­ального пространства и централизованного контроля за ним. Освобождение феде­рального центра от выполнения определённых социальных функций на местах не означает отмены государственных социальных гарантий.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.